ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-961/2016 от 05.05.2016 Предгорного районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-961/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 мая 2016 года ст. Ессентукская

Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующей судьи Гриценко В.М.,

при секретаре судебного заседания Усс Н.В.,

с участием: представителя административного истца – адвоката Коленкиной В.Н., действующей на основании доверенности и ордера,

представителя административного ответчика - администрации МО Подкумский сельсовет – Хворост Т.В., действующей на основании доверенности, представителя административного ответчика - администрации Предгорного муниципального района – Сокиркиной А.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Предгорного районного суда дело по административному исковому заявлению Биджиева А. Н. к администрации МО Подкумский сельсовет, администрации Предгорного муниципального района, заинтересованное лицо министерство сельского хозяйства <адрес>, о признании незаконным бездействия администрации МО Подкумский сельсовет по непредставлению в администрацию Предгорного муниципального района списка жителей <адрес> для включения в сводный список лиц участников на получение субсидий по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ»; признании незаконными действий Администрации Предгорного муниципального района <адрес> по не включению Биджиева А.Н. в список участников на получение субсидий по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ» предоставленного в <адрес> на получение субсидии по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ» в <адрес>; возложении обязанности на администрацию Предгорного муниципального района <адрес> восстановить нарушенное право в получении субсидии по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ» - включить в сводный список на очередной финансовый год,

УСТАНОВИЛ:

Биджиев А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО Подкумский сельсовет, администрации Предгорного муниципального района, о признании незаконным бездействия администрации МО Подкумский сельсовет по непредставлению в администрацию Предгорного муниципального района списка жителей <адрес> для включения в сводный список лиц участников на получение субсидий по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ»; признании незаконными действий Администрации Предгорного муниципального района <адрес> по не включению Биджиева А.Н. в список участников на получение субсидий по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ» предоставленного в <адрес> на получение субсидии по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период ДД.ММ.ГГГГ» в <адрес>; возложении обязанности на администрацию Предгорного муниципального района <адрес> восстановить нарушенное право в получении субсидии по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ» - включить в сводный список на очередной финансовый год, в котором указывает, что он, как житель <адрес>, где проживает совместно с женой и четырьмя несовершеннолетними детьми, решением жилищной комиссии при администрации МО Подкумский сельсовет Предгорного муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за , был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список очередности на получение субсидии на улучшение жилищных условий в рамках реализации Федеральной программы "Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ".

Постановлением администрации МО Подкумский сельсовет Предгорного муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за -п, его семья: Биджиев А.Н., его супруга Биджиева Х.Н. и их дети: Биджиева М. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Биджиева Р. А., ДД.ММ.ГГГГ и Биджиев А. А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

С того времени они ежегодно подтверждали свои права на участие в программе. Сначала программа называлась "Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ", впоследствии участники этой программы были включены в программу «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период до ДД.ММ.ГГГГ».

ДД.ММ.ГГГГ у истца родилась дочь Биджиева А. А..

Порядок предоставления социальных выплат гражданам по программе "Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период до ДД.ММ.ГГГГ предусматривает, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:

а) постоянное проживание в сельской местности;

б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период до ДД.ММ.ГГГГ", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период до ДД.ММ.ГГГГ";

в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";

г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Семья истца отвечает всем указанным требованиям, ежегодно они включались в списки участников программы, подтверждали свое право.

Очередность участников в программе определяется в хронологической последовательности по дате подачи заявления, а также с учетом первоочередного предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам, имеющим трех и более детей. У истца четверо детей.

Орган исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов утверждает сводный список на очередной финансовый год и формирует сводные списки на плановый период по формам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до сведения граждан информации о включении их в указанные списки.

Истцу известно, что в электронном виде в МО Подкумский сельсовет поступило сообщение администрации Предгорного муниципального района о необходимости в срок по ДД.ММ.ГГГГ представить список граждан участников на получение субсидий по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ», но администрация МО Подкумский сельсовет не предоставила списки.

