ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1129/18 от 01.10.2020 Московского областного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 октября 2020 года г. Красногорск,

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Вердияна Г. В.,

при ведении протокола помощником судьи Саяновым А. В., с участием прокурора прокуратуры Московской области Смирновой М. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-51/2020 по административному исковому заявлению ФИО о признании недействующим распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19 декабря 2017 года № 306-Р «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2018-2020 годы» в части, устанавливающей тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП «Шатурское ПТО ГХ» на территории городского округа Шатура (строка 30 Приложения 2 распоряжения), со дня его принятия,

у с т а н о в и л:

Комитетом по ценам и тарифам Московской области (далее – Комитет, административный ответчик) 19 декабря 2017 года принято распоряжение № 306-Р «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2018-2020 годы» (далее – Распоряжение 306-Р).

В Приложении 2 к Распоряжению № 306-Р установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) поставляемую потребителям. В строке 30 Приложения 2 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП «Шатурское ПТО ГХ» на территории городского округа Шатура Московской области для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения тариф одноставочный (с учётом НДС):

- с 01 января 2018 года по 30 июня 2018 года 2178,52 рублей/Г кал, с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 годпа2265,60 руб./Гкал;

- с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года 2265,60 руб./Гкал, с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года 2350,56 руб./Гкал;

- с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года 2350, 56 руб./Гкал, с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 2439,06 руб./Гкал.

Для населения по ул. Светлая, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, ул. 40 лет Октября, д. 15, 20, 21, 22, 40, ул. Большевик д. 45, 49, 64, ул. Малая, д. 20, 22, ул. Чехова, д. 74, ул. Малькина Грива, д. 53, ул. Вокзальная, д. 55, д. 70, ул. Красноармейская, д. 3, д. 8, пр. Ильича, д. 58, ул. Советская, д. 25, корп. 1, 2, ул. Интернациональная, д.16, ул. Академическая, д. 10, корп. 1, 2, ул. Академическая, д. 14, к. 1, 2, пр. Ильича, д. 63 (1-5 секции), ул. Войкова, д. 2/9, ул. Энергетиков, д. 10В, ул. Клары Цеткин, д. 15а, 17/1, ул. Энергетиков, д. 10/1, ул. Радченко, д. 7а, ул. Жарова д. 22, 24, 25, ул. Академическая, д. 3, 3а, 5, 8, ул. Школьная, д.18, 24, пр. Ильича д. 49, 61, Бокинский проезд, д. 37, ул. Спортивная, д. 13, ул. Энергетиков, д. 24, городской округ Шатура Московской области установлен одноставочный тариф с учётом НДС:

- с 01 января 2018 года по 30 июня 2018 года в размере 1540,02 рублей/Г кал, с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере1633,95 руб./Гкал;

- с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года 1633, 95 руб./Гкал, с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года 1695,66 руб./Гкал;

- с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года 1695,66 руб./Гкал, с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года 1758,20 руб./Гкал.

ФИО (далее также административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением и просит признать Распоряжение № 306-Р недействующим в части, устанавливающей тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП «Шатурское ПТО ГХ» на территории городского округа Шатура (строка 30 Приложения 2 распоряжения), со дня его принятия.

Как указывает административный истец в обоснование своего требования, Распоряжение № 306-Р в части, устанавливающей тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП «Шатурское ПТО ГХ» на территории городского округа Шатура Московской области (строка 30 Приложения 2) воспроизводит содержание нормативного правового акта – Распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20 июня 2017 № 100-Р «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения» в части пункта 4, установившего тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП «Шатурское ПТО ГХ», признанного судом недействующим со дня принятия решения в соответствующей части. На нем основано и из него вытекают тарифные решения на второй и последующие периоды долгосрочного периода регулирования рассчитаны путем индексации тарифов на первое полугодие долгосрочного периода регулирования.

Кроме того, тарифные решения в оспариваемой части являются экономически необоснованными, противоречащими требованиям Федерального акона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), Основам ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов».

