ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-988/20 от 30.06.2020 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2а-988/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2020 г. г. Иваново

Ленинский районный суд г. Иваново в составе председательствующего судьи Уенковой О.Г., при ведении протокола секретарем Скворцовой М.А.,

с участием представителя административного истца адвоката Храпуновой Аллы Сергеевны,

представителя административного ответчика Никитиной Натальи Александровны,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иваново материалы дела

по административному иску Китаевой Марии Анатольевны к государственному учреждению Ивановскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации о признании решения незаконным,

установил:

Китаева М.А. обратилась в суд с административным иском к государственному учреждению Ивановскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации о признании решения незаконным.

Исковые требования мотивированы тем, что Китаева М.А., как индивидуальный предприниматель, в 2018 году добровольно вступила в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивала за себя страховые взносы.

16.01.2020 Государственное учреждение - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации приняло решение № 19 о прекращении со страхователем правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. На основании решения 16.01.2020 Китаева М.А. была снята с регистрационного учета в качестве страхователя.

Как указывает административный истец, по мнению административного ответчика, она не уплатила страховые взносы на добровольное страхование за 2019 год.

Между тем, административный истец считает, что страховые взносы на добровольное страхование уплачены платежным поручением № 36 от 11.12.2019.

В платежном поручении неправильно указан ИНН получателя (вместо ИНН административного ответчика 3729009695, указан ИНН налогового органа 3728012590). Остальные платежные реквизиты заполнены правильно.

Указанный недостаток в оформлении платежных реквизитов не влечет признание обязанности по уплате страховых взносов не исполненной и не является основанием для лишения права на получение пособий по обязательному социальному страхованию в силу следующего.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством урегулированы Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации (часть 1 статьи 2.2 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

К числу лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством согласно части 3 статьи 2 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ отнесены индивидуальные предприниматели, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии со статьей 4.5 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

По смыслу части 4 статьи 2 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ право застрахованных лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, на получение страхового обеспечения в соответствии с названным законом, а также федеральными законами от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» может быть реализовано при условии уплаты страховых взносов в течение периода, определенного статьей 4.5 названного закона.

Статьей 4.5 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ установлен порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачивают страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, исходя из стоимости страхового года, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 4.5 названного закона (часть 2 статьи 4.5 закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ).

Уплата страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации производится не позднее 31 декабря текущего года, начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, исходя из стоимости страхового года, определяемой как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов, установленного подпунктом 2 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации в части страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, увеличенное в 12 раз (части 3 и 4 статьи 4.5 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, перечисляют страховые взносы на счета территориальных органов страховщика путем безналичных расчетов, либо путем внесения наличных денежных средств в кредитную организацию или почтовым переводом (часть 5 статьи 4.5 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

В случае, если лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не уплатило страховые взносы за соответствующий календарный год в срок до 31 декабря текущего года, имевшиеся между ним и страховщиком правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекратившимися (часть 7 статьи 4.5 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Аналогичное правовое регулирование содержится в пунктах 3-7 Правил уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009.

Частью 5 статьи 4.5 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ определено, что лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, перечисляют страховые взносы на счета территориальных органов страховщика путем безналичных расчетов, либо путем внесения наличных денежных средств в кредитную организацию или почтовым переводом.

Правоотношения, связанные с контролем за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 1.1 статьи 1.1 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога и на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 45 указанного Кодекса, по общему правилу, считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога не признается надлежаще исполненной в случае ошибочного указания налоговым агентом номера счета Федерального казначейства, наименования банка получателя, повлекшего неперечисление суммы налога в бюджетную систему на соответствующий счет казначейства (подпункт 4 пункта 4 статьи 45).

Частью 1 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными данным кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями данного кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета (часть 2 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного, административный истец считает свою обязанность по уплате страховых взносов на добровольное страхование исполненной, а решение о прекращении отношений по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи материнством незаконным.

Оспариваемое решение административного ответчика нарушает права административного истца на получение страхового обеспечения в соответствии с законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 7 Конституции Российской Федерации, статьями 1, 1.1, 2, 2.2, 4.5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», частью 2 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 218-220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец просит суд признать незаконным Решение Государственного учреждения - Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от № 19 от 16.01.2020 о прекращении со страхователем правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Административный истец Китаева М.А., извещенная о дате, времени и месте судебного заседания в порядке, установленном Главой 9 КАС РФ, в судебное заседание не явилась, направила представителя.

Представитель административного истца адвокат Храпунова А.С. по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в административном иске основаниям.

