ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-722/20 от 22.10.2020 Тейковского районного суда (Ивановская область)

Дело №2а-722/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гаврилов Посад 22 октября 2020 года

Тейковский районный суд Ивановской области

в составе: председательствующего судьи Малышевой Т.В.,

при секретаре Ариповой Т.Б.,

с участием представителей административных ответчиков администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области – Жукова А.В., администрации Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района – Кузнецова С.Ю.,

представителя административного ответчика АО «Ресурсоснабжающая организация» Аскярова В.А.,

представителей административного ответчика ООО «Центр по расчетам за услуги ЖКХ Ивановской области» Веселова С.Ю., Куликова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Ивановской области в г.Тейково, Тейковском, Гаврилово-Посадском, Ильинском и Комсомольском районах в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области, администрации Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области, акционерному обществу «Ресурсоснабжающая организация», обществу с ограниченной ответственностью «Центр по расчетам за услуги ЖКХ Ивановской области» о признании незаконными действий (бездействия) административных ответчиков по предоставлению услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, не соответствующих требованиям действующего законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Ивановской области в г.Тейково, Тейковском, Гаврилово-Посадском, Ильинском и Комсомольском районах (далее Роспотребнадзор) обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области, администрации Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области, АО «Ресурсоснабжающая организация» (АО РСО) о признании незаконными действий административных ответчиков по предоставлению услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, не соответствующих требованиям действующего законодательства, а именно, просит признать незаконными действия административных ответчиков по оказанию услуг водоснабжения населению с.Липовая Роща Гаврилово-Посадского района несоответствующего качества по гигиеническим нормативам; обязать административных ответчиков привести качество воды хозяйственно-питьевого водопровода с.Липовая Роща Гаврилово-Посадского района, используемого жителями с. Липовая Роща для хозяйственно-питьевых целей, в соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»; обязать АО «Ресурсоснабжающая организация» осуществлять производственный контроль за качеством воды водоисточников и разводящей водопроводной сети в соответствии с требованиями ст. 32 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», ст. 25 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», разработанной
АО «Ресурсоснабжающая организация» программой производственного контроля на 2020-2024 годы.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что по предписанию Территориального отдела Управления Роспотребнадзора № 49 от 28 июля 2020 года специалистами филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Ивановской области в г. Кохме, Ивановском и Лежневском районах» 29 июля 2020 года отобраны пробы воды из разводящей водопроводной сети хозяйственно-питьевого водопровода с. Липовая Роща Гаврилово-Посадского района, находящегося на балансе АО «Ресурсоснабжающая организация».

Пробы воды для лабораторного исследования отобраны в котельной АО «Ресурсоснабжающая организация» с. Липовая Роща, <адрес>, жилых домах, расположенных по адресам: с.Липовая Роща, <адрес>.

По результатам проведенных лабораторных исследований качество воды разводящей водопроводной сети хозяйственно-питьевого водопровода с.Липовая Роща не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по санитарно-химическим и органолептическим показателям: запаху при 20 и 60 градусах Цельсия, цветности, мутности, содержанию железа, что подтверждается протоколами лабораторных исследований № 2299, 2300, 2301, 2302 от 4 августа 2020 года, экспертными заключениями №№ 396/ПР, 395/ПР, 394/ПР, 397/ПР от 4 августа 2020 года, выполненных аккредитованным испытательным лабораторным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Ивановской области в г. Кохме, Ивановском и Лежневском районах».

Гарантирующая организация АО «Ресурсоснабжающая организация» осуществляет подачу воды в разводящую сеть хозяйственно-питьевого водопровода с.Липовая Роща не соответствующего качества, которая используется населением с. Липовая Роща для хозяйственно-питьевых целей, тем самым нарушает права потребителей на благоприятную среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на здоровье человека при выполнении работ и оказании услуг.

Органы местного самоуправления, владея информацией о несоответствующем качестве воды, подаваемой населению с.Липовая Роща, бездействуют, уклоняются от соблюдения действующего законодательства.

24 сентября 2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Центр по расчетам за услуги ЖКХ Ивановской области».