Также административный истец указывает, что имеет в совместной долевой собственности две квартиры в <данные изъяты>: в <данные изъяты> и в доме <данные изъяты>. Оспариваемый нормативный правовой акт влечет нарушение его прав в виде завышения сумм, подлежащих оплате за тепловую энергию и создает дискриминационные условия при установлении тарифов на тепловую энергию (оплате тепловой энергии), так как тарифы для этих многоквартирных домов установлены в разных размерах.

Комитетом по ценам и тарифам Московской области принесены письменные возражения на административное исковое заявление Оренбаума В. М. где указывается, что установленные на 2018-2020 годы тарифы для населения на территории городского округа Шатура Московской области («высокий тариф») являются экономически обоснованными, что подтверждается материалами тарифного дела. При этом оспариваемый акт не компенсирует «низкие тарифы» за счет «высоких тарифов» и, таким образом, не нарушает пункт 25 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.

Как отмечает административный ответчик, что наличие двух тарифов для населения, установленных для МУП «Шатурское ПТО ГХ», обусловлено передачей ему в управление сетей теплоснабжения, ранее принадлежащих филиалу Шатурская ГРЭС и ПАО «Юнипро».

Оспаривая экономическую обоснованность, установленного Комитетом тарифа на тепловую энергию в размере 2178,52 руб./Гкал (ул. Спортивная), административный истец обязан привести доказательства экономической необоснованности оспариваемого им тарифа, при этом истец не оспаривает экономическую обоснованность установленного Распоряжением № 306-Р тарифа на тепловую энергию в размере 1540,02 руб./Гкал (ул. Академическая). Следовательно, в указанной части распоряжение не затрагивает права и законные интересы административного истца и такие доказательства, вопреки правилам части 1 статьи 62 Кодкса административного судопроизводства РФ административным истцом не представлены.

Административный ответчик обращает внимание суда на то, что до апреля 2017 года на территории городского округа Шатура Московской области эксплуатацию объектов теплоснабжения и поставку тепловой энергии населению осуществляли 3 теплоснабжающие организации: ООО «Теплоинвест», ПАО «Юнипро» филиал Шатурская ГРЭС и ГБПОУ МО «ШЭТ».

Постановлением администрации Шатурского муниципального района Московской области от 12 апреля 2017 года № 791 «Об определении единой теплоснабжающей организации» МУП «Шатурское ПТО ГХ» наделено статусом единой теплоснабжающей организации (далее – ЕТО), осуществляющей теплоснабжение на территории городского округа Шатура Московской области с 1 апреля 2017 года.

Между МУП «Шатурское ПТО ГХ» и ПАО «Юнипро» заключен договор аренды недвижимого имущества от 01 мая 2017 года № 1ан-2017, согласно которому ПАО «Юнипро» передало во временное пользование МУП «Шатурское ПТО ГХ» тепловые сети, по которым осуществляется передача тепловой энергии и теплоносителя от источника тепловой энергии до конечных потребителей г.п. Шатура в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения).

МУП «Шатурское ПТО ГХ» будучи наделенным статусом ЕТО осуществляет обслуживание не только арендованных у ПАО «Юнипро» тепловых сетей, но и объектов теплоснабжения (котельные, ЦТП и тепловые сети), расположенных на территории всего городского округа Шатура, поставка тепловой энергии МУП «Шатурское ПТО ГХ» осуществляется всем потребителям городского округа Шатура.

МУП «Шатурское ПТО ГХ» впервые обратилось в Комитет с заявлением от 14 июня 2017 года № 435 об установлении тарифов в сфере теплоснабжения в 2017 году.

Повторно МУП «Шатурское ПТО ГХ» обратилось в Комитет с заявлением об установлении тарифов на первый долгосрочный период регулирования 2018-2020 годы.

Распоряжением Комитета от 19 декабря 2017 года № 306-Р установлены тарифы в сфере теплоснабжения для МУП «Шатурское ПТО ГХ» на 2018-2020 годы на территории городского округа Шатура.

