Дело № 2а-939/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2018 года п. Кавказский, КЧР
Прикубанский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего - судьи Абазалиева А.К., при секретаре судебного заседания Лайпановой З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Управления охраны окружающей среды и водных ресурсов Карачаево-Черкесской Республики к Администрации Псыжского сельского поселения Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным бездействия Администрации Псыжского сельского поселения Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившегося в ненадлежащей организации сбора, вывоза, бытовых и промышленных отходов и обязании восстановить нарушенное состояние окружающей среды – ликвидировать несанкционированные свалки,
У С Т А Н О В И Л:
Управление охраны окружающей среды и водных ресурсов Карачаево-Черкесской Республики обратилось в суд с административным исковым заявлением к Администрации Псыжского СП Абазинского МР КЧР в интересах неопределенного круга лиц, в обоснование которого указало, что в ходе рейдовой выездной проверки на территории Псыжского сельского поселения Абазинского муниципального района установлено несанкционированное размещение отходов, с нарушением экологических требований при размещении опасных отходов на территории а. Псыж:
- в восточной части аула на пересечении улиц Подгорная и Набережной,
(координаты 44°13'12.67" С; 42°1'36.83" В).
Ориентировочно общий объем хозяйственно-бытовых отходов составляет - 8,0 тонн, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов при визуальном определении составляет 1,0 га;
- по улице Шавтикова, напротив домов № 49, 51 в овраге, (координаты
44013'21.67" С; 4201'21.60" В).
Ориентировочно общий объем хозяйственно-бытовых отходов составляет - 15,0 тонн, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов при визуальном определении составляет 1,2 га;
- в районе домов № 89, 91 по переулку Симхова (координаты
44°13,26.90"С;4201'41.86"В).
Ориентировочно общий объем хозяйственно-бытовых отходов составляет - 5,0 тонн, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов при визуальном определении составляет 2,5 га.;
- по улице Зеленая, напротив дома № 80, по обеим склонам оврага,
(координаты 44°13'42.16" С; 42°Г23.77" В).
Ориентировочно общий объем хозяйственно-бытовых отходов составляет - 18,0 тонн, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов при визуальном определении составляет 1,8 га;
- по улице Заречной в районе домов № 55, 61, по обоим склонам оврага,
(координаты 44°13'51.89" С; 42°1'23.75" В).
Ориентировочно общий объем хозяйственно-бытовых отходов составляет - 100,0 тонн, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов при визуальном определении составляет 3,0 га;
- в восточной части аула, по улице 3. Ерижевой, в районе кладбища, на
склоне, (координаты 44°14'20.80" С; 42°0V14.14" В).
Ориентировочно общий объем хозяйственно-бытовых отходов составляет - 8,0 тонн, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов при визуальном определении составляет 0,5 га;
- по улице Пионерской в районе дома № 26, (координаты 44°13'51.89" С;
42°Г23.75"В).
Ориентировочно общий объем хозяйственно-бытовых отходов составляет - 100,0 тонн, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов при визуальном определении составляет 3,0 га;
- в восточной стороне аула, по улице Пионерской в водоохраной зоне,
(координаты 44°14'31.53" С; 42°1'18.95" В).
Ориентировочно общий объем хозяйственно-бытовых отходов составляет - 8,0 тонн, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов при визуальном определении составляет 0,2 га;
- в восточной стороне аула, в конце улице Горького, в овраге,
(координаты 44°14'39.53" С; 42°1'20.8Г В).
Ориентировочно общий объем хозяйственно-бытовых отходов составляет - 12,0 тонн, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов при визуальном определении составляет 0,2 га;
- в восточной стороне аула, по улице Гагарина в водоохраной зоне,
(координаты 44014'59.15" С; 42°1'30.40" В).
Ориентировочно общий объем хозяйственно-бытовых отходов составляет - 12,0 тонн, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов при визуальном определении составляет 0,2 га;
- в восточной стороне аула, в конце улицы Братьев Хатковых в районе кладбища, (координаты 44°14'50.60" С; 42° 1'27.80" В).
