ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-27 от 21.04.2010 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

                                                                                    Ленинградский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Ленинградский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ (БСР)

                          Дело № 3-27/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 21 апреля 2010 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего – судьи Морозковой Е.Е.,

с участием прокурора Марченко А.В.,

при секретаре Фроловой Я.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующими пунктов 1 и 3 Приказа Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области № 174 от 19 декабря 2008 года «Об утверждении лесохозяйственного регламента Сланцевского лесничества Ленинградской области»,

установил:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Ленинградский областной суд с заявлением об отмене с момента вступления решения суда в законную силу Приказа № 174 Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области «Об утверждении лесохозяйственного регламента Сланцевского лесничества Ленинградской области». В последующих заявлениях требования уточнены и сформулированы следующим образом: признать недействующими пункты 1 и 3 Приказа № 174 от 19.12.2008г. Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области «Об утверждении лесохозяйственного регламента Сланцевского лесничества Ленинградской области» с момента вступления решения суда в законную силу. Проанализировав положения лесохозяйственного регламента Сланцевского лесничества, прокурор полагает, что он содержит нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов, требования к охране и защите лесов, ограничения по видам целевого назначения и использования лесов, а следовательно, является нормативно-техническим и инструктивно – методическим документом, проект которого в силу положений статьи 12 Федерального закона № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», пункта 1 статьи 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» подлежал экологической экспертизе. Несоблюдение установленного федеральным законодательством порядка разработки и утверждения лесохозяйственного регламента Сланцевского лесничества нарушает интересы общества и государства. В нарушение пункта 3 Временного порядка рассмотрения лесохозяйственных регламентов (лесопарков) лесохозяйственный регламент Сланцевского лесничества не получил положительного заключения Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу. Заказ на непосредственную разработку регламента был заключен с нарушением требований Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Оспариваемый приказ был опротестован, протест прокурора рассмотрен и удовлетворен.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Марченко А.В. просит удовлетворить требования прокурора по основаниям, изложенным в заявлениях. Прокурор считает, что в целом, лесохозяйственный регламент является документом нормативно-технического и инструктивно-методического характера. Так, в разделе 1.1.7 регламента дано расширительное понятие объекта лесной инфраструктуры, отличающееся от установленного пунктом 1 статьи 13 Лесного кодекса РФ. В таблице 1.6 регламента дана характеристика путей транспорта, а в примечании к ней - дороги противопожарного назначения отнесены к лесохозяйственным; этим же примечанием фактически установлена методика определения по типам лесохозяйственных дорог. Являются нормами и карты, приложенные к лесохозяйственному регламенту: карта-схема лесничества с разделением территории лесничества и участковых лесничеств по лесорастительным зонам и лесным районам; карта-схема лесничества с разделением лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов; карта-схема лесничества, окрашенная по преобладающим породам; карта-схема лесничества по классам пожарной опасности и противопожарным мероприятиям.

В нарушение статьи 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» оценка возможных негативных последствий от реализации указанных в лесохозяйственном регламенте Сланцевского лесничества норм в области охраны окружающей среды не проведена; лесохозяйственный регламент, являясь базовым нормативно-техническим и инструктивно-методическим документом, в том числе и в области охраны окружающей среды, на экологическую экспертизу не направлялся, возможная антропогенная нагрузка от реализации положений лесохозяйственного регламента Сланцевского лесничества специалистами не изучена. Имеются данные о том, что текст лесохозяйственного регламента находился на сайте администрации Ленинградской области.

В письменных возражениях представитель Комитета по природным Ленинградской области С.М. Степутенко просит отказать в удовлетворении заявления прокурора. Отмечает, что данное дело в соответствии с требованиями статей 24, 251 ГПК РФ подлежит рассмотрению в суде по месту нахождения органа, чей нормативный правовой акт оспаривается. По существу, прокурором оспаривается лесохозяйственный регламент Сланцевского лесничества, который не был опубликован. Природоохранный прокурор не обладает полномочиями по оспариванию нормативного правового акта уровня субъекта Российской Федерации в суде субъекта Российской Федерации, поэтому настоящее дело подлежит прекращению. По смыслу статей 26, 28, 246 и 251 ГПК РФ гражданские дела подобной категории рассматриваются судом города федерального значения в качестве суда первой инстанции по месту нахождения органа государственной власти. Комитет по природным ресурсам Ленинградской области расположен на территории Санкт-Петербурга, а не – Ленинградской области. Каким законом определена компетенция Ленинградского областного суда рассматривать гражданские дела органа государственной власти, который находится в ином субъекте Российской Федерации, из заявления прокурора не ясно. Обязанность проведения экологической экспертизы в рамках требований Федерального закона «Об экологической экспертизе» лесохозяйственного регламента ни статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации, ни Приказом Министерства природных ресурсов РФ № 106 от 19.04.2007г. не установлена. В соответствии с ранее действующей редакцией статьи 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» государственной экологической экспертизе подлежали, в том числе, проекты схем охраны и использования лесных ресурсов, находящихся в ведении субъекта РФ, иная проектная документация в этой области, в том числе проекты лесоустройства, землепользования, охотоустройства. Федеральным законом № 232-ФЗ от 18.12.2006г. названные положения исключены из Федерального закона «Об экологической экспертизе».Ссылка прокурора на нарушение требований федерального закона при заключении государственного контракта на разработку лесохозяйственного регламента не может быть признана правомерной, так как контракт не является предметом настоящего судебного разбирательства и в установленном порядке недействительным не признан. Требования федерального законодательства при разработке регламента соблюдены. Во исполнение пункта 2 указанного выше Временного порядка, утвержденного Федеральным агентством лесного хозяйства, 20% регламентов от общего числа имеющихся в Ленинградской области направлялось в Департамент лесного хозяйства по Северо-западному округу, но лесохозяйственный регламент Сланцевского лесничества не направлялся. Согласно пункту 8 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 283 от 16.06.2004г., названное Агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование. Нарушения сроков ознакомления заинтересованных лиц с проектом лесохозяйственного регламента Сланцевского лесничества Ленинградской области при организации его размещения на официальном сайте Ленинградской области не допускалось.

