ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-857/17 от 20.12.2017 Курчатовского городского суда (Курская область)

Дело №2а-857/2017

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Курчатов 20 декабря 2017 года

Курчатовский городской суд Курской области в составе судьи Ковалёвой М.В.,

при секретаре – Бабкиной Ю.А.,

с участием представителя административного ответчика – администрации г. Курчатова курской области – Гридиной Е.А., действующей на основании доверенности от 12.10.2017 года, имеющей высшее юридическое образование,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алексеева Николая Александровича, Климова Владимира Николаевича, Михайловой Софьи Андреевны к администрации муниципального образования «город Курчатов» о признании незаконными решений №6050 и №6051 от 30 ноября 2017 года и №6092 от 1 декабря 2017 года об отказе в согласовании главой города публичных мероприятий в форме шествия и пикетирований и обязании администрацию муниципального образования «город Курчатов» согласовать проведение заявленных публичных мероприятий,

У С Т А Н О В И Л:

Алексеев Н.А., Климов В.Н. и Михайлова С.А. обратились в суд с вышеуказанным административным иском к Администрации муниципального образования «г.Курчатов» Курской области об оспаривании решения органов власти, нарушающего права и законные интересы, создающего препятствия к осуществлению прав и свобод, указали, что 30 ноября 2017 года Главе Администрации муниципального образования г. Курчатов Корпункову И.В. были поданы уведомления о приведении трех публичных мероприятий: пикетирования с призывом к реабилитации лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности за добровольные гомосексуальные отношения в России с целью призыва к реабилитации лиц, привлекавшихся к ответственности по ст. 121 УК РСФСР за вступление в гомосексуальные отношения по добровольному согласию. Согласно поданному уведомлению, пикетирование должно было состояться 07 декабря 2017 года с 10 до 11 часов на территории, прилегающей к зданию Дома культуры с западной стороны (центральный вход) по адресу: Коммунистический проспект, д.35 в г. Курчатове с количеством участников до 300 человек. Пикетирование с призывом к соблюдению конституционного права сексуальных и гендерных меньшинств на свободу мирных собраний в России с целью призыва к исполнению постановления Европейского Суда по правам человека по делу «Алексеев против России» о неправомерности запретов публичных акций гей-прайдов в Москве, а также призыва к соблюдению права на свободу собраний геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России, гарантированного статьей 31 Конституции РФ. Согласно поданному уведомлению, пикетирование должно было состояться 07 декабря 2017 года с 13 до 14 часов на площади Николаева в г. Курчатове с количеством участников до 300 человек. Шествие Курчатовского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Согласно поданному уведомлению, шествие должно состояться 14 декабря 2017 года с 11 до 13 часов по улице Молодежная и улице Космонавтов от Коммунистического проспекта до улицы Гайдара в г. Курчатове с количеством участников до 300 человек. 30 ноября и 1 декабря 2017 года Глава города Курчатова И.В. Корпунков уведомил административных истцов об отказе в согласовании проведения трех заявленных публичных мероприятий, сославшись на то, что площадь Николаева г. Курчатова не входит в перечень единых специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий на территории г. Курчатова. 07.12.2017 года на территории, прилегающей к зданию Дома культуры будет проводиться акция «Мы – внуки Победы!» с участием детей, посвященная Дню Героев Отечества. Другие места для проведения публичных мероприятий предложены быть не могут, поскольку информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия характеризует цель запланированного публичного мероприятия как противоречащую требованиям федерального законодательства Российской Федерации в части защиты ребенка от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения. Полагая, что указанные действия главы администрации муниципального образования «город Курчатов», отказавшего в согласовании проведения заявленных шествия и пикетирований, являются нарушением права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированного статьей 31 Конституции РФ, а также Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19 июня 2004 года, просили признать незаконными решения Администрации города Курчатова - отказ в согласовании главой города И.В. Корпунковым №6050 и №6051 от 30.11.2017 года и №6092 от 01.12.2017 года заявленных административными истцами публичных мероприятий в форме шествия и пикетирования и обязать Администрацию города Курчатова согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.

В судебное заседание административные истцы, надлежащим образом извещенные о времени и месте его проведения, не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «г. Курчатов» по доверенности Гридина Е.А. возражала против удовлетворения административного иска, указала, что решение об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий принято без нарушений норм действующего законодательства. Согласно поданному в администрацию г. Курчатова уведомлению публичное мероприятие в форме пикетирования с целью призыва к исполнению постановления Европейского Суда по правам человека по делу «Алексеев против России» о неправомерности запретов публичных акций гей-прайдов в Москве, а также призыва к соблюдению права на свободу собраний геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России, гарантированного статьей 31 Конституции РФ, должно было проходить 07 декабря 2017 года на площади Николаева в г. Курчатове. В соответствии с постановлением администрации Курской области от 25.12.2012 года №1133-па определены единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места на территории Курской области. После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специально отведенных мест, публичные мероприятия проводятся в указанных местах. Площадь Николаева в городе Курчатове не входит в этот перечень. В соответствии с поданным уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования с целью призыва к реабилитации лиц, привлекавшихся к ответственности по ст.121 УК РСФСР за вступление в гомосексуальные отношения по добровольному согласию, мероприятие должно было проходить 07 декабря 2017 года на территории прилегающей к зданию Дома культуры с западной стороны (центральный вход), площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: проспект Коммунистический, д.35. Проведение указанного мероприятия не было согласовано администрацией г. Курчатова, поскольку в соответствии с распоряжением администрации г. Курчатова от 15.11.2017 года №402р в указанном месте проводилась акция «Мы – внуки Победы!» с участием детей, посвященная Дню Героев Отечества. В ответе административным истцам также было указано, что другие места для проведения публичного мероприятия администрация г. Курчатова Курской области предложить не может, так как информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия характеризует цель запланированного публичного мероприятия как противоречащую требованиям федерального законодательства Российской Федерации в части защиты ребенка от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения. В соответствии с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме шествия в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии, публичное мероприятие должно было состояться 14 декабря 2017 года с 11 до 13 часов по улице Молодежная и улице Космонавтов от Коммунистического проспекта до улицы Гайдара в г. Курчатове. Проведение указанного публичного мероприятия не было согласовано администрацией г. Курчатова, поскольку в непосредственной близости к заявленному маршруту движения участников шествия расположены образовательные организации (МБОУ «Гимназия №2», МБОУ «Лицей №3»), а содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия характеризует цель запланированного публичного мероприятия как противоречащую требованиям федерального законодательства Российской Федерации в части защиты ребенка от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения. Кроме того, маршрут движения участников шествия, указанного в уведомлении и прилагаемой к уведомлению схеме, проходит по территории, непосредственно прилегающей к зданию, занимаемому Курчатовским городским судом Курской области, то есть в месте в котором проведение публичного мероприятия запрещается в соответствии с п.3 ч.2 ст.8 Федерального закона от 19.06.2004 года №54-ФЗ. При принятии оспариваемого решения, администрация руководствовалась нормами Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Закона к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения. Указанные в уведомлениях от мероприятия носят публичный характер, местом их проведения заявлены центральные улицы города, на которых располагаются, в том числе, и детские учреждения и организации, время проведения - это время массового пребывания несовершеннолетних в общественных местах города. Данные обстоятельства дают основания для применения норм Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и норм Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Таким образом, учитывая, что цели заявленных административными истцами мероприятий противоречат действующему законодательству, решение об отказе в проведении митинга, пикета и шествия было принято в защиту прав граждан Российской Федерации, в том числе несовершеннолетних от негативного влияния пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Кроме того, информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, дает основания предположить, что цель запланированного публичного мероприятия не соответствует положениям Конституции РФ и нарушает запреты, предусмотренные законодательством РФ в соответствии ч с.2 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 года №54-ФЗ. В частности это касается привлечения внимания общества и власти к фашизму. Важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. Полагала, что администрация не нарушала прав административных истцов, как и не нарушала действующее законодательство, просила в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав мнение представителя административного ответчика, изучив доводы административных истцов, изложенные в иске, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с п. 2 ч 1 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

К таким требованиям, в том числе относятся требования об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования).

В соответствии со ст. 219 КАС РФ, такое административное исковое заявление может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо; в свою очередь, административный истец обязан подтвердить факт соблюдения срока на обращение в суд, а также представить сведения о том, что оспариваемым актом нарушены или могут быть нарушены его права, свободы, законные интересы либо возникла реальная угроза их нарушения (ст. 62 Кодекса административных судопроизводств Российской Федерации).

По смыслу ст. 227 Кодекса административных судопроизводств Российской Федерации, в случае установления факт пропуска административным истцом срока на обращение в суд и (или) соответствия оспариваемого акта требованиям закона и (или) отсутствия факта нарушения прав, свобод или законных интересов административного истца, по результатам рассмотрения административного дела выносится решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В судебном заседании установлено, что 30 ноября 2017 года в Администрацию муниципального образования «город Курчатов» Алексеевым Н.А., Климовым В.Н. и Михайловой С.А. были поданы уведомления о проведении публичных мероприятий с количеством участников до 300 человек:

в форме пикетирования 07 декабря 2017 года с 10 до 11 часов на территории, прилегающей к зданию Дома культуры с западной стороны (центральный вход) по адресу: г. Курчатов, пр. Коммунистический, д.35 призыва к реабилитации лиц, привлекавшихся к ответственности по ст. 121 УК РСФСР за вступление в гомосексуальные отношения по добровольному согласию;

в форме пикетирования 07 декабря 2017 года с 13 до 14 часов на площади Николаева г. Курчатова призыва к исполнению постановления Европейского Суда по правам человека по делу «Алексеев против России» о неправомерности запретов публичных акций гей-прайдов в Москве, а также призыва к соблюдению права на свободу собраний геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России;

шествия Курчатовского гей-парада 14 декабря 2017 с 11 до 13 часов по улице Молодежная и улице Космонавтов от Коммунистического проспекта до улицы Гайдара в г. Курчатове в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии.

30.11.2017 года администрацией муниципального образования «город Курчатов» были приняты решения №6050 об отказе в согласовании проведения заявленного публичного мероприятия – пикетирования с целью призыва к исполнению постановления Европейского Суда по правам человека по делу «Алексеев против России» о неправомерности запретов публичных акций гей-прайдов в Москве, а также призыва к соблюдению права на свободу собраний геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России и решение №6051 об отказе в согласовании проведения заявленного публичного мероприятия – пикетирования с целью призыва к реабилитации лиц, привлекавшихся к ответственности по ст. 121 УК РСФСР за вступление в гомосексуальные отношения по добровольному согласию. 01.12.2017 года администрацией муниципального образования «город Курчатов» было принято решение №6092 от 01.12.2017 года об отказе в согласовании проведения заявленного публичного мероприятия – шествия в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Указанные решения обоснованы тем, что проведение таких мероприятий нарушает запреты, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и ст. 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, площадь Николаева не входит в перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Курской области. 07 декабря 2017 года на территории прилегающей к Дому культуры (центральный вход) администрацией г. Курчатова в соответствии с распоряжением администрации г. Курчатова от 15.11.2017 года №402р, запланировано проведение акции «Мы – внуки Победы!» с участием детей, посвященная Дню Героев Отечества. Проведение публичного мероприятия в форме шествия не было согласовано администрацией г. Курчатова, поскольку в непосредственной близости к заявленному маршруту движения участников шествия расположены образовательные организации (МБОУ «Гимназия №2», МБОУ «Лицей №3»), а содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия характеризует цель запланированного публичного мероприятия как противоречащую требованиям федерального законодательства Российской Федерации в части защиты ребенка от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения. Кроме того, маршрут движения участников шествия, указанного в уведомлении и прилагаемой к уведомлению схеме, проходит по территории, непосредственно прилегающей к зданию, занимаемому Курчатовским городским судом Курской области, то есть в месте в котором проведение публичного мероприятия запрещается в соответствии с п.3 ч.2 ст.8 Федерального закона от 19.06.2004 года №54-ФЗ. Так же в решении главы г. Курчатова от 01.12.2017 года имеется ссылка на то, что информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, дает основания предположить, что цель запланированного публичного мероприятия не соответствует положениям Конституции РФ и нарушает запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Давая оценку законности принятого решения, оспоренного административными истцами в установленный законом срок, суд исходит из следующего.

Действительно, ст. 31 Конституции Российской Федерации каждому гражданину Российской Федерации гарантировано право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Вместе с тем, гарантированное данной нормой право, являясь одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве, может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», регламентирующего реализацию соответствующего конституционного права граждан Российской Федерации, проведение публичного мероприятия должно основываться на принципе законности, а именно соблюдения положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, а также добровольности участия в нем.

Установленный в связи с этим порядок реализации права граждан на проведение публичного мероприятия обязывает организатора публичного мероприятия подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия (п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона).

В силу ч. 2 ст. 12 названного Закона в случае, если информация, содержащаяся в тексте такого уведомления и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Одновременно, указанная норма запрещает органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления согласовывать публичное мероприятие до устранения организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей требованиям закона.

Так, ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» гласит, что целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на из физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитание в них патриотизма и гражданственности, а также реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Такая государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Как следует из п.п. 1 и 2 ст. 14 данного Закона, органы государственной власти Российской Федерации обязаны принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения.

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственно надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

В соответствии с п. 4 ч.2 ст. 5 указанного Закона, к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения информация.

В силу п.п. 4 и 7 ч.2 ст. 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» распространение указанной информации запрещено среди детей любого возраста, то есть среди лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

Положения ч. 3 ст. 16 Закона устанавливают, что такая информация не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей и на расстоянии менее чем 100 метров от границ территорий указанных организаций.

В свою очередь, семейное законодательство Российской Федерации исходит из необходимости укрепления традиционных семейных отношений, основанных на чувствах взаимной любви и уважения мужчины и женщины, их детей (ст.ст. 1, 12, 47 Семейного кодекса Российской Федерации) и не предусматривает возможности воспитания детей в однополых семьях.

Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выражающаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ч.1 ст. 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Причем, ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» прямо запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со ст. 4 Закона Курской области от 17 декабря 2012 года № 135-ЗКО «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Курской области» в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности дополнительно к местам, в которых в соответствии с Федеральным законом проведение публичных мероприятий запрещается, определить следующие места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе, если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

Указанные в уведомлениях от 30.11.2017 мероприятия носят публичный характер, местом их проведения заявлены центральные улицы города, на которых располагаются, в том числе, и детские учреждения и организации, время проведения - это время массового пребывания несовершеннолетних в общественных местах города.

При этом, поскольку согласно ст. 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» любое публичное мероприятие является открытой, доступной каждому, акцией, имеющей целью свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований, учитывая намерение заявителей провести такие публичные мероприятия в местах города Курчатова, предполагающих присутствие большого количества людей, в том числе детей, заявленные мероприятия несомненно могли оказать информационно-психологическое воздействие на неограниченный круг лиц, в том числе и несовершеннолетних, находящихся в местах их проведения.

Учитывая тематику запланированных мероприятий, такое воздействие на несовершеннолетних нежелательно по причине его потенциальной угрозы для нравственного и духовного развития детей, сопряженного с формированием искаженных представлений о социально признанных моделях семейных отношений, соответствующих общепринятым в российском обществе (и разделяемым всеми традиционными религиозными конфессиями) нравственным ценностям и представлениям о браке, семье, материнстве, отцовстве, детстве, которые получили свое формально-юридическое закрепление в Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 7; ч. 1 ст. 38; п. «ж» ч. 1 ст. 72).

В этой связи, орган местного самоуправления верно отметил, что имеются достаточные основания полагать, что цели заявленного публичного мероприятия нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Конституцией Российской Федерации, поскольку направлены на пропаганду нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений.

Кроме того, административные истцы указали место проведения публичного мероприятия – пикетирования 07.12.2017 года с 10 до 11 часов – площадь Николаева, которое не входит в единый перечень специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места на территории Курской области, утвержденный постановлением администрации Курской области от 25.12.2012 года №1133-па. Также маршрут публичного мероприятия в форме шествия согласно поданному уведомлению и схеме проходит мимо здания Курчатовского городского суда Курской области, то есть в месте, в котором проведение публичного мероприятия запрещается в соответствии с п.3 ч.2 ст.8 Федерального закона от 19.06.2004 года №54-ФЗ.

С учетом изложенного, суд оценивает оспариваемое решение администрации города Курчатова применительно к приведенным выше нормам права, как принятое в защиту прав остальных граждан Российской Федерации, в том числе несовершеннолетних детей от негативного влияния пропаганды на их развитие, и признает его полностью соответствующим требованиям ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Противоречие заявленных целей планируемых заявителями публичных мероприятий законодательному запрету и отсутствие у организатора этого мероприятия намерений устранить это несоответствие, исключали для администрации необходимость предложения организаторам публичных мероприятий иных альтернативных мест и времени их проведения.

Поскольку при рассмотрении дела установлено, что оспариваемый отказ был обусловлен не дискриминационными мотивами, а законодательными запретами распространения среди несовершеннолетних информации, касающейся нетрадиционной сексуальной ориентации, способной причинить вред здоровому развитию детей, на защиту которого ориентировано не только российское, но и международное право, ссылки административных истцов на многочисленные рекомендации Парламентской Ассамблеи и Комитета Министров Совета Европы, Комитета ООН по правам человека и решения Европейского суда по правам человека, а также акты Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации, признающие недопустимость дискриминации по признаку сексуальной ориентации, юридического значения для дела не имеют.

Интерпретация административными истцами понятия свобода собраний, изложенная в административном иске, как означающая отсутствие каких-либо запретов, не соответствует не только положениям законодательства Российской Федерации, но и положениям ст. 11 Европейской конвенции по правам человека и гражданина, ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах, устанавливающим, что пользование правом на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Напротив, право административных истцов на выражение мнения относительно своего образа жизни от имени российского сообщества геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров, не освобождало их от соблюдения принципа уважения прав иного неопределенного круга лиц, включая детей, а потому в рассматриваемом случае организаторы публичных мероприятий правомерно получили уведомление со стороны Администрации муниципального образования «город Курчатов» об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 172-180, 228, 295-298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Алексеева Николая Александровича, Климова Владимира Николаевича, Михайловой Софьи Андреевны к администрации муниципального образования «город Курчатов» о признании незаконными решений №6050 и №6051 от 30 ноября 2017 года и №6092 от 1 декабря 2017 года об отказе в согласовании главой города публичных мероприятий в форме шествия и пикетирований и обязании администрацию муниципального образования «город Курчатов» согласовать проведение заявленных публичных мероприятий, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Курчатовский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья М.В. Ковалёва