Дело № 2а-903/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2019 года г.Углегорск
Углегорский городской суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи Манаевой М.А., при секретаре судебного заседания Трахановой Е.Н., с участием прокурора в лице помощника природоохранного прокурора Ткаченко О.А., действующей в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГБУ «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о признании незаконным бездействия, по непринятию мер по подготовке и представлениюнеобходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети, расположенных на территории муниципального «Углегорский городской округ» и возложении обязанности осуществить подготовку и предоставление в администрацию муниципального образования Углегорский городской округ» необходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети,
установил:
07 ноября 2019 года исполняющий обязанности Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора Абрамов В.Н. действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Углегорский городской суд с административным иском о признании незаконным бездействия Федерального государственного бюджетного учреждения «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее – ФГБУ «Сахалинское УГМС») по непринятию мер по подготовке и представлению необходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети на территории муниципального образования «Углегорский городской округ»: Морской гидрометеорологической береговой станции II разряда «Углегорск», Гидрологического поста I разряда «Бошняково – р. Августовка», Гидрологического поста I разряда «Поречье – р.Покосная», Гидрологического поста IIразряда «Краснополье-р. Углегорка», Гидрологического поста I разряда «Лесогорское – р. Лесогорка» и возложении обязанности на Учреждение в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку и предоставление в администрацию муниципального образования «Углегорский городской округ» необходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети.
В обоснование требований указал, что при проведении Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки деятельности ФГБУ «Сахалинское УГМС» установлено нарушение требований Федерального закона от 19 июля 1998 года № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», а именно стационарные посты вышеуказанных объектов не имеют охранных зон, созданных и зарегистрированных в соответствии с требованиями действующего законодательства. Отсутствие охранной зоны вокруг метеорологической станции может повлиять на достоверность получаемой с нее информации в населенном пункте, что повлечет нарушение прав граждан, органов власти на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, угрозе жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель административного истца – прокурорТкаченко О.А. принимающее участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи административные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика ФГБУ «Сахалинское УГМС» в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, представили в суд заявление о признании административного иска и рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Заинтересованное лица о администрация «Углегорский городской округ» в судебное заседание не явилось, о дате и времени слушания дела уведомленонадлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
Принимая во внимание отсутствие оснований для отложения, предусмотренных ст. 152 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся сторон.
Выслушав явившегося в судебное заседание прокурора, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как установлено ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством.
Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды (статья 63, 63.1 Закона №7-ФЗ).
В соответствии с п. 2, пп. «а» п. 3 Положения о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.08.2013 № 681 государственный экологический мониторинг осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральным агентством лесного хозяйства, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по рыболовству, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации), путем создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы мониторинга, а также создания и эксплуатации Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственного фонда.
Создание и обеспечение функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы мониторинга осуществляется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного экологического мониторинга, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, - в частигосударственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственного мониторинга атмосферного воздуха, государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации, государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации, государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал.
Пунктом 5.4.3 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 года № 372 «О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», на службу возложена обязанность по формированию и обеспечению функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения.
Согласно ст.1 Федерального закона №113-Ф3 от 19.07.1998 N 113-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О гидрометеорологической службе» стационарным пунктом наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением является комплекс, включающий в себя земельный участок с установленным на нем приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона №113-Ф3 одним из основных принципов деятельности гидрометеорологической службы являются: глобальность и непрерывность наблюдений за состоянием окружающей среду, ее загрязнением; единство и сопоставимость методов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также методов сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений информации; эффективность использования информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении; обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и ее доступности для пользователей (потребителей).
В силу ст. 5 Федерального закона №113-Ф3 одними из основных направлений государственного регулирования деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях являются: формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети; осуществление государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, являющегося частью государственного - экологического, мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании ч.1, 2 ст. 13 Федерального закона № 113-Ф3 государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки, относится исключительно, к федеральной собственности и находится под охраной государства. Организация деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляются в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона от 19 июля 1998 года № 113-ФЗ в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года № 972 утверждено Положение о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением.
Пунктами 3, 6 Положения предусмотрено, что в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 м во все стороны. В пределах указанных охранных зон устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.
Согласно пункту 1 статьи 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских Поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В силу пп.1 п.2 ст.56 Земельного кодекса РФ могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю, среди прочего: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Из анализа вышеперечисленных норм федерального законодательства следует, что обязанность по формированию необходимого пакета документов для создания на земельных участках, на которых располагаются стационарные пункты наблюдения, охранных зон, напрямую возложена на ФГБУ «Сахалинское УГМС».
