ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-767/20 от 26.06.2020 Тихорецкого районного суда (Краснодарский край)

К делу №2а-767/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Тихорецк 26 июня 2020г.

Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Ногиной Н.В.,

при секретаре судебного заседания Михайловой К.С.,

с участием представителя административного истца Тихорецкого межрайонного прокурора – старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю.,

представителя административного ответчика – администрации Архангельского сельского поселения Тихорецкого района Сеферовой А.Н.,

действующей на основан6ии доверенности №7 от 13.04.2020г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тихорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Архангельского сельского поселения Тихорецкого района о признании незаконным бездействия администрации,

УСТАНОВИЛ:

Тихорецкий межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, просит суд признать бездействие администрации Архангельского сельского поселения Тихорецкого района незаконным, выразившееся в непринятии нормативного правового акта в сфере регистрации и учета аттракционной техники, расположенной на территории сельского поселения; обязать администрацию Архангельского сельского поселения Тихорецкого района принять меры по разработке и принятию нормативного правового акта в сфере регистрации и учета аттракционной техники, расположенной на территории сельского поселения.

В судебном заседании представитель административного истца - старший помощник Тихорецкого межрайонного прокурора Веселова Ж.Ю. поддержала исковые требования и пояснила, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Тихорецкого района законодательства в сфере обеспечения безопасности населения при эксплуатации аттракционов, в том числе муниципального нормотворчества, по результатам которой выявлены нарушения правовой неурегулированности ряда правоотношений, обеспечивающих безопасность эксплуатации и порядка регистрации аттракционной техники. Проведенной проверкой установлено, что администрацией Архангельского сельского поселения Тихорецкого района в нарушение вышеуказанных требований законодательства порядок регистрации и учета аттракционной техники не утвержден. Указанные нарушения послужили основанием для внесения межрайонным прокурором главе Архангельского сельского поселения Тихорецкого района представления об их устранении, по результатам рассмотрения которого нарушения признаны обоснованными, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Вместе с тем, в ходе настоящей проверки установлено, что в нарушение требований законодательства в указанной сфере до настоящего времени администрацией поселения не приняты меры по разработке и принятию порядка регистрации и учета аттракционной техники, расположенной на территории сельского поселения. Отсутствие надлежащего правового регулирования в указанной сфере влечет неопределенность правового статуса размещаемой на территории сельского поселения аттракционной техники, отсутствие контроля ее технического состояния со стороны уполномоченных органов и должностных лиц органов местного самоуправления, создает предпосылки к фривольности восприятия эксплуатантами аттракционов правового режима указанной области на территории Краснодарского края, а также порождает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе детей и подростков, которые в период летних каникул являются активными пользователями аттракционов и их производных. Выявленные нарушения противоречат требованиям государственной политики в области безопасности жизни и здоровья детей, направленному на неукоснительное обеспечение их нрав в указанной сфере.

Представитель административного ответчика – администрации Архангельского сельского поселения Тихорецкого района в судебном заседании административные исковые требования не признала в полном объеме и пояснила, что согласно подпункту 57.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 июля 2018 года № 245-ФЗ) с 27 января 2019 года осуществление в установленном Правительством Российской Федерации порядке государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, аттракционов относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Пунктам 3, 5 - 8, 10 - 14, 17, 18, 21 Правил государственной регистрации аттракционов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2019 года № 1939 (далее — Правила), с 9 апреля 2020 года установлено, что государственная регистрация аттракционов осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов (далее - органы гостехнадзора). Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23 августа 2010 года № 721 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности посетителей и обслуживающего персонала аттракционов в Краснодарском крае» имеет меньшую юридическую силу по сравнению с федеральным законодательством, Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что решение вопросов осуществления в установленном Правительством Российской Федерации порядке государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, аттракционов, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что административное исковое заявление является обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребители имеют право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей.

На территории Краснодарского края действуют Правила обеспечения безопасности посетителей и обслуживающего персонала аттракционов в Краснодарском крае, утвержденные постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.08.2010 № 721 (далее - Правила), действие которых направлено на обеспечение безопасной эксплуатации аттракционов, содержащие основные организационные и технические требования к обеспечению безопасности посетителей, охране труда

обслуживающего персонала, техническому содержанию и безопасной эксплуатации аттракционов.

Согласно абз. 1 раздела 2 Правил порядок регистрации и учета аттракционной техники, установленной на территории муниципального образования (поселения), независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, утверждается главой администрации муниципального образования (поселения).

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2019 № 1939 утверждены Правила государственной регистрации аттракционов (далее - Правила № 1939).

Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» регламентированы вопросы безопасной эксплуатации аттракционной техники.

Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 № 552-ст утвержден Национальный стандарт ГОСТ Р 53130-2008 «Безопасность аттракционов. Общие требования» (далее - ГОСТ).

В судебном заседании установлено, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Тихорецкого района законодательства в сфере обеспечения безопасности населения при эксплуатации аттракционов, в том числе муниципального нормотворчества, по результатам которой выявлены нарушения правовой неурегулированности ряда правоотношений, обеспечивающих безопасность эксплуатации и порядка регистрации аттракционной техники.

Проведенной проверкой установлено, что администрацией Архангельского сельского поселения Тихорецкого района в нарушение вышеуказанных требований законодательства Порядок регистрации и учета аттракционной техники не утвержден.

Указанные нарушения послужили основанием для внесения межрайонным прокурором главе Архангельского сельского поселения Тихорецкого района представления об их устранении, по результатам рассмотрения которого нарушения признаны обоснованными, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, в нарушение требований законодательства в указанной сфере до настоящего времени администрацией поселения не приняты меры по разработке и принятию порядка регистрации и учета аттракционной техники, расположенной на территории сельского поселения.

Суд считает, что отсутствие надлежащего правового регулирования в указанной сфере влечет неопределенность правового статуса размещаемой на территории сельского поселения аттракционной техники, отсутствие контроля ее технического состояния со стороны уполномоченных органов и должностных лиц органов местного самоуправления, создает предпосылки к фривольности восприятия эксплуатантами аттракционов правового режима указанной области на территории Краснодарского края, а также порождает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе детей и подростков, которые в период летних каникул являются активными пользователями аттракционов и их производных.

На основании вышеизложенного суд считает возможным признать незаконным бездействие администрации Архангельского сельского поселения Тихорецкого района, выразившееся в непринятии нормативного правового акта в сфере регистрации и учета аттракционной техники, расположенной на территории сельского поселения.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 39-40, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Административный иск Тихорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Архангельского сельского поселения Тихорецкого района о признании незаконным бездействия администрации удовлетворить.

Признать бездействие администрации Архангельского сельского поселения Тихорецкого района незаконным, выразившееся в непринятии нормативного правового акта в сфере регистрации и учета аттракционной техники, расположенной на территории сельского поселения.

Обязать администрацию Архангельского сельского поселения Тихорецкого района принять меры по разработке и принятию нормативного правового акта в сфере регистрации и учета аттракционной техники, расположенной на территории сельского поселения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий районный суд в месячный срок.

Судья Тихорецкого

районного суда Н.В.Ногина

<данные изъяты>