ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-726/2023 от 27.12.2023 Щигровского районного суда (Курская область)

№2а-726/2023

УИД 46RS0028-01-2023-000803-18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 декабря 2023 г. г. Щигры

Щигровский районный суд Курской области в составе: председательствующего судьи Малыхина Ю.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Москалевой Т.С.,

с участием представителя административного истца - помощника Щигровского межрайонного прокурора Курской области Бугая Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Щигровского межрайонного прокурора Курской области поданное в порядке ст.ст. 39, 220 КАС РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к Областному казенному учреждению «Курскавтодор» о признании незаконным бездействия по обеспечению стационарным электрическим освещением автомобильной дороги, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Щигровский межрайонный прокурор Курской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным иском к ответчику, мотивируя тем, что Щигровской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации ОКУ «Курскавтодор».

Как указано в административном иске, согласно сведений ОГИБДД МО МВД РФ «Щигровский» на территории Щигровского района Курской области в период с 2020 - 2022 г.г. произошло 100 дорожно-транспортных происшествий.

Кроме того, согласно указанных сведений на автомобильной дороге «Курск-Касторное» в границах Щигровского района Курской области имеются участки автомобильной дороги, проходящие по населенным пунктам в которых отсутствуют средства стационарного электрического освещения, что создает дополнительную угрозу безопасности участников дорожного движения в темное время суток.

В 2021 году зарегистрировано 2 дорожно-транспортных происшествия с механическими повреждениями транспортных средств в ночное время в населенных пунктах д. Хитровка и ст. Охочевка, в 2022 году зарегистрировано 2 дорожно-транспортных происшествия с механическими повреждениями транспортных средств в ночное время суток в населенном пункте ст. Охочевка Щигровского района Курской области. Сопутствующим неудовлетворительным дорожным условием указанных дорожно-транспортных происшествий, явилось отсутствие освещения.

Бездействие ОКУ «Курскавтодор», выразившееся в невыполнении мероприятий по обустройству стационарного электрического освещения на указанных участках автомобильной дороги «Курск-Касторное» может привести к дорожно-транспортным происшествиям, влекущим причинение вреда здоровью или гибель людей. По мнению административного истца, данным бездействием нарушается право неопределенного круга лиц на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, что не отвечает задачам охраны их жизни и здоровья, а также имущества физических или юридических лиц, может привести к росту аварийности. Нарушения по содержанию автомобильной дороги «Курск-Касторное» выявлялись в деятельности ОКУ «Курскавтодор» и ранее, в связи с чем Щигровским межрайонным прокурором 08.08.2023 в адрес директора ОКУ «Курскавтодор» внесено представление, однако действенных мер, по устранению нарушений, ответчиком не принято.

Административный истец просил признать незаконным бездействие ОКУ «Курскавтодор» выразившееся в непринятии мер по обеспечению стационарным электрическим освещением участков автомобильной дороги «Курск-Касторное», проходящих по вышеуказанным населенным пунктам и возложить на ОКУ «Курскавтодор» обязанность устранить допущенные нарушения в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечив в темное время суток видимость дороги и дорожных сооружений в соответствии с требованиями ГОСТ.

В судебном заседании представитель административного истца Бугай Д.Р. административные исковые требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель административного ответчика – ОКУ «Курскавтодор» Кузнецова Е.В. в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, представила возражения, в которых просила отказать в удовлетворении требований Щигровского межрайонного прокурора Курской области в полном объеме. Указала, что ОКУ «Курскавтодор» является бюджетным учреждением, финансируется из средств областного бюджета, а бюджет Курской области на 2024 год уже сформирован, утвержден Законом Курской области от 19.12.2022 № 145-ЗКО «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (принят Курской областной Думой 13.12.2022), также сформирована программа дорожных работ на 2024 год, а предусмотренное бюджетом финансирование распределено по объектам. План на 2018-2065 годы по оборудованию стационарным электрическим освещением участков автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Курской области в границах населенных пунктов разработан, проект на строительство объекта «Линии наружного электроосвещения автомобильной дороги Курск-Касторное на участке с 42+070 км. по 46+940 км. в Щигровском районе Курской области» (ст. Охочевка (или п. Л.Толстого)) изготовлен, факт бездействия со стороны ОКУ «Курскавтодор» отсутствует. Кроме того, ОКУ «Курскавтодор» является учреждением, подведомственным Министерству транспорта и автомобильных дорог Курской области. Министерство является главным распорядителем бюджетных средств областных казенных учреждений, в связи с чем, ОКУ «Курскавтодор» не имеет собственных денежных средств, а является их получателем.