В судебном заседании представитель Роспотребнадзора Матвеева Н.Л. заявленные требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что сам факт несоответствия питьевой воды требованиям СанПиН свидетельствует о том, что она не соответствует показателям качества воды, поэтому просит признать незаконными действия административных ответчиков по оказанию услуг водоснабжения населению с. Липовая Роща Гаврилово-Посадского района несоответствующего качества по гигиеническим нормативам и обязать административных ответчиков привести качество воды хозяйственно-питьевого водопровода с. Липовая Роща Гаврилово-Посадского района Ивановской области, используемого жителями с. Липовая Роща для хозяйственно-питьевых целей, в соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Представитель административного ответчика – АО «РСО» Аскяров В.А. предъявленные к предприятию требования признал частично, пояснив, что водоснабжение населения многоквартирных домов с.Липовая Роща Гаврилово-Посадского района осуществляется из скважин в с.Доутрово Гаврилово-Посадского района, из-за особенностей рельефа местности в воде всегда превышено содержание железа. Во время ремонтных работ вследствие различных аварий на внутренних сетях вода не соответствует по мутности, цветности, запаху установленным нормам, население предупреждается о необходимости кипячения воды перед употреблением. Проводимые в рамках производственного контроля исследования проб воды показывают нормальное содержание железа в воде. Из-за отсутствия финансирования предприятие не имеет возможности обеспечить надлежащее качество воды, нужна поддержка со стороны органов местного самоуправления. Кроме того, обязанность обеспечивать качественное водоснабжение в квартирах жителей лежит на ООО «Центр по расчетам за услуги ЖКХ Ивановской области» как на управляющей организации.

Представитель административного ответчика – администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Жуков А.В. заявленные требования не признал, указав на то, что какого-либо бездействия со стороны администрации муниципального района по данному вопросу не имеется, поскольку вопросы водообеспечения с. Липовая Роща должны решаться АО «Ресурсоснабжающая организация» и администрацией Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района. Выделение денежных средств администрацией района на указанные цели будет являться нецелевым расходованием.

Представитель административного ответчика – администрации Петровского городского поселения Кузнецов С.Ю. заявленные требования не признал и пояснил, что администрация непосредственно не занимается обеспечением населения водой, а обладает только властными полномочиями. В рамках своей компетенции администрация издала постановление «Об утверждении технического задания для АО «Ресурсоснабжающая организация» на разработку инвестиционной программы «Приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на территории Петровского городского поселения на 2020-2024 годы». Обязанность обеспечивать качественное водоснабжение лежит целиком на АО «Ресурсоснабжающая организация».

Представитель административного ответчика – ООО «Центр по расчетам за услуги ЖКХ» Куликов С.А. заявленные требования не признал, пояснил, что управляющая организация не занимается поставкой воды населению и не может обеспечить качество воды в квартире лучше, чем оно есть до границы балансовой принадлежности.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, заслушав в качестве специалиста ФИО1, исследовав представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Пунктом 1 статьи Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-I «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) установлено, что федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст. Закона «О защите прав потребителей» орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют организации право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если она полагает, что нарушены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на нее незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ( Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №322).

Пунктом 74 Административного регламента исполнения Роспотребнадзором государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 16 июля 2012 года №764, предусмотрено, что Роспотребнадзор, его территориальные органы обращаются в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей в связи с выявленными в результате проверки нарушениями прав потребителей в соответствии с порядком, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Из изложенного выше следует, что Роспотребнадзор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц в связи с выявленными нарушениями прав потребителей и в данном случае в порядке административного судопроизводства в соответствии со ст.218 КАС РФ.

Согласно ст. 11 Федерального закона №52 от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению, осуществлять производственный контроль, осуществлять иные мероприятия направленные на предоставление оказываемой услуги населению надлежащего качества.

В соответствии с п. 1 ст. 19 указанного Федерального закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

В п. 2 данной статьи указано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Аналогичные обязанности возлагаются на организацию, оказывающую услуги по водоснабжению и Федеральным законом от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

В соответствии с п. 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Согласно пункту 3.3, 3.4, 3.5 указанного СанПиН безвредность питьевой воды по химическому, микробиологическому, органолептическому составу определяется ее соответствием нормативам. В таблицах СанПиН указаны предельно допустимые величины вредных веществ и иные нормативные показатели, превышение которых указывает на несоответствие качества питьевой воды.