В судебном заседании представитель Комитета по природным ресурсам Ленинградской области С.М. Степутенко просит отказать в удовлетворении требований прокурора по основаниям, изложенным в возражениях. Отмечает, что ходатайство о прекращении производства по делу или иное ходатайство не заявляется, изложенные доводы являются возражениями по существу требований. Указывает, что проект организации и ведения лесного хозяйства Сланцевского лесхоза проходил экологическую экспертизу; соответствующие материалы должны быть в федеральных органах. Конкретная хозяйственная деятельность лесохозяйственным регламентом не регулируется. Любая хозяйственная деятельность осуществляется на основе проекта освоения лесов, который проходит экологическую экспертизу. На официальном сайте Администрации Ленинградской области в сети Интернет размещался только проект лесохозяйственного регламента, а не его утвержденный текст.

В судебном заседании представитель Комитета по природным ресурсам Ленинградской области М.С.Васильев просит отказать в удовлетворении требований прокурора по основаниям, изложенным в письменных возражениях, отмечая, что объектом экологической экспертизы является конкретная хозяйственная деятельность. Федеральным законом № 232-ФЗ лесоустроительная документация исключена из объектов экологической экспертизы.

Изучив материалы дела, заслушав участвующего в деле прокурора Марченко А.В., представителей Комитета по природным ресурсам Ленинградской области С.М.Степутенко, М.С.Васильева, консультации специалистов О., М.., Б.., М.., Р.., исследовав и оценив представленные доказательства согласно ст.67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

19 декабря 2008 года Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области принят Приказ № 174 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Сланцевского лесничества Ленинградской области», опубликованный впоследствии в официальном издании Ленинградской области – в Вестнике Правительства Ленинградской области № 40 от 22.07.2009г.

Названным Приказом утвержден лесохозяйственный регламент по Сланцевскому лесничеству Ленинградской области (пункт 1), установлен срок действия лесохозяйственного регламента с 19.12.2008г. по 18.12.2018г. (пункт 2), расчетная лесосека по Сланцевскому лесничеству введена в действие с 01.01.2009г. (пункт 3), ЛОГУ «Леноблес» предписано обеспечить выполнение лесохозяйственного регламента на территории Сланцевского лесничества (пункт 4), контроль за исполнением настоящего приказа возложен на заместителя председателя комитета (пункт 5).В преамбуле настоящего Приказа указано, что он принят в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Приказом МПР РФ от 19.04.2007г. № 106 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов и порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений», Приказом МПР РФ № 148 от 08.06.2007г. «Об утверждении порядка исчисления расчетной лесосеки» и на основании Положения о Комитете по природным ресурсам и охране окружающей среды.

Лесохозяйственный регламент Сланцевского лесничества в официальном издании Ленинградской области не опубликован. Проект лесохозяйственного регламента Сланцевского лесничества в порядке, предусмотренном пунктом 12 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений (утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 106 от 19.04.2007г.) был размещен на официальном сайте Администрации Ленинградской области, что участниками процесса по существу не оспаривается.

Из распечатки с официального портала Администрации Ленинградской области (приобщенной к материалам дела в порядке статьи 249 ГПК РФ) на 2.04.2010 года следует, что текст лесохозяйственного регламента Сланцевского лесничества на указанную дату был размещен на сайте (http://www.lenobl.ru/economics/ecology/nature/les_reglament/Slanci) /л.д.23-25 т.3/; по ходатайству представителя Комитета по природным ресурсам Ленинградской области С.М.Степутенко к материалам дела впоследствии была приобщена распечатка с официального портала Администрации Ленинградской области на 2.04.2010г., из которой, по мнению представителя, следует, что на указанную дату текст лесохозяйственного регламента на данном сайте отсутствует (http://www.lenobl.ru/economics/ecology/nature/les_reglament) /л.д.145 т.2/.

Лесохозяйственный регламент Сланцевского лесничества представляет собой книгу объемом 213 листов и состоит из: введения, главы 1(общие сведения), главы 2(нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов), главы 3(требования к охране, защите и воспроизводству лесов), главы 4 (ограничения использования лесов) 7 приложений (в том числе и перечня изготовленных карт).

В разделе «введение» определено, что лесохозяйственный регламент представляет собой совокупность правил, лесоводственных требований и нормативов, определяющих порядок деятельности лесничества и являющихся основой использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в границах лесничества в соответствии с нормативными правовыми актами в области лесных отношений.