Ориентировочно общий объем хозяйственно-бытовых отходов
составляет - 80,0 тонн, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов при визуальном определении составляет 3,0 га;
- в восточной стороне аула, по улице Шанова в районе дома № 60, в
овраге в водоохраной зоне, (координаты 44°15'8.20" С; 42°1'30.48" В).
Ориентировочно общий объем хозяйственно-бытовых отходов составляет - 30,0 тонн, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов при визуальном определении составляет 4,0 га;
- в восточной стороне аула, по улице Шанова в районе дома № 64, в
овраге в водоохраной зоне, (координаты 44°15'13.50" С; 42°Г29.00" В).
Ориентировочно общий объем хозяйственно-бытовых отходов составляет - 1,0 тонн, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов при визуальном определении составляет 0,01 га;
- по улице Шоссейная в районе заправки «Роснефть», (координаты
44°13'6.97"С;4200,56.15"В).
Ориентировочно общий объем хозяйственно-бытовых отходов составляет - 1,0 тонн, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов при визуальном определении составляет 0,1 га;
- на расстояг администрации Абазинского муниципального района от
18.0.2014 № 145 «О выделении земельного участка под временное хранение
ТБО» выделена площадка (кадастровый номер 09:02:0030301:2652) под
временное размещение отходов, координаты 44°16'1.24" С; 42°Г36.64" В,
однако данное размещение отходов не соответствует требованиям ст. 13.4
Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об отходах производства и потребления» и СанПиН 2.1.7.1322-03 «гигиенические
требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и
потребления».
В соответствии с распоряжением заместителя начальника Управления охраны окружающей среды и водных ресурсов КЧР от 13.03.2018 года № 7-р «О проведении рейдового мероприятия» старшим государственным инспектором КЧР в области охраны окружающей среды Карабашевым Э.Ф. проводилась рейдовая выездная проверка на территории Абазинского муниципального района в период с 13.03.2018 года по 13.04.2018 года. Предметом рейдовой проверки являлось выявление несанкционированных мест размещения отходов на территории Абазинского муниципального района.
По результатам рейдовой проверки старшим государственным инспектором КЧР в области охраны окружающей среды Карабашевым Э.Ф. составлен Акт рейдового мероприятия по выявлению несанкционированных мест размещения отходов на территории Псыжского сельского поселения Абазинского муниципального района от 13.04.2018 года № 4-р.
В ходе данного мероприятия выявлены грубые нарушения требований природоохранного и санитарно - эпидемиологического законодательства.
На территории Псыжского СП Абазинского МР не организованы надлежащим образом сбор, вывоз отходов, что оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду, при этом, бездействие органа местного самоуправления которое обязано принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
Указанная выше ситуация сложилась из-за бездействия администрации Псыжского сельского поселения, на которую ранее решение Прикубанского районного суда КЧР от 27.08.2018 года дело № 2а-760/2018 по аналогичному делу административное исковое заявление о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения было удовлетворено и возложена обязанность ликвидировать несанкционированные свалки,
С учетом вышеизложенного, административный истец просит суд: признать незаконным бездействие администрации Псыжского сельского поселения, связанное с ненадлежащей организацией сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов; обязать администрацию Псыжского сельского поселения восстановить нарушенное состояние окружающей среды - ликвидировать несанкционированные свалки, указанные в Акте рейдовой выездной проверки от 11.07.2018 № 16-р.
В судебное заседание административный истец, извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил, представитель административного истца направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя.
В судебное заседание административный ответчик, будучи надлежаще извещенным о месте и времени судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил, направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей административного истца и административного ответчика.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 40 КАС РФ в случаях, предусмотренных законом, наделяет государственные органы, должностных лиц, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации правом на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.
