ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-762/18 от 07.11.2018 Буйского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-762/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 ноября 2018 года

Буйский районный суд Костромской области в составе:

Председательствующего судьи Серовой Н.И.

При секретаре Ясневой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа г.Буй Костромской области об обязании произвести рекультивацию земельного участка,

установил:

Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации г/о г.Буй, мотивируя требования тем, что решением Буйского районного суда Костромской области от 09.04.2012 по делу №2-126/2012 на МП «Коммунальная инфраструктура» г. Буя возложена обязанность по истечению 25 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу прекратить эксплуатацию объекта размещения отходов - свалки, расположенной на земельном участке по адресу: Костромская область, г. Буй, по направлению на северо-восток вдоль дороги Буй-Ликурга Буйского района Костромской области в 0,7 км от ориентира установленной границы города Буй до её изменения Законом Костромской области от 30.12.2004 №237-ЗКО.

Этим же решением суда администрации городского округа г. Буй Костромской области запрещена организация вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов на свалку, а также возложена обязанность организовать вывоз и утилизацию бытовых и промышленных отходов на объекте размещения отходов, соответствующем требованиям Федерального закона от 24.06.1998 №89­ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и санитарным нормам.

В целях исполнения указанного судебного акта главой администрации городского округа город Буй издано постановление от 20.02.2017 №142 «О прекращении эксплуатации объекта размещения отходов Муниципальным предприятием «Коммунальная инфраструктура» г. Буй. Кроме того, администрацией города заключен договор от 31.12.2016 с 000 «Полигон» г. Галич Костромской области, предметом которого является оказание размещением твердых коммунальных отходов и мусора от населения с территории городского округа город Буй Костромской области и сбором платежей за оказываемые услуги.

В ходе обследования земельного участка, занимаемого свалкой, проведенного 24.06.2018, установлено, что ее эксплуатация не осуществляется, бытовые и промышленные отходы не размещаются. Земельный участок, занимаемый свалкой, подлежит рекультивации с выполнением всего комплекса мероприятий по восстановлению нарушенного состояния земель, в порядке и сроки, установленные законодательством РФ.

Вместе с тем, земли занимаемые свалкой, до настоящего времени не рекультивированы. При этом, в ходе обследования, проведенного 24.06.2018, установлено, что в отдельных точках свалки выявлены очаги тления отходов, что сопровождается выбросом продуктов горения в атмосферный воздух.

Кроме того, согласно Публичной кадастровой карте свалка отходов, подлежащая рекультивации, выходит за пределы земельного участка с кадастровым номером с северной, южной и восточной сторон.

Непринятие ответчиками мер по рекультивации занятого отходами земельного участка, может явиться причиной ухудшения санитарно- эпидемиологической и экологической обстановки муниципального образования, что, в свою очередь, негативно влияет на состояние окружающей среды, создает угрозу здоровью населения, тем самым нарушается гарантированное Конституцией РФ право каждого на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания неопределенного круга лиц и временно находящихся на указанной территории.

На основании изложенного, административный истец просит суд возложить на администрацию городского округа город Буй Костромской области обязанность рекультивировать земельный участок, занимаемый свалкой твердых бытовых отходов, расположенный по адресу: Костромская область, г. Буй, по направлению на северо-восток вдоль дороги Буй-Ликурга Буйского района Костромской области в 0,7 км., от ориентира установленной границы города Буй до её изменения Законом Костромской области от 30.12.2004 №237 ЗКО, в следующем порядке:

- технический этап рекультивации завершить в срок не позднее 1 года со дня вступления решения суда в законную силу,

- биологический этап рекультивации завершить в срок не позднее 5 лет со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца Михин А.А. исковые требования поддержал в соответствии с доводами, изложенными в иске.

Представитель ответчика Коновалова Н.Б., исходя из соображений общественной безопасности населения, проживающего близ спорного земельного участка, не оспаривала обоснованность предъявленных к администрации требований. Не возражала против удовлетворения требований истца.

Третье лицо - Управления Роспотребнадзора по Костромской области, уведомлен надлежаще. Каких либо ходатайств суду не представлено.

Суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося представителя третьего лицанадлежаще. Роспотребнадзора по Костромской областии, изложенными в иске.

Выслушав стороны, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, и сторонами по делу не оспаривалось, что на земельном участке с кадастровым , по адресу: Костромская область, г.Буй, по направлению на северо-восток вдоль дороги Буй-Ликурга Буйского района Костромской области в 0,7 км от ориентира установленной границы города Буй до её изменения Законом Костромской области от 30.12.2004 года № 237-ЗКО, организован объект размещения отходов.

Решением Буйского районного суда Костромской области от 09 апреля 2012года, вступившим в законную силу 25.06.2012года, суд обязал муниципальное предприятие «Коммунальная инфраструктура» г.Буя по истечении 25 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу прекратить эксплуатацию объекта размещения отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: Костромская область, г.Буй, по направлению на северо-восток вдоль дороги Буй-Ликурга Буйского района Костромской области в 0,7 км от ориентира установленной границы города Буй до её изменения Законом Костромской области от 30.12.2004 года № 237-ЗКО. Запретил администрации городского округа г.Буй Костромской области по истечении 25 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организацию вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов на объекте размещения отходов - расположенном на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: Костромская область, г.Буй, по направлению на северо-восток вдоль дороги Буй-Ликурга Буйского района Костромской области в 0,7 км от ориентира установленной границы города Буй до её изменения Законом Костромской области от 30.12.2004 года № 237-ЗКО. Обязал администрацию городского округа г.Буй Костромской области по истечении 25 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать вывоз и утилизацию бытовых и промышленных отходов на объекте размещения отходов, соответствующем требованиям Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и санитарным нормам (л.д.18-29)

Постановлением главы администрации городского округа город Буй от 20.02.2017 № 142 «О прекращении эксплуатации объекта размещения отходов Муниципальным предприятием «Коммунальная инфраструктура» г. Буй, муниципальным предприятием «Коммунальная инфраструктура» г. Буя прекращено с 01 марта 2017года эксплуатация объекта размещения отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым по адресу: Костромская область, г. Буй по направлению на северо-восток вдоль дороги Буй-Ликурга Буйского района Костромской области в 0,7 км от ориентира установленной границы города Буй до ее изменения Законом Костромской области от 30.12.2004г № 237-ЗКО (л.д.14)

20.12.2016года между Администрацией городского округа город Буй Костромской области и ООО «Полигон» заключен договор на выполнение работ по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов и мусора от населения с территории городского округа город Буй Костромской области (л.д.15-17)

В ходе обследования земельного участка, занимаемого свалкой, проведенного 24.06.2018, установлено, что ее эксплуатация не осуществляется, бытовые и промышленные отходы не размещаются, что подтверждается представленным в суд актом обследования (л.д.8)

В соответствии с п.п. 8 п. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, а в соответствии с п.п.10 и 11 п. 1 ст. 16 этого же Закона к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Пунктом 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.

Аналогичное закреплено в п. 24 ч. 1 ст. 9 Устава муниципального образования городской округ город Буй Костромской области.

Таким образом, в силу законодательства, принятого на федеральном уровне в настоящем случае администрация г/о г.Буй является лицом ответственным за охрану окружающей среды в границах городского округа, где и находится спорный земельный участок, а также обеспечение мер в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В силу ст. 13 Земельного Кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

В соответствии с ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В силу пункта 2 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды», вред окружающей среде может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Согласно ч. 5 Приказа Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (далее - Приказ) земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов, подлежат рекультивации. Рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей (п. 3 Приказа).

Пунктом 1.8 ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель» определено, что рекультивация нарушенных земель должна осуществляться в два последовательных этапа: технический и биологический, в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.1.01. Положениями стандарта определено, что технический этап рекультивации состоит из нескольких этапов, в том числе к техническому этапу относятся: планировка, формирование откосов, снятие, транспортирование и нанесение почв и плодородных пород на рекультивируемые земли.

