ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 340001-01-2023-001590-67 от 01.08.2023 Ворошиловского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

УИД № 34RS0001-01-2023-001590-67

Дело № 2-1698/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 01 августа 2023 года

Ворошиловский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Болохоновой Т.Ю.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соколовой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям к ООО «Сингам» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям обратилось в суд с иском, в котором просит обязать ООО «Сингам» прекратить экологически вредную деятельность по сбору и размещению отходов производства и потребления I-V классов опасности на земельном участке с кадастровым номером площадью 3 008 тыс. га, расположенном по адресу: <адрес>, в 1,5 км западнее р.<адрес>, до предоставления в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования документов, подтверждающих проведение геологических, гидрологических и иных исследований на территории объекта размещения отходов – полигона ООО «Сингам», расположенного по адресу: <адрес>, в 1,5 км западнее р.<адрес>, проектной документации на строительство, разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию данного объекта размещения отходов, положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации данного объекта размещения отходов и его включения в государственный реестр объектов размещения отходов.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведенного Управлением в отношении ООО «Сингам» государственного экологического контроля и надзорных мероприятий в области обращения с отходами производства и потребления выявлены факты осуществления последним экологически вредной деятельности по сбору и размещению отходов производства и потребления I-V классов опасности с длительным нарушением требований природоохранного законодательства, грубыми нарушениями лицензионных требований и неисполнением ранее выданных ему предписаний об устранении выявленных нарушений, что является основанием для прекращения экологически вредной деятельности до проведения соответствующих мероприятий.

Так, ООО «Сингам» осуществляет экологически вредную деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности на основании лицензии серии от ДД.ММ.ГГГГ, эксплуатирует с этой целью объект – «специализированный полигон хозбытовых отходов», расположенный по адресу: <адрес>, в 1,5 км западнее р.<адрес>, который является объектом негативного воздействия II-й категории на окружающую среду (код П). Указанный объект находится на земельном участке с кадастровым номером площадью 3 008 тыс. га, который предоставлен ООО «Сингам» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках дела №А12-2238/2019 по иску арендодателя Департамента муниципального имущества администрации Волгограда к ООО «Сингам» о понуждении к возврату указанного выше земельного участка по акту приема-передачи сторонами заключено мировое соглашение, утвержденное определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого ООО «Сингам» обязалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить разработку проекта рекультивации данного объекта размещения отходов, до ДД.ММ.ГГГГ – обеспечить согласование и утверждение проекта рекультивации объекта, до окончания 2024 года – провести рекультивацию объекта и возвратить земельный участок арендодателю по акту приема-передачи в течение 30 календарных дней с момента подписания акта о завершении работ по рекультивации земельного участка, что влечет прекращение действия договора аренды земельного участка.

Согласно имеющимся данным в 1996 году на данный объект ОАО «Институт по проектированию производств органического синтеза «ГИПРОСИНТЕЗ» была разработана рабочая документация «Полигон хозбытовых отходов (ТБО) ООО «Сингам», однако сведения о строительстве полигона ТБО в соответствии с настоящей рабочей документацией, проведении государственной экологической экспертизы данной рабочей документации, а также акт ввода объекта в эксплуатацию отсутствуют.

В соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» место строительства объектов размещения отходов определяется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в установленном законом порядке, все объекты размещения отходов подлежат внесению в государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО), размещение отходов на объектах, не внесенных в такой реестр, запрещено. Тогда как эксплуатируемый ООО «Сингам» вышеуказанный объект к ГРОРО не внесен. Ответчик обращался в Арбитражный суд Волгоградской области с иском о признании права собственности на вышеуказанный объект размещения отходов, однако в удовлетворении иска ему было отказано по мотиву неподтверждения строительства и введения полигона отходов в эксплуатацию с получением разрешения уполномоченного органа, определения места строительства объекта на основе специальных исследований.

ООО «Сингам» неоднократно привлекалось к административной ответственности по ст. 8.2, 14.1, 19.5 КоАП РФ по фактам несоблюдения экологических требований, грубого нарушения лицензионных требований и неисполнения выданных ему Управлением Росприроднадзора предписаний, однако действенных к мер к устранению выявленных нарушений ответчик не принимает, фактически на протяжении девяти лет эксплуатирует для размещения отходов незаконный объект, что создает реальную угрозу жизни и здоровья людей, приводит к загрязнению окружающей среды, посягая на охраняемые законом интересы государства.