При составлении сводного списка администрация Предгорного муниципального района была в курсе, что истец является участником программы, не выбыл, имеет преимущественное право, так как у него многодетная семья, однако, его права нарушили и необоснованно не включили его в список лиц участников на получение субсидий по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ».

Просит суд признать незаконным бездействие администрации МО Подкумский сельсовет по непредставлению в администрацию Предгорного муниципального района списка жителей <адрес> для включения в сводный список лиц участников на получение субсидий по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ»; признать незаконными действия Администрации Предгорного муниципального района <адрес> по не включению Биджиева А.Н. в список участников на получение субсидий по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ года» предоставленного в <адрес> на получение субсидии по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ» в <адрес>; возложить обязанность на администрацию Предгорного муниципального района <адрес> восстановить нарушенное право в получении субсидии по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ» - включить в сводный список участников на получение субсидий по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ года» предоставленного в <адрес> на получение субсидии по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период ДД.ММ.ГГГГ» в <адрес>.

Административный истец Биджиев А.Н. в судебное заседание не явился, предоставил суду письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителя – адвоката Коленкиной В.Н.

В судебном заседании представитель административного истца – адвокат Коленкина В.Н. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске, просила суд их удовлетворить. Пояснила суду, что Биджиев А.Н. в ДД.ММ.ГГГГ представил в администрацию МО Подкумский сельсовет расписку, в которой он подтверждает неизменность ранее представленных им документов, таким образом, он исполнил требования закона о подтверждении своего права состоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. У Биджиева А.Н. четверо детей, он не имеет собственного жилья и снимает жилье на условиях поднайма, постоянно проживая в сельской местности, у него имеется вклад в сбербанке России с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, что подтверждено справкой банка о состоянии вклада Биджиева А.Н. Административный истец работает конюхом в ФИО16»», что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, установившим время работы с ДД.ММ.ГГГГ, то есть в ночное время. У него два места работы, он работает в ФИО17» инженером абонентского отдела в дневное время, а рабочее время по основному месту работы конюхом в ФИО15»» с <данные изъяты>, то есть в ночное время. У истца действительно 2 трудовые книжки, что не запрещено законом, он вынужден работать на двух работах, так как у истца четверо детей. Представлены сведения о заработной плате Биджиева А.Н. в ФИО18 с ДД.ММ.ГГГГ года, об отчислениях в ПФР и в фонд социального страхования из ФИО19»» за указанные периоды. Доводы представителя ответчика о том, что трудовой договор подложный, что фактически истец не работает в сельзохпредприятии, а работает только в водоканале, голословны и не основаны на доказательствах, тогда как бремя доказывания по делам данной категории лежит на административном ответчике. Биджиев А.Н. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и отвечает всем требованиям, предъявляемым к участникам программы, предусмотренным Порядком предоставления социальных выплат гражданам по программе "Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период до ДД.ММ.ГГГГ», административные ответчики не оспаривают, что Биджиев А.Н. до настоящего времени является участником данной целевой программы.

Представитель административного ответчика - администрации МО Подкумский сельсовет – Хворост Т.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, просила суд в иске отказать за необоснованностью, поскольку Биджиев А.Н. действительно является единственным участником программы «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период до ДД.ММ.ГГГГ, он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, постановлением главы администрации МО Подкумского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ он включен в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период до ДД.ММ.ГГГГ». Он из числа участников программы не исключен, но при проверке его документов выяснилось, что он работает в ФИО22» инженером абонентского отдела, его работа в ФИО20»» проверялась, и в этой связи возникли сомнения относительно характера работы в сельской местности, так как он не может работать одновременно в ФИО23» и в ФИО21»». Дополнительное соглашение он не представлял, а, исходя из выписки из ЕГРЛ в отношении юридических лиц, по месту регистрации данного юридического лица – в <адрес> находится многоквартирный жилой дом, там нет конюшни, и работать по данному адресу Биджиев А.Н. не может. Исходя из данных похозяйственного учета, по этому адресу проживают граждане – физические лица. Поскольку не соблюдено одно из условий участия в программе – работа в сельскохозяйственном предприятии, Биджиев А.Н. не был включен в список лиц - участников программы, и данный список не был подан в администрацию Предгорного муниципального района для составления сводного списка.

