ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-758/20 от 29.06.2020 Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2А-758/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2020 года г. Ростов-на-Дону

Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Новиковой И.В.,

при секретаре судебного заседания Сушковой А.В.,

с участием привлеченного судом к участию в деле в порядке ст. 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации адвоката Гетманова В.В. по ордеру № 82941 от 26.06.2020 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области к Токаревой О.С. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование,

установил:

в обоснование указанного выше административного искового заявления к Токаревой О.С. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование административный истец Межрайонная ИФНС России № 24 по Ростовской области указал на то, что административный ответчик Токарева О.С. с 20.09.2012 года поставлена на учет в Межрайонной ИФНС России № 2 по Краснодарскому краю.

В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" с 01.01.2010 года по 31.12.2016 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществлял Пенсионный фонд Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Федеральными законами № 243-ФЗ от 03.07.2016 г. «О внесении изменений в части первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и Федеральным законом № 250-ФЗ от 03.07.2016 г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что с 01.01.2017 года полномочия по администрированию страховых взносов возлагаются на налоговые органы.

В соответствии с приведенными выше нормами права налоговым органом в адрес административного ответчика Токаревой О.С. выставлено требование об уплате обязательных страховых взносов № 19844 от 23.04.2019 г., так как 25.03.2019 года налогоплательщик прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, однако, обязательные платежи за период осуществления деятельности за 2019 год не произвел.

Срок исполнения направленного в адрес административного ответчика Токаревой О.С. налогового требования установлен до 03.06.2019 года. Данное требование направлялось Межрайонной ИФНС России № 2 по Краснодарскому краю по адресу налогоплательщика Токаревой О.С., сведения о котором получены налоговым органом в соответствии с положениями ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации: <адрес>

Данное требование налогоплательщиком в установленный срок исполнено не было.

13.06.2019 года Токарева О.С. поставлена на учет в Межрайонную ИФНС России № 24 по Ростовской области по причине: Постановка на учет физического лица в налоговый орган по месту пребывания в связи с изменением места пребывания (места жительства), с применением ранее присвоенного ИНН.

Задолженность по страховым взносам была передана в Межрайонную ИФНС России № 24 по Ростовской области, в связи с чем, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 2 Железнодорожного судебного района г. Ростова-на-Дону с заявлением о вынесении судебного приказа.

По результатам рассмотрения заявления налогового органа мировым судьёй в Железнодорожном судебном районе г. Ростова-на-Дону на судебном участке № 2 вынесен судебный приказ № 2а-2-2165/2019 от 31.10.2019 г. о взыскании с Токаревой О.С. недоимки по обязательным платежам за 2019 год в размере 8 503 рубля 49 копеек, который на основании заявления Токаревой О.С. отменен определением мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного судебного района г. Ростова-на-Дону от 19.11.2019 года.

Однако, после отмены судебного приказа, административный ответчик Токарева О.С. имеющаяся недоимку по обязательным платежам не оплатила.

В обоснование иска административный истец также указывает на то, что Токарева О.С. с 06.01.2016 года имеет личный кабинет налогоплательщика, где также отражается имеющаяся у налогоплательщика задолженность по текущим платежам.

Ссылаясь на указанные выше обстоятельства и на положения действующего налогового законодательства, административный истец просит суд взыскать с Токаревой О.С., ИНН в пользу Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года в виде налога в размере 1 609 рублей 97 копеек и пени в размере 5 рублей 41 копейки; недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) в виде налога в размере 6 865 рублей 05 копеек и пени в размере 23 рублей 06 копеек.

В судебное заседание представитель административного истца, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, направил в суд дополнительные письменные пояснения к административному иску.

Токарева О.С. неоднократно извещалась судом по последнему известному суду адресу места жительства, однако, направленные судом в адрес административного ответчика судебные извещения возвращены в суд за истечением срока хранения.

Согласно полученной по запросу суда адресной справки Отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Ростовской области от 20.02.2020 года, Токарева О.С. зарегистрированной по месту жительства на территории Ростовской области не значится.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 54 КАС РФ в случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.

Руководствуясь положениями ст. 54КАС РФ, принимая во внимание отсутствие у суда сведений о месте регистрации административного ответчика Токаревой О.С., судом административному ответчику назначен адвокат Гетманов В.В. по ордеру № 82941 от 26.06.2020 года, который в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска.

Дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя административного истца рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ, в отсутствие административного ответчика дело рассмотрено в порядке ст. 102 КАС РФ.

Выслушав присутствующего в судебном заседании адвоката ответчика, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам по делу.

Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.

Согласно статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", утратившего силу с 01.01.2017 г., контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).

Федеральными законами от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", установлено, что с 01 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов возлагаются на налоговые органы.

Согласно п. 1 ст. 419 главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя для индивидуальных предпринимателей исходя из их дохода.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса.

Учитывая изложенное, если доход индивидуального предпринимателя в расчетном периоде превышает 300000 рублей, то такой индивидуальный предприниматель, помимо фиксированного размера страховых взносов доплачивает на свое пенсионное страхование 1,0 процент с суммы дохода, превышающего 300000 рублей, но до определенной предельной величины.

При этом согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса в целях применения положений пункта 1 данной статьи для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса.

Исходя из положений статьи 346.15 Налогового кодекса, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении доходов учитывают доходы, упомянутые в пунктах 1 и 2 статьи 248 Налогового кодекса.