Административный ответчик заместитель начальника отдела территориального органа ФСС РФ - Миронова О.Н., извещенная о дате, времени и месте судебного заседания в порядке, установленном Главой 9 КАС РФ, в судебное заседание не явилась, представила отзыв на административное исковое заявление, согласно которому просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель административного ответчика ГУ - Ивановское региональное отделение ФСС Никитина Н.А., по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Пояснила, что согласно уведомлению о регистрации лица, индивидуальный предприниматель Китаева М.А. добровольно вступила в правоотношения 08.10.2018, уплатив за себя страховые взносы за 2018 г., таким образом, она являлась застрахованным лицом на 2019 г.

У истца наступил страховой случай в 2019 г. – беременность и роды, рождение ребенка и уход за ребенком. За 2019 г. ФСС на основании приказов управляющего фонда выплатил ИП Китаевой М.А. пособие по беременности и родам, единовременное пособие по рождению ребенка и назначил пособие ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет до 30.09.2020.

В целях приобретения права на получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2020 году ИП Китаевой М.А. необходимо было уплатить страховые взносы в размере 3 925 руб. 44 коп. до 31 декабря 2019 г.

Согласно реестра полученной корреспонденции для доставки от 28.11.2019 №149456 Китаевой М.А. было направлено информационное уведомление об уплате страховых взносов до 31 декабря 2019 г. с указанием реквизитов для перечисления страховых взносов, касающихся добровольного страхования. Также, информационное уведомление Китаевой М.А. было направлено 10.12.2019 в виде SMS сообщения.

Однако, в установленный срок индивидуальным предпринимателем Китаевой М.А. страховые взносы не были уплачены в Фонд социального страхования Российской Федерации. В связи с неуплатой ИП Китаевой М.А. страховых взносов за 2019 календарный год в срок до 31 декабря 2019 г., заместителем начальника отдела администрирования страховых взносов было вынесено Решение о прекращении со страхователем правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай ВНиМ и о снятии страхователя с регистрационного учета № 19 от 16 января 2020 г.

Также пояснила, что ИФНС является администратором страховых взносов с 2017 г., как ПФР, ФОМС, так и ФСС, но эти страховые взносы уплачиваются за застрахованных лиц, которые работают по трудовым договорам и они поименованы в ст. 2 ФЗ-255, лица, добровольно вступившие в отношения, указанная статья не содержит. Таким образом, добровольно застрахованные лица обязаны уплачивать только на КБК ИНН Фонда, а не на ИНН ИФНС, данные лица поименованы в ст. 4.5 ФЗ-255, т.е. они уплачивают только на реквизиты ФСС.

В части указания ИП Китаевой М.А. при уплате страховых взносов в реквизитах вместо ИНН регионального отделения Фонда ИНН налогового органа представитель административного ответчика отмечает, что истцом не представлено доказательств, куда были зачтены денежные средства.

В соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах Индивидуальные предприниматели также обязаны уплачивать иные налоги, сборы и страховые взносы.

Порядок определения фиксированного размера страхового взноса, подлежащего уплате индивидуальным предпринимателем в случаях прекращения и начала осуществления предпринимательской деятельности в течение расчетного периода, установлен в п. п. 3 и 5 ст. 430 НК РФ.

Таким образом, получается, что в данном случае страховые взносы могли быть зачтены и в счет уплаты страховых взносов в Управлении Федеральной налоговой службы России.

Также представитель административного ответчика отмечала, что снятие страхователя с регистрационного учета в региональном отделении Фонда, никоим образом не повлияло на право получения Китаевой М.А. ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, т.к. ежемесячное пособие по уходу за ребенком также выплачивается органами социальной защиты населения, в случае, если граждане являются безработными. Таким образом, Китаева М.А., как незастрахованное лицо, имеет право с 01.01.2020 на получение ежемесячного пособия на ребенка. Для выплаты пособия необходимо обратиться в органы социальной защиты населения по месту жительства с заявлением о его назначении.

На основании изложенного, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица ИФНС России по г.Иваново, извещенной о дате, времени и месте судебного заседания в порядке, установленном Главой 9 КАС РФ, в судебное заседание не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель заинтересованного лица УФК по Ивановской области извещенного о дате, времени и месте судебного заседания в порядке, установленном Главой 9 КАС РФ, в судебное заседание не явился, представлен отзыв на административное исковое заявление, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Согласно представленному отзыву, в соответствии со статьей 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральное казначейство производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений по нормативам, действующим в текущем финансовом году, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Порядок учёта Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему - Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации утвержден приказом Минфина России от 18.12 013 № 125н. В соответствии с пунктом 3 Порядка №125н органы Федерального казначейства доводят до администраторов доходов бюджета сведения о реквизитах указанного счёта.