Судом установлено и из материалов дела следует, что по жалобе жителя с.Липовая Роща Ларина М.А. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора 28 июля 2020 года выдано предписание № 49, на основании которого специалистами филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Ивановской области в г. Кохме, Ивановском и Лежневском районах» 29 июля 2020 года отобраны пробы воды из разводящей водопроводной сети хозяйственно-питьевого водопровода с. Липовая Роща Гаврилово-Посадского района (т.1 л.д. 7, 8).

Пробы воды для лабораторного исследования отобраны в котельной АО «Ресурсоснабжающая организация» с. Липовая Роща, <адрес>, жилых домах, расположенных по адресам: с.Липовая Роща, <адрес> (т.1 л.д. 9-11).

По результатам проведенных лабораторных исследований качество воды разводящей водопроводной сети хозяйственно-питьевого водопровода с.Липовая Роща не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по санитарно-химическим и органолептическим показателям: запаху при 20 и 60 градусах Цельсия, цветности, мутности, содержанию железа, что подтверждается протоколами лабораторных исследований №№ 2299, 2300, 2301, 2302 от 4 августа 2020 года, экспертными заключениями №№ 396/ПР, 395/ПР, 394/ПР, 397/ПР от 4 августа 2020 года, выполненных аккредитованным испытательным лабораторным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Ивановской области в г. Кохме, Ивановском и Лежневском районах» (т.1 л.д. 12-27).

Данные лабораторных исследований качества воды административными ответчиками не оспариваются, результаты или процесс проведения исследований не обжаловались.

Специалист Роспотребнадзора Литвинцева Н.Э. пояснила суду, по каким характеристикам качество подаваемой населению и организациям села Липовая Роща хозяйственно-питьевая вода не отвечает показателям, предъявляемым к качеству воды в соответствии с санитарными правилами и нормами.

Согласно Уставу АО «Ресурсоснабжающая организация» предметом деятельности общества является удовлетворение потребности населения Гаврилово-Посадского муниципального района в жилищно-коммунальных услугах.

В собственности АО «Ресурсоснабжающая организация» находятся водозаборные сооружения, в том числе подземные водоисточники в с.Доутрово, из которых производится забор воды для населения многоквартирных домов с.Липовая Роща Петровского городского поселения.

Таким образом, АО РСО оказывает населению села Липовая Роща коммунальную услугу холодное водоснабжение.

Однако, оказываемая услуга по холодному водоснабжению не отвечает показателям качества воды.

Административные ответчики не оспаривают, что такая услуга как холодное водоснабжение подается с нарушением требований санитарных правил и норм, предъявляемых к качеству подаваемой потребителям воды.Потребителями услуг являются граждане, организации, что не оспаривается административными ответчиками.

Согласно указанным выше документам вода должна предоставляться именно питьевая, то есть соответствующая СанПиН 2.1.4.1074-01.

Таким образом, судом установлено, что предоставляемая коммунальная услуга в виде водоснабжения представляется ненадлежащего качества, что подтверждается результатами лабораторных исследований воды централизованной системы водоснабжения, отраженными в протоколах лабораторных исследований и экспертными заключениями, а именно, вода не соответствует по санитарно-химическим показателям требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенически требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

С учетом указанных выше обстоятельств, суд считает установленным факт несоответствия качества воды нормируемым показателям и факт несоблюдения АО «Ресурсоснабжающая организация» требований по обеспечению качества питьевой воды потребителям.

Представленные в материалы дела протоколы отбора проб и результаты лабораторных исследований являются допустимыми и достаточными доказательствами, подтверждающими несоответствие качества воды нормируемым показателям. Оснований сомневаться в достоверности указанных доказательств и результатах исследований у суда не имеется, поскольку процедура отбора проб и проведения исследований соблюдена, исследования проведены организацией, имеющей соответствующую аккредитацию, представитель ответчика также не отрицает сам факт того, что в составе воды превышен уровень содержания железа и иные показатели.

