ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-8/2015 от 08.10.2015 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Дело № 3-8/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 октября 2015 года г. Йошкар-Ола

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе

судьи Медведевой И.А.,

при секретаре Жуковой Г.В.,

с участием прокурора Назарова А.А.,

представителя Правительства Республики Марий Эл Закировой Л.Д., представителя Министерства здравоохранения Республики Марий Эл Фантровой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску заместителя прокурора Республики Марий Эл об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Республики Марий Эл от 26 декабря 2014 года № 698 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Марий Эл на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26 декабря 2014 года № 698, опубликованным 29 декабря 2014 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф), утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Марий Эл на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее – территориальная программа, Программа).

Опубликование на указанном интернет-портале в соответствии с пунктом 4 Указа Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 года № 237 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Марий Эл» является официальным опубликованием правовых актов Правительства Республики Марий Эл.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 марта 2015 года № 98, опубликованном 6 марта 2015 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл, в указанное постановление были внесены изменения в подразделы 8.3 и 8.6.

Постановлением от 30 июня 2015 года № 358 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 26 декабря 2014 года № 698» разделы 6 и 7 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Марий Эл на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов изложены в новой редакции.

Заместитель прокурора Республики Марий Эл обратился в суд с заявлением, в котором с учетом уточнений просил о признании недействующими с момента вступления в законную силу решения суда отдельных положений абзацев 29,87,93 раздела 6, абзацев 3,4,6,7,9 подраздела 7.1, абзаца 3 подраздела 7.2 Программы, показателей строк 01 и 02 графы 4 Приложения № 1 к Программе; показателей строк 04.1,04.2,05,06,12 графы 5, строки 01 графы 6 таблицы № 1 Приложения № 2 к Программе, указав, что установленные Программой отдельные нормативы объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, а также нормативы финансирования снижены по сравнению с аналогичными нормами, установленными утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 1273 Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, чем снижен уровень государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи для жителей Республики Марий Эл, нарушены права и интересы неопределенного круга лиц.

Правительством Республики Марий Эл представлены возражения относительно доводов прокурора.

В судебном заседании старший помощник прокурора Республики Марий Эл, действующий на основании доверенности № 08-12-15 от 16 сентября 2015 года Назаров А.А., заявленные требования поддержал, пояснив, что государственные гарантии бесплатного оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи не могут быть снижены в территориальных программах обязательного медицинского страхования.

Представитель административного ответчика - Правительства Республики Марий Эл Закирова Л.Д., действующая по доверенности от 22 сентября 2015 года № 01/30-И867, с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что территориальная программа прошла мониторинг в Министерстве здравоохранения Республики Марий Эл, ее отдельные показатели приведены в соответствие с федеральной программой, что нашло отражение в постановлении Правительства Республики Марий Эл от 30 июня 2015 года № 358 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 26 декабря 2014 года № 698». Расчет оспариваемых нормативов, исходя из показателей их формирования – сведений статистики, половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости, климатических и географических особенностей региона и т.п. хотя и основан на соответствующих средних показателях, но может от них отличаться. Стоимость территориальной программы была определена с учетом приведенных факторов и положений статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ, разъяснений Министерства здравоохранения Республики Марий Эл, а также финансовых возможностей республиканского бюджета. Полагала требования административного истца не подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица – Министерства здравоохранения Республики Марий Эл, действующая на основании доверенности от 16 сентября 2015 года № 2748, Фантрова Г.А. поддержала позицию административного ответчика, просила исковые требования оставить без удовлетворения.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 8 марта 2015 года № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» находящиеся в производстве судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года административные дела подлежат разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено право прокурора, полагающего, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушающему права, свободы или законные интересы граждан, на обращение с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ, пункт 3 статьи 1).

В соответствии со статьей 19 названного Закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации, которое ежегодно рассматривает представляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти доклад о ее реализации (часть 4 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ).

В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются:

базовая программа обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;

средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты (часть 5 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ).

Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, согласно пункту 3 части 1 статьи 16 названного Федерального закона относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают:

объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;

объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования (часть 1, пункты 7, 8 части 2 статьи 81 Федерального закона № 323-ФЗ).

Нормы частей 3, 4 статьи 81 Федерального закона № 323-ФЗ предоставляют право органам государственной власти субъектов Российской Федерации учитывать при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи порядок оказания и стандарты медицинской помощи;

особенности половозрастного состава населения; уровень и структуру заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики; климатические и географические особенности региона и транспортную доступность медицинских организаций; сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения, в том числе уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. При этом при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предусмотреть дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.

Согласно статье 8 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относится установление в территориальных программах обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования (пункт 2).

Обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (пункт 1 статьи 3).

Базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (пункт 8 статьи 3 этого же Федерального закона).

Базовая программа обязательного медицинского страхования устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (часть 9 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ).

Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (пункт 9 статьи 3, часть 1 статьи 36 Федерального закона № 326-ФЗ).

Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи, перечень страховых случаев, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо. Указанные в данной части значения нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения.

Норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.

Территориальная программа обязательного медицинского страхования может включать в себя перечень страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования при условии выполнения требований, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования.

При установлении территориальной программой обязательного медицинского страхования перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования территориальная программа обязательного медицинского страхования должна включать в себя также значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, значение норматива финансового обеспечения в расчете на одно застрахованное лицо, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, условия оказания медицинской помощи в таких медицинских организациях (статья 36 Федерального закона № 326-ФЗ).

Таким образом, федеральный законодатель, наделив органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по разработке, утверждению и реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, установил объемы и границы осуществления данных полномочий таким образом, что территориальная программа должна соответствовать Федеральной программе, предусматривающей нормативы оказания медицинской помощи и финансовые нормативы, которые являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи и не могут быть определены субъектами Российской Федерации в территориальных программах в меньшем размере.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 1273 (далее – Федеральная программа) и устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (раздел I).

Разделом VI федеральной программы утверждены средние нормативы объема медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания, определяемые в единицах объема в расчете на 1 жителя в год и используемые в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения.

Разделом VII утверждены средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования для формирования территориальных программ.

Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 декабря 2014 года № 11-9/10/2-9388 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017годов» объем медицинской помощи в расчете на 1 жителя, стоимость единицы объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на 1 застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования формируются на основании средних нормативов объема медицинской помощи и средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленных Федеральной программой, с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики, климатических и географических особенностей региона, транспортной доступности медицинских организаций и плотности населения на территории субъекта Российской Федерации и указываются в текстовой части территориальной программы государственных гарантий, а также в табличной форме в приложении к ней.

Основанием признания недействующими отдельных положений абзацев 29,87,93 раздела 6, абзацев 3,4,6,7,9 подраздела 7.1, абзаца 3 подраздела 7.2 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Марий Эл на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26 декабря 2014 года № 698, а также показателей строк 01 и 02 графы 4 Приложения № 1, строк 04.1,04.2,05,06,12 графы 5, строки 01 графы 6 таблицы № 1 Приложения № 2 к Программе прокурором указано, что установленные территориальной программой отдельные нормативы объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, а также нормативы финансирования, установленные на 2015 год, снижены по сравнению с аналогичными нормами, установленными на тот же год Федеральной программой.

Сравнительный анализ положений Федеральной программы и оспариваемых положений территориальной программы показывает, что предусмотренные территориальной программой нормативы действительно определены в меньшем, чем в Федеральной программе размере.

Абзацем 29 раздела 6 территориальной программы предусмотрен норматив объема медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, на 2015 год - 2,065 обращения на 1 жителя, тогда как абзацем 4 раздела VI Федеральной программы данный норматив на 2015 год составляет 2,15 обращения на 1 жителя.

Абзацем 87 раздела 6 территориальной программы предусмотрен норматив объема медицинской помощи для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на 2015 год - 0,047 койко-дня на 1 жителя, тогда как аналогичный норматив согласно абзацу 8 раздела VI Федеральной программы составляет в 2015 году - 0,092.

Абзацем 93 раздела 6 территориальной программы предусмотрен норматив объема высокотехнологичной медицинской помощи на одного жителя на 2015 год в расчете 0,0029 случая госпитализации, тогда как аналогичный норматив согласно абзацу 9 раздела VI Федеральной программы составляет в 2015 году - 0,0041.

В соответствии с абзацем 3 подраздела 7.1. территориальной программы норматив финансовых затрат на 2015 год на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл составляет 249,24 рубля, тогда как абзацем 3 раздела VII Федеральной программы указанный норматив определен в размере соответственно 371,7 рублей.

Рассматриваемый норматив финансовых затрат на 2015 год за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в размере 249,43 рублей содержится также строке 04.1 графы 5 таблицы №1 Приложения №2 к территориальной программе.

Согласно абзацу 4 подраздела 7.1. территориальной программы норматив финансовых затрат на 2015 год на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл составляет 712,85 рублей, тогда как абзацем 4 раздела VII Федеральной программы указанный норматив определен в размере соответственно 1078 рублей.

Рассматриваемый норматив финансовых затрат на 2015 год за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в размере 712,85

рублей содержится также строке 04.2 графы 5 таблицы №1 Приложения №2 к территориальной программе.

Установленный абзацем 6 подраздела 7.1. территориальной программы норматив затрат на 2015 год на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в размере 261,43 рубля не соответствует аналогичному нормативу, определенному абзацем 6 раздела VII Федеральной программы в размере в размере 577,6 рублей.

Данный норматив финансовых затрат в размере 261,43 рубля содержится также строке 06 графы 5 таблицы №1 Приложения №2 к территориальной программе.