Для МУП «Шатурское ПТО ГХ» на 2018 год размер тарифа на тепловую энергию в соответствии с распоряжением № 306-Р составляет с учетом НДС:

с 01 января 2018 года в размере 2178,52 руб./Гкал;

с 01 июля 2018 года в размере 2282,26 руб./Гкал.

Для потребителей МУП «Шатурское ПТО ГХ» по адресам: ул. 40 лет Октября, д. 19, д. 21, д. 22, ул. Большевик д. 43б, д. 45, д. 64, ул. Вокзальная, д. 55, пр. Ильича, д. 63 (1-5 секции), ул. Советская, д. 25 (корп. 1, 2), ул. Интернациональная, д. 16, ул. Академическая, д. 10 (корп. 1, 2), д. 14 (корп. 1, 2), ул. Войкова, д. 2/9, ул. Энергетиков, д. 10в, д. 10/1, ул. Клары Цеткин, д. 15а, д. 17/1, ул. Радченко, д. 7а, ул. Жарова, д. 3, ул. Винтера, д. 1а с учетом НДС:

с 1 января 2018 года в размере 1540,02 руб./Гкал.

с 1 июля 2018 года в размере 1633,95 руб./Гкал.

Административный ответчик указывает, что два тарифа были установлены по инициативе МУП «Шатурское ПТО ГХ» на основании поданной тарифной заявки. У Комитета отсутствовала возможность провести анализ, проверку и экспертизу расчётов цен (тарифов) без учёта дифференциации ввиду отсутствия таких расчётов и соответствующего предложения организации.

Расчет тарифов на тепловую энергию на 2018-2020 годы для МУП «Шатурское ПТО ГХ» осуществлен Комитетом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э (далее Методические указания), на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Как отмечает Комитет, наличие двух тарифов для населения обусловлено передачей в управление МУП «Шатурское ПТО ГХ» сетей теплоснабжения, ранее принадлежащих филиалу Шатурская ГРЭС и ПАО «Юнипро».

Оспаривая экономическую обоснованность установленного Комитетом тарифа на тепловую энергию в размере 2178,52 руб./Гкал (ул. Спортивная), административный истец обязан привести доказательства экономической необоснованности оспариваемого им тарифа, однако такие доказательства, вопреки правилам части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ административным истцом не представлены.

Более того, истец не оспаривает экономическую обоснованность установленного распоряжением Комитета № 306-Р тарифа на тепловую энергию в размере 1540,02 руб./Гкал (ул. Академическая). Следовательно, в указанной части распоряжение не затрагивает права и законные интересы административного истца.

По мнению административного ответчика, тариф 2178,52 руб./Гкал является экономически обоснованным, что подтверждается экспертным заключениям ответчика, составленным при принятии решения по установлению тарифа.

Административный истец также отмечает, что специфика тарифного регулирования предполагает необходимость специальных познаний как в области действующего законодательства в сфере тарифного регулирования, так и порядка расчета экономически обоснованного размера тарифа (необходимой валовой выручки). Экономическая обоснованность тарифа проверяется исходя из анализа документов, представленных регулируемой организацией в орган регулирования в соответствии с материалами тарифного дела. В этой связи для проверки экономической обоснованности оспариваемых тарифов на тепловую энергию суд назначает судебную финансово-экономическую экспертизу с привлечением профессиональных экспертных организаций. Административный ответчик указывает, что изложенная позиция подтверждается определениями Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации: от 16 февраля 2017 года № 12-АПГ16-2, от 27 апреля 2017 года № 1-АПГ17-3, от 21 сентября 2017 года № 66-АПГ17-29.

Кроме того, по мнению административного ответчика, бремя доказывания в настоящем случае должно распределяться с учетом презумпции, что при установлении тарифов на регулируемый период соблюдены предусмотренные частью 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении и принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в частности, экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя и достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения. В обоснование своих доводов административный ответчик ссылается на позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 11 мая 2018 года №303-ЭС17-18242 по делу № А16-728/2016.