Представленные представителем ответчика АО РСО протоколы лабораторных исследований суд не принимает во внимание, поскольку акты отбора проб воды суду не представлены, в связи с чем не подтвержден факт того, что данные пробы отобраны из указанного водопровода с соблюдением необходимой процедуры, позволяющей исключить факт замены таких проб до передачи их на исследование.

В силу части 1 ст.23 Федерального закона РФ №416 от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

АО «Ресурсоснабжающая организация», которое производит забор, очистку и распределение воды и является гарантирующей организацией, отвечает за обеспечение водоснабжения абонентов.

На протяжении нескольких лет качество поставляемой потребителям воды не соответствует установленным требованиям, что подтверждается многочисленными обращениями жителей с.Липовая Роща в Роспотребнадзор с жалобами на качество воды, представленными административным истцом в материалы дела.

Поскольку водоснабжение населения с.Липовая Роща не отвечает требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, суд считает подлежащим удовлетворению административное исковое заявление истца о признании незаконными действий (бездействия) АО РСО по предоставлению услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, не соответствующих требованиям действующего законодательства, и возложении обязанности обеспечить качественное водоснабжение.

В то же время суд считает, что муниципальное образование Петровское городское поселение Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области» в лице администрации Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области также несет ответственность за обеспечение условий, необходимых для организации подачи АО «Ресурсоснабжающая организация», осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Доводы административного ответчика администрации Петровского городского поселения об отсутствии своей ответственности по данному иску, суд считает необоснованными по следующим основаниям.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и принятыми в соответствии с ним постановлениями Правительства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2); согласование вывода объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации (п. 3); утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (п. 4); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5); согласование инвестиционных программ (п. 6); иные полномочия, установленные указанным Федеральным законом (п. 10).

Вопросы обеспечения качества питьевой воды урегулированы статьей 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", в соответствии с которой организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 указанного Федерального закона (ч. 1).

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (ч. 2).

Из указанных положений действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения.

Вместе с тем, обеспечение качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения в соответствии с установленными требованиями, осуществляется органами местного самоуправления путем разработки или корректировки инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.

Администрацией Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области принято постановление от 17.01.2020 № 08-п «Об утверждении технического задания для АО «Ресурсоснабжающая организация» на разработку инвестиционной программы «Приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на территории Петровского городского поселения на 2020-2024 годы». Суд это принимает во внимание. Вместе с тем, на протяжении нескольких лет вода подается потребителям ненадлежащего качества, что говорит о том, что полноценных условий к получению потребителями воды соответствующего качества (в соответствии с требованиями СанПиН) не создано органом местного самоуправления.

На основании вышеизложенного, суд считает требования о признании действий администрации Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области, акционерного общества «Ресурсоснабжающая организация» по предоставлению услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства не соответствующих требованиям действующего законодательства незаконными подлежащими удовлетворению.

На основании анализа вышеприведенных норм законодательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по отношению к администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области в связи с отсутствием у муниципального района законодательно установленной обязанности обеспечивать водоснабжение населения городских поселений.

В соответствии со ст.25 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Гарантирующие организации вправе осуществлять производственный контроль качества питьевой воды на объектах централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых другими организациями.

Проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В судебном заседании установлено, что рабочая программа производственного контроля качества воды по хозяйственно-питьевым водопроводам АО «Ресурсоснабжающая организация» разработана на 2020-2024 годы и предусматривает контроль качества питьевой воды хозяйственно-питьевых водопроводов по органолептическим и микробиологическим показателям, а также лимитирующему показателю – железо в точках отбора на станции водоподготовки с.Липовая Роща, на насосной станции ул.Юбилейная около д.7 с.Липовая Роща, на котельной ул.Зеленая д.7а с.Липовая Роща с периодичностью 1 раз в месяц.

В нарушение данной обязанности, в 2020 году производственный контроль осуществлялся только 20 февраля 2020 года на скважине № 22, 27 марта 2020 года на скважине № 24 и станции водоподготовки, 3 августа 2020 года на станции водоподготовки и насосной станции ул.Юбилейная около д.7 с.Липовая Роща, что следует из представленных протоколов анализа проб воды.

