ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-110/2022 от 03.08.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

УИД 28OS0000-01-2022-000076-68

Дело № 3а-110/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

03 августа 2022 года город Благовещенск

Амурский областной суд, в составе:

председательствующего судьи Воронина И.К.,

при секретаре Габриелян Л.А.,

с участием представителя административного истца Ф.И.О.10 А.В. - Ф.И.О.31 В.В., прокурора отдела прокуратуры Амурской области – Ф.И.О.33 И.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ф.И.О.11 Анны Викторовны к Тындинской городской думе об оспаривании нормативных правовых актов,

УСТАНОВИЛ:

Ф.И.О.12 А.В. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением. В обоснование указала, что 24 мая 2011 года Тындинской городской Думой принято и в этот же день мэром города Тынды подписано решение Тындинской городской Думы № 288 «Об утверждении положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тынды» (далее - нормативный правовой акт № 288). Данный нормативный правовой акт опубликован 27 мая 2011 года в газете «Авангард» № 38.

Решениями Тындинской городской Думы от 13.10.2011 № 346, от 15.11.2011 № 360, от 22.12.2011 № 417, от 27.03.2012 № 447, от 12.04.2012 № 470, от 14.06.2012 № 505, от 11.10.2012 № 547, нормативными правовыми актами города Тынды от 13.03.2014 № 7-НПА, от 15.06.2015 № 26-НПА, от 29.10.2015 № 37-НПА, от 14.04.2016 № 14-НПА, от 19.05.2016 № 26-НПА, от 19.06.2018 № 17-НПА, от 16.02.2019 № 4-НПА, от 30.03.2019 № 9-НПА, от 21.12.2019 № 41-НПА, от 20.11.2021 № 27-НПА в данное решение Тындинской городской Думы вносились изменения.

Административный истец Ф.И.О.13 А.В. считает, что она вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, поскольку нормативный правовой акт №288 был применен в отношении нее, когда она в период с 02 марта 2020 года по 05 июля 2021 года работала в должности директора Муниципального унитарного предприятия «Тында» и была освобождена от занимаемой должности распоряжением администрации города Тынды от 30 июня 2021 года № 194/4-к на основании пункта 2 части 1 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с принятием решения о прекращении трудового договора с руководителем муниципального унитарного предприятия. Так, согласно части 1 статьи 25 нормативного правового акта № 288 управление предприятием осуществляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности мэром города Тынды. Частью 2 этой же статьи определено, что компетенция и условия деятельности руководителя, а также взаимная ответственность сторон определяются в трудовом договоре, заключаемом администрацией города Тынды с руководителем. В пунктах 1- 6 части 3 статьи 25 закреплены функции руководителя по управлению муниципальным предприятием. В своей деятельности руководитель предприятия основывается на положениях статей 20 и 21 нормативного правового акта № 288, а также руководствуется Уставом муниципального унитарного предприятия города Тынды Амурской области «Тында», утвержденным постановлением администрации города Тынды от 21 мая 2015 года № 1313, в преамбуле которого имеется ссылка, что оно принято в соответствии с решением Тындинской городской Думы от 24.05.2011 №288 «Об утверждении положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды». В связи с этим административный истец Ф.И.О.14 А.В. считает, что нормативный правовой акт № 288 затрагивает ее права и интересы, поскольку на его основе осуществлялась ею трудовая деятельность в должности директора муниципального унитарного предприятия «Тында», стаж по замещению которого входит в стаж для начисления пенсии.

Административный истец Ф.И.О.15 А.В. считает нормативный правовой акт № 288, со всеми внесенными в него изменениями, незаконным и недействующим, поскольку оспариваемое Решение Думы № 288 не подписано председателем Тындинской городской Думы, что свидетельствует об отсутствии волеизъявления Тындинской городской Думы по его принятию, а структурно выделенное в качестве приложения Положение № 288, являющееся нормативным правовым актом, не содержит подписи главы муниципального образования города Тынды, Решение Думы №288 и утвержденное им Положение № 288 не могут считаться обретшими юридическую силу, и в связи с этим подлежат признанию недействующими с момента принятия.