Оспаривая экономическую обоснованность установленного Комитетом тарифа на тепловую энергию в размере 2178,52 руб./Гкал (ул. Спортивная), административный истец обязан привести доказательства экономической необоснованности оспариваемого им тарифа.

По мнению Комитета, такие доказательства административным истцом не предоставлены, требование о проведении экспертизы экономической обоснованности тарифа также не заявлено.

В связи с этим, Комитет просит отказать ФИО в удовлетворении заявленных требований за несостоятельностью (т. 1 л. д. 259-267).

Заинтересованными лицами – МУП «Шатурское ПТО ГХ и администрацией городского округа Шатура Московской области также принесены письменные возражения на заявленный административный иск, содержание которых в целом соответствует возражениям Комитета. Заинтересованные лица считают, что оспариваемый ФИО акт принят с соблюдением требований законодательства, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и не нарушают его прав (т. 2 л. д. 15-19, 20-24).

Административный истец в судебное заседание не явился по состоянию здоровья, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители административного ответчика – Комитета по ценам и тарифам Московской области – ФИО и ФИО в судебном заседании полностью поддержали ранее представленные письменные возражения на административный иск и пояснили, что в настоящее время принят новый нормативный акт, которым для МУП «Шатурское ПТО ГХ» установлен единый тариф на тепловую энергию для населения на территории городского округа Шатурана 2020 год.

При этом, потребители МУП «Шатурское ПТО ГХ» по адресам: ул. 40 лет Октября, д. 19, д. 21, д. 22, ул. Большевик д. 43б, д. 45, д. 64, ул. Вокзальная, д. 55, пр. Ильича, д. 63 (1-5 секции), ул. Советская, д. 25 (корп. 1, 2), ул. Интернациональная, д. 16, ул. Академическая, д. 10 (корп. 1, 2), д. 14 (корп. 1, 2), ул. Войкова, д. 2/9, ул. Энергетиков, д. 10в, д. 10/1, ул. Клары Цеткин, д. 15а, д. 17/1, ул. Радченко, д. 7а, ул. Жарова, д. 3, ул. Винтера, д. 1а, городской округ Шатура Московской области в связи с повышением размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги вправе получить компенсацию в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 30 декабря 2019 года №1073/45 «Об утверждении Порядка выплаты гражданам компенсации в случае превышения фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданами, потребляющими коммунальные услуги при использовании жилого помещения и (или) жилого дома, над размером установленного для соответствующего муниципального образования Московской области предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Московской области».

Заинтересованные лица – МУП «Шатурское ПТО ГХ и администрация городского округа Шатура Московской области не обеспечили участие представителей в последнем судебном заседании, суду направили письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Дело рассмотрено в отсутствие административного истца и заинтересованных лиц.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, с учётом заключения прокурора прокуратуры Московской области Смирновой В. В., полагавшей отказать в удовлетворении заявленного административного иска, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, Комитетом 19 декабря 2017 года принято распоряжение № 306-Р «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2018-2020 годы» (л. д. 29-30 т. 1).

Распоряжение размещено на официальном сайте Комитета www.ktc/mosreg/ru 19 декабря 2017 года в порядке, установленном Положением о Комитете по ценам и тарифам Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 1 ноября 2011 года № 1321/46 «О формировании Комитета по ценам и тарифам Московской области», находится в свободном доступе.

Суд находит, что распоряжение принято уполномоченным органом в установленной форме, данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено, что ФИО и его супруге ФИО в общей совместной собственности принадлежат квартиры по адресам: <данные изъяты> (т. 1, л. д.20-22).

Таким образом, административный истец, будучи потребителем тепловой энергии, поставляемой МУП «Шатурское ПТО ГХ, является субъектом возникших правоотношений.