Установленный абзацем 7 подраздела 7.1. территориальной программы норматив затрат на 2015 год на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в размере 28 045,1 рублей не соответствует аналогичному нормативу, определенному абзацем 7 раздела VII Федеральной программы в размере 63 743,8 рублей.

Данный норматив финансовых затрат в размере 28 883,01 рублей содержится также строке 05 графы 5 таблицы №1 Приложения №2 к Программе.

Согласно абзацу 9 подраздела 7.1. территориальной программы норматив финансовых затрат на 2015 год на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл составляет 644,51 рублей, тогда как абзацем 9 раздела VII Федеральной программы указанные нормативы определены в размере 1708,2 рублей.

Данный норматив финансовых затрат в размере 644,51 рублей содержится также строке 12 графы 5 таблицы №1 Приложения №2 к территориальной программе.

В соответствии с абзацем 21 раздела VII Федеральной программы средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные данной программой (без учета расходов федерального бюджета) в 2015 году составляют за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов в расчете на 1 жителя 3338,4 рублей. Однако согласно абзацу 3 подраздела 7.2. территориальной программы утвержденные подушевые нормативы финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл (в расчете на 1 жителя) в 2015 году составляют 1 030,46 рублей.

Аналогичная сумма (1 030,46 рублей) на 2015 год указана также в строке 02 графы 4 таблицы Приложения №1, в строке 01 графы 6 таблицы № 1 Приложения №2 к территориальной программе.

В строке 01 графы 4 таблицы Приложения №1 указана общая стоимость программы на одного жителя (одно застрахованное лицо по ОМС) в год (рублей) в сумме 9 429,91. Данный показатель является суммированным показателем, формирующимся за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в сумме 1 030, 46 рублей из расчета на одного жителя (застрахованние лицо) (строка 02 графы 4), что менее установленных Федеральной программой нормативов подушевого финансирования и стоимости территориальной программы ОМС за счет средств медицинского страхования (строка 03 графы 4) таблицы Приложения №1 в сумме 8 399, 45 рублей.

Таким образом, учитывая, что в соответствии с приведенными выше нормами федерального законодательства субъекты Российской Федерации не вправе снижать установленные программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи нормативы объема медицинской помощи, нормативы финасовых затрат и подушевые нормативы, суд делает вывод о противоречии абзацев 29,87,93 раздела 6, абзацев 3,4,6,7,9 подраздела 7.1, абзаца 3 подраздела 7.2 территориальной программы, строки 01 графы 4 Приложения № 1, в части включающей в значение показателя показатель строки 02 графы 4 Приложения № 1, строки 02 графы 4 Приложения № 1; строк 04.1,04.2,05,06,12 графы 5 таблицы № 1 Приложения № 2 федеральному законодательству в оспариваемой части.

Доводы административного ответчика о возможности корректировать нормативы с учетом особенностей поло-возрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости, данных медицинской статистики в сторону их снижения юридически несостоятельны, как основанные на неправильном применении и толковании норм права, поскольку исходя из приведенного выше законодательства предусмотренные Федеральной программой нормативы, рассчитанные как средние показатели, являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, и, следовательно, не могут быть определены субъектами Российской Федерации в территориальных программах в меньшем размере.

Ссылка Правительства Республики Марий Эл на заключенное 15 июня 2015 года трехсторонее соглашение (л.д. 3-9, т. 3) не может быть принята во внимание, поскольку указанное соглашение, имеющее иной предмет регулирования – условия реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, не отменяет обязанность Правительства Республики Марий Эл формировать показатели территориальной программы в соответствии с установленными Федеральной программой нормативами.

Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемые положения постановления Правительства Республики Марий Эл от 26 декабря 2014 года № 698 до вынесения решения суда применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать оспариваемые положения недействующими со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление заместителя прокурора Республики Марий Эл удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацы 29,87,93 раздела 6, абзацы 3,4,6,7,9 подраздела 7.1, абзац 3 подраздела 7.2 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Марий Эл на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26 декабря 2014 года № 698, в части установленных на 2015 год нормативов объема медицинской помощи, нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевых нормативов финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.

Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу строку 02 графы 4 Приложения № 1 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Марий Эл на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26 декабря 2014 года № 698, в части утвержденной на 2015 год стоимости Программы на одного жителя (одно застрахованное лицо) в год из средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.

Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу строку 01 графы 4 Приложения № 1 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Марий Эл на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26 декабря 2014 года № 698, в части, включающей в утвержденную на 2015 год общую стоимость Программы на одного жителя (одно застрахованное лицо) в год утвержденную на одного жителя (одно застрахованное лицо) стоимость Программы из средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу строки 04.1,04.2,05,06,12 графы 5, строку 01 графы 6 таблицы № 1 Приложения № 2 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Марий Эл на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26 декабря 2014 года № 698, в части утвержденной стоимости Программы по условиям ее оказания на 2015 год с учетом нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевых нормативов финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.

Решение может быть обжаловано в Верховый Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Медведева И.А.