На основании изложенного, с учетом уточнённых административных исковых требований, административный истец просила суд:

- признать недействующим с момента принятия решение Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 года № 288 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды» и утвержденное им структурно выделенное в качестве приложения Положение «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды»;

- признать недействующим с момента принятия решение Тындинской городской Думы от 13.10.2011 № 346 «О внесении изменений в решение Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 года № 288 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды»;

- признать недействующим с момента принятия решение Тындинской городской Думы от 15.11.2011 № 360 «О внесении изменения в решение Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 года № 288 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды»;

- признать недействующим с момента принятия решение Тындинской городской Думы от 22.12.2011 № 417 «О внесении изменений в решение Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 года № 288 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды»;

- признать недействующим с момента принятия решение Тындинской городской Думы от 27.03.2012 № 447 «О внесении изменений в решение Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 года № 288 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды»;

- признать недействующим с момента принятия решение Тындинской городской Думы от 12.04.2012 № 470 «О внесении изменений в решение Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 года № 288 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды»;

- признать недействующим с момента принятия решение Тындинской городской Думы от 14.06.2012 № 505 «Об установлении иного не относящегося к недвижимости муниципального имущества, при номинальной стоимости которого сведения об имуществе не включаются в реестр муниципального имущества города Тынды, и о внесении изменения в связи с этим в решение Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. № 288 «Об утверждении положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды»;

- признать недействующим с момента принятия решение Тындинской городской Думы от 11.10.2012 № 547 «О внесении изменений в решение Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 года № 288 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды»;

- признать недействующим с момента принятия Нормативный правовой акт города Тынды от 13.03.2014 N 7-НПА "О внесении изменений и дополнений в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тынды", принятый решением Тындинской городской Думы от 13.03.2014 N 92-Р-ТГД-VI;

- признать недействующим с момента принятия Нормативный правовой акт города Тынды от 15.06.2015 N 26-НПА "О внесении изменения в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды", утвержденное решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288", принятый решением Тындинской городской Думы от 09.06.2015 N 283-Р-ТГД-VI;

- признать недействующим с момента принятия Нормативный правовой акт города Тынды от 29.10.2015 N 37-НПА "О внесении изменений в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тынды", утвержденное решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288", принятый решением Тындинской городской Думы от 29.10.2015 N 319-Р-ТГД-VI;

- признать недействующим с момента принятия Нормативный правовой акт города Тынды от 14.04.2016 N 14-НПА "О внесении изменения в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды", утвержденное решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288", принятый решением Тындинской городской Думы от 14.04.2016 N 398-Р-ТГД-VI;

- признать недействующим с момента принятия Нормативный правовой акт города Тынды от 19.05.2016 N 26-НПА "О внесении изменений в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды", утвержденное решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288", принятый решением Тындинской городской Думы от 19.05.2016 N 423-Р-ТГД-VI;

- признать недействующим с момента принятия Нормативный правовой акт города Тынды от 19.06.2018 N 17-НПА "О внесении изменений и дополнений в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тынды", утвержденное решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288", принятый решением Тындинской городской Думы от 19.06.2018 N 741-Р-ТГД-VI;

- признать недействующим с момента принятия Нормативный правовой акт города Тынды от 16.02.2019 N 4-НПА "О внесении изменений в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тынды", утвержденное решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288", принятый решением Тындинской городской Думы от 16.02.2019 N 78-Р-ТГД-VII;

- признать недействующим с момента принятия Нормативный правовой акт города Тынды от 30.03.2019 N 9-НПА "О внесении изменения в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тынды", утвержденное решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288", принятый решением Тындинской городской Думы от 30.03.2019 N 99-Р-ТГД-VII;

- признать недействующим с момента принятия Нормативный правовой акт города Тынды от 21.12.2019 N 41-НПА "О внесении изменений в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тынды", утвержденное решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288", принятый решением Тындинской городской Думы от 21.12.2019 N 198-Р-ТГД-VII;

- признать недействующим с момента принятия Нормативный правовой акт города Тынды от 20.11.2021 N 27-НПА "О внесении изменений в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тынды", утвержденное решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288", принятый решением Тындинской городской Думы от 20.11.2021 N 420-Р-ТГД-VII.

В письменных возражениях председатель Тындинской городской Думы Ф.И.О.35 И.Ю. не соглашается с требованиями административного искового заявления, указывает, что оспариваемый нормативно правовой акт соответствует действующему законодательству, принят правомочным органом, подписан Мэром города Тынды, оформлен в соответствии с законодательством, действующим на момент принятия данного нормативного правового акта. Считает, что довод административного истца о том, что отсутствие в решении представительного органа подписи председателя свидетельствует об отсутствии волеизъявления Тындинской городской Думы по его принятию является несостоятельным. Не соглашается со ссылкой административного истца на разъяснение Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации от 09.02.2012 №3.20-6/56 «О порядке применения ч.5 ст.43 Федерального закона от 6 октября 2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так как данные разъяснения даны в отношении положений Федерального закона №131-Ф3 в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 года №361-Ф3, то есть после принятия оспариваемого нормативного правового акта, следовательно, не подлежат применению.