В соответствии с п. 1.1 Положения об Управлении охраны окружающей среды и водных ресурсов Карачаево-Черкесской Республики, Управление охраны окружающей среды и водных ресурсов Карачаево-Черкесской Республики (далее - Управление) является исполнительным органом государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, проводящим единую государственную политику в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха, водных ресурсов, обращения с отходами производства и потребления в Карачаево-Черкесской Республике в пределах компетенции, определенной федеральным и республиканским законодательством.
В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.
В силу ст. 50 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ст. ст. 8, 21 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", граждане имеют право на благоприятную среду обитания; содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу пп. 24 п. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения.
Согласно ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства, потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическим веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 13.10.2015 N 26-П., в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке (пункт 4.2).
В соответствии с п. 1 ст. 22 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Санитарные правила содержания территорий населенных мест определены в СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", согласно п. 2.1.1 которых объектами очистки являются, в том числе, места общественного пользования и другие.
В силу п. 1.2 указанных санитарных правил система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление.
Материалами дела подтверждается, что в ходе проведения Управлением охраны окружающей среды и водных ресурсов по КЧР рейдовой проверки на территории Псыжского СП Абазинского района КЧР установлено несанкционированное размещение отходов, с нарушением экологических требований при размещении отходов на территории а. Псыж:
- в восточной части аула на пересечении улиц Подгорная и Набережной,
(координаты 44°13'12.67" С; 42°1'36.83" В).
Ориентировочно общий объем хозяйственно-бытовых отходов составляет - 8,0 тонн, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов при визуальном определении составляет 1,0 га;
- по улице Шавтикова напротив домов № 49, 51 в овраге, (координаты
44013'21.67" С; 4201'21.60" В).
Ориентировочно общий объем хозяйственно-бытовых отходов составляет - 15,0 тонн, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов при визуальном определении составляет 1,2 га;
- в районе домов № 89, 91 по переулку Симхова (координаты
44°13,26.90"С;4201'41.86"В).
Ориентировочно общий объем хозяйственно-бытовых отходов составляет - 5,0 тонн, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов при визуальном определении составляет 2,5 га.;
- по улице Зеленая напротив дома № 80, по обеим склонам оврага,
(координаты 44°13'42.16" С; 42°Г23.77" В).
Ориентировочно общий объем хозяйственно-бытовых отходов составляет - 18,0 тонн, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов при визуальном определении составляет 1,8 га;
- по улице Заречной в районе домов № 55, 61, по обоим склонам оврага,
(координаты 44°13'51.89" С; 42°1'23.75" В).
Ориентировочно общий объем хозяйственно-бытовых отходов составляет - 100,0 тонн, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов при визуальном определении составляет 3,0 га;
- в восточной части аула, по улице 3. Ерижевой, в районе кладбища на
склоне, (координаты 44°14'20.80" С; 42°0V14.14" В).
Ориентировочно общий объем хозяйственно-бытовых отходов составляет - 8,0 тонн, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов при визуальном определении составляет 0,5 га;
- по улице Пионерской в районе дома № 26, (координаты 44°13'51.89" С;
42°Г23.75"В).
Ориентировочно общий объем хозяйственно-бытовых отходов составляет - 100,0 тонн, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов при визуальном определении составляет 3,0 га;
- в восточной стороне аула, по улице Пионерской в водоохраной зоне,
(координаты 44°14'31.53" С; 42°1'18.95" В).
Ориентировочно общий объем хозяйственно-бытовых отходов составляет - 8,0 тонн, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов при визуальном определении составляет 0,2 га;
- в восточной стороне аула, в конце улице Горького, в овраге,
(координаты 44°14'39.53" С; 42°1'20.8Г В).
Ориентировочно общий объем хозяйственно-бытовых отходов составляет - 12,0 тонн, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов при визуальном определении составляет 0,2 га;
- в восточной стороне аула, по улице Гагарина в водоохраной зоне,
(координаты 44014'59.15" С; 42°1'30.40" В).
Ориентировочно общий объем хозяйственно-бытовых отходов составляет - 12,0 тонн, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов при визуальном определении составляет 0,2 га;
- в восточной стороне аула, в конце улицы Братьев Хатковых в районе кладбища, (координаты 44°14'50.60" С; 42° 1'27.80" В).
Ориентировочно общий объем хозяйственно-бытовых отходов
составляет - 80,0 тонн, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов при визуальном определении составляет 3,0 га;
- в восточной стороне аула, по улице Шанова в районе дома № 60, в
овраге в водоохраной зоне, (координаты 44°15'8.20" С; 42°1'30.48" В).
Ориентировочно общий объем хозяйственно-бытовых отходов составляет - 30,0 тонн, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов при визуальном определении составляет 4,0 га;
- в восточной стороне аула, по улице Шанова в районе дома № 64, в
овраге в водоохраной зоне, (координаты 44°15'13.50" С; 42°Г29.00" В).
Ориентировочно общий объем хозяйственно-бытовых отходов составляет - 1,0 тонн, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов при визуальном определении составляет 0,01 га;
- по улице Шоссейная в районе заправки «Роснефть», (координаты
44°13'6.97"С;4200,56.15"В).
Ориентировочно общий объем хозяйственно-бытовых отходов составляет - 1,0 тонн, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов при визуальном определении составляет 0,1 га;
- на расстоянии двух километров севернее аула Псыж на основании
Постановления Главы администрации Абазинского муниципального района от
18.03.2014 № 145 «О выделении земельного участка под временное хранение
ТБО» выделена площадка (кадастровый номер 09:02:0030301:2652) под
временное размещение отходов, координаты 44°16'1.24" С; 42°Г36.64" В,
однако данное размещение отходов не соответствует требованиям ст. 13.4
Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об отходах производства и потребления» и СанПиН 2.1.7.1322-03 «гигиенические
требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и
потребления».
Указанные обстоятельства подтверждаются:
Распоряжением заместителя начальника Управления охраны окружающей среды и водных ресурсов КЧР от 13.03.2018 года № 7-р «О проведении рейдового мероприятия», актом рейдового мероприятия по выявлению несанкционированных мест размещения отходов на территории Псыжского СП Абазинского МР от 13.04.2018 № 4-р, фототаблицей к нему.
Как следует из пункта 19 ст. 7 Устава Псыжского сельского поселения Абазинского муниципального района КЧР к вопросам местного значения Псыжского сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Как устанавливается судом из материалов дела земельные участки, на которых образованы несанкционированные свалки, находятся в ведении администрации Псыжского сельского поселения Абазинского МР КЧР.
На момент разрешения спора несанкционированные свалки бытовых отходов на территории Псыжского сельского поселения не ликвидированы.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации Псыжского сельского поселения Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившегося в ненадлежащей организации сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов, и необходимости возложения на административного ответчика обязанности по организации ликвидации существующих несанкционированных свалок отходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 227, 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Управления охраны окружающей среды и водных ресурсов Карачаево-Черкесской Республики к администрации Псыжского сельского поселения Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным бездействия администрации Псыжского сельского поселения Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившегося в ненадлежащей организации сбора, вывоза, бытовых и промышленных отходов и обязании восстановить нарушенное состояние окружающей среды – ликвидировать несанкционированные свалки - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Псыжского сельского поселения, связанное с ненадлежащей организацией сбора, вывоза, бытовых и промышленных отходов.
Обязать администрацию Псыжского сельского поселения восстановить нарушенное состояние окружающей среды - ликвидировать несанкционированные свалки, указанные в Акте рейдовой выездной проверки от 11.07.2018 № 16-р.
Администрация Псыжского сельского поселения Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики обязана сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня окончания срока исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Прикубанский районный суд КЧР.
Мотивированное решение составлено 17 декабря 2018 года.
Судья А.К. Абазалиев