В судебном заседании представители истца Машталев ФИО7 и Галушкин ФИО8 иск поддержали, приведя вышеуказанное обоснование, не оспаривали то, что к настоящему времени мер к отзыву у ООО «Сингам» ранее выданной лицензии со стороны Росприроднадзора не принималось, как и то, что в рамках дел об административных правонарушениях о привлечении ООО «Сингам» к административной ответственности по ст. 8.1, 14.1 и 19.5 КоАП РФ наказание в виде административного приостановления деятельности до устранения выявленных нарушений к ответчику не применялось. Настаивали на том, что избранный способ защиты прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц является надлежащим.

Представитель ответчика Факеев ФИО9 возражал против удовлетворения иска и просил в иске отказать. Суду пояснил, что согласно имеющимся объективным данным спорный объект размещения отходов фактически находится в эксплуатации с 1996 года, был построен и введен в эксплуатацию правопредшественником ответчика ООО «КТУ» в соответствии с Инструкцией по проектированию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов 1983 года, которая оформление акта ввода в эксплуатацию в качестве основания для начала эксплуатации объекта не предусматривала. Вопреки утверждению истца в Докладах «О состоянии окружающей природной среды Волгограда» за 1996, 1997 гг. фигурируют сведения об осуществлении в 1996 году строительства полигона хозбытовых отходов и проведении по нему государственной экологической экспертизы рабочей документации, разработанной ОАО «Институт по проектированию производства органического синтеза «ГИПРОСИНТЕЗ», что опровергает утверждение истца об отсутствии на объект положительной государственной экологической экспертизы. Более того, следует учесть, что ООО «Сингам» осуществляет на данном объекте лицензированную деятельность с 2001 года, лицензия является действующей, выдана бессрочно и непосредственно для эксплуатации спорного объекта. В соответствии с утвержденным Арбитражным судом Волгоградской области мировым соглашением ООО «Сингам» приняло на себя обязательства по выполнению на объекте рекультивации, срок исполнения намеченных мероприятий не истек. Со своей стороны ООО «Сингам» неоднократно предпринимало попытки к внесению объекта в ГРОРО, однако поданные им заявки были отклонены. В соответствии со ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» для объектов размещении ТБО, введенных в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ и не имеющих предусмотренной законом документации, как в случае с настоящим спорным объектом, предусмотрена возможность использования для размещения ТБО по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с включением в перечень такого рода объектов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. ООО «Сингам» инициирована процедура включения спорного объекта в поименованный выше перечень. В таких условиях возложение на ООО «Сингам» обязанности по прекращению деятельности по эксплуатации полигона ТБО приведет к ущемлению прав ответчика и устранению ООО «Сингам» от осуществления лицензированной деятельности по обращению с отходами, исполнение заявленных требований обусловлено поведением третьих лиц, что создает угрозу неисполнимости судебного акта. Также просил учесть, что ссылка на судебные акты о привлечении ООО «Сингам» к административной ответственности по ст. 8.2. 14.1, 19.5 КоАП РФ, вынесенные до 2023 года, не может быть принята во внимание, поскольку правовые последствия привлечения указанного юридического лица к административной ответственности к настоящему времени погашены, а вынесенное ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом Волгоградской области решение по делу №А12-11141\2023 о привлечении ООО «Сингам» к административной ответственности по ч. 2 и 4 ст. 14.1 КоАП РФ не вступило в законную силу, следовательно, преюдициального значения иметь не может. Более того, просил учесть, что с учетом данного судебного постановления следует признать, что за грубое нарушение лицензионных требований в связи с эксплуатацией объекта, не внесенного в ГРОРО, ООО «Сингам» понесло ответственность в виде назначенного административного штрафа, а потому удовлетворение требований истца в таком случае ведет к нарушению межотраслевого правового принципа о недопустимости двойной ответственности за одно и то же правонарушение. А потому полагал требования истца лишенными правовых оснований и не подлежащими удовлетворению.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Департамент муниципального имущества администрации Волгограда, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание явку своего полномочного представителя не обеспечил, об уважительности причин неявки не сообщил, об отложении слушания дела не ходатайствовал, письменного отзыва на иск не представил.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск необоснованным и неподлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Положениями статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены следующие понятия, используемые в настоящем Федеральном законе:

окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);

вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов; экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;

объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков;

объекты накопленного вреда окружающей среде - территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

Согласно ст. 3 настоящего Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В свете положений ст. 12, 13 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков в числе прочего обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно положениям ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, и нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Порядок проведения рекультивации земель установлен Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ст. 1 настоящего Федерального закона обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация); объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

К основным принципам государственной политики в области обращения с отходами в соответствии со ст. 3 настоящего Федерального закона относится охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Согласно п. 1, 6, 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ оОпределение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещено.