Глава 1 Лесохозяйственного регламента Сланцевского лесничества содержит краткую характеристику лесничества (наименование, местоположение, площадь) с распределением лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов (пункты 1.1.1-1.1.2, 1.1.4); по лесорастительным зонам и лесным районам(1.1.3); с распределением земель лесного фонда по категориям лесных и нелесных земель(1.1.5); с характеристикой существующих объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов не связанных с созданием лесной инфраструктуры, мероприятий по строительству, реконструкции и эксплуатации указанных объектов(1.1.7). В последнем пункте дано определение объектов лесной инфраструктуры - это лесные (лесохозяйственные, лесовозные) дороги, лесные склады (ГСМ, материалов, химикатов и др.), а также квартальные просеки, квартальные столбы, лесные питомники, ПЛСУ, постоянные пробные площади, мосты, гидромелиоративная (осушительная) сеть, песчаные карьеры и другие объекты (л.д.163 том 1). Пункт 1.2 лесохозяйственного регламента Сланцевского лесничества содержит виды разрешенного использования лесов на территории лесничества с распределением по кварталам. В названной главе содержатся соответствующие таблицы (№№1.1-1.6).

Глава 2 Лесохозяйственного регламента Сланцевского лесничества содержит нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для видов использования лесов, перечисленных в статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации, представленных в текстовом описании и в виде таблиц.

Пункт 2.1 названного регламента (нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для заготовки древесины) включает следующие положения: разъяснение общих понятий, описание видов и условий проведения рубок; расчетную лесосеку для заготовки древесины при осуществлении рубок спелых и перестойных лесных насаждений; требования к организации и проведению работ по заготовке древесины; возрасты рубок; интенсивность выборки древесины с учетом полноты, состава древостоя; размеры и сроки примыкания лесосек (организационно-технические элементы рубок спелых и перестойных насаждений); количество зарубов; сроки повторяемости; методы лесовосстановления; описание способов и сроков проведения очистки мест рубок от порубочных остатков; допустимый объем изъятия древесины в средневозрастных приспевающих, спелых и перестойных лесных насаждениях при уходе за лесами; расчетную лесосеку при всех видах рубок; сроки разрешенного использования лесов для заготовки древесины (пункты 2.1.1-2.1.13). Данный пункт содержит соответствующие таблицы (№№ 2.1-2.9):

В пункт 2.2 (нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для заготовки живицы) регламента включены следующие положения: общие положения; проведение подсочки сосновых лесных насаждений; сроки проведения подсочки сосновых насаждений; нормативы заготовки живицы (в лесничестве отсутствуют). В пункт 2.2 регламента включены соответствующие таблицы (№№ 2.10-2.12).

Пункт 2.3 (нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов) содержит подпункты №№ 2.3.1-2.3.3:общие положения, положения о правах и обязанностях лиц, осуществляющих использование лесов для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов; требования к использованию лесов при осуществлении заготовки и сбора отдельных видов недревесных лесных ресурсов (пней и пневого осмола, бересты, коры и луба, хвороста, веточного корма, сосновых и еловых лап, елей или других деревьев хвойных пород для новогодних праздников, мха, лесной подстилки, опавших листьев, камыша и тростника, веников, ветвей и кустарников для метел и плетения, древесной зелени выкопка деревьев и кустарников на лесных участках). В данном пункте имеются таблицы (№№ 2.13.-2.14.1).

Пункт 2.4 (нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений) содержит: общие положения, описание прав и обязанностей лиц, осуществляющих использование лесов для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений; требования к заготовке отдельных видов пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений (дикорастущих плодов, ягод, грибов, березового сока, других пищевых ресурсов, лекарственных растений); сроки заготовки и сбора. В названный пункт внесены таблицы (№№ 2.15-2.17).

В пункте 2.5 регламента изложены нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для ведения охотничьего хозяйства (в том числе биотехнических мероприятий) с таблицами (№№ 2.18-2.19).

Нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для ведения сельского хозяйства отражены в пункте 2.6 регламента. Данный пункт состоит из: общих положений, описания прав и обязанностей граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов для ведения сельского хозяйства, требования к использованию лесов для ведения сельского хозяйства (для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, выращивания сельскохозяйственных культур, иной сельскохозяйственной деятельности) и соответствующих таблиц (№№ 2.20-2.21).

Нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности отражены в пункте 2.7 регламента (таблицы отсутствуют).

В пункте 2.8 регламента (нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для осуществления рекреационной деятельности) содержатся: общие положения; нормативы использования лесов для осуществления рекреационной деятельности; перечень кварталов и (или) части кварталов зоны рекреационной деятельности; приведено функциональное зонирование территории зоны рекреационной деятельности, а также параметры и сроки разрешенного использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, ландшафтная таксация лесных участков. Данный пункт имеет таблицы (№№ 2.22-2.23).

В пункте 2.9 названного регламента отражены нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для создания лесных плантаций и их эксплуатации. Пункт 2.10 регламента содержит нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений и лекарственных растений; права и обязанности лиц, осуществляющих использование лесов в указанных целях. Пункт 2.11 регламента содержит нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки полезных ископаемых. В пункт 2.12 регламента включены нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов. В пункте 2.13 регламента содержатся нормативы, параметры и сроки разрешенного использования для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. В названный пункт включены таблицы (№№2.24-2.25).

Пункты 2.14 и 2.15 регламенты содержат нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов и для религиозной деятельности (последнее фактически отсутствует) соответственно.

Глава 3 регламента имеет наименование: « Требования к охране, защите и воспроизводству лесов» и включает в себя пункт 3.1 (требования к охране лесов от пожаров, загрязнения и иного негативного воздействия), содержащий: общие требования пожарной безопасности в лесах, требования пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений, при проведении переработки лесных ресурсов, заготовке живицы, при осуществлении рекреационной деятельности, при добыче торфа, при выполнении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов; требования к пребыванию граждан в лесах; отсылочное указание об ответственности за нарушение Правил пожарной безопасности и государственный пожарный надзор в лесах; положения об организации пожарной безопасности в лесах лесничества; положения о негативном воздействии на окружающую среду (подпункты №№ 3.1.1-3.1.13).Пункт 3.1 регламента имеет таблицы (№№ 3.1-3.12).