Согласно пункту 1 Положения о Комитете по ценам и тарифам <данные изъяты>, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 01 ноября 2011 года № 1321/46, центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, проводящим государственную политику и осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевое управление, координацию по вопросам государственного регулирования и осуществления контроля за применением цен (тарифов), а также функциональное регулирование в указанной сфере деятельности, является Комитет по ценам и тарифам Московской области.

Комитетом принято Распоряжение № 306-Р.

В строке 30 Приложения 2 к Распоряжению № 306-Р установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП «Шатурское ПТО ГХ», на территории городского округа Шатура Московской области для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения тариф одноставочный (с учётом НДС):

- с 01 января 2018 года по 30 июня 2018 года 2178,52 рублей/Г кал, с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 годпа2265,60 руб./Гкал;

- с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года 2265,60 руб./Гкал, с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года 2350,56 руб./Гкал;

- с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года 2350, 56 руб./Гкал, с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 2439,06 руб./Гкал.

Для населения по ул. Светлая, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, ул. 40 лет Октября, д. 15, 20, 21, 22, 40, ул. Большевик д. 45, 49, 64, ул. Малая, д. 20, 22, ул. Чехова, д. 74, ул. Малькина Грива, д. 53, ул. Вокзальная, д. 55, д. 70, ул. Красноармейская, д. 3, д. 8, пр. Ильича, д. 58, ул. Советская, д. 25, корп. 1, 2, ул. Интернациональная, д.16, ул. Академическая, д. 10, корп. 1, 2, ул. Академическая, д. 14, к. 1, 2, пр. Ильича, д. 63 (1-5 секции), ул. Войкова, д. 2/9, ул. Энергетиков, д. 10В, ул. Клары Цеткин, д. 15а, 17/1, ул. Энергетиков, д. 10/1, ул. Радченко, д. 7а, ул. Жарова д. 22, 24, 25, ул. Академическая, д. 3, 3а, 5, 8, ул. Школьная, д.18, 24, пр. Ильича д. 49, 61, Бокинский проезд, д. 37, ул. Спортивная, д. 13, ул. Энергетиков, д. 24, городской округ Шатура Московской области установлен одноставочный тариф с учётом НДС:

- с 01 января 2018 года по 30 июня 2018 года в размере 1540,02 рублей/Г кал, с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере1633,95 руб./Гкал;

- с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года 1633, 95 руб./Гкал, с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года 1695,66 руб./Гкал;

- с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года 1695,66 руб./Гкал, с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года 1758,20 руб./Гкал.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 и статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации 22 октября 2012 года № 1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов)), а также приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 13 июня 2013 года № 760-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» (далее - Методические указания № 760-э).

Статьями 3 и 7 Закона о теплоснабжении установлено, что регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения доступности тепловой энергии (мощности) для потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Судом установлено, что до апреля 2017 года на территории городского округа Шатура Московской области эксплуатацию объектов теплоснабжения (в настоящее время эксплуатируемые МУП «Шатурское ПТО ГХ») и поставку тепловой энергии населению осуществляли 2 теплоснабжающие организации: ООО «Теплоинвест» и ПАО «Юнипро» филиал Шатурская ГРЭС, для которых распоряжением Комитета от 18 декабря 2015 года № 166-Р «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2016-2018 годы» (в редакции распоряжения от 20 декабря 2016 года № 209-Р) установлены тарифы на тепловую энергию с календарной разбивкой с учетом НДС:

для потребителей ООО «Теплоинвест»:

- с 01 января 2017 года в размере 2939,68 руб./Гкал;

- с 01 июля 2017 года в размере 2986,54 руб./Гкал;

для потребителей ПАО «Юнипро» филиал Шатурская ГРЭС:

- с 01 января 2017 года в размере 1433,96 руб./Гкал;

- с 01 июля 2017 года в размере 1518,62 руб./Гкал.

Постановлением администрации Шатурского муниципального района Московской области №791 от 12 апреля 2017 года с апреля 2017 года на территории Шатурского муниципального района Московской области статусом единой теплоснабжающей организации наделено МУП «Шатурское ПТО ГХ» которое с 01 апреля 2017 года осуществляет поставку тепловой энергии и теплоносителя от источника тепловой энергии до конечного потребителя до утверждения схемы теплоснабжения (т. 6 л. д. 172).