Таким образом, в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей на упрощенной системе налогообложения, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные статьей 346.16 Налогового кодекса, в этом случае не учитываются.

Положения подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса об определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуального предпринимателя исходя из его дохода не увязываются с определением таким индивидуальным предпринимателем его налоговой базы при уплате соответствующего налога в зависимости от применяемого специального налогового режима (система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения и т.д.).

Налоговым кодексом вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают налог на доходы физических лиц. Норм, распространяющих данный подход на иных плательщиков на других налоговых режимах, Налоговый кодекс не содержит.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что административный ответчик Токарева О.С. с 20.09.2012 года поставлена на учет в Межрайонной ИФНС России № 2 по Краснодарскому краю.

В соответствии с приведенными выше нормами права налоговым органом в адрес административного ответчика Токаревой О.С. выставлено требование об уплате обязательных страховых взносов № 19844 от 23.04.2019 г. (л.д. 8), так как 25.03.2019 года налогоплательщик прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, однако, обязательные платежи за период осуществления деятельности за 2019 год не произвел.

Срок исполнения направленного в адрес административного ответчика Токаревой О.С. налогового требования установлен до 03.06.2019 года. Данное требование направлялось Межрайонной ИФНС России № 2 по Краснодарскому краю по адресу налогоплательщика Токаревой О.С., сведения о котором получены налоговым органом в соответствии с положениями ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации: <адрес>.

Данное требование налогоплательщиком в установленный срок исполнено не было.

13.06.2019 года Токарева О.С. поставлена на учет в Межрайонную ИФНС России № 24 по Ростовской области по причине: Постановка на учет физического лица в налоговый орган по месту пребывания в связи с изменением места пребывания (места жительства), с применением ранее присвоенного ИНН.

Задолженность по страховым взносам была передана в Межрайонную ИФНС России № 24 по Ростовской области, в связи с чем, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 2 Железнодорожного судебного района г. Ростова-на-Дону с заявлением о вынесении судебного приказа.

По результатам рассмотрения заявления налогового органа мировым судьёй в Железнодорожном судебном районе г. Ростова-на-Дону на судебном участке № 2 вынесен судебный приказ № 2а-2-2165/2019 от 31.10.2019 г. о взыскании с Токаревой О.С. недоимки по обязательным платежам за 2019 год в размере 8 503 рубля 49 копеек, который на основании заявления Токаревой О.С. отменен определением мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного судебного района г. Ростова-на-Дону от 19.11.2019 года.

Однако, после отмены судебного приказа, административный ответчик Токарева О.С. имеющаяся недоимку по обязательным платежам не оплатила, доказательства обратного, суду не представлены.

Представленный административным истцом расчет недоимки и пени обоснован, рассчитан в соответствии с положениями налогового законодательства и подтверждается материалами дела.

Частью 2 статьи 286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового заявления не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

В пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" указано, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

Таким образом, начало течения срока определено законодателем именно днем истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов либо днем вынесения определения об отмене судебного приказа (ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

По смыслу вышеприведенных норм при рассмотрении дел о взыскании налога (пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные положениями статьи 48 Налогового кодекса РФ сроки для обращения налоговых органов в суд. При этом проверка соблюдения налоговым органом сроков обращения в суд, предусмотренных статьей 48 Налогового кодекса РФ, является обязанностью суда независимо от наличия соответствующего заявления налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. В случае пропуска налоговым органом срока подачи заявления о взыскании налога (пени) без уважительных причин суд отказывает в его удовлетворении.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Как было указано выше, в направленном в адрес административного ответчика Токаревой О.С. требовании № 19844 от 23.04.2019 года срок для добровольного исполнения требования установлен налогоплательщику до 03.06.2019 года, с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье 31.10.2019 года, то есть в пределах установленного законом срока.

Судебный приказ № 2а-2-2165/2019 от 31.10.2019 г. о взыскании с Токаревой О.С. недоимки по обязательным платежам за 2019 год в размере 8 503 рубля 49 копеек отменен определением мирового судьи в железнодорожном судебном районе г. Ростова-на-Дону от 19.11.2019 года, с данным административным исковым заявлением административный истец обратился в суд 06.02.2020 года, то есть в пределах установленного ст. 48 НК РФ срока.

По приведенным мотивам суд приходит к выводу о том, что установленный ст. 48 НК РФ срок на обращение в суд административным исковым заявлением в данном случае налоговым органом не пропущен.

По приведенным мотивам, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам ст. 84 КАС РФ, проверив соблюдение налоговым органом порядка и сроков обращения в суд с иском, правильность исчисления размера недоимки по обязательным платежам и пене, суд приходит к выводу о доказанности оснований административного иска и обоснованности требований налогового органа о взыскании с административного ответчика Токаревой О.С. недоимки по обязательным платежам и пене.

Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Таким образом, в соответствии со ст. 114 КАС РФ с административного ответчика Токаревой О.С. подлежит также взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области к Токаревой О.С. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование – удовлетворить.

Взыскать с Токаревой О.С., ИНН , в пользу Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года в виде налога в размере 1 609 рублей 97 копеек и пени в размере 5 рублей 41 копейки; недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) в виде налога в размере 6 865 рублей 05 копеек и пени в размере 23 рублей 06 копеек.

Взыскать с Токаревой О.С., ИНН , в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.В. Новикова

Мотивированный текст решения изготовлен 06.07.2020