Пункт 3.2 главы 3 названного регламента (требования к защите лесов от вредных организмов) включает: общие положения, положения о лесозащитном районировании, лесопатологическом обследовании и лесопатологическом мониторинге, о локализации и ликвидации очагов вредных организмов, о санитарно-оздоровительных мероприятиях и соответствующие таблицы (№№ 3.7-3.8).

Пункт 3.3 главы 3 регламента (требования к воспроизводству лесов и лесоразведению) содержит: общие положения, положения о лесовосстановлении/естественном, искусственном и комбинированном/,о лесоразведении, нормативы мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению, об уходе за лесами, об особенностях ухода за лесами различного целевого назначения и включает соответствующие таблицы (№№ 3.9-3.12). Пункт 3.4 содержит отсылочные указания на положения Правил, утвержденных уполномоченными федеральными органами власти, в соответствии с которыми установлены нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов в соответствии с лесорастительной зоной и лесным районом расположения Сланцевского лесничества (Приказ МПР России от 28.03.2007г№ 68);особенности отражены в разделах 2.1-2.15 второй главы лесохозяйственного регламента Сланцевского лесничества (страница 147 регламента).

Глава 4 регламента (ограничения использования лесов) содержит пункты №№ 4.1-4.5: положения о порядке ограничения использования лесов и виды ограничений; ограничения по видам целевого назначения лесов; ограничения по видам особо защитных участков лесов; ограничения по видам использования лесов (при заготовке древесины, при заготовке живицы, при заготовке и сборе недревесных лесных ресурсов, при заготовке пищевых лесных ресурсов и сборе лекарственных растений, при ведении охотничьего хозяйства, при ведении сельского хозяйства, при осуществлении научно-исследовательской и образовательной деятельности, при осуществлении рекреационной деятельности, при создании лесных плантаций и их эксплуатации, при выращивании лесных плодовых, ягодных, декоративных, лекарственных растений, при выполнении работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, при строительстве и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидрологических сооружений и специализированных портов, при строительстве, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, при переработке древесины и иных лесных ресурсов, при осуществлении религиозной деятельности, санитарные требования к использованию лесов), положения о характере воздействия на леса при их использовании. Глава 4 регламента имеет следующие таблицы (№№4.1-4.2):ограничения по видам целевого назначения лесов (по видам рубок и дополнительным ограничениям); наименования, нормативы и признаки выделения особо защитных участков лесов.

В перечень изготовленных карт-схем включены: карта-схема лесничества с разделением территории лесничества и участковых лесничеств по лесорастительным зонам и лесным районам; карта-схема лесничества с разделением лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов; карта-схема лесничества с местоположением существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов; карта-схема лесничества с объектами лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов с созданием лесной инфраструктуры; карта-схема лесничества, окрашенная по преобладающим породам; карта-схема лесничества по классам пожарной опасности и противопожарным мероприятиям; карта-схема лесничества не окрашенная.

В силу пунктов «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование, охрана окружающей среды. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона 184-ФЗ от 6.10.99 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» предусмотрено, что деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Согласно статье 33 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды, проводится экологическая экспертиза; порядок проведения экологической экспертизы определен Федеральным законом № 174-ФЗ от 23.11.1995г. «Об экологической экспертизе», статьей 1 которого предусмотрено, что экологическая экспертиза-установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Статьей 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» предусмотрено, что государственную экологическую экспертизу объектов регионального уровня проводят органы государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются, в том числе: проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемые органами государственной власти субъектов РФ.

Из статьи 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует, что под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. В названном Федеральном законе также содержится определение понятий: нормативов в области охраны окружающей среды (в том числе: нормативов качества окружающей среды и нормативов допустимого изъятия компонентов природной среды).

Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, утвержденной Приказом Минприроды РФ № 539 от 29.12.1995г. (опубликована в издании: Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды, Сборник нормативных актов М.,1996г.) предусмотрены требования, предъявляемые при предоставлении объектов на государственную экологическую экспертизу. Так, природоохранные нормативные документы, регламентирующие состояние окружающей среды должны содержать соответствующие статистические показатели (критерии) качества компонентов природной среды (пункт 3.2). Природоохранные нормативные документы, определяющие воздействие на окружающую среду объектов хозяйственной и иной деятельности, должны устанавливать масштаб и степень воздействия при строительстве и эксплуатации объекта, предельно допустимые уровни воздействия на окружающую среду и ее компоненты, исходя из экологического потенциала территории и ее ценности; нормативы уровней радиационного воздействия, шума, вибрации и иных физических воздействий должны обеспечить сохранение здоровья населения, его генофонда и отсутствие метаболизма в биологической среде; предельно допустимые показатели воздействия устанавливаются для особо ценных территорий, для зон чрезвычайных экологических ситуаций и зон экологического бедствия (пункт 3.4). Параметры, которые необходимо отразить в природоохранных нормативных документах, содержащих нормативы (в т.ч. удельные) воздействия объектов конкретной отрасли на окружающую среду (отраслевые нормативы) приведены в пункте 3.4 названной Инструкции (состав и количество ресурсов, загрязняющих веществ, физических воздействий, шумовое, радиоактивное, тепловое, ионизирующее и другие виды воздействий). В пункте 3.5 Инструкции указано, что нормативно-технические документы должны разрабатываться с учетом требований ГОСТ Р 1.5-93 и содержать информацию, достаточную для определения степени экологической опасности источника воздействия.