В письменных возражениях представитель заинтересованного лица администрации города Тынды – Ф.И.О.34 А.В. выразил несогласие с заявленными требованиями, поскольку оспариваемые правовые акты приняты административным ответчиком в пределах своих полномочий, установленных статьями 35, 43 Федерального закона от 6 октября 2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 98 Устава города Тынды и в рамках полномочий, определенных статьей 31 Устава города Тынды. Согласно пункту 2 части 1 статьи 49 действующего Устава города Тынды, осуществляя функции высшего должностного лица города Тынды, мэр города Тынды подписал и обнародовал в порядке, установленном Уставом города Тынды, оспариваемые правовые акты. Следовательно, при принятии оспариваемых правовых актов были соблюдены все требования, предусмотренные действующим законодательством.

В судебном заседании представитель административного истца Ф.И.О.16 А.В. - Ф.И.О.32 В.В., учувствовавшая в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, поддержала требования административного искового заявления, пояснив об изложенных в нем обстоятельствах. Дополнительно пояснила, что согласно светокопии заключения от 05 декабря 2005 года № 35 "Об отказе в государственной регистрации решения о внесении изменений в устав муниципального образования городского округа г. Тынды Амурской области", Устав г. Тынды не имеет юридической силы, поскольку в действительности в органах юстиции не был зарегистрирован. Также полагала, что председатель представительного органа муниципального образования, подписывая принятое представительным органом решение, удостоверяет окончание рассмотрения принимаемого акта в представительном органе. Своей подписью он подтверждает, волеизъявление представительного органа. Поскольку оспариваемое решение Думы № 288 "Об утверждении положения "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды" не подписано председателем Тындинской городской Думы, то это свидетельствует об отсутствии волеизъявления Тындинской городской Думы по его принятию, а структурно выделенное в качестве приложения Положение № 288, являющееся нормативным правовым актом, не содержит подписи главы муниципального образования г. Тынды. Полагала, что указанные документы не могут считаться обретшими юридическую силу и в связи с этим подлежат признанию недействующими с момента принятия. Кроме того, протокол очередного заседания Тындинской городской Думы не указывает на то, в какой редакции принимался нормативный правовой акт. Также указала, что оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права и интересы административного истца Ф.И.О.17 А.В. в сфере ее трудовой деятельности.

На основании изложенного, просила административное исковое заявление с учетом уточнённых требований удовлетворить в полном объеме.

Прокурор в своем заключении указала, что оспариваемое решение Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 года № 288 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды» и утвержденное им структурно выделенное в качестве приложения Положение «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды» со всеми внесенными в него изменениями, принято уполномоченным органом, с соблюдением установленной процедуры, каких-либо прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает, иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит. На основании изложенного полагала необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований.

Административный истец Ф.И.О.18 А.В., представитель административного ответчика Тындинской городской Думы, представитель заинтересованного лица администрации города Тынды, заинтересованное лицо - мэр города Тынды, явка которых не была признана судом обязательной, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили. При данных обстоятельствах на основании статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).

Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.

Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 208 КАС Российской Федерации предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 24 мая 2011 года Тындинской городской Думы принято решение № 288 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды» и утвержденное им структурно выделенное в качестве приложения Положение «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды».

Указанное решение Тындинской городской Думы опубликовано в газете «Авангард» 27 мая 2011 года № 38 и в соответствии с его пунктом 4 вступило в силу на следующий день после его официального опубликования, за исключением статей 22, 23 и 24 положения "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тынды". Статьи 22, 23 и 24 положения "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тынды" в соответствии с п. 5 указанного решения вступили в силу с 1 января 2012 года.

Решением Тындинской городской Думы от 13.10.2011 года № 346 внесены изменения в решение Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 года № 288 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды».

Данное решение опубликовано в газете «Авангард» 25 октября 2011 года № 73 и в соответствии с его пунктом 3 вступило в силу на следующий день после его официального опубликования.

Решением Тындинской городской Думы от 15.11.2011 года № 360 внесены изменения в решение Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 года № 288 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды».

Данное решение опубликовано в газете «Авангард» 19 ноября 2011 года № 77 и в соответствии с его пунктом 3 вступило в силу на следующий день после его официального опубликования.

Решением Тындинской городской Думы от 22.12.2011 года № 417 внесены изменения в решение Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 года № 288 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды».

Данное решение опубликовано в газете «Авангард» 30 декабря 2011 года № 85 и в соответствии с его пунктом 3 вступило в силу на следующий день после его официального опубликования.

Решением Тындинской городской Думы от 27.03.2012 года № 447 внесены изменения в решение Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 года № 288 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды».

Данное решение опубликовано в газете «Авангард» 30 марта 2012 года «Спецвыпуск» и в соответствии с его пунктом 3 вступило в силу на следующий день после его официального опубликования, за исключением подпунктов 4, 6 и 7 пункта 1, которые в соответствии с п. 4 указанного решения вступили в силу с 25 июня 2012 года.