В силу положений ст. 28-29 настоящего Федерального закона неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исковые требования о прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главой VII Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Так, согласно ст. 34 настоящего Федерального закона хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении такой деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

По смыслу ст. 51 настоящего Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека, запрещено.

При нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 56 настоящего Федерального закона).

Согласно ст. 80 Федерального закона № 7-ФЗ требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Статья 12 Гражданского кодекса РФ закрепляет способы защиты гражданских прав.

Неправильный выбор истцом способа защиты своих прав служит основанием для отказа в удовлетворении заявленных им требований.

Усматривая по делу основания для подобных выводов, суд руководствуется следующим.

В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ временное прекращение деятельности юридического лица, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг представляет собой административное приостановление деятельности.

По смыслу закона административное приостановление деятельности относится к видам административного наказания, применяется, в том числе, в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, назначается только в случаях, прямо предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В частности, административное приостановление деятельности применятся за совершение административных правонарушений, предусмотренных:

- ст. 8.2 КоАП РФ (несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления);

- ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) или осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией));

- ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль), включая ч. 38 ст. 19.5 КоАП РФ, предусматривающую ответственность непосредственно за невыполнение в установленный срок предписания органа, осуществляющего государственный экологический надзор, об устранении нарушений законодательства.

Иного нормативного регулирования для применения к юридическому лицу ответственности в виде временного прекращения деятельности и\или эксплуатации объекта размещения отходов до устранения грубых нарушений лицензионных требований в области обращения с отходами производства и потребления действующего законодательство не предусматривает.

При этом согласно положениям ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Согласно п. 2.1 ст. 29 Федерального закона № 89-ФЗ до 1 января 2026 года запрет, установленный пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, по размещению отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, не распространяется на объекты, указанные в пункте 8 настоящей статьи, а именно объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

По смыслу положений п. 8 настоящей статьи до 1 января 2026 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - Перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2026 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 9 ст. 29.1 настоящего Федерального закона объекты, включенные в перечень и территориальную схему обращения с отходами, могут использоваться для размещения твердых коммунальных отходов без лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I - IV классов опасности. Деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на объектах, включенных в перечень, регулируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для объектов размещения отходов.

В ходе судебного разбирательства установлено, что расположенный по адресу: <адрес>, в 1,5 км западнее р.<адрес> объект «специализированный полигон хозбытовых отходов» используется для размещения отходов производства и потребления с 1996 года, был создан и введен в эксплуатацию в таком качестве правопредшественником ООО «Сингам» - ООО «КТУ».

Указанный объект находится на земельном участке с кадастровым номером площадью 3 008 тыс. га, который предоставлен ООО «Сингам» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

ООО «Сингам» осуществляет экологически вредную деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности на основании лицензии серии 034 от ДД.ММ.ГГГГ, и именно с этой целью с 2001 года эксплуатирует поименованный выше «специализированный полигон хозбытовых отходов».

Выданная ООО «Сингам» лицензия является действующей.

В качестве арендодателя по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время выступает Департамент муниципального имущества администрации Волгограда.

В рамках дела №А12-2238/2019 по иску Департамента муниципального имущества администрации Волгограда к ООО «Сингам» о понуждении к возврату указанного выше земельного участка по акту приема-передачи сторонами заключено мировое соглашение, утвержденное определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого ООО «Сингам» обязалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить разработку проекта рекультивации данного объекта размещения отходов, до ДД.ММ.ГГГГ – обеспечить согласование и утверждение проекта рекультивации объекта, до окончания 2024 года – провести рекультивацию объекта и возвратить земельный участок арендодателю по акту приема-передачи в течение 30 календарных дней с момента подписания акта о завершении работ по рекультивации земельного участка, что влечет прекращение действия договора аренды земельного участка.

Согласно имеющимся данным в 1996 году на данный объект ОАО «Институт по проектированию производств органического синтеза «ГИПРОСИНТЕЗ» была разработана рабочая документация «Полигон хозбытовых отходов (ТБО) ООО «Сингам», тогда как документальное подтверждение строительства полигона ТБО в соответствии с настоящей рабочей документацией, проведения государственной экологической экспертизы данной рабочей документации, как и акт ввода объекта в эксплуатацию отсутствуют.