Постановлением Госстандарта РФ от 10.04.2002г. № 145-пг ГОСТ 1.5-93 (в ряде изданий упоминается как ГОСТ Р 1.5-93) «Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов» признан утратившим силу и взамен введен ГОСТ 1.5-2001 г. «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению».

Анализ перечисленных Федеральных законов «Об охране окружающей среды» и «Об экологической экспертизе» свидетельствует об отсутствии в них толкования понятий «нормативно-технический документ» и «инструктивно-методический документ» в области охраны окружающей среды. Отсутствуют толкования приведенных понятий и в ином федеральном законодательстве.

Из совокупного анализа положений указанной выше Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, и толкования понятий: «норма», «технический», «инструкция», «методика» и «методический», данных в Большой Советской Энциклопедии, в Словаре по естественным наукам (Глоссарий:ru), в Толковом словаре Русского Языка, в Словарях Ожегова С.И. и Ушакова Д.Н. следует, что к нормативно-техническому документу надлежит отнести документ, устанавливающий правила, общие принципы и характеристики (в том числе, содержащий усредненные показатели), касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, доступный широкому кругу лиц, а к инструктивно-методическому документу следует отнести документ, содержащий свод правил (указаний или предписаний), устанавливающий порядок и способ осуществления чего-либо, изложенный в логической последовательности.

Из разъяснения, содержащегося в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48 от 29.11.2007г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» следует, что правовой нормой (правилом поведения) является положение, обязательное для неопределенного круга лиц, рассчитанное на неоднократное применение, направленное на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

С учетом приведенных выше федеральных норм, а также разъяснения понятий, содержащихся в словарях, в указанном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 48 от 29.11.2007г., к нормативно-техническому документу в области охраны окружающей среды надлежит отнести документ, устанавливающий правила, общие принципы и характеристики (в том числе, содержащий усредненные показатели), касающиеся деятельности (результатов деятельности), направленной на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий, доступный широкому кругу лиц.

Соответственно, к инструктивно-методическому документу в области охраны окружающей среды следует отнести документ, содержащий свод правил (указаний или предписаний), устанавливающий порядок и способ осуществления чего-либо, при осуществлении деятельности, направленной на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий, изложенный в логической последовательности.

В соответствии со статьей 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации; на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 83 и части 2 статьи 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных в части 3 названной нормы. Статьей 87 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 87 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 106 от 19.04.2007г.«Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки. Сроков их действия и порядка внесения в них изменений» лесохозяйственный регламент должен состоять из: главы 1, содержащей краткую характеристику лесничества и описания видов разрешенного использования лесов на территории лесничества с распределением по кварталам; главы 2, содержащей нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов по видам использования лесов, определенным статьей 25 Лесного кодекса РФ (состоящей из 17 разделов); главы 3, содержащей ограничения по видам целевого назначения лесов, по видам особо защитных участков лесов, по видам использования лесов. Указанные главы и разделы содержат информацию в виде таблиц в форме, утвержденной данным Приказом, а также соответствующие карты-схемы.

Согласно статьям 3, 40 Устава Ленинградской области, Постановлению Губернатора Ленинградской области № 13-пг от 01.03.2010г. «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Ленинградской области», пункту 1.1 Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области № 164 от 8.06.2009г., Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (ранее Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области) является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области и входит в систему органов государственной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий Ленинградской области в сфере отношений, связанных, в том числе и с охраной окружающей среды, в сфере лесных отношений.

Согласно статье 2 Устава Ленинградской области, пункту 1.5 Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области № 164 от 8.06.2009г. Комитет по природным ресурсам Ленинградской области принимает нормативные правовые акты в форме приказов.

Из письменного сообщения председателя Комитета по природным ресурсам Ленинградской области № 01-5523/09-01 от 7.09.09 г. следует, что первоначально протесты Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, принесенные на приказы Комитета об утверждении лесохозяйственных регламентов признавались обоснованными, так как сообщалось о том, что Комитет обеспечивает соблюдение процедуры подготовки необходимых документов в целях проведения государственной экологической экспертизы, а опротестованные пункты соответствующих приказов предполагалось отменить одновременно с утверждением лесохозяйственных регламентов, прошедших соответствующую государственную экологическую экспертизу.

Представитель Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору М. привлеченная к участию в деле в качестве специалиста, пояснила, что Управление проводит экологические экспертизы федерального уровня по поручению Министерства. Однако лесохозяйственный регламент Сланцевского лесничества не относится к федеральным объектам экологической экспертизы, поэтому не может дать суду какие-либо комментарии относительно названного документа и позиции прокурора. Специалистом в указанной сфере не является, так как является юристом. На вопрос суда о том, является ли лесохозяйственный регламент нормативно-техническим документом ответить не может, так как считает, что ответ на данный вопрос не входит в компетенцию представителя Управления.