Не соблюдение периодичности проведения производственного контроля не оспаривалось АО «Ресурсоснабжающая организация» и обосновывалось отсутствием достаточного финансирования данных мероприятий.

При таких обстоятельствах, требования административного истца о возложении обязанности на АО «Ресурсоснабжающая организация» осуществлять на регулярной основе производственный контроль за качеством воды водоисточников и разводящей водопроводной сети в соответствии с требованиями ст. 32 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», ст. 25 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», разработанной АО «Ресурсоснабжающая организация» программой производственного контроля на 2020-2024 годы суд также считает подлежащими удовлетворению.

В силу ч. 2 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства, при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

При определении сроков исполнения обязанностей по обеспечению на территории с.Липовая Роща Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области организации холодного водоснабжения, соответствующего требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, суд учитывает требование административного истца, пояснение представителя административного ответчика ОА РСО Аскярова В.А. о возможных вариантах улучшения качества воды путем ее фильтрации.

В связи с чем суд считает возможным определить срок исполнения ответчиками обязанности по обеспечению на территории с.Липовая Роща Петровского городского Гаврилово-Посадского муниципального района холодного водоснабжения, соответствующего требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, - до 31 декабря 2020 года.

Суд не находит достаточных оснований для возложения на ООО «Центр по расчетам за услуги ЖКХ Ивановской области» обязанности привести качество воды в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 по следующим основаниям.

На основании договоров управления, заключенных между администрацией Петровского городского поселения и ООО «Центр по расчетам за услуги ЖКХ Ивановской области» последнее выполняет работы и оказывает услуги по содержанию, обслуживанию и текущему ремонту общего имущества жилых многоквартирных домов с.Липовая Роща Гаврилово-Посадского муниципального района.

Качество предоставляемых населению коммунальных услуг должно соответствовать Требованиям, приведенным в приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354.

На основании ч. 15 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

В силу ст. 162 ЖК РФ управляющая организация обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Управляющая организация несет ответственность за качество коммунального ресурса в пределах границ общего имущества в многоквартирном доме путем обеспечения состояния общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.

В соответствии с договором холодного водоснабжения № 48-в/15 от 1 ноября 2015 года, заключенного между АО «Ресурсоснабжающая организация» и ООО «Центр по расчетам за услуги ЖКХ Ивановской области», поставщик обязуется осуществлять поставку питьевой воды установленного качества для оказания исполнителем коммунальных услуг по холодному водоснабжению. Качество коммунального ресурса, поставляемого поставщиком, должно позволять исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителю в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (т.1 л.д.188-197).

Исследовав материалы дела, суд установил, что вода до границы раздела внутридомовых инженерных систем поставляется АО РСО ненадлежащего качества, доказательства, подтверждающие ухудшение качества воды по причине ненадлежащего обслуживания общедомового имущества управляющей организацией, в материалы дела не представлены.

Таким образом, требования к ООО «Центр по расчетам за услуги ЖКХ Ивановской области» удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области в г.Тейково, Тейковском, Гаврилово-Посадском, Ильинском и Комсомольском районах удовлетворить частично.

Признать незаконными действия администрации Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области, акционерного общества «Ресурсоснабжающая организация» по оказанию услуг водоснабжения населению с. Липовая Роща Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области не соответствующего качества по гигиеническим нормативам.

Обязать администрацию Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области, акционерное общество «Ресурсоснабжающая организация» в срок до 31.12.2020 года привести качество воды хозяйственно-питьевого водопровода с. Липовая Роща Гаврилово-Посадского района Ивановской области, используемого жителями с. Липовая Роща Гаврилово-Посадского района Ивановской области для хозяйственно-питьевых целей, в соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".

Обязать АО «Ресурсоснабжающая организация» на регулярной основе осуществлять производственный контроль за качеством воды водоисточников и разводящей водопроводной сети в соответствии с требованиями ст. 32 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», ст. 25 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», разработанной АО «Ресурсоснабжающая организация» программой производственного контроля на 2020-2024 годы.

В удовлетворении требований к Администрации Гаврилово-Посадкого муниципального района Ивановской области и ООО «Центр по расчетам за услуги ЖКХ Ивановской области» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.В. Малышева

Мотивированное решение составлено 28 октября 2020 года.