Выслушав представителя административного истца, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и системной взаимосвязи, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Федеральный закон № 196-ФЗ) дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту — Федеральный закон № 257-ФЗ) дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно пункту 12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Исходя из положения части 1 статьи 24 Федерального закона № 196-ФЗ, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом 6 ст. 12 Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ элементы благоустройства автомобильных дорог - это сооружения, к которым относятся, в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.

Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 №2438-р, включены, в том числе, «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный Приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), раздел 4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007).

Пунктом 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.

Исходя из положений п. 3.21 «ГОСТ 32846-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация» введенный в действие Приказом Росстандарта от 26.03.2015 № 185-ст освещение постоянное стационарное электрическое - это искусственное освещение, обеспечивающее в темное время суток видимость дороги и дорожных сооружений для их эффективного использования и предотвращения дорожно-транспортных происшествий.

В соответствии с пунктом 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение устраивают на участках автомобильных дорог, проходящих по населенным пунктам.

Приказом Минстроя России от 07.11.2016 № 777/пр утвержден «СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*», разделом 7 которого установлены требования к освещению улиц, дорог и площадей.

В настоящее время в Российской Федерации реализуются национальный проект «Безопасные качественные дороги» и федеральный проект «Безопасность дорожного движения». Данные проекты направлены на повышение социально-экономического развития регионов страны, являются ответом на возросшую мобильность населения, служат безопасному удовлетворению транспортных потребностей граждан.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Щигровской межрайонной прокуратурой в ходе осуществления надзорных мероприятий выявлены нарушения в деятельности администрации Областного казенного учреждения «Курскавтодор», поскольку им не обеспечены стационарным электрическим освещением участки автомобильной дороги «Курск-Касторное», проходящие по населенным пунктам д. Кресты (33,347-34,652 км.) протяженностью 1,305 км., с. Охочевка (36,173-37,192 км.) протяженностью 1,019 км., д. Хитровка (37,662-39,647 км.) протяженностью 1,985 км., ст. Охочевка (42,214-46,903 км.) протяженностью 4.689 км.

В целях устранения указанного нарушения 08.08.2023 Щигровской межрайонной прокуратурой в адрес директора ОКУ «Курскавтодор» внесено представление об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, в ответе на которое директором учреждения указано, что ОКУ «Курскавтодор» рассмотрено представление об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности относительно стационарного электрического освещения на автомобильной дороге «Курск-Касторное» на участках, проходящих по населенным пунктам д. Кресты, с. Охочевка, д. Хитровка, ст. Охочевка в границах Щигровского района Курской области. Сообщается, что Администрацией Курской области разработано постановление № 270-па от 30.03.2018 (в рсд. от 31.05.2022) «Об утверждении Плана на 2018-2065 годы по оборудованию стационарным электрическим освещением участков автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Курской области в границах населенных пунктов» (далее - План) Данным нормативным правовым актом органа государственной исполнительной власти Курской области, подлежащим применению, предусмотрены конкретные временные периоды для оборудования стационарным электрическим освещением участков автомобильных дорог в конкретных населенных пунктах и в порядке приоритета по категориям автомобильных дорог. Указанный план носит прогнозный характер, так как бюджет Курской области утверждается в текущем году на будущий год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Исходя из утвержденного объема бюджетных ассигнований на осуществление органами государственной власти полномочий происходит окончательное формирование программы работ на очередной финансовый год и плановый период. Данным Планом предписано оборудовать стационарным электрическим освещением участки автодороги «Курск-Касторное» в д. Кресты, в с. Охочевка, в д. Хитровка, в ст. Охочевка. В настоящее время находятся в стадии разработки изменения в План, в соответствии с которыми оборудование стационарным электрическим освещением участка автомобильной дороги «Курск-Касторное». Проходящего через ст. Охочевка (или п. Л. Толстого), подлежит переносу на 2024 год. Проект на строительство объекта «Линии наружного электроосвещения автомобильной дорога Курск-Касторное на участке с км 42+070 по км 46+940 в Щигровском районе Курской области» (ст. Охочевка (или и. Л. Толстого)) Учреждением разработан. Учитывая изложенное, в связи с тем, что бездействие со стороны ОКУ «Курскавтодор» отсутствует, так как в План внесены конкретные сроки и оборудование стационарным электрическим освещением участков автомобильных дорог, проходящих в границах населенных пунктов, осуществляется планомерно, основания для привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц ОКУ «Курокактодор» отсутствуют.