Привлеченная к участию в деле в качестве специалиста – Р., старший государственный инспектор Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому, атомному надзору, разъяснила суду, что Управление занимается экологическими экспертизами федеральных объектов около одного года и только по поручению Министерства природных ресурсов Российской Федерации. За указанный период времени таких объектов, как проект лесохозяйственного регламента на экологическую экспертизу не представлялось. Лесохозяйственный регламент является региональным документом, статус данного документа определить не может. Раздел 4.5 лесохозяйственного регламента Сланцевского лесничества прокомментировать не может, так как ей не ясен смысл некоторых терминов. Специалист не знает, установлены ли лесным законодательством нормативы в порядке статьи 26 Федерального закона «Об охране окружающей среды»; отмечает однако, что «нормативы», содержащиеся в лесохозяйственных регламентах, могут быть отнесены к нормативам, указанным в статье 26 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Лесохозяйственный регламент разрабатывается на основании нормативно-правовых и нормативно-технических документов, его содержание определяется методическими документами. Каких-либо методических разъяснений относительно применения пункта 1 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» не поступало.

Вызванный в качестве свидетеля представитель подразделения Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, занимающийся региональными экспертизами, в судебное заседание не явился. С учетом установленных по делу обстоятельств, суд счел возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие указанного свидетеля.

Принимающая участие в качестве специалиста – заместитель начальника отдела надзора на море Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу М. разъяснила, что ранее, с 1994 года по 2007 год названное подразделение занималось проведением экологических экспертиз регионального уровня. До внесения изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» Департамент проводил экологические экспертизы по проектам документов по лесоустройству. Ознакомившись с материалами дела, с доводами прокурора, специалист считает, что регламент является документом общего характера и не содержит экологической составляющей, то есть в нем не отражено воздействие ни на воздух, ни на воду или почву. Вопрос о том, является ли лесохозяйственный регламент нормативно- техническим документом и подлежит ли он экспертизе необходимо адресовать либо в Министерство природопользования, либо Министерству юстиции РФ, то есть тем органам, которые принимали и согласовывали Приказ № 106. Нормативы, указанные в лесохозяйственном регламенте, не являются нормативами допустимого воздействия на окружающую среду. Соблюдение нормативов лесохозяйственного регламента невозможно проконтролировать. Расчеты по вырубкам - это специфический раздел. Для каждого конкретного арендатора устанавливается отдельный проект, в котором предусмотрены нормативы, и исполнение которого можно проконтролировать. Содержится ли расчетная лесосека в регламенте, точно пояснить не может.

Допрошенный в качестве специалиста – заместитель начальника правового обеспечения Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Б. пояснила суду, что в действующем законодательстве отсутствует разъяснение понятия «нормативно-технический документ». Поэтому, с учетом изменения в пункте 1 статьи 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» непонятно, к какой категории документов следует отнести лесохозяйственный регламент. Скорее всего, лесохозяйственный регламент не следует относить к объектам экологической экспертизы.

Допрошенный в качестве специалиста - В., кандидат сельскохозяйственных наук, заведующий лабораторией лесохозяйственных регламентов, лесных планов и проектов Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства, пояснил, что лесохозяйственный регламент является документом лесного планирования, определяет схему ведения лесного хозяйства на определенной территории и принимается в соответствии со статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации и Приказа Минприроды РФ № 106 от 19.04.2007г. Обязанность проведения экологической экспертизы лесохозяйственного регламента в действующем законодательстве отсутствует. Участвовал в разработке лесохозяйственных регламентов в ряде субъектов РФ, вопросов о проведении экологической экспертизы проекта регламента не возникало. Лесохозяйственный регламент, по своему содержанию, не относится к документам нормативно-технического и инструктивно-методического характера; расчетная лесосека устанавливается на основании материалов лесоустройства, которые ранее проходили экологическую экспертизу. Какой характер носят нормативы, содержащиеся в лесохозяйственном регламенте, точно сказать не может. По его мнению, правила и нормативы установлены Правилами, утвержденными федеральными органами. Нормативы, по существу, это - технические нормы.

Так как лесохозяйственный регламент содержит положения, определяющие виды, допустимые объемы, параметры, ограничения и сроки разрешенного использования лесов, характеристики лесов лесничества, а также требования к охране, защите и воспроизводству лесов, изложенные в определенном порядке, то названный регламент относится к актам, принимаемым в сфере сохранения и восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий, то есть в соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» лесохозяйственный регламент Сланцевского лесничества является документом, принятым в области охраны окружающей среды.

Учитывая, что лесохозяйственный регламент Сланцевского лесничества не только содержит перечисленные выше виды, нормативы (ежегодные допустимые объемы изъятия природных ресурсов лесничества), параметры, ограничения и сроки разрешенного использования лесов, характеристики лесов лесничества, требования к охране, защите и воспроизводству лесов в текстовой форме и в форме таблиц, но и утвержден нормативным правовым актом - приказом Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области (в настоящее время Комитет по природным ресурсам Ленинградской области), то именно вследствие этого (с учетом установленного смысла и содержания понятия «нормативно-технический») положениям Лесохозяйственного регламента Сланцевского лесничества, выраженным как в текстовой форме, так и в формах таблиц, придан нормативно-технический и правовой характер.

