ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-2-392/2022 от 06.07.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело №30-2-392/2022

(УИД 76RS0016-01-2022-001330-53)

РЕШЕНИЕ

г. Ярославль 06 июля 2022 года

Судья Ярославского областного суда Бисерова О.И., при секретаре Мурзиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шикина Алексея Николаевича на постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО5 №076/04/7.32-58/2022 от 09 марта 2022 года о назначении административного наказания, решение судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 18 мая 2022 года, принятые по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Доступные технологии» Шикина Алексея Николаевича,

установил:

Постановлением заместителя руководителя – начальником отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее УФАС по Ярославской области) ФИО6 от 09.03.2022 №076/04/7.32-58/2022, директор ООО «Доступные технологии» Шикин А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 25 000 руб.

Решением судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 18.05.2022 указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба Шикина А.Н. – без удовлетворения.

На постановление должностного лица и решение судьи районного суда Шикиным А.Н. подана жалоба в Ярославский областной суд. В жалобе заявитель просит изменить постановление в части наказания и заменить административный штраф на предупреждение на основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ. В обоснование доводов жалобы указывает, что каких-либо негативных последствий в результате совершения административного правонарушения не наступило, программное обеспечение у заказчика ООО «Электронный регион» имелось, ранее к административной ответственности он не привлекался.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Шикин А.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще.

Представитель УФАС по Ярославской области по доверенности Семенова О.И. возражала против удовлетворения жалобы, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве. Дополнительно пояснила, что согласно решению УФАС по Ярославской области ООО «Доступные технологии» не были включены в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку причины, по которым не был заключен контракт были признаны уважительными.

Выслушав представителя УФАС по Ярославской области, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Частью 3 статьи 7.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

В постановлении указано, что в соответствии с положениями Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.1 ст. 4 ГК РФ закупки, извещения о проведении которых размещены в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) до 31.12.2021 (включительно), проводятся по правилам, действовавшим до дня вступления в силу изменений в рамках Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ.

Поскольку извещение № 0171200001921002995 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на предоставление права на использование (простая неисключительная лицензия) программного обеспечения DIRECTUM версии 5.6.2. размещено в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 24.11.2021, то применению подлежит редакция Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», действующая до дня вступления в силу Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ. (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 24.11.2021 размещено извещение № 0171200001921002995 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на предоставление права на использование (простая неисключительная лицензия) программного обеспечения DIRECTUM версии 5.6.2., вместе с аукционной документацией.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участиев электронном аукционе № 0171200001921002995 от 03.12.2021, размещенномузаказчиком в день его подписания в единой информационной системе, заявкаединственного участника закупки ООО «Доступные технологии» признанааукционной комиссией уполномоченного органа, соответствующей требованиямаукционной документации, на основании пункта 4 части 1 статьи 71 Федеральногозакона от 05.04.2013 № 44-ФЗ принято решение о заключении контракта с ООО «Доступные технологии».

Порядок заключения контракта урегулирован ст. 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Согласно 3 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

Пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ определено, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации; при этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

Согласно пункту 9 извещения № 0171200001921002995 и пункту 9 раздела 1 «Информационная карта аукциона» аукционной документации заказчиком и уполномоченным органом установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя): закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Частью 8.1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Соответственно, при таких условиях закупки победитель закупки представляет обеспечение исполнения контракта в размере, указанном в аукционной документации (5 % от цены контракта) или информацию, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней); при этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Установлено, что протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 0171200001921002995 от 03.12.2021, опубликован в единой информационной системе 03.12.2021, следовательно, заказчик, обязан направить проект государственного контракта победителю закупки не позднее 08.12.2021 года.

03.12.2021 заказчик разместил без своей подписи в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы проект государственного контракта.

Соответственно, ООО «Доступные технологии» не позднее 08.12.2021 необходимо было разместить на электронной площадке проект вышеуказанного контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона, и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, в размере, указанном в аукционной документации, или информацию, содержащуюся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, подтверждающую исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней); при этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке, или протокол разногласий.

Вышеуказанные документы ООО «Доступные технологии» в регламентированный срок не размещены.

В соответствии с протоколом о признании участника электронного аукциона на предоставление права на использование (простая неисключительная лицензия) программного обеспечения DIRECTUM версии 5.6.2. уклонившимся от заключения контракта от 09.12.2021 (размещенным в единой информационной системе 10.12.2021) заказчиком принято решение о признании ООО «Доступные технологии» уклонившимся от заключения государственного контракта на предоставление права на использование (простая неисключительная лицензия) программного обеспечения DIRECTUM версии 5.6.2. в связи с тем, что в срок, предусмотренный частью 3 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013, общество не разместило на электронной площадке проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона, а также документ, подтверждающий представление обеспечения исполнения контракта, в размере, указанном в аукционной документации, или информацию, содержащуюся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающую исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней); при этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке или протокол разногласий.