В свою очередь, администраторы поступлений в бюджет доводят до плательщиков сведения о реквизитах счетов, значения ИНН и КПП получателя (администратора поступлений в бюджет), код классификации доходов бюджетов Российской Федерации бюджетной классификации Российской Федерации (далее - КБК) 1 другую информацию, необходимую для заполнения распоряжений о переводе денежных средств в бюджеты.

Таким образом, перед осуществлением платежа плательщику необходимо уточнять реквизиты у соответствующего администратора поступлений, в данном случае в Ивановском региональном отделении Фонда социального страхования.

По причине допущенной Китаевой М.С. ошибки при оформлении платежного поручения№ 36 от 11.12.2019 и несоответствия реквизитов получателя (ИНН КПП) коду бюджетной классификации платеж автоматически учтён как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, в соответствии с п. 15 Порядка №125н, поскольку в реквизитах расчётного документа «ИНН» и «КПП» получателя указаны ИНН и КПП администратора поступлений в бюджет - органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего администрирование доходов федерального бюджета (в данном случае - ИФНС по г. Иваново).

В соответствии с пунктом 54 Порядка №125н орган Федерального казначейства для уточнения (выяснения) принадлежности платежей, отнесенных к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежа, формирует запрос на выяснение принадлежности платежа и направляет его администратору поступлений в бюджет.Таким образом, Управлением 12.12.2019 был сформирован Запрос на выяснение принадлежности платежа 19-000000972881 и направлен в УФHC России по Ивановской области для дальнейшей передачи в ИФНС России по г. Иваново.

ИФНС России по г. Иваново на основании полученного Запроса на выяснение принадлежности платежа Уведомлением о зачёте от 13.12.2019 №3702UN1300002662 уточнило невыясненные поступления на КБК 182102012090071010160 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.)».

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком №125н указанные денежные средства перечислены в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на счет №40402810624060000001 в составе платежного поручения от 16.12.2019 №92997, но по КБК, администрируемому налоговым органом, и, следовательно, не учтены на лицевом счете Государственного учреждения - Ивановское регионально отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Суд, выслушав представителя административного истца адвоката Храпунову А.С., представителя административного ответчика Никитину Н.А., - исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Судом установлено, что в связи с наступлением страхового случая отпуска по беременности и родам ИП Китаева М.А. 11 апреля 2019 г. обратилась в региональное отделение Фонда с заявлением о назначении и выплате ей пособий по беременности и родам с 15.02.2019 по 04.07.2019 и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель беременности), представив все необходимые документы.

Приказом заместителя управляющего отделением от 12.04.2019 №363, Китаевой Марии Анатольевне — Индивидуальному предпринимателю, было назначено пособие по беременности и родам в сумме 52 215,46 руб. и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель беременности) в сумме 655,49 руб., а всего 52 870,95 руб.

После окончания отпуска по беременности и родам ИП Китаева М.А. 16 июля 2019 г. обратилась в региональное отделение Фонда с заявлением о назначении и выплате единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, представив все необходимые документы.

Приказом управляющего отделением от 31.07.2019 №1354, Китаевой Марии Анатольевне — Индивидуальному предпринимателю, было назначено единовременное пособие при рождении ребенка в сумме 17 479,73 руб. и ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком, Китаевой Василисой Сергеевной, 16.04.2019 г.р., до достижения ею возраста полутора лет за период с 05.07.2019 по 31.07.2019 в сумме 3 929,81 руб., за период с 01.08.2019 по 30.09.2020 ежемесячно в сумме 4 512,00 руб., за период с 01.10.2020 по 16.10.2020 в сумме 2 328,77руб.

В целях приобретения права на получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2020 году ИП Китаевой М.А. необходимо было уплатить страховые взносы в размере 3 925 руб. 44 коп. до 31 декабря 2019 г.

Установлено, что Китаевой М.А. было направлено информационное уведомление об уплате страховых взносов до 31 декабря 2019 г. с указанием реквизитов для перечисления страховых взносов, касающихся добровольного страхования (согласно реестру полученной корреспонденции для доставки от 28.11.2019 №149456). Также, информационное уведомление Китаевой М.А. было направлено 10.12.2019 в виде SMS сообщения.