Вследствие этого, к положениям нормативно-технического характера в области охраны окружающей среды (которые при реализации могут оказать негативное воздействие) могут быть отнесены следующие таблицы, содержащиеся в лесохозяйственном регламенте Сланцевского лесничества:

таблицы №№ 1.1-1.6.1: структура лесничества (с указанием количества и площадей участковых лесничеств); распределение лесов лесничества по лесорастительным зонам и лесным районам (по участковым лесничествам с разбивкой по кварталам с указанием площадей); распределение лесов по видам целевого назначения и категориям защитных лесов (с разбивкой по участковым лесничествам и лесным кварталам, с указанием площадей и оснований деления лесов по целевому назначению); распределение земель лесного фонда лесничества по категориям лесных и нелесных земель (с указанием площадей и процентов); характеристика путей транспорта (виды и типы дорог, их протяженность); виды разрешенного использования лесов (с разбивкой по кварталам и участковым лесничествам с указанием занимаемых площадей);

таблицы №№ 2.1-2.9 (за исключением таблиц 2.2 и 2.4): расчетная лесосека по выборочным рубкам спелых и перестойных лесных насаждений на срок действия регламента (по конкретным показателям в гектарах и в тыс.м.3); расчетная лесосека по сплошным рубкам спелых и перестойных лесных насаждений (по конкретным показателям в гектарах и тыс.м3); нормативы назначения рубок спелых и перестойных насаждений (по видам назначения лесов, форме рубки, породам, условиям назначения и с учетом процента выборки); установленные параметры сплошных рубок спелых и перестойных лесных насаждений в эксплуатационных лесах; возрастные периоды проведения видов рубок ухода за лесом (по видам рубок ухода и по хозяйствам); нормативы режима рубок лесных насаждений при уходе за лесами (по районам, насаждениям и видам рубок ухода с указанием процента выборки, полноты); расчетная лесосека для заготовки древесины при рубках средневозрастных, приспевающих, спелых перестойных лесных насаждений при уходе за лесами (по конкретным показателям и по видам ухода за лесами, в гектарах тыс.м.3); расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) при всех видах рубок/ по конкретным показателям по видам рубок с указанием площади в гектарах, запаса – в тыс.м.3/;

таблицы №№ 2.13.-2.14.1: параметры разрешенного использования лесов при заготовке и сборе недревесных лесных ресурсов; объем древесной зелени в лесных насаждениях; сроки использования лесов для заготовки недревесных лесных ресурсов;

таблицы №№ 2.15, 2.17: параметры разрешенного использования лесов при заготовке пищевых лесных ресурсов и сборе лекарственных растений; сроки использования лесов для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;

таблицы №№ 2.20-2.21: сведения о площадях, пригодных для ведения сельского хозяйства; параметры разрешенного использования лесов для ведения сельского хозяйства (по видам пользования с указанием ежегодного допустимого объема).

таблицы №№ 2.22, 2.24: перечень кварталов и (или) частей кварталов зоны рекреационной деятельности; охранная зона электрических сетей напряжением более 1000 вольт.

таблицы №№ 3.1-3.3: распределение площади земель лесного фонда по классам пожарной опасности (по участковым лесничествам и площади); нормативы мероприятий по предупреждению, обнаружению и ликвидации лесных пожаров (виды мероприятий, количество указано в штуках);

таблицы №№ 3.7-3.8:характеристика видов и объемов санитарно-оздоровительных и истребительных мероприятий, не связанных с рубкой погибших и поврежденных лесных насаждений (наименование мероприятий, количество - в гектарах, м3, штуках, ямах и рублях); нормативы и параметры санитарно-оздоровительных мероприятий (по показателям, количество в гектарах, тыс.м3, лет);

таблицы №№ 3.11-3.12:нормативы и параметры мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению (на срок действия лесохозяйственного регламента)/по показателям и в гектарах/;нормативы и параметры ухода за лесами, несвязанного с заготовкой древесины (по породам, площадям, запас в м3, срок повторяемости с указанием ежегодного размера в площадях и вырубаемый запас в м3 и га).

Суд также учитывает, что нормативно-технические показатели, содержащиеся в приведенных таблицах в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов РФ № 106 от 19.04.2007г. должны находиться именно в лесохозяйственном регламенте конкретного лесничества, в данном случае в лесохозяйственном регламенте Сланцевского лесничества; названные показатели не являются цитированием или дублированием положений, содержащихся в Правилах, утвержденных уполномоченным Федеральным органом в соответствии со статьей 81 Лесного кодекса РФ.

Кроме этого, вследствие утверждения названного лесохозяйственного регламента нормативным правовым актом ряд его положений, оформленных в виде таблиц и характеризующих качественное состояние лесов лесничества (глава 1 регламента) могут быть отнесены к нормативам качества окружающей среды, а ряд иных положений, содержащихся в главе 2 регламента и определяющие объем изъятия природных ресурсов и оформленные в виде таблиц - к нормативам допустимого изъятия компонентов природной среды (статьи 21, 22, 26 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Обоснован и довод прокурора о том, что в примечании к таблице 1.6 (глава 1) регламента (с учетом уясненного смысла и содержания понятия «инструктивно-методический») фактически содержится методика определения типа лесохозяйственных дорог. Следовательно, в указанной части (страницы 14-15 главы 1) регламент, по существу, содержит положения инструктивно-методического характера.

Именно в этом аспекте, вследствие утверждения регламента нормативным правовым актом (что придало его положениям нормативно-технический, в части и инструктивно-методический характер, а также и правовой характер) с учетом конкретного содержания, включающего характеристики и показатели, представленные в виде цифр, в виде таблиц, соответствующие перечни и планируемые мероприятия, является правомерным утверждение прокурора о том, что ряд положений лесохозяйственного регламента Сланцевского лесничества носит нормативно-технический (а в установленной части и инструктивно-методический характер), а следовательно и проект Приказа Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области (в настоящее время Комитет по природным ресурсам Ленинградской области) в части пункта 1 с проектом Лесохозяйственного регламента Сланцевского лесничества являлся объектом государственной экологической экспертизы в порядке пункта 1 статьи 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Данные выводы согласуются с разъяснениями, данными в пунктах 9 и 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48 от 29.11.2007г.

