ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-А94/20 от 17.03.2020 Задонского районного суда (Липецкая область)

Дело №2а-А94/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Задонский районный суд Липецкой области в составе председательствующего судьи Дувановой А.В., при секретаре Копенкиной В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Хлевенского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области о понуждении устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хлевенского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области о понуждении устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне. В обоснование иска указывается, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры области проведена проверка соблюдения требований законодательства о гражданской обороне в деятельности администрации Хлевенского муниципального района. Как показала проверка, на территории Хлевенского муниципального района отсутствует действующий план гражданской обороны и защиты населения муниципального образования, и, как следствие, до настоящего времени не определены объемы, организация, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 23.08.2019 в адрес главы администрации Хлевенского муниципального района было внесено представление об устранении, в том числе, указанного нарушения. Между тем, администрацией района требования прокурора не исполнены до настоящего времени. Отмеченное нарушение является существенным, поскольку в случае возникновения военного конфликта или чрезвычайной ситуации в мирное время приведет к срыву необходимых мероприятий в области гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций, следствием которых могут явиться причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в связи с чем, необходимо принять безотлагательные меры по его устранению.

Прокурор просит обязать администрацию Хлевенского муниципального района утвердить план гражданской обороны и защиты населения муниципального образования.

В судебном заседании прокурор Костерева О.Н. поддержала требования по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области Пожидаева Т.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, просила предоставить срок для исполнения решения суда в 2 месяца после вступления решения в законную силу.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее по тексту – ФЗ № 28-ФЗ).

В силу ст. 1 ФЗ № 28-ФЗ гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 28-ФЗ основными задачами в области гражданской обороны являются, в том числе, подготовка населения в области гражданской обороны; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Согласно части 2 статьи 8 ФЗ № 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований, проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку населения в области гражданской обороны, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны и др.

В силу п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с п. 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804 порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В настоящее время действует «Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны», утвержденный приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70 ДСП.

Судом установлено, что на территории Хлевенского муниципального района отсутствует действующий план гражданской обороны и защиты населения муниципального образования, как следствие до настоящего времени не определены объемы, организация, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

23.08.2019 в адрес главы администрации Хлевенского муниципального района было внесено представление об устранении, в том числе, указанного нарушения. Между тем, администрацией района требования прокурора не исполнены до настоящего времени.

По мнению прокурора, отмеченное нарушение является существенным, поскольку в случае возникновения военного конфликта или чрезвычайной ситуации в мирное время приведет к срыву необходимых мероприятий в области гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций, следствием которых могут явиться причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в связи с чем, необходимо принять безотлагательные меры по его устранению.

В целях предотвращения причинения вреда, а также минимизации последствий чрезвычайных ситуаций прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в силу ст. 39 КАС РФ.

Согласно п. 4 ст. 27 и п.3 ст. 35 Федерального закона от 17.01. 1992 года №2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушения приобрело особое общественное значение.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о правомерности заявленных исковых требований. При этом суд считает возможным предоставить срок для исполнения решения в 2 месяца.

На основании ст.333.36 п.1 подп.19 НК РФ, органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Хлевенского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области о понуждении устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне, удовлетворить.

Обязать администрацию Хлевенского муниципального района Липецкой области в срок 2 месяца после вступления решения в законную силу утвердить план гражданской обороны и защиты населения муниципального образования.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Задонский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Дуванова

Решение в окончательной форме изготовлено 23 марта 2020 года.