Решением Тындинской городской Думы от 12.04.2012 года № 470 внесены изменения в решение Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 года № 288 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды».

Данное решение опубликовано в газете «Авангард» 13 апреля 2012 года «Спецвыпуск» и в соответствии с его пунктом 3 вступило в силу на следующий день после его официального опубликования.

Решением Тындинской городской Думы от 14.06.2012 года № 505 внесены изменения в решение Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 года № 288 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды».

Данное решение опубликовано в газете «Авангард» 19 июня 2012 года № 26 и в соответствии с его пунктом 4 вступило в силу с 25 июня 2012 года.

Решением Тындинской городской Думы от 11.10.2012 года № 547 внесены изменения в решение Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 года № 288 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды».

Данное решение опубликовано в газете «Авангард» 23 октября 2012 года № 44 и в соответствии с его пунктом 3 вступило в силу на следующий день после его официального опубликования.

Решением Тындинской городской Думы от 13.03.2014 года № 92-Р-ТГД-VI принят нормативный правовой акт города Тынды от 13.03.2014 года № 7-НПА "О внесении изменений и дополнений в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тынды".

Данный нормативный правовой акт опубликован в газете «Авангард» 18 марта 2014 года № 10 и в соответствии с его пунктом 2 статьи 2 вступил в силу на следующий день после дня официального опубликования.

Решением Тындинской городской Думы от 09.06.2015 года № 283-Р-ТГД-VI принят нормативный правовой акт города Тынды от 15.06.2015 года № 26-НПА "О внесении изменения в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды", утвержденное решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288".

Данный нормативный правовой акт опубликован в газете «Авангард» 16 июня 2015 года № 23 и в соответствии с его пунктом 2 статьи 2 вступил в силу на следующий день после дня официального опубликования.

Решением Тындинской городской Думы от 29.10.2015 года № 319-Р-ТГД-VI принят нормативный правовой акт города Тынды от 29.10.2015 года № 37-НПА "О внесении изменений в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тынды", утвержденное решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288".

Данный нормативный правовой акт опубликован в газете «Авангард» 3 ноября 2015 года № 43 и в соответствии с его пунктом 2 статьи 2 вступил в силу на следующий день после дня официального опубликования.

Решением Тындинской городской Думы от 14.04.2016 года № 398-Р-ТГД-VI принят нормативный правовой акт города Тынды от 14.04.2016 года № 14-НПА "О внесении изменения в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды", утвержденное решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288".

Данный нормативный правовой акт опубликован в газете «Авангард» 21 апреля 2016 года № 27 и в соответствии с его пунктом 2 статьи 2 вступил в силу на следующий день после дня официального опубликования.

Решением Тындинской городской Думы от 19.05.2016 года № 423-Р-ТГД-VI принят нормативный правовой акт города Тынды от 19.05.2016 года № 26-НПА "О внесении изменений и дополнений в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тынды".

Данный нормативный правовой акт опубликован в газете «Авангард» 31 мая 2016 года № 38 и в соответствии с его статьей 2 вступил в силу на следующий день после дня официального опубликования.

Решением Тындинской городской Думы от 19.06.2018 года № 741-Р-ТГД-VI принят нормативный правовой акт города Тынды от 19.06.2018 года № 17-НПА "О внесении изменений и дополнений в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тынды".

Данный нормативный правовой акт опубликован в газете «Авангард» 22 июня 2018 года № 39 и в соответствии с его пунктом 2 статьи 2 вступил в силу на следующий день после дня официального опубликования.

Решением Тындинской городской Думы от 16.02.2019 года № 78-Р-ТГД-VII принят нормативный правовой акт города Тынды от 16.02.2019 года № 4-НПА "О внесении изменений и дополнений в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тынды".

Данный нормативный правовой акт опубликован в газете «Авангард» 22 февраля 2019 года № 14 и в соответствии с его пунктом 2 статьи 2 вступил в силу на следующий день после дня официального опубликования.

Решением Тындинской городской Думы от 30.03.2019 года № 99-Р-ТГД-VII принят нормативный правовой акт города Тынды от 30.03.2019 года № 9-НПА "О внесении изменений и дополнений в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тынды".

Данный нормативный правовой акт опубликован в газете «Авангард» 5 апреля 2019 года № 24 и в соответствии с его пунктом 2 статьи 2 вступил в силу на следующий день после дня официального опубликования.

Решением Тындинской городской Думы от 21.12.2019 года № 198-Р-ТГД-VII принят нормативный правовой акт города Тынды от 21.12.2019 года № 41-НПА "О внесении изменений и дополнений в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тынды".

Данный нормативный правовой акт опубликован в газете «Авангард» 24 декабря 2019 года № 8 и в соответствии с его пунктом 2 статьи 2 вступил в силу на следующий день после дня официального опубликования.