Аналогичное положение содержится в п. 3.7 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утв. Минстроем России 02.11.1996. Кроме этого, предусмотрено, что технический этап рекультивации включает исследования состояния свалочного тела и его воздействия на окружающую природную среду, подготовку территории полигона (свалки) к последующему целевому использованию. К нему относятся: получение исчерпывающих данных о геологических, гидрогеологических, геофизических, ландшафтно- геохимических, газохимических и других условий участка размещения полигона (свалки), создание рекультивационного многофункционального покрытия, планировка, формирование откосов, разработка, транспортировка и нанесение технологических слоев и потенциально плодородных почв, строительство дорог, гидротехнических и других сооружений.

В соответствии с п. 3.13 Инструкции к процессам технического этапа рекультивации относятся стабилизация тела полигона, выполаживание и террасирование, сооружение системы дегазации, создание рекультивационного многофункционального покрытия, передача участка для проведения биологического этапа рекультивации. Технический этап рекультивации закрытых полигонов включает следующие операции: завоз грунта для засыпки трещин и провалов, его планировка; создание откосов с нормативным углом наклона. Операции производятся сверху вниз при высоте полигона над уровнем земли более 1,5 м; строительство дренажных (газотранспортных) систем дегазации; погрузка и транспортировка материалов для устройства многофункционального покрытия; планировка поверхности; укладка и планировка плодородного слоя.

По окончании технического этапа участок передается для проведения биологического этапа рекультивации закрытых полигонов. Биологический этап рекультивации продолжается 4 года и включает следующие работы: подбор ассортимента многолетних трав, подготовку почвы, посев и уход за посевами (п. 3.16 Инструкции).

В первый год проведения биологического этапа производится подготовка почвы, включающая в себя дискование на глубину до 10 см, внесение основного удобрения в соответствии с нормой, приведенной в Приложении 6, с последующим боронованием в 2 следа и предпосевное прикатывание (п. 3.17 Инструкции).

Затем производится раздельно-рядовой посев подготовленной травосмеси. Травосмесь состоит из двух, трех и более компонентов. Подбор трав для травосмеси должен обеспечивать хорошее задернение территории засухоустойчивость, долговечность быстрое отрастание после скашивания (п. 3.18 Инструкции).

В последующем, на 2, 3 и 4 годы выращивания многолетних трав производится их подкормка азотными удобрениями в весенний период, боронование на глубину 3 - 5 см, скашивание на высоту 5 - 6 см и подкормка полным минеральным удобрением из расчета 140 - 200 кг/га с последующим боронованием на глубину 3 - 5 см и поливом из расчета 200 куб. м/га при одноразовом поливе (п. 3.20 Инструкции).

Исходя из содержания перечисленных норм государственных стандартов, обязательных к применению в силу положений ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» рекультивация нарушенных земель, как на техническом, так и на биологическом этапе рекультивации возможна только с использованием почв и пород, в том числе вскрышных пород.

Земельный участок, занимаемый свалкой, подлежит рекультивации с выполнением всего комплекса мероприятий по восстановлению нарушенного состояния земель, в порядке и сроки, установленные законодательством РФ.

Непринятие ответчиками мер по рекультивации занятого отходами земельного участка, может явиться причиной ухудшения санитарно- эпидемиологической и экологической обстановки муниципального образования, что, в свою очередь, негативно влияет на состояние окружающей среды, создает угрозу здоровью населения, тем самым нарушается гарантированное Конституцией РФ право каждого на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания неопределенного круга лиц и временно находящихся на указанной территории.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.

На основании и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

решил:

Исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа г. Буй Костромской области рекультивировать земельный участок, занимаемый свалкой твердых бытовых отходов, расположенный по адресу: Костромская область, г.Буй, по направлению на северо-восток вдоль дороги Буй-Ликурга Буйского района Костромской области в 0,7 км от ориентира установленной границы города Буй до её изменения Законом Костромской области от 30.12.2004 года № 237-ЗКО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , в следующем порядке:

-технический этап рекультивации завершить в срок не позднее 1 года со дня вступления решения суда в законную силу;

-биологический этап рекультивации завершить в срок не позднее 5 лет со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца с момента изготовления полного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Буйский районный суд Костромской области.

Судья: Н.И. Серова

Решение в окончательной форме изготовлено 08.11.2018 года.