Выводы суда соответствуют и тексту введения в Лесохозяйственный регламент Сланцевского лесничества, где отражено, что лесохозяйственный регламент представляет собой совокупность правил, лесоводственных требований и нормативов, определяющих порядок деятельности лесничества и являющихся основой использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в границах лесничества (том 1 стр.155 дела, стр.6 регламента) и положению части 4 статьи 87 Лесного кодекса РФ о том, что лесохозяйственный регламент обязателен для исполнения всеми лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.

При рассмотрении настоящего дела суд считает, что несмотря на отсутствие какой-либо ссылки в Приказе, фактически лесохозяйственный регламент Сланцевского лесничества является приложением к данному постановлению, его неотъемлемой частью.

Суд также учитывает, что лесохозяйственный регламент является действующим документом с момента опубликования оспариваемого приказа, несмотря на то, что не был опубликован в официальном издании Ленинградской области, но текст регламента содержался определенный период времени (в виде проекта, а затем и виде официального текста, утвержденного оспариваемым приказом) на официальном сайте Администрации Ленинградской области в сети Интернет.

С учетом изложенного, пункт 1 Приказа Комитета природных ресурсов и охране окружающей среды Ленинградской области № 174 от 19 декабря 2008 года, как несоответствующей пункту 1 статьи 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями статьи 253 ГПК РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 48 от 29.11.2007г., учитывая конкретные обстоятельства, тот факт, что оспариваемый приказ применялся.

Так как указание в пункте 3 Приказа Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области № 174 от 19.12.2007г. о введении в действие расчетной лесосеки Сланцевского лесничества с 1 января 2009 года полностью соответствует требованиям статей 29 и 87 Лесного кодекса РФ, пункта 5 Порядка исчисления расчетной лесосеки, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов РФ № 148 от 8.06.2007г., то правовых оснований для признания недействующим названного пункта оспариваемого Приказа не имеется.

Не является правильным утверждение прокурора о том, что в нарушение пункта 3 Временного порядка рассмотрения лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков) Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу не дал оценку соответствия проекта лесохозяйственного регламента Сланцевского лесничества требованиям лесного законодательства. Названный пункт Временного порядка предусматривал направление в Департамент для рассмотрения только 20% проектов лесохозяйственных регламентов, что и было выполнено Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды, так как в Департамент были направлены лесохозяйственные регламенты Рощинского, Любанского, Подпорожского и Волосовского лесничества (л.д.199 том 2). Невключение, в число указанных регламентов, лесохозяйственного регламента Сланцевского лесничества не означает, что требования пункта 3 указанного Временного порядка нарушены.

Довод прокурора о том, что определение объекта лесной инфраструктуры, находящееся в пункте 1.1.7 лесохозяйственного регламента Сланцевского лесничества, не соответствует определению лесной инфраструктуры, данному в статье 13 Лесного кодекса РФ является необоснованным, так как в названной федеральной норме содержится лишь примерный перечень объектов, которые могут быть отнесены к объектам лесной инфраструктуры. Данный перечень не является исчерпывающим.

Иные положения лесохозяйственного регламента Сланцевского лесничества (в том числе и иные таблицы), по существу, носят описательный характер или содержат положения, которые дублируют положения Правил, утвержденных уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации в соответствии со статьей 81 Лесного кодекса РФ или содержат биотехнические нормативы, которые не могут быть отнесены к нормам или к нормативам технического характера в области охраны окружающей среды (таблицы 2.18 и 2.19 регламента). Карты, содержащиеся в приложении к лесохозяйственному регламенту Сланцевского лесничества, не содержат самостоятельных технических норм или нормативов в области охраны окружающей среды, а по существу, являются изображением в картографической форме положений (в том числе и соответствующих технических норм в виде таблиц, названных выше) регламента.

Утверждение представителя заинтересованного лица о том, что настоящее заявление прокурора подлежало рассмотрению по месту нахождения Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (либо в Санкт-Петербургском городском суде либо в Приморском районном суде Санкт-Петербурга) основаны на неверном толковании положений статей 26, 28, 246, 251 и 251 ГПК РФ и сделаны без учета разъяснений, содержащихся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48 от 29.11.2007г.

Суждение представителя заинтересованного лица о том, что Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор не имел право на обращение в суд субъекта с оспариванием указанного выше Приказа Комитета (нормативного правового акта органа государственной власти Ленинградской области) не соответствует статье 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», Приказов Генерального прокурора РФ № 155 от 21.10.2007г., № 84 от 7.05.2008г., №195 от 7.12.2007г. и Приказов прокурора Ленинградской области № 59/7 от 14.11.2007г., № 8 от 18.02.2007г. в совокупности.

В остальной части доводы прокурора и представителей заинтересованного лица сводятся к неверному пониманию и толкованию норм изложенного выше федерального и областного законодательства.

Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 1 Приказа Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области № 174 от 19 декабря 2008 года «Об утверждении лесохозяйственного регламента Сланцевского лесничества Ленинградской области».

В удовлетворении требования о признании недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункта 3 Приказа Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области № 174 от 19 декабря 2008 года «Об утверждении лесохозяйственного регламента Сланцевского лесничества Ленинградской области», отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы и кассационного представления через Ленинградский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Е.Е.Морозкова

Решение в окончательной форме изготовлено ХХХХХХХХ