Представитель административного ответчика - администрации Предгорного муниципального района Сокиркина А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, просила суд в иске отказать за необоснованностью, поскольку Приказом Министерства сельского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ « О формировании и утверждении списков участников мероприятий – получателей социальных выплат на строительство ( приобретение ) жилья в сельской местности, вынесенным в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по реализации на территории <адрес> мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ на период до ДД.ММ.ГГГГ", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период до ДД.ММ.ГГГГ", на уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с разделом 3 возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ текущего года сформировать и направить в министерство сельского хозяйства <адрес> (далее - министерство) списки граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием средств социальных выплат по муниципальному району <адрес> (далее - списки заявителей по району), на очередной финансовый год и плановый период. Районная администрация формирует сводный список. Администрацией МО Подкумского сельсовета в адрес администрации Предгорного муниципального района не был направлен такой список, поэтому Биджиев А.Н., состоящий в числе участников вышеуказанной целевой программы не был включен в сводный список. Ранее администрация района направляла письмо в МО Подкумского сельсовета с требованием предоставить списки, но список не был направлен. Биджиев А.Н. не исключался из состава участников программы. Если бы он был включен в список, то прошел бы проверку и был включен в сводный список. Просит в иске отказать.

Свидетель, допрошенный по инициативе административного ответчика – администрации Предгорного муниципального района, Ронина О.Н. показала суду, что приказом начальника управления сельского хозяйства она назначена ответственным лицом за проведение мероприятий вышеуказанной федеральной целевой программы и ответственным лицом за формирование списка по <адрес> и за проверку документов. Имеется нормативно - правовая база, которая регламентирует порядок работы федеральной целевой программы. Списки составляются и утверждаются согласно приказам министерства сельского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ., в которых утвержден порядок. Списки по району составляются с учетом представленных списков по поселениям, на основании учетных дел, прошедших проверку специалистами, которые отвечают за проведение этих мероприятий. Специалисты несут ответственность за представленные сведения. Учетное дело должно быть сформировано в соответствии с порядком предоставления социальных выплат. Список составляется по дате подачи заявления в федеральную целевую программу по способу улучшения жилищных условий и по способу сферы деятельности заявителя. Список составляется на текущий финансовый год. В ДД.ММ.ГГГГ году Подкумский сельсовет не предоставлял в администрацию Предгорного муниципального района список, поэтому в ДД.ММ.ГГГГ году в сводный список по <адрес>Биджиев А.Н. не был включен. Список формируется ежегодно на текущий финансовый год. В ДД.ММ.ГГГГ году истец не был включен в список, а в ДД.ММ.ГГГГ был включен в сводный список по <адрес>. Список предоставлялся на рассмотрение комиссии. Комиссия, рассмотрев учетное дело, вернула его на доработку Подкумскому сельскому совету. Было направлено письмо главе сельской администрации, чтобы они выявили сложившиеся обстоятельства во избежание ошибок. В учетном деле было представлено две трудовые книжки. Чтобы сформировать очередность, необходимо было выяснить, где работает Биджиев А.Н. Поэтому учетное дело было возвращено на доработку. Направлялись письма в Подкумский сельсовет, чтобы глава разобрался со сложившейся ситуацией. ДД.ММ.ГГГГ главам муниципальных образований было направлено письмо, что сроки предоставления списков заканчиваются ДД.ММ.ГГГГ. Главой муниципального образования было предоставлено учетное дело, в котором было две трудовые книжки, из которых видно, что истец работал в Кисловодском водоканале по совместительству и был уволен ДД.ММ.ГГГГ., во второй трудовой книжке было написано, что истец устроился на работу с ДД.ММ.ГГГГ. конюхом. Чтобы уточнить, какое место работы является основным, а какое - по совместительству, направлено письмо в ФИО25ФИО24 откуда пришел ответ, что истец работает по совместительству с ДД.ММ.ГГГГ На момент предоставления учетного дела истец работал в ФИО26» и в ФИО27 по совместительству, основного места работы не имел. На ДД.ММ.ГГГГ. истец был переведен конюхом на основное место работы, но списки подавались до ДД.ММ.ГГГГ году истец был уже включен в сводный список. Чтобы стать участником федеральной целевой программы, необходимо выполнить условия программы – работать в сельской местности. В ДД.ММ.ГГГГ.г. истец был включен в сводный список по району, а по 2016 году сведения не были предоставлены администрацией Подкумского сельсовета. Главой администрации Подкумского сельсовета не было представлено постановление об исключении истца из федерально-целевой программы. Вопрос был вынесен на рассмотрение комиссии. Комиссии было доложено, что участниками программы являются граждане Ессентукского сельского совета, Бекешевского сельского совета, Подкумский сельский совет был участником в ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ документы не представил, комиссия решила рассмотреть вопрос. Если бы Подкумская администрация своевременно подала списки в администрацию Предгорного муниципального района, истец мог бы быть включенным в сводный список на ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель заинтересованного лица - министерства сельского хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился, предоставил суду письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, представителей административных ответчиков, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает требования административного иска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что административный истец Биджиев А.Н., как житель <адрес>, постоянно проживающий с женой и четырьмя несовершеннолетними детьми, решением жилищной комиссии при администрации МО Подкумский сельсовет Предгорного муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список очередности на получение субсидии на улучшение жилищных условий в рамках реализации Федеральной программы "Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ".