Отсутствие тому документального подтверждения ООО «Сингам» объясняет утратой таковой и недобросовестностью действий третьих лиц, а отсутствие акта о вводе объекта в эксплуатацию – отсутствием к тому нормативных требований на дату ввода объекта в эксплуатацию в соответствии с Инструкцией по проектированию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов 1983 года.

В государственный реестр объектов размещения отходов в качестве объекта размещения отходов производства и потребления настоящий полигон хозбытовых отходов не внесен, тогда как участниками процесса не оспаривалось, что совершение к тому определенных действий со стороны ООО «Сингам» неоднократно предпринималось, но оказалось безрезультатным.

Согласно утверждению представителя ответчика к настоящему времени в соответствии со ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ООО «Сингам» инициирована процедура включения спорного объекта в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации перечень объектов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Указанное обстоятельство не оспаривалось стороной истца.

Документально подтверждено, что ООО «Сингам» неоднократно привлекалось к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и по ст. 14.1 КоАП РФ, в том числе за грубое нарушение лицензионных требований ввиду осуществления деятельности по размещению отходов производства и потребления на объекте, который не внесен в ГРОРО и по факту неисполнения предписаний Росприроднадзора об обеспечении размещения объектов на объекте, внесенном в ГРОРО.

Крайнее предписание по данному факту было выдано ООО «Сингам» по результатам проведенной истцом проверки ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения которого определен до ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-11141\2023 от ДД.ММ.ГГГГ, принятым по заявлениям Межрегионального Управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, ООО «Сингам» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 и 4 ст. 14.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Из содержания настоящего судебного акта следует, что основанием для привлечения ООО «Сингам» к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ послужил установленный факт осуществления указанным лицом деятельности по обращению с отходами производства и потребления на объекте, не включенном в ГРОРО, что расценено в качестве грубого нарушения лицензионных требований.

При этом административное приостановление деятельности до устранения выявленного грубого нарушения лицензионных требований арбитражным судом не применено.

Документально подтверждено и не оспаривалось участниками процесса, что и ранее к ООО «Сингам» такой вид административного наказания ни по одному из постановлений по делам об административных правонарушениях не применялся, поскольку необходимых и достаточных условий к тому судом не усматривалось.

Обращение в суд с настоящим иском фактически направлено на применение к ООО «Сингам» меры ответственности в виде административного приостановления деятельности, однако применение таковой в порядке, не предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, недопустимо.

Кроме того, неоспоримо, что указанное фактически ведет к применению к ответчику двойной меры ответственности за совершенное деяние, что прямо противоречит положениям ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах избранный истцом способ защиты прав государства и неопределенного круга лиц нельзя признать надлежащим.

Анализ установленных по делу фактических обстоятельств и правовая оценка представленных в материалы дела доказательств дают основание для вывода о том, возложение на ООО «Сингам» обязанности по временному прекращению деятельности по эксплуатации специализированного полигона хозбытовых отходов до предоставления в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования документов, подтверждающих проведение геологических, гидрологических и иных исследований на территории объекта размещения отходов – полигона ООО «Сингам», расположенного по адресу: <адрес>, в 1,5 км западнее р.<адрес>, проектной документации на строительство, разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию данного объекта размещения отходов, положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации данного объекта размещения отходов и его включения в государственный реестр объектов размещения отходов лишено правовых оснований.

Более того, указанное нарушает баланс прав и обязанностей участников возникших правоотношений, поскольку ведет к ущемлению прав ответчика на осуществление экономической деятельности в целях извлечения прибыли, равно как и создает ему препятствия в исполнения принятых на себя обязательств в соответствии с утвержденным судом мировым соглашением.

Доводы истца об обратном суд признает несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочной оценке фактических обстоятельств дела и неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

При таких обстоятельствах в удовлетворении иска Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям в удовлетворении иска к ООО «Сингам» о возложении обязанности по прекращению экологически вредной деятельности по сбору и размещению отходов производства и потребления I-V классов опасности на земельном участке с кадастровым номером 34:03:180001:0052 площадью 3 008 тыс. га, расположенном по адресу: <адрес>, в 1,5 км западнее р.<адрес>, до предоставления в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования документов, подтверждающих проведение геологических, гидрологических и иных исследований на территории объекта размещения отходов – полигона ООО «Сингам», расположенного по адресу: <адрес>, в 1,5 км западнее р.<адрес>, проектной документации на строительство, разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию данного объекта размещения отходов, положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации данного объекта размещения отходов и его включения в государственный реестр объектов размещения отходов в полном объеме отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение вынесено в окончательной форме 08 августа 2023 года.

Председательствующий Т.Ю. Болохонова