Решением Тындинской городской Думы от 20.11.2021 года № 420-Р-ТГД-VII принят нормативный правовой акт города Тынды от 20.11.2021 года № 27-НПА "О внесении изменений и дополнений в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тынды".

Данный нормативный правовой акт опубликован в газете «Авангард» 22 ноября 2021 года № 25 и в соответствии с его пунктом 2 статьи 2 вступил в силу на следующий день после дня официального опубликования.

Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующему.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Частями 1 и 4 статьи 7 названного Федерального закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.

В соответствии с пунктом 2 части 1, пунктом 3 статьи 43 указанного Федерального закона в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Тындинская городская Дума является постоянно действующим и единственным представительным органом местного самоуправления г. Тынды (часть 1 статьи 29 Устава города Тынды, утвержденного решением муниципального Совета г. Тынды от 27 июня 2005 года № 266; пункт 2 части 1 статья 29 Устава города Тынды, принятого решением Тындинской городской Думы от 26 декабря 2014 года №221-Р-ТГД- VI).

К исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относятся полномочия, указанные в части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Как следует из оспариваемого решения Тындинской городской Думы от 24.05.2011 года № 288 "Об утверждении положения "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды" и утвержденного им положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды", оно разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Уставом г. Тынды и определяет общий порядок управления муниципальной собственностью (в дальнейшем - муниципальная собственность), а также устанавливает разграничение полномочий между органами местного самоуправления и иными субъектами по управлению и распоряжению муниципальной собственностью.

В силу подпунктов «в», «г» пункта 2 части 8 статьи 213 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд в частности выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

Частью 13 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен порядок подписания и обнародования нормативного правового акта, принятого представительным органом муниципального образования. Такой акт направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

В силу пункта 2 части 4 статьи 36 указанного Федерального закона глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 данной статьи, подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.

В силу части 1 статьи 99 Устава муниципального образования городского округа г. Тынды, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, Тындинская городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Амурской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решения об удалении мэра города Тынды в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Тындинской городской Думы и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Амурской области, Уставом г. Тынды.

В силу части 1 статьи 98 действующего Устава города Тынды Тындинская городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Амурской области, настоящим Уставом, принимает нормативные правовые акты, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решения об удалении мэра города Тынды в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Тындинской городской Думы и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Амурской области, Уставом города Тынды.

В соответствии с частями 2, 3, 6 и 7 статьи 99 Устава муниципального образования городского округа г. Тынды, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, председатель Тындинской городской Думы издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Тындинской городской Думы, подписывает решения Тындинской городской Думы, не имеющие нормативного характера. Решения принимаются в коллегиальном порядке.

Нормативный правовой акт, принятый Тындинской городской Думой, направляется мэру города Тынды для подписания и опубликования в течение 10 дней. Мэр города Тынды имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом г. Тынды. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в Тындинскую городскую Думу с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если мэр города Тынды отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается Тындинской городской Думой. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Тындинской городской Думы, он подлежит подписанию мэром города Тынды в течение семи дней и обнародованию.

Нормативные правовые акты Тындинской городской Думы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в средствах массовой информации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 27 Устава города Тынды, утвержденного 27 июня 2005 года, структуру органов местного самоуправления г. Тынды составляют мэр города Тынды, представительный орган – Тындинская городская Дума.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 29 Устава города Тынды, принятого 26 декабря 2014 года, главой муниципального образования города Тынды является мэр города Тынды, представительным органом города Тынды – Тындинская городская Дума.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 49 Устава города Тынды, утвержденного 27 июня 2005 года, к полномочиям мэра города Тынды отнесено подписание и обнародование в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативно правовых актов, принятых Тындинской городской Думой.

Такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса полномочий представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования, не ограничивает их самостоятельность в решении вопросов местного значения.

Таким образом, окончательное юридическое оформление принятый представительным органом местного самоуправления нормативный правовой акт получает только после фактического подписания и обнародования его главой муниципального образования. До подписания главой муниципального образования этот акт не может быть обнародован и обрести юридическую силу.

Как установлено судом, оспариваемое административным истцом решение Тындинской городской Думы от 24.05.2011 года № 288 "Об утверждении положения "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды" и утвержденного им положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды" подписано главой муниципального образования города Тынды 24 мая 2011 года и опубликовано в газете «Авангард» 27 мая 2011 года, что не противоречит вышеприведенным положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставу города Тынды, в их редакциях, действовавших на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Доводы административного истца о том, что указанный нормативный правовой акт принят в нарушение требований Федерального закона № 131-ФЗ, поскольку решение не подписано председателем представительного органа, а структурно выделенное в качестве приложения Положение № 288 не содержит подписи главы муниципального образования, суд находит несостоятельными.