Постановлением администрации МО Подкумский сельсовет Предгорного муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за семья административного истца: Биджиев А.Н., его супруга Биджиева Х.Н. и их дети: Биджиева М. А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Биджиева Р. А., ДД.ММ.ГГГГ рождения и Биджиев А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

С того времени они ежегодно предоставляли документы и подтверждали свои права на участие в программе "Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ года", впоследствии участники этой программы были включены в программу «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период до ДД.ММ.ГГГГ».

ДД.ММ.ГГГГ у истца родилась дочь Биджиева А. А..

Порядок предоставления социальных выплат гражданам по программе "Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период до ДД.ММ.ГГГГ предусматривает, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:

а) постоянное проживание в сельской местности;

б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению N к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период до ДД.ММ.ГГГГ", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период до ДД.ММ.ГГГГ";

в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";

г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Суд считает, что Биджиевым А.Н. соблюдены указанные выше условия для получения социальной выплаты.

Из справки администрации муниципального образования Подкумского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Биджиев А. Н. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Вместе с ним проживают: жена Биджиева Х. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Биджиева М. А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь Биджиева Р. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Биджиев А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Также у административного истца имеется малолетний ребенок Биджиева А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки ФГУП СК «<адрес>водоканал» - Кисловодский «Водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что административный истец Биджиев А.Н. работал инженером абонентского отдела филиала ФИО28 С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время Биджиев А.Н. работает конюхом в ООО «ЧАРМ-ЧАБ». У Биджиева А.Н. четверо детей, он не имеет собственного жилья и снимает жилье на условиях поднайма, постоянно проживая в сельской местности, у него имеется вклад в сбербанке России с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, что подтверждено справкой банка о состоянии вклада Биджиева А.Н. Административный истец работает конюхом в ООО « СХП «Чарм-Чаб»», что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, установившим время работы с ДД.ММ.ГГГГ, то есть в ночное время. Биджиев А.Н. работает в ФИО30 инженером абонентского отдела в дневное время с ДД.ММ.ГГГГ, а рабочее время по основному месту работы конюхом в ФИО29 с ДД.ММ.ГГГГ, то есть в ночное время. У истца имеются 2 трудовые книжки, что не запрещено законом, работает на двух работах, чтобы обеспечить материально семью, в которой четверо детей.