Вместе с тем, установлено, что в установленный срок индивидуальным предпринимателем Китаевой М.А. страховые взносы не были уплачены в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Установлено, что заместителем начальника отдела администрирования страховых взносов было вынесено Решение о прекращении со страхователем правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай ВНиМ и о снятии страхователя с регистрационного учета № 19 от 16 января 2020 г. в связи с неуплатой ИП Китаевой М.А. страховых взносов за 2019 календарный год в срок до 31 декабря 2019 г.

Назначение и выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, регулируется Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее-Закон №81-ФЗ), Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее-Закон №255-ФЗ).

Индивидуальные предприниматели, а также адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) (ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ), п. 1 Правил уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 790 (далее - Правила).

Размер страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, определяется исходя из стоимости страхового года и равен произведению минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов (2,9%), увеличенному в 12 раз (по количеству месяцев в году) (ч. 2, 3 ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ, п. 3 Правил).

При этом сумма взносов, подлежащая уплате, не зависит от того, в каком месяце индивидуальный предприниматель зарегистрировался в качестве страхователя в Фонде социального страхования Российской Федерации или когда произошла регистрация самого статуса индивидуального предпринимателя. В любом случае предприниматель должен уплатить полную сумму страховых взносов - за весь календарный год.

МРОТ на 1 января 2019 г. составил 11 280 руб. в месяц (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ).

Таким образом, стоимость страхового года в 2019 г. составляет 3 925,44 руб. (11 280 х 2,9% х 12).

Лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уплачивают страховые взносы не позднее 31 декабря текущего года, начиная с года подачи заявления (единовременной суммой или по частям). Перечисляют страховые взносы на счета территориальных органов страховщика путем безналичных расчетов, либо путем внесения наличных денег в кредитную организацию, либо почтовым переводом (ч. 4, 5 ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ, п. 4 Правил).

В случае неуплаты либо неполной уплаты страховых взносов за соответствующий календарный год в срок до 31 декабря текущего года, либо снятия с учета в ФСС РФ правоотношения с ФСС РФ по обязательному социальному страхованию на случай ВНиМ считаются прекратившимися. При этом перечисленные индивидуальным предпринимателем в течение года в неполном размере суммы страховых взносов подлежат возврату.

Соответственно, исходя из анализа вышеуказанных правовых норм, право на получение пособий за счет ФСС РФ имеют только те индивидуальные предприниматели, которые своевременно и в полном объеме уплатили страховые взносы за предыдущий период (п. п. 6, 7 Правил).

Индивидуальные предприниматели, которые добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, согласно ч. 4 ст. 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособия осуществляются территориальным органом страховщика.

В части 2 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются: временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных ст. 5 Закона N 255-ФЗ; беременность и роды; рождение ребенка (детей); уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет; смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

Установлено что в платежном поручении № 36 от 11.12.2019, согласно которого истец уплатила страховые взносы, указаны:

Получатель - УФК по Ивановской области (Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования);

Счет получателя: 40101810700000010001;

ИНН и КПП ИФНС России по г. Иваново;

КБК 39311706020076000180 «Прочие неналоговые поступления в Фонд социального страхования Российской Федерации (федеральные государственные органе Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)»;

Назначение платежа – «Страховые взносы добровольного страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2020 год».

При таких обстоятельствах, как установлено, по причине допущенной Китаевой М.С. ошибки при оформлении платежного поручения и несоответствия реквизитов получателя (ИНН КПП) коду бюджетной классификации платеж автоматически был учтён как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, в соответствии с п. 15 Порядка №125н, поскольку в реквизитах расчётного документа «ИНН» и «КПП» получателя указаны ИНН и КПП администратора поступлений в бюджет - органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего администрирование доходов федерального бюджета (в данном случае - ИФНС по г. Иваново),

Установлено также, что управлением федерального казначейства 12.12.2019 был сформирован Запрос на выяснение принадлежности платежа 19-000000972881 и направлен в УФHC России по Ивановской области для дальнейшей передачи в ИФНС России по г. Иваново.

ИФНС России по г. Иваново на основании полученного запроса на выяснение принадлежности платежа Уведомлением о зачёте от 13.12.2019 №3702UN1300002662 уточнило невыясненные поступления на КБК 182102012090071010160 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года)».

При указанных обстоятельствах, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком №125н указанные денежные средства перечислены в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на счет №40402810624060000001 в составе платежного поручения от 16.12.2019 №92997, но по КБК, администрируемому налоговым органом, и, следовательно, не учтены на лицевом счете Государственного учреждения - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии со статьей 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральное казначейство производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений по нормативам, действующим в текущем финансовом году, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Порядок учёта Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему - Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации утвержден приказом Минфина России от 18.12 013 № 125н.