Так, в соответствии с ч. 5 ст. 43 Федерального закона № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в редакции Федерального закона от 27.12.2009 года № 365-ФЗ, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования, не имеющие нормативного характера.

С 30 ноября 2011 года, в связи с внесением изменений Федеральным законом от 30.11.2011 года в Федеральный закон № 131-ФЗ «Общих принципах организации местного самоуправления в РФ», председатель представительного органа муниципального образования был уполномочен подписывать все решения представительного органа муниципального образования. То есть такими полномочиями он был наделен в силу закона уже после принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Ссылки административного истца на разъяснения Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации от 09.02.2012 года № 3.20-6/56 «О порядке применения ч.5 ст.43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются несостоятельными, поскольку данные разъяснения даны в отношении положений Федерального закона № 131-Ф3 в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 361-Ф3, то есть после принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Суд также не может согласиться с позицией административного истца о том, что в структурно выделенном в качестве приложения положение «О порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Тынде» отсутствует подпись главы муниципального образования, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт представляет собой единый документ, при этом само положение является приложением к решению, которое принято Тындинской городской Думой и подписано главой муниципального образования, что соответствует порядку принятия нормативного правового акта, действовавшему на момент его принятия.

Доводы административного искового заявления о том, что Устав города Тынды, утвержденный решением Муниципального совета города Тынды от 27.06.2005 года № 266, не имеет юридической силы, поскольку в органах юстиции не был зарегистрирован, что подтверждается копией Заключения от 5 декабря 2005 года № 35 Отдела законодательства субъектов Российской Федерации, федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований по Амурской области «Об отказе в государственной регистрации решения о внесении изменений в Устав муниципального образования городского округа города Тынды Амурской области, являются несостоятельными, поскольку указанное Заключение от 5 декабря 2005 года № 35 не влияет на законность принятых нормативных правовых актов.

Кроме того, как следует из общедоступных сведений, имеющихся в справочно-правовой системе КонсультантПлюс, решение Муниципального совета города Тынды от 27.06.2005 N 266 "Об утверждении Устава муниципального образования городского округа г. Тынды" было зарегистрировано в ГУ Минюста России по Дальневосточному федеральному округу 24.11.2005 года N RU283030002005001.

В связи с чем, доводы административного истца о нарушении порядка принятия Тындинской городской Думой решения № 288 от 24 мая 2011 года «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды» не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела.

Рассматривая требования административного истца о признании недействующими с момента принятия нормативных правовых актов города Тынды от 13.03.2014 N 7-НПА "О внесении изменений и дополнений в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тынды", принятого решением Тындинской городской Думы от 13.03.2014 N 92-Р-ТГД-VI; от 15.06.2015 N 26-НПА "О внесении изменения в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды", утвержденного решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288", принятого решением Тындинской городской Думы от 09.06.2015 N 283-Р-ТГД-VI; от 29.10.2015 N 37-НПА "О внесении изменений в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тынды", утвержденное решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288", принятого решением Тындинской городской Думы от 29.10.2015 N 319-Р-ТГД-VI; от 14.04.2016 N 14-НПА "О внесении изменения в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды", утвержденное решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288", принятого решением Тындинской городской Думы от 14.04.2016 N 398-Р-ТГД-VI; от 19.05.2016 N 26-НПА "О внесении изменений в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды", утвержденное решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288", принятого решением Тындинской городской Думы от 19.05.2016 N 423-Р-ТГД-VI; от 19.06.2018 N 17-НПА "О внесении изменений и дополнений в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тынды", утвержденное решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288", принятого решением Тындинской городской Думы от 19.06.2018 N 741-Р-ТГД-VI; от 16.02.2019 N 4-НПА "О внесении изменений в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тынды", утвержденное решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288", принятого решением Тындинской городской Думы от 16.02.2019 N 78-Р-ТГД-VII; от 30.03.2019 N 9-НПА "О внесении изменения в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тынды", утвержденное решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288", принятого решением Тындинской городской Думы от 30.03.2019 N 99-Р-ТГД-VII; от 21.12.2019 N 41-НПА "О внесении изменений в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тынды", утвержденное решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288", принятого решением Тындинской городской Думы от 21.12.2019 N 198-Р-ТГД-VII; от 20.11.2021 N 27-НПА "О внесении изменений в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тынды", утвержденное решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288", принятого решением Тындинской городской Думы от 20.11.2021 N 420-Р-ТГД-VII, суд приходит к выводу, что указанные нормативные правовые акты не противоречат вышеприведенным положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставу города Тынды, в их редакциях, действовавших на момент их принятия, приняты и подписаны уполномоченными лицами в пределах своих полномочий, установленных статьями 35, 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 98 Устава города Тынды, опубликованы в официальном периодическом печатном издании города Тынды в газете «Авангард».