Суду представлены сведения о заработной плате Биджиева А.Н. в ФИО31 с января ДД.ММ.ГГГГ года, об отчислениях в ПФР и в фонд социального страхования из ФИО32 за указанные периоды.

Доводы представителя ответчика о том, что трудовой договор подложный, что фактически истец не работает в сельзохпредприятии, а работает только в водоканале, голословны и не основаны на доказательствах, тогда как бремя доказывания по делам данной категории лежит на административном ответчике. Ссылка представителя ответчика на то обстоятельство, что по адресу регистрации юридического лица ФИО33» расположен жилой дом, в котором проживают граждане и отсутствует конюшня, судом не принимается во внимание, поскольку место регистрации юридического лица может не совпадать с местом нахождения производственных и иных помещений ( конюшни).

Как следует из справки Сбербанка России остаток вклада Биджиева А.Н.<данные изъяты>.

Суд учитывает показания свидетеля Рониной О.Н., показавшей суду, что, не смотря на то, что сведений об исключении Биджиева А.Н. из числа участников программы МО Подкумский сельсовет не представило, он не был включен в список участников программы и не был в связи с эти включен в сводный список.

Судом с достоверностью установлено, что ежегодно Биджиев А.Н. подтверждал свое право на участие в программе, включался в списки участников программы, состоит в списке участников по настоящее время, не исключен из списков участников. В соответствии с требованиями приказа Министерства сельского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ « О формировании и утверждении списков участников мероприятий – получателей социальных выплат на строительство (приобретение ) жилья в сельской местности, вынесенным в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по реализации на территории <адрес> мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период до ДД.ММ.ГГГГ", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период до ДД.ММ.ГГГГ", на уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с разделом 3 возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ текущего года сформировать и направить в министерство сельского хозяйства <адрес> (далее - министерство) списки граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием средств социальных выплат по муниципальному району <адрес> на очередной финансовый год и плановый период.

Районная администрация - орган исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов утверждает сводный список на очередной финансовый год и формирует сводные списки на плановый период по формам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до сведения граждан информации о включении их в указанные списки.

<адрес> направляла письмо в МО Подкумского сельсовета с требованием предоставить списки участников программы, но список не был направлен, хотя Биджиев А.Н. не исключался из состава участников программы. Биджиев А.Н., состоящий в числе участников вышеуказанной целевой программы, не был включен в сводный список администрацией Предгорного муниципального района, поскольку администрация МО Подкумский сельсовет не предоставила списки.

При составлении сводного списка администрация Предгорного муниципального района была в курсе, что истец является участником программы, не выбыл, имеет преимущественное право, так как у него многодетная семья, однако, в нарушение его прав, не включили его в список лиц - участников на получение субсидий по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ».

Согласно ст. 45 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N , каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с Порядком формирования и утверждения списков участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках реализации вышеуказанной федеральной целевой программы, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, определен механизм формирования и утверждения списков участников мероприятий - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период до ДД.ММ.ГГГГ", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период до ДД.ММ.ГГГГ" (далее - Программа).

Орган местного самоуправления поселения <адрес> или орган местного самоуправления городского поселения или городского округа <адрес>, в случае, если сельский населенный пункт <адрес> входит в состав городского поселения или городского округа <адрес> и включен в Перечень сельских населенных пунктов, входящих в состав городских поселений и городских округов <адрес>, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по реализации на территории <адрес> мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период до ДД.ММ.ГГГГ" (далее - орган местного самоуправления):

1) в срок до ДД.ММ.ГГГГ текущего года формирует и направляет в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района <адрес> (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) списки граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, по муниципальному образованию <адрес> (далее - списки заявителей по поселению), сформированные на очередной финансовый год и плановый период;

2) в ДД.ММ.ГГГГ и далее ежегодно, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, формирует и направляет в соответствующий уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района <адрес> список заявителей по поселению на текущий финансовый год.