Ярославским УФАС России установлены следующие обстоятельства дела.

02.12.2021 произошла поломка ноутбука, на котором установлено и настроено необходимое для участия в торгах соответствующее программное обеспечение. 02.12.2021 общество обратилось в сервисный центр ООО «Сигнал Сервис» с заявкой на диагностику и ремонт ноутбука, поломка была устранена только 09.12.2021 (акт технического обследования № 3 от 02.12.2021, подписан 09.12.2021). Таким образом, поломка ноутбука была устранена уже за рамками регламентированного срока для подписания контракта. В день устранения поломки компьютера (09.12.2021) ООО «Доступные технологии» подписало проект государственного контракта, разместило на электронной площадке проект вышеуказанного контракта и информацию, содержащуюся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающую исполнение ООО «Доступные технологии» в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения неустоек (штрафов, пеней), а также направило в адрес заказчика информационное письмо с указанием причин пропуска регламентированного срока для подписания контракта (исх. № 148 от 09.12.2021).

Таким образом, проект государственного контракта на предоставление права на использование (простая неисключительная лицензия) программного обеспечения DIRECTUM версии 5.6.2. не был подписан ООО «Доступные технологии» в регламентированный законодательством срок.

С учетом указанных обстоятельств должностное лицо УФАС по Ярославской области пришло к выводу о том, что имеет место факт уклонения ООО «Доступные технологии» от заключения вышеуказанного контракта. Вышеуказанное нарушение части 3 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, допущенное участником закупки ООО «Доступные технологии», содержит в себе признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с приказом о приеме работника на работу от 31.08.2018 № 4-К Шикин А.Н. принят в ООО «Доступные технологии» на должность директора.

Согласно решения единственного участника ООО «Доступные технологии» от 30.08.2018 на должность директора общества с 31.08.2018 назначен Шикин А.Н.

В силу пункта 5.9 Устава ООО «Доступные технологии» единоличный исполнительный орган (директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет интересы и совершает сделки.

В связи с изложенным должностное лицо административного органа пришло к выводу о совершении 09.12.2021 г. Шикиным А.Н. виновного деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 КоАП РФ, выразившегося в уклонении от заключения государственного контракта на предоставление права на использование (простая неисключительная лицензия) программного обеспечения DIRECTUM версии 5.6.2. (извещение № 0171200001921002995).

Указанные выводы о наличии в действиях директора ООО «Доступные технологии» Шикина А.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 КоАП РФ судьей Кировского районного суда г. Ярославля были признаны обоснованными, решением судьи от 18.05.2022 постановление должного лица УФАС по Ярославской области оставлено без изменения.

Вместе с тем при принятии указанных актов по делу об административном правонарушении не учтено следующее.

Уклонение от заключения государственного контракта, совершение которого вменяется директору ООО «Доступные технологии» Шикину А.Н., характеризуется умышленной формой вины.

Как следует из материалов дела, в установленные законом сроки государственный контракт со стороны ООО «Доступные технологии» не был подписан по причине поломки ноутбука 02.12.2021, на котором было установлено соответствующее программное обеспечение, поломка компьютера устранена лишь 09.12.2021, т.е. за рамками регламентированного срока подписания контракта; в этот же день ООО «Доступные технологии» подписало проект государственного контракта, разместило на электронной площадке проект указанного контракта и другую необходимую информацию.

Решением Инспекции УФАС по Ярославской области от 16.12.2021 по делу №05-03/259П-21 (76-153 РНП) отказано во включении ООО «Доступные технологии» в реестр недобросовестных поставщиков. Из содержания указанного решения следует, что, оценивая обстоятельства, явившиеся препятствием к заключению контракта в установленный срок (в том числе по причине технической неисправности компьютерного оборудования), представленные ООО «Доступные технологии» доказательства и пояснения, Инспекция пришла к выводу об отсутствии виновного и недобросовестного поведения со стороны участника закупки.

Представленными материалами дела подтверждается, что ООО «Доступные технологии» имело намерение заключить контракт, совершало для этого необходимые действия. Однако в установленные законом сроки контракт заключен не был по причинам, не зависящим от общества – в связи с поломкой оборудования. Действия ООО «Доступные технологии» после ремонта компьютерной техники (подписание контракта, его размещение, направление в адрес заказчика письма с указанием причин, по которым контракт не был подписан) также с очевидностью свидетельствуют об отсутствии умысла на уклонение от заключения государственного контракта.

При таких обстоятельствах не подтверждается субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.32 КоАП РФ.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи Кировского районного суда г. Ярославля, в отношении директора ООО «Доступные технологии» Шикина А.Н. подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО7 №076/04/7.32-58/2022 от 09 марта 2022 года о назначении административного наказания, решение судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 18 мая 2022 года, принятые по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Доступные технологии» Шикина Алексея Николаевича отменить.

Производство по настоящему делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья О.И.Бисерова