Рассматривая требования административного истца о признании недействующими с момента принятия решения Тындинской городской Думы от 22.12.2011 № 417, от 27.03.2012 № 447, от 12.04.2012 № 470, от 14.06.2012 № 505, от 11.10.2012 № 547, которыми внесены изменения в решение Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 года № 288 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды», суд приходит к следующему.

Из имеющихся материалов дела следует, что с 02 марта 2020 года Ф.И.О.19 А.В. была назначена на должность директора МУП «Тында».

Решением Тындинской городской Думы от 22.12.2011 года № 417 "О внесении изменений в решение Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288 "Об утверждении положения "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды" в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды", утвержденное решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288 (в редакции решений от 13 октября 2011 г. N 346, от 15 ноября 2011 г. N 360), внесено изменение, которым дополнен пункт 2 статьи 10 подпунктом 17.1 в следующей редакции:

В области управления и распоряжения муниципальным имуществом Администрация города осуществляет следующие полномочия:

17.1) утверждает порядок продажи муниципального имущества г. Тынды;".

Решением Тындинской городской Думы от 27.03.2012 года № 447 "О внесении изменений и дополнений в решение Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288 "Об утверждении положения "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды" в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды", утвержденное решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288 (в редакции решений от 13 октября 2011 г. N 346, от 15 ноября 2011 г. N 360, от 22 декабря 2011 г. N 417), внесены следующие изменения и дополнения:

1) по всему тексту слова "глава муниципального образования - мэр г. Тынды" и "мэр г. Тынды" заменить словами "мэр города Тынды" в соответствующем падеже;

2) по всему тексту слова "Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Тынды" заменить словами "Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Тынды" в соответствующем падеже;

3) по всему тексту слова "ревизионная комиссия г. Тынды" заменить словами "контрольно-счетная палата города Тынды";

4) в пункте 2 статьи 8:

а) подпункт 16 исключить;

б) подпункт 17 изложить в следующей редакции:

"17) утверждает Реестр муниципального имущества города Тынды;";

5) пункт 2 статьи 8 дополнить подпунктом 14.1 в следующей редакции:

"14.1) утверждает Порядок принятия решения об условиях приватизации недвижимого имущества в порядке реализации преимущественного права арендатора на его приобретение;";

6) пункт 2 статьи 8 дополнить подпунктами 17.1 и 18.1 в следующей редакции:

"17.1) устанавливает размер иного не относящегося к недвижимости муниципального имущества, при номинальной стоимости которого сведения об имуществе не включаются в Реестр муниципального имущества города Тынды;";

"18.1) утверждает порядок представления в Тындинскую городскую Думу отчета о ведении Реестра муниципального имущества города Тынды;";

7) в подпункте 7 пункта 1 статьи 11 слова "установленном городской Думой" заменить словами "установленном действующим законодательством Российской Федерации".

Решением Тындинской городской Думы от 12.04.2012 года № 470 "О внесении дополнений в решение Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288 "Об утверждении положения "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды" в решение Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288 "Об утверждении положения "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды" (в редакции решений от 13 октября 2011 г. N 346, от 15 ноября 2011 г. N 360, от 22 декабря 2011 г. N 417, от 27 марта 2012 г. N 447) внесено изменение, которым дополнен пункт 2 абзацем седьмым следующего содержания:

"- 17 февраля 2011 г. N 246 "О внесении изменений в решение Тындинской городской Думы от 25 декабря 2008 г. N 455 "Об утверждении положения "Об основных положениях по управлению муниципальной собственностью муниципального образования г. Тынды".".

Решением Тындинской городской Думы от 14.06.2012 года № 505 "Об установлении иного не относящегося к недвижимости муниципального имущества, при номинальной стоимости которого сведения об имуществе не включаются в реестр муниципального имущества города Тынды, и о внесении изменения в связи с этим в решение Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288 "Об утверждении положения "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды" в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды", утвержденное решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288 (в редакции решений от 13 октября 2011 г. N 346, от 15 ноября 2011 г. N 360, от 22 декабря 2011 г. N 417, от 27 марта 2012 г. N 447, от 12 апреля 2012 г. N 470), внесено следующее изменение:

в подпункте 17.1 пункта 2 статьи 8 слова "размер иного не относящегося" заменить словами "иное не относящееся".

Решением Тындинской городской Думы от 11.10.2012 года № 547 "О внесении изменения в решение Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288 "Об утверждении положения "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды" в положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды", утвержденное решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 г. N 288 (в редакции решений от 13 октября 2011 г. N 346, от 15 ноября 2011 г. N 360, от 22 декабря 2011 г. N 417, от 27 марта 2012 г. N 447, от 12 апреля 2012 г. N 470), внесено изменение, путем замены в подпункте 5 пункта 2 статьи 10 слова "недвижимым имуществом" словами "недвижимым и движимым имуществом".

Вместе с тем, внесенными указанными изменениями и дополнениями в решение Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 года № 288 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды» и в Положение «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды» права административного истца Ф.И.О.20 А.В. не затрагиваются и не нарушаются.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

В силу положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Пунктом 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.

Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце первом пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).

В этой связи нарушение оспариваемой нормой прав, свобод и законных интересов административного истца является необходимым условием для признания соответствующего нормативного правового акта недействующим. При этом, в силу пункта 2 части 2 статьи 62 КАС РФ на административного истца возложена обязанность подтвердить сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены или могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы либо возникла реальная угроза их нарушения.

Из имеющихся материалов дела следует, что на основании трудового договора от 02 марта 2020 года Ф.И.О.21 А.В. была назначена на должность директора МУП «Тында».

Распоряжением главы города Тынды №194/4-к от 30 июня 2021 года Ф.И.О.22 А.В. была освобождена от занимаемой должности директора МУП «Тында» 05 июля 2021 года.

Решением Тындинского районного суда от 24 сентября 2021 года в удовлетворении исковых требований Ф.И.О.23 А.В. о признании незаконным распоряжения об освобождении от должности, восстановлении на работе отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 17 января 2022 года решение Тындинского районного суда от 24 сентября 2021 год оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Ф.И.О.24 А.В. – без удовлетворения.

Определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 мая 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 17 января 2022 года отменено с направлением дела на новое рассмотрение.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 17 января 2022 года решение Тындинского районного суда от 24 сентября 2021 год отменено, принято по делу новое решение, которым признано незаконным распоряжение администрации г. Тынды от 30 июня 2021 года № 194/4-п об освобождении Ф.И.О.25 А.В. от занимаемой должности, Ф.И.О.26 А.В. восстановлена в должности директора Муниципального унитарного предприятия «Тында» с 6 июля 2021 года.

Между тем, как следует из решения суда, оспариваемый нормативно-правовой акт - решение Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 года № 288 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды» со всеми внесенными в него изменениями при разрешении вопроса о законности увольнения административного истца Ф.И.О.27 А.В. не применялся.

Настоящее административное исковое заявление мотивировано тем, что оспариваемый нормативный правовой акт № 288, со всеми внесенными в него изменениями, затрагивает права и интересы Ф.И.О.28 А.В., поскольку на их основе ею осуществлялась трудовая деятельность в должности директора муниципального унитарного предприятия «Тында», стаж по замещению которого входит в стаж для начисления пенсии.

В то же время, названный довод имеет неопределенный характер и не позволяет признать, что оспариваемым нормативным правовым актом № 288 и всеми изменяющими и дополняющими его нормативными правовыми актами нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также учитывая, что административным истцом не подтверждено реальное нарушение ее конкретных прав оспариваемыми нормативными правовыми актами (или объективная угроза такого нарушения), суд приходит к выводу об отсутствии у Ф.И.О.29 А.В. процессуальной заинтересованности по настоящему делу.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Ввиду того, что оспариваемое решение Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 года № 288 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды" и утвержденное им структурно выделенное в качестве приложения положение «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды" со всеми внесенными в него изменениями - решениями Тындинской городской Думы от 13 октября 2011 года № 346, от 15 ноября 2011 года № 360, 22 декабря 2011 года № 417, от 27 марта 2012 года № 447, от 12 апреля 2012 года № 470, от 14 июня 2012 года № 505, от 11 октября 2012 года № 547; нормативными правовыми актами города Тынды от 13 марта 2014 года № 7-НПА, от 15 июня 2015 года № 26-НПА, от 29 октября 2015 года № 37-НПА, от 14 апреля 2016 года № 14-НПА, от 19 мая 2016 года № 26-НПА, от 19 августа 2018 года № 17-НПА, от 16 февраля 2019 года № 4-НПА, от 30 марта 2019 года № 9-НПА, от 21 декабря 2019 года № 41-НПА, от 20 ноября 2021 года № 27-НПА, приняты уполномоченными органами, с соблюдением установленной процедуры, каких-либо прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушают, иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ф.И.О.30 Анны Викторовны к Тындинской городской думе об оспаривании нормативных правовых актов оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д.57а) через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья И.К. Воронин

Решение в окончательной форме принято 17 августа 2022 года.

Председательствующий судья И.К. Воронин

УИД 28OS0000-01-2022-000076-68

Дело № 3а-110/2022