Списки заявителей по поселению формируются:

из граждан, молодых семей и молодых специалистов, имеющих право на получение социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - социальная выплата);

на основании документов, предусмотренных пунктами 18 и 41 Порядка предоставления за счет средств бюджета <адрес> социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по реализации на территории <адрес> мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период до ДД.ММ.ГГГГ" (далее - Порядок предоставления социальных выплат), прошедших проверку в соответствии с пунктом 20 Порядка предоставления социальных выплат;

по форме согласно приложению к настоящему Порядку;

в соответствии с очередностью граждан, молодых семей и молодых специалистов, предусмотренной пунктами 5 и 39 Порядка предоставления социальных выплат.

К спискам заявителей по поселению прилагаются копии заявлений и прилагаемых к ним документов, предусмотренных пунктами 18 и 41 Порядка.

3. Уполномоченный орган местного самоуправления:

1) в срок до ДД.ММ.ГГГГ текущего года формирует и направляет в министерство сельского хозяйства <адрес> (далее - министерство) списки граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием средств социальных выплат по муниципальному району <адрес> (далее - списки заявителей по району), на очередной финансовый год и плановый период;

2) в срок до ДД.ММ.ГГГГ и далее ежегодно, в срок до ДД.ММ.ГГГГ формирует и направляет в министерство список заявителей по району на текущий финансовый год.
(Приказ министерства сельского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О формировании и утверждении списков участников мероприятий - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности" (вместе с "Порядком формирования и утверждения списков участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период до ДД.ММ.ГГГГ", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период до ДД.ММ.ГГГГ", "Порядком выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности")

Учитывая бремя доказывания по делам данной категории, суд пришел к выводу, что представители административных ответчиков не представили суду бесспорных доказательств в обоснование правомерности своего бездействия, выразившегося в не включении Биджиева А.Н. в список МО Подкумский сельсовет и в сводный список администрации Предгорного муниципального района лиц – участников вышеназванной программы.

С учетом анализа и оценки доказательств в соответствии с требованиями закона об относимости и допустимости доказательств, требованиями об оценке доказательств судом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришел к выводу об удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Биджиева А. Н. к администрации МО Подкумский сельсовет, администрации Предгорного муниципального района, заинтересованное лицо министерство сельского хозяйства <адрес>, о признании незаконным бездействия администрации МО Подкумский сельсовет по непредставлению в администрацию Предгорного муниципального района списка жителей <адрес> для включения в сводный список лиц участников на получение субсидий по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ»; признании незаконными действий Администрации Предгорного муниципального района <адрес> по не включению Биджиева А.Н. в список участников на получение субсидий по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ» предоставленного в <адрес> на получение субсидии по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период ДД.ММ.ГГГГ» в <адрес>; возложении обязанности на администрацию Предгорного муниципального района <адрес> восстановить нарушенное право в получении субсидии по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период ДД.ММ.ГГГГ» - включить в сводный список на очередной финансовый год, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО Подкумский сельсовет по непредставлению в администрацию Предгорного муниципального района списка жителей <адрес> для включения в сводный список лиц участников на получение субсидий по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период ДД.ММ.ГГГГ».

Признать незаконными действия Администрации Предгорного муниципального района <адрес> по не включению меня в списков участников на получение субсидий по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период ДД.ММ.ГГГГ» предоставленного в <адрес> на получение субсидии по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период ДД.ММ.ГГГГ» в <адрес>.

Возложить обязанность на администрацию Предгорного муниципального района <адрес> восстановить нарушенное право в получении субсидии по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период ДД.ММ.ГГГГ» - включить в сводный список участников на получение субсидий по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ» предоставленного в <адрес> на получение субсидии по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период ДД.ММ.ГГГГ года» в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Предгорный районный суд в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий

Решение принято в окончательном виде ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий