ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-956/18 от 06.07.2018 Дербентского городского суда (Республика Дагестан)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес изъят>

ДД.ММ.ГГГГ Дело <номер изъят>а-956/18

Судья Дербентского городского суда Республики Дагестан Яралиев Т.М., при секретаре Касумовой Н.Г., с участием помощника прокурора <адрес изъят> Алирзаева М.Д., представителя МУП «Водопроводно - канализационное хозяйство» городского округа «<адрес изъят>» Гусейновой А.И., представителя администрации городского округа «<адрес изъят>» по доверенности ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес изъят> в интересах государства и неопределенного круга лиц к МУП «Водопроводно - канализационное хозяйство» городского округа «<адрес изъят>» и администрации городского округа «<адрес изъят>» о признании незаконным бездействия МУП «Водопроводно - канализационное хозяйство» городского округа «<адрес изъят>» и администрации городского округа «<адрес изъят>» и обязании устранить нарушения пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес изъят> в интересах государства и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к МУП «Водопроводно - канализационное хозяйство» городского округа «<адрес изъят>» и администрации городского округа «<адрес изъят>» о признании незаконным бездействия МУП «Водопроводно - канализационное хозяйство» городского округа «<адрес изъят>» и администрации городского округа «<адрес изъят>» и обязании устранить нарушения пожарной безопасности, в котором ставится вопрос о признании незаконным бездействие МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» городского округа «<адрес изъят>», выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности насосной станции, расположенной по <адрес изъят> в <адрес изъят>, а также о признании незаконным бездействие администрации городского округа «<адрес изъят>», выразившееся в не обеспечении достаточного финансирования мероприятий пожарной безопасности на насосной станции, расположенной по <адрес изъят> в <адрес изъят>. Обязать МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» администрации городского округа «<адрес изъят>» устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности на объекте жизнеобеспечения - насосная станция, расположенная по <адрес изъят>, а именно: оборудовать помещение насосной станции автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с требованиями таб. А.1 СП 13.130 2009 «Установки автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. Нормы и правила проектирования»; оборудовать помещение насосной станции системой (установкой) оповещения людей о пожаре в соответствии с требованиями ст. 151, ФЗ от 22.07.2008г <номер изъят>-Ф3, п. 3.1- п. 4.1 таб.<номер изъят>, п. 3 таб. <номер изъят> раз.11 НПБ 104-03; заменить при входе в помещение насосной станции электропроводку, проложенную по деревянным конструкциям потолочного перекрытия; заменить эксплуатацию электрических проводов с видимыми повреждениями в изоляции; установить в помещении насосной станции на путях эвакуации знаки пожарной безопасности; обеспечить здание насосной станции наличием табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны; разработать и разместить в помещении насосной станции инструкцию о мерах пожарной безопасности, утвержденную руководителем, а также обязать администрацию городского округа «<адрес изъят>» профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности на насосной станции, расположенной по <адрес изъят>.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес изъят> Алирзаев М.Д. заявление поддержал и пояснил, что в рамках проверки, проведенной по обращению директора МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» городского округа «<адрес изъят>» о нарушениях санитарных зон насосных станций и артезианских скважин, прокуратурой города выявлены факты нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности на объектах жизнеобеспечения. Так, на насосной станции, расположенной по <адрес изъят>, выявлены следующие нарушения: помещение насосной станции не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (таб. А.1 СП 13.130 2009 «Установки автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. Нормы и правила проектирования»); помещение насосной станции не оборудовано системой (установкой) оповещения людей о пожаре (ст. 151, ФЗ от 22.07.2008г №123-ФЗ, п. 3.1- п. 4.1 таб.<номер изъят>, п. 3 таб. <номер изъят> раз.11 НПБ 104-03); при входе в помещении насосной станции электропроводка проложена по деревянным конструкциям потолочного перекрытия; допускается эксплуатация электрических проводов с видимыми повреждениями в изоляции; в помещении насосной станции на путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности; здание не обеспечено наличием табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны; в помещении насосной станции отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности, утвержденная руководителем. В целях устранения указанных нарушений 06.03.2018г. в адрес главы городского округа «<адрес изъят>» было внесено соответствующее представление. Однако, по результатам его рассмотрения меры по устранению выявленных нарушений фактически не приняты, мероприятия, создающие угрозу безопасности жизни людей в случае возникновения пожара, остались невыполненными, нарушения норм противопожарной безопасности на объекте продолжают иметь место. Наличие указанных нарушений может послужить причиной возникновения ситуации, возможными последствиями которой могут быть человеческие жертвы и уничтожение имущества. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Основной причиной сложившейся ситуации является недостаточное финансирование администрацией городского округа «<адрес изъят>» (учредитель) мероприятий, направленных на устранение нарушений пожарной безопасности. Поскольку закрепление муниципального имущества собственником за МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» носит целевой характер, предоставляемый собственником для этих целей объект должен отвечать в том числе и всем установленным законом требованиям пожарной безопасности. Если переданный объект не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором в силу 210 ГК РФ лежит бремя содержания имущества, обязан предпринять меры по приведению объекта в соответствие с требованиями пожарной безопасности либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения. Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности является одним из приоритетных направлений в сфере защиты жизни и здоровья людей. Несоблюдение требований пожарной безопасности может привести к тяжелым последствиям при возникновении чрезвычайных ситуаций. Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности угрожают жизни и здоровью не только служебному персоналу, но и неопределенному кругу лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоянна и персонально меняется. Интересы государства заключаются в соблюдении всеми органами и их должностными лицами, организациями, учреждениями, их должностными лицами требований пожарной безопасности, единообразном применении правил и нормативов в области пожарной безопасности. С учетом изложенного просит суд признать незаконными бездействие МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» администрации городского округа «<адрес изъят>», выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности насосной станции, расположенной по <адрес изъят> в <адрес изъят>, а также бездействие администрации городского округа «<адрес изъят>», выразившееся в не обеспечении достаточного финансирования мероприятий пожарной безопасности на насосной станции, расположенной по <адрес изъят> в <адрес изъят>. Обязать МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» администрации городского округа «<адрес изъят>» устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности на объекте жизнеобеспечения насосная станция, расположенной по <адрес изъят>, а именно: оборудовать помещение насосной станции автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с требованиями таб. А.1 СП 13.130 2009 «Установки автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. Нормы и правила проектирования»; оборудовать помещение насосной станции системой (установкой) оповещения людей о пожаре в соответствии с требованиями ст. 151, ФЗ от 22.07.2008г <номер изъят>-Ф3, п. 3.1- п. 4.1 таб.<номер изъят>, п. 3 таб. <номер изъят> раз.11 НПБ 104-03; заменить при входе в помещение насосной станции электропроводку, проложенную по деревянным конструкциям потолочного перекрытия; заменить электрические провода, имеющие видимые повреждения в изоляции; установить в помещении насосной станции на путях эвакуации знаки пожарной безопасности; обеспечить здание наличием табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны; разработать и разместить в помещении насосной станции инструкцию о мерах пожарной безопасности, утвержденную руководителем, а также обязать администрацию городского округа «<адрес изъят>» профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности на насосной станции, расположенной по <адрес изъят> в <адрес изъят>.

Представитель МУП «Водопроводно - канализационное хозяйство» городского округа «<адрес изъят>» Гусейнова А.И. административные исковые требования прокурора <адрес изъят> по существу признала и пояснила, что наличие в деятельности насосной станции, расположенной по <адрес изъят>, нарушений требований пожарной безопасности она не оспаривает. Учредителем предприятия и собственником всего закрепленного за ним имущества является администрация <адрес изъят>. По этому вопросу они неоднократно обращались к руководству администрации <адрес изъят> с просьбой оказать финансовую помощь для устранения выявленных нарушений, однако, до настоящего времени данный вопрос не разрешен. Собственными оборотными денежными средствами предприятие не располагает. В случае, если предприятию будут выделены необходимые денежные средства, то они намерены незамедлительно устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности.

Представитель административного ответчика - администрации городского округа «<адрес изъят>» по доверенности ФИО5 административные исковые требования прокурора <адрес изъят> не признал и пояснил, что насосная станция, расположенная по <адрес изъят>, находится в ведении МУП «Водопроводно - канализационное хозяйство» городского округа «<адрес изъят>». Администрация <адрес изъят>, как учредитель и собственник переданного МУП «Водопроводно - канализационное хозяйство» городского округа «<адрес изъят>» имущества, согласно условий его передачи, должен получить от деятельности данного предприятия прибыль, а не финансировать его. Кроме того, в настоящее время на предприятии введено внешнее управление и администрация <адрес изъят>, как собственник его имущества, какими-либо правами и полномочиями в отношении него не обладает. Просит в удовлетворении административных исковых требований прокурора <адрес изъят> отказать.

Представитель третьего лица - ОНД по <адрес изъят> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес изъят>, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, сведения о причинах неявки не представил, а потому суд принял решение о рассмотрении дела без его участия.

Проверив и исследовав материалы дела, выслушав объяснения и доводы сторон, суд считает заявление прокурора <адрес изъят> подлежащим удовлетворению.

Так, из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес изъят> проведена проверка по обращению директора МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» городского округа «<адрес изъят>» о нарушениях санитарных зон насосных станций и артезианских скважин, в ходе которой выявлены факты нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности на объектах жизнеобеспечения, в том числе на насосной станции, расположенной по <адрес изъят>, а именно: помещение насосной станции не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (таб. А.1 СП 13.130 2009 «Установки автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. Нормы и правила проектирования»); помещение насосной станции не оборудовано системой (установкой) оповещения людей о пожаре (ст. 151, ФЗ от 22.07.2008г №123-ФЗ, п. 3.1- п. 4.1 таб.<номер изъят>, п. 3 таб. <номер изъят> раз.11 НПБ 104-03);допускается эксплуатация при входе в помещение насосной станции электропроводки, проложенной по деревянным конструкциям потолочного перекрытия; допускается эксплуатация электрических проводов с видимыми повреждениями в изоляции; в помещении насосной станции на путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности; здание не обеспечено наличием табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны; в помещении насосной станции отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности, утвержденная руководителем.

В целях устранения указанных нарушений 06.03.2018г. прокуратурой <адрес изъят> в адрес главы городского округа «<адрес изъят>» было внесено представление, однако, по результатам его рассмотрения меры по устранению выявленных нарушений не приняты, мероприятия, создающие угрозу безопасности жизни людей в случае возникновения пожара, остались невыполненными, нарушения норм противопожарной безопасности на объекте продолжают иметь место.

Наличие указанных нарушений может послужить причиной возникновения ситуации, возможными последствиями которой могут быть человеческие жертвы и уничтожение имущества.

Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В силу ст. 37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства пожарной защиты, включая первичные средства пожаротушения.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Основной причиной сложившейся ситуации является недостаточное финансирование администрацией городского округа «<адрес изъят>» (учредитель) мероприятий, направленных на устранение нарушений пожарной безопасности.

Согласно п.4 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст.63 данного закона.

Пункт 2 ст.63 данного закона предусматривает обязанность органов местного самоуправления проводить разработку и осуществлять мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Поскольку закрепление муниципального имущества собственником за МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» носит целевой характер, то предоставляемый собственником для этих целей объект должен отвечать, в том числе и всем установленным законом требованиям пожарной безопасности.

Если переданный объект не отвечает требованиям пожарной безопасности, то собственник, на котором в силу 210 ГК РФ лежит бремя содержания имущества, обязан предпринять меры по приведению объекта в соответствие с требованиями пожарной безопасности либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения.

Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности является одним из приоритетных направлений в сфере защиты жизни и здоровья людей.

Несоблюдение требований пожарной безопасности может привести к тяжелым последствиям при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности угрожают жизни и здоровью не только служебному персоналу, но и неопределенному кругу лиц.

Интересы государства заключаются в соблюдении всеми органами и их должностными лицами, организациями, учреждениями, их должностными лицами требований пожарной безопасности, единообразном применении правил и нормативов в области пожарной безопасности.

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление прокурора <адрес изъят> подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора <адрес изъят> удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» администрации городского округа «<адрес изъят>», выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности насосной станции, расположенной по <адрес изъят> в <адрес изъят>.

Признать незаконным бездействие администрации городского округа «<адрес изъят>», выразившееся в не обеспечении достаточного финансирования мероприятий пожарной безопасности на насосной станции, расположенной по <адрес изъят> в <адрес изъят>.

Обязать МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» городского округа «<адрес изъят>» устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности на объекте жизнеобеспечения - насосной станции, расположенной по <адрес изъят>, а именно: оборудовать помещение насосной станции автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с требованиями таб. А.1 СП 13.130 2009 «Установки автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. Нормы и правила проектирования»; оборудовать помещение насосной станции системой (установкой) оповещения людей о пожаре в соответствии с требованиями ст. 151, ФЗ от 22.07.2008г <номер изъят>-Ф3, п. 3.1- п. 4.1 таб. <номер изъят>, п. 3 таб. <номер изъят> раз.11 НПБ 104-03; заменить при входе в помещение насосной станции электропроводку, проложенную по деревянным конструкциям потолочного перекрытия; заменить электрические провода имеющие видимые повреждения в изоляции; установить в помещении насосной станции на путях эвакуации знаки пожарной безопасности; обеспечить здание насосной станции наличием табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны; разработать и разместить в помещении насосной станции инструкцию о мерах пожарной безопасности, утвержденную руководителем.

Обязать администрацию городского округа «<адрес изъят>» профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности на насосной станции, расположенной по <адрес изъят> в <адрес изъят>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Дагестан через Дербентский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

СУДЬЯ Т.М.ЯРАЛИЕВ