В судебном заседании достоверно установлено, подтверждается материалами административного дела, что для осуществления уставного вида деятельности, а именно для наблюдения и контроля за состоянием природной среды на территории муниципального образования «Углегорский городской округ» Учреждение эксплуатирует пять стационарных пунктов наблюдения: Морскую гидрометеорологическую береговую станцию II разряда «Углегорск», расположенную на земельном участке с кадастровым номером№65:15:0000003:0055 (свидетельство о государственной регистрации права от 04.09.2008 года№ 65 АВ 017535), Гидрологический пост I разряда «Бошняково – р. Августовка»с кадастровым номером№65:14:0000002:0005 (свидетельство о государственной регистрации права от 04.09.2008 года№ 65 АВ 005664), Гидрологический пост I разряда «Поречье – р.Покосная» с кадастровым номером№65:14:0000019:0003 (свидетельство о государственной регистрации права от 04.09.2008 года№ 65 АВ 005666), Гидрологический пост II разряда «Краснополье-р. Углегорка» с кадастровым номером№65:14:0000018:0014 (свидетельство о государственной регистрации права от 04.09.2008 года№ 65 АВ 005665), Гидрологический пост I разряда «Лесогорское – р. Лесогорка» с кадастровым номером№65:14:0000006:0014 (свидетельство о государственной регистрации права от 04.09.2008 года№ 65 АВ 005663).
Данное обстоятельство подтверждается, представленным в материалах дела перечнем обособленных подразделений Учреждения, перечнем пунктов наблюдений с зарегистрированными земельными участками (принадлежащих ФГБУ «Сахалинское УГМС» на праве постоянного (бессрочного) пользования), свидетельством о государственной регистрации права от 08.09.2008 года№.
В силу п.5.3.19 Устава ФГБУ «Сахалинское УГМС», учреждение обязано осуществлять подготовку и представление необходимых документов по созданию охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети в соответствии с законодательством РФ и нормативными документами Росгидромета.
Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ФГБУ «Сахалинское УГМС» требований Федерального закона от 19.07.1998 года № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» при установлении охранных зон метеорологических станций ФГБУ «Сахалинское УГМС». Данное обстоятельство подтверждается решением№от 14.09.2018 года о проведении проверки, письмами об истребовании документов в связи с проводимой проверкой№от 14.09.2018 года, от 24.09.2018 года, от 04.10.2018 года.
Как следует из ответа ФГБУ «Сахалинское УГМС»№от 21.09.2018 года, работы по нанесению границ охранных зон метеорологических площадок на генпланы территорий и постановки их на кадастровый учет будут выполняться при соответствующем финансовом обеспечении. Аналогичный ответ содержится в письме№от 31.10.2018 года.
В связи с выявленными нарушениями, 31.10.2018 года природоохранной прокуратурой ФГБУ «Сахалинское УГМС» внесено представление об устранении нарушений.
В силу п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Трех месячный срок, в течение которого прокурор просит возложить на Учреждение совершить определенные действия по убеждению суда, является достаточным и разумным.
В силу ч.ч.3,5 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Поскольку признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает его.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора – удовлетворить.
Признать бездействие Федерального государственного бюджетного учреждения «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» по непринятию мер по подготовке и представлению необходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети на территории муниципального образования «Углегорский городской округ», а именно: Морской гидрометеорологической береговой станции II разряда «Углегорск», расположенной на земельном участке с кадастровым номером№65:15:0000003:0055 (свидетельство о государственной регистрации права от 04.09.2008 года№ 65 АВ 017535), Гидрологического поста I разряда «Бошняково – р. Августовка»с кадастровым номером№65:14:0000002:0005 (свидетельство о государственной регистрации права от 04.09.2008 года№ 65 АВ 005664), Гидрологического поста I разряда «Поречье – р.Покосная» с кадастровым номером№65:14:0000019:0003 (свидетельство о государственной регистрации права от 04.09.2008 года№ 65 АВ 005666), Гидрологического поста II разряда «Краснополье-р. Углегорка» с кадастровым номером№65:14:0000018:0014 (свидетельство о государственной регистрации права от 04.09.2008 года№ 65 АВ 005665), Гидрологического поста I разряда «Лесогорское – р. Лесогорка» с кадастровым номером№65:14:0000006:0014 (свидетельство о государственной регистрации права от 04.09.2008 года№ 65 АВ 005663) – незаконным.
Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку и предоставление в администрацию муниципального образования «Углегорский городской округ», необходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети на территории муниципального образования «Углегорский городской округ»,а именно:
Морской гидрометеорологической береговой станции II разряда «Углегорск», расположенной на земельном участке с кадастровым номером№65:15:0000003:0055 (свидетельство о государственной регистрации права от 04.09.2008 года№ 65 АВ 017535);
Гидрологического поста I разряда «Бошняково – р. Августовка»с кадастровым номером№65:14:0000002:0005 (свидетельство о государственной регистрации права от 04.09.2008 года№ 65 АВ 005664);
Гидрологического поста I разряда «Поречье – р.Покосная» с кадастровым номером№65:14:0000019:0003 (свидетельство о государственной регистрации права от 04.09.2008 года№ 65 АВ 005666);
Гидрологического поста II разряда «Краснополье-р. Углегорка» с кадастровым номером№65:14:0000018:0014 (свидетельство о государственной регистрации права от 04.09.2008 года№ 65 АВ 005665);
Гидрологического поста I разряда «Лесогорское – р. Лесогорка» с кадастровым номером№65:14:0000006:0014 (свидетельство о государственной регистрации права от 04.09.2008 года№ 65 АВ 005663).
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение 1 (одного) месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 29 ноября 2019 года.
Председательствующий М.А. Манаева