До настоящего времени представление прокурора не исполнено, что не отрицалось представителем административного ответчика Кузнецовой Е.В. в судебном заседании 21.12.2023. Устройство стационарного электрического освещения запланировано в населенных пунктах: д. Креста в 2046 г.; с. Охочевка в 2031 г.; д. Хитровка в 2043 г. ст. Охочевка было запланировано на 2023, однако перенесено на 2025 г.

Судом также установлено, что в соответствии с решениями Комитета по управлению имуществом Курской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ автомобильная дорога общего пользования регионального значения «Курск-Касторное» передана в оперативное управление ОКУ «Курскавтодор» (л.д. 11, 12, 14-16, 17-18).

Согласно сведениям ОГИБДД МО МВД РФ «Щигровский» (л.д. 9) на территории Щигровского района Курской области в период с 2020 - 2022 г.г. произошло 100 дорожно-транспортных происшествий. На автомобильной дороге «Курск-Касторное» в границах Щигровского района Курской области имеются участки автомобильной дороги, проходящие по населенным пунктам: д. Кресты (33,347-34,652 км.) протяженностью 1,305 км., с. Охочевска (36,173- 37,192 км.) протяженностью 1,019 км., д. Хитровка (37,662-39,647 км.) протяженностью 1,985 км., ст. Охочевка (42,214-46,903 км.) протяженностью 4,689 км., в которых отсутствуют средства стационарного электрического освещения, предусмотренные разделом 4.6 ГОСТ Р 52766-2007, что создает дополнительную угрозу безопасности участникам дорожного движения в темное время суток.

В 2021 году зарегистрировано 2 дорожно-транспортных происшествия с механическими повреждениями транспортных средств в ночное время суток на участках автодороги проходящей через населенные пункты (д. Хитровка, ст. Охочевка), в 2022 году также зарегистрировано 2 дорожно-транспортных происшествия с механическими повреждениями транспортных средств в ночное время суток на участках автодороги проходящей через населенный пункт ст. Охочевка. Сопутствующим неудовлетворительным дорожным условием указанных дорожно-транспортных происшествий явилось отсутствие освещения автодороги.

Как следует из административного искового заявления и положений п. 1.1 Устава областного казенного учреждения «Курскавтодор», учреждение создано в соответствии с распоряжением Администрации Курской области от 05.03.2011 № 89-ра «О создании областного казенного учреждения «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области» для осуществления управления в области дорожного хозяйства Курской области.

В соответствии с п. 2.1. Устава ОКУ «Курскавтодор» предметом его деятельности является осуществление в пределах определенных Уставом полномочий исполнительных органов государственной власти Курской области в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Курской области и искусственных сооружений на них.

Доводы административного ответчика о том, что ОКУ «Курскавтодор» является бюджетным учреждением, финансируется из средств областного бюджета, а бюджет Курской области на 2024 год сформирован, утвержден Законом Курской области от 19.12.2022 № 145-ЗКО «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (принят Курской областной Думой 13.12.2022), также сформирована программа дорожных работ на 2024 год, предусмотренное бюджетом финансирование распределено по объектам, а также то, что ОКУ «Курскавтодор» является учреждением, подведомственным Министерству транспорта и автомобильных дорог Курской области. Министерство является главным распорядителем бюджетных средств областных казенных учреждений, в связи с чем, ОКУ «Курскавтодор» не имеет собственных денежных средств, а является их получателем, суд считает несостоятельными, поскольку объективных доказательств подтверждающих принятие мер для осуществления надлежащего содержания переданных в ведение административного ответчика не представлено.