ЕТО осуществляет обслуживание принятых во временное пользование у ПАО «Юнипро» и ООО «ТеплоИнвест» тепловых сетей, объектов теплоснабжения, расположенных на территории городского округа Шатура и поставляет тепловую энергию всем потребителям округа.

В 2017 году между МУП «Шатурское ПТО ГХ» и ПАО «Юнипро» заключен договор аренды недвижимого имущества от 01 мая 2017 года № 1ан-2017, согласно которому ПАО «Юнипро» передало во временное пользование МУП «Шатурское ПТО ГХ» тепловые сети, по которым осуществляется передача тепловой энергии и теплоносителя от источника тепловой энергии до конечных потребителей г.п. Шатура в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения).

МУП «Шатурское ПТО ГХ» в 2017 году обратилось в Комитет с заявлением от 14 июня 2017 года № 435 об установлении тарифов в сфере теплоснабжения.

Анализируя совокупность собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу о том, что расчет тарифов на тепловую энергию на 2018-2020 годы для МУП «Шатурское ПТО ГХ» осуществлен Комитетом в соответствии с Основами ценообразования, Методическими указаниями на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

В соответствии со статьей 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами обеспечения доступности тепловой энергии (мощности) для потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, обеспечения открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, осуществления государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

В силу частей 3 и 4 статьи 11 Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены Основами ценообразования.

Установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, за исключением потребителей, которые заключили в предусмотренных Законом о теплоснабжении случаях договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении объема таких поставок, долгосрочные договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя с применением долгосрочных тарифов в отношении объема таких поставок.

В соответствии с пунктом 3 Основ ценообразования регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

Одним из методов регулирования тарифов является метод экономически обоснованных расходов (пункт 1 части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении), который применяется в том числе в случае, если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) (подпункт «а» пункта 17 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования

Согласно пункту 23 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования (на тепловую энергию, реализуемую с коллекторов источника тепловой энергии, - по каждому источнику тепловой энергии), могут быть дифференцированы по следующим параметрам в соответствии с методическими указаниями: вид теплоносителя (вода, пар); параметры теплоносителя; системы теплоснабжения; схемы подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения (подключение к коллектору источника тепловой энергии, к тепловой сети до тепловых пунктов, эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, к тепловой сети после тепловых пунктов (на тепловых пунктах), эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, подключение к магистральным тепловым сетям, подключение к распределительным тепловым сетям); категории (группы) потребителей (покупателей); территории поселений, городских округов в установленных границах.

Пунктом 24 Основ установлено, что в случае если источники тепловой энергии расположены в пределах одной системы теплоснабжения и принадлежат одной регулируемой организации на праве собственности или на ином законном основании, по предложению такой регулируемой организации тарифы на тепловую энергию (мощность) устанавливаются без дифференциации по каждому источнику тепловой энергии.

Как следует из пункта 25 Основ тарифы на тепловую энергию, дифференцированные органом регулирования, должны обеспечивать получение в расчетный период регулирования регулируемыми организациями необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для других категорий потребителей.

В соответствии с пунктом 94 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения единая теплоснабжающая организация поставляет тепловую энергию (мощность) по единому тарифу всем потребителям, находящимся в зоне деятельности и относящимся к одной категории (группе) потребителей.

В целях проверки доводов административного истца о том, что тарифные решения в оспариваемой части являются экономически необоснованными, и наличие двух тарифов за поставляемую тепловую энергию в близлежащих домах, в которых он имеет в общей совместной собственности квартиры, влечет нарушение его прав, в виде завышения сумм, подлежащих оплате за тепловую энергию судом назначалась финансово-экономическая экспертиза.