Согласно пункту 2 Порядка № 125н учёт поступлений в валюте Российской Федерации и их распределение между бюджетами осуществляется на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях расчетной сети Центрального банка Российской Федерации для учёта поступлений и их распределения между бюджетами (счёт № 40101 «Доходы, распределяемые орган Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 3 Порядка №125н органы Федерального казначейства доводят до администраторов доходов бюджета сведения о реквизитах указанного счёта.

В свою очередь администраторы поступлений в бюджет доводят до плательщиков сведения о реквизитах счетов, значения ИНН и КПП получателя (администратора поступлений в бюджет), код классификации доходов бюджетов Российской Федерации бюджетной классификации Российской Федерации (далее - КБК) 1 другую информацию, необходимую для заполнения распоряжений о переводе денежных средств в бюджеты.

Таким образом, как обоснованно указано представителем заинтересованного лица – УФК по Ивановской области, перед осуществлением платежа плательщику необходимо уточнять реквизиты у соответствующего администратора поступлений, в данном случае в Ивановском региональном отделении Фонда социального страхования.

В соответствии с пунктом 54 Порядка №125н орган Федерального казначейства для уточнения (выяснения) принадлежности платежей, отнесенных к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежа, формирует запрос на выяснение принадлежности платежа и направляет его администратору поступлений в бюджет в следующем порядке:

а) по значениям ИНН и КПП получателя, если в расчетном документе указаны значения ИНН и КПП получателя - администратора поступлений в бюджет и не указаны или ошибочно указаны иные реквизиты получателя - администратора поступлений в бюджет;

б) по КБК, если в расчетном документе указан КБК, но при этом не указаны или указаны несуществующие ИНН и (или) КПП получателя - администратора поступлений в бюджет, в связи с чем по подпункту «а» пункта 54 невозможно определить администратора поступлений в бюджет, которому необходимо направить Запрос на выяснение принадлежности платежа, либо администратор поступлений в бюджет, которому ранее был направлен Запрос на выяснение принадлежности платежа в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта, Уведомлением об уточнении вида и принадлежности платежа отказался от указанных в Запросе поступлений.

Судом установлено, что в целях решения вопроса ошибочного принятия к учёту платежа налоговым органом и учёта денежных средств на лицевом счете Государственного учреждения - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в соответствии с Порядком № 125н необходимо:

1) направление налоговым органом (ИФНС России по г. Иваново) в Управление Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, согласно которому в полученную администратором поступлений в бюджет Выписку из лицевого счёта включены поступления, администратором которых он не является;

2) дальнейшее формирование и направление Управлением в адрес Государственного учреждения - Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Запроса на выяснение принадлежности платежа;

3) предоставление Государственным учреждением Ивановским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в Управление уведомления об уточнение вида и принадлежности платежа с целью проведения уточнения невыясненных поступлений КБК, администрируемый Ивановским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, судом установлено и не оспаривалось истцом, что уплаченная Китаевой М.А. сумма страховых взносов не учтена на лицевом счете Государственного учреждения - Ивановское регионально отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

При этом, доводы иска о том, что бюджет является единым, не обоснованы, поскольку в силу закона № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» только при уплате в установленном законом порядке страховых взносов в фонд социального страхования у страхователя возникает право быть застрахованным в порядке норм вышеуказанного закона.

При этом не имеет правого значения правильность указания КБК, на что указывала в судебном процессе адвокат Храпунова А.С., настаивая на удовлетворении исковых требований.

Правовое значение в данном случае имеет факт поступления, либо не поступления на счет Ивановского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации уплаченных за себя страхователем страховых взносов.

Судом установлено, что оспариваемое истцом решение ответчика является правомерным, порядок и компетенция при его принятии не нарушены, основания для его принятия имелись, а его содержание соответствует нормам закона, регулирующего сложившиеся правоотношения.

Ссылки представителя истца на судебную практику не могут быть приняты во внимание, учитывая, что нормы КАС РФ обязывают суд при вынесении решения руководствоваться законом, а не решениями районных судов общей юрисдикции.

При указанных обстоятельствах, исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Китаевой Марии Анатольевны к государственному учреждению Ивановскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации о признании решения незаконным оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иваново в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Уенкова О.Г.

В окончательной форме решение изготовлено 03.07.2020.