В сообщении Министерства финансов Курской области от 07.07.2023 №08.1-08-08/3929 указывалось о возможности финансирования вопросов по реализации мероприятий в сфере транспорта и дорожной деятельности путем перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущий год.

Администрацией Курской области разработано постановление от 30.03.2018 № 270-па «Об утверждении Плана на 2018-2065 годы по оборудованию стационарным электрическим освещением участков автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Курской области в границах населенных пунктов». Данным нормативным правовым актом органа государственной исполнительной власти Курской области, подлежащих применению, предусмотрены конкретные временные периоды для оборудования стационарным электрическим освещением участков автомобильных дорог в конкретных населенных пунктах и в порядке приоритета по категориям автомобильных дорог. Таким образом, информацией ОКУ «Курскавтодор» подчеркивается возможность переноса оборудования стационарным электрическим освещением указанных населенных пунктов в связи с дефицитом бюджета Курской области, что не может являться основанием нарушения норм федерального законодательства в части обеспечения освещения автомобильной дороги «Курск-Касторное».

Проанализировав представленные доказательства, суд считает, что бездействие ОКУ «Курскавтодор», выразившееся в невыполнении мероприятий по обустройству стационарного электрического освещения на указанных участках автомобильной дороги «Курск-Касторное» в соответствии с требованиями пункта 6.9.4 ГОСТ Р 50597-2017, пункта 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007, пункта 3.21 ГОСТ 32846-2014, может привести к дорожно-транспортным происшествиям, влекущим причинение вреда здоровью или гибель людей.

Также суд, принимая во внимание, что на территории населенных пунктов проживают престарелые люди и дети, которые ходят в школу, срок для выполнения данных мероприятий должен быть разумным и достаточным, приходит к выводу об удовлетворении требований о возложении на ОКУ «Курскавтодор» обязанности в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить стационарным электрическим освещением участки автомобильной дороги «Курск-Касторное», проходящих по населенным пунктам д. Кресты (33,347-34,652 км.) протяженностью 1,305 км., с. Охочевка (36,173-37,192 км) протяженностью 1,019 км., д. Хитровка (37,662-39,647 км.) протяженностью 1,985 км., ст. Охочевка (42,214-46,903 км.) протяженностью 4.689 км.

Решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) приводится в исполнение после его вступления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 180 КАС РФ резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств административного дела, в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда.

Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Щигровского межрайонного прокурора Курской области поданное в порядке ст.ст. 39, 220 КАС РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать бездействие Областного казенного учреждения «Курскавтодор» выразившееся в непринятии мер по обеспечению стационарным электрическим освещением участков автомобильной дороги «Курск-Касторное», проходящих по населенным пунктам д. Кресты (33,347-34,652 км.) протяженностью 1,305 км., с. Охочевка (36,173-37,192 км.) протяженностью 1,019 км., д. Хитровка (37,662-39,647 км.) протяженностью 1,985 км., ст. Охочевка (42,214-46,903 км.) протяженностью 4.689 км., незаконным.

Возложить на Областное казенное учреждение «Курскавтодор» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить в темное время суток видимость дороги и дорожных сооружений в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766- 2007, ГОСТ 32846-2014, ГОСТ Р 50597-2017 на участках автомобильной дороги «Курск-Касторное», проходящих по населенным пунктам д. Кресты (33,347- 34,652 км.) протяженностью 1,305 км., с. Охочевска (36,173-37,192 км.) протяженностью 1,019 км., д. Хитровка (37,662-39,647 км.) протяженностью 1,985 км., ст. Охочевка (42,214-46,903 км.) протяженностью 4,689 км.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Щигровский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме 11 января 2024 г.

Председательствующий судья Ю.В. Малыхин