Поскольку оспариваемым актом были установлены для одних потребителей тепловой энергии завышенные, а для других потребителей заниженные тарифы, с учетом требований пункта 25 Основ судом назначалась финансово-экономическая экспертиза, проведение которой было поручено Финансовому университету при правительстве Российской Федерации в лице Центра отраслевых исследований и консалтинга.

Перед экспертами поставлен вопрос: являются ли экономически обоснованными тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП «Шатурское ПТО ГХ» населению на территории городского округа Шатура, установленные для населения распоряжением Комитета от 19.12.2017 № 306-Р «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2018-2020 годы» (строка 30 приложения 2 распоряжения) по материалам тарифного дела на периоды:

- с 01 января 2018 года по 30 июня 2018 года в размере 2178,52 руб./Гкал (с учетом НДС);

с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере 2282,26 руб./Гкал (с учетом НДС);

- с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года в размере 2282,26 руб./Гкал (с учетом НДС);

с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере 2368,19 руб./Гкал (с учетом НДС);

с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 2368,19 руб./Гкал (с учетом НДС);

с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 2457,67 руб./Гкал (с учетом НДС).

Согласно выводам экспертного заключения тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП «Шатурское ПТО ГХ» населению на территории городского округа Шатура, установленные распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19 декабря 2017 года № 306-Р «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2018-2020 годы» (строка 30 приложения 2 распоряжения), являются экономически обоснованными.

Данное экспертное заключение подготовлено специалистами, имеющими соответствующую квалификацию, большой стаж работы. Эксперты об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса РФ предупреждены.

Оценивая данное экспертное заключение в совокупности с иными собранными по делу доказательствами, как этого требуют положения статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к выводу о том, что высокий тариф на тепловую энергию, поставляемую МУП «Шатурское ПТО ГХ» населению на территории городского округа Шатура, установленный в оспариваемом распоряжении, является экономически обоснованным, соответственно, не нарушает права административного истца.

Каких-либо доказательств того, что установленный оспариваемым распоряжением низкий тариф на тепловую энергию, поставляемую МУП «Шатурское ПТО ГХ» населению на территории городского округа Шатура, производится за счёт высокого тарифа, суду не представлено.

Таким образом, права административного истца установлением в оспариваемом распоряжении низкого тарифа на тепловую энергию, поставляемую МУП «Шатурское ПТО ГХ» населению на территории городского округа Шатура, также не нарушаются.

При этом, как пояснили представители административного ответчика и заинтересованных лиц, выпадающие доходы от низкого тарифа не компенсировались за счёт населения.

Довод административного истца об исключении экспертного заключения из числа доказательств по тому основанию, что на экспертном заключении отсутствуют подписи экспертов, в силу чего оно противоречит правилам допустимости доказательств, не заслуживает внимания. Данное суждение административного истца является следствием того, что ему направлялась электронная версия заключения экспертизы, на которой отсутствовали отображения подписей экспертов о предупреждении их об уголовной ответственности за дачу ложного заключения. При этом на подлинном экземпляре заключения экспертизы на странице 7 имеются подписи всех экспертов о соответствующей ответственности экспертов.

Иные доводы административного истца не опровергают выводов суда, основаны на собственном понимании норм права без учёта обстоятельств, установленных при рассмотрении дела.

Суд полагает необходимым отметить, что в настоящее время принят новый нормативный акт, которым для МУП «Шатурское ПТО ГХ» установлен единый тариф на тепловую энергию для населения на территории городского округа Шатура на 2020 год (т. 6 л. д. 156-157).

Однако данное обстоятельство не является препятствием для разрешения возникшего административного спора по настоящему делу.

При приведённых обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленного ФИО административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19 декабря 2017 года № 306-Р «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2018-2020 годы» в части, устанавливающей тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП «Шатурское ПТО ГХ» на территории городского округа Шатура (строка 30 Приложения 2 распоряжения), со дня его принятия ФИО отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Текст мотивированного решения изготовлен 15 октября 2020 года.

Судья: Г.В. Вердиян