ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-15/20 от 28.09.2020 Верховного Суда Республики Ингушетия (Республика Ингушетия)

Дело № 3а-15/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2020 г. г. Магас

Верховный Суд Республики Ингушетия в составе:

председательствующего Горокаевой Х.А.,

при секретаре Акиевой З.С.,

с участием старшего помощника прокурора Республики Ингушетия Кульневой А.В., представителей административного истца Матиева И.И., Народного Собрания Республики Ингушетия Тумгоева И.М., Правительства Республики Ингушетия Зурабовой Д.М., Министерства финансов Республики Ингушетия Бештова И.М. и Алмазова А.М., Министерства здравоохранения Республики Ингушетия Гомкартиева М.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ведзижевой Сациты Ахметовны о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 9 ст. 16 Закона Республики Ингушетия от 30 декабря 2019 года № 59-РЗ «О республиканском бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 г.г.»,

у с т а н о в и л:

Ведзижева С.А. обратилась в Верховный Суд Республики Ингушетия с административным исковым заявлением, в котором просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 9 ст. 16 Закона Республики Ингушетия от 30 декабря 2019 года № 59-РЗ «О республиканском бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 г.г.».

В обоснование заявленных требований Ведзижева С.А. указывает на следующее: пунктом 9 статьи 16 указанного закона устанавливает объем денежных средств, направляемых на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»: на 2020 горд – 138 600,0 тыс.руб.; на 2021 год – 13 058,4 тыс.руб.; на 2022 год - 13 058,4 тыс.руб.

Вместе с тем, по информации от территориального органа Росздравнадзора по РИ № 615,10,19 от 8.10.2019 г. и данным Минздрава РИ, озвученным на заседании Комитета по здравоохранению и социальной политике Народного Собрания РИ от 2.10.2019 г., примерная потребность на обеспечение права на бесплатное лекарственное обеспечение в РИ составляет 260 млн.рублей.

Решением Магасского районного суда РИ от 23.07.2019 г. удовлетворены ее исковые требования об обязании Министерства здравоохранения Республики Ингушетия при наличии решения врачебной комиссии обеспечивать регулярно и в полном объеме лекарственными средствами сына административного истца Ведзижевой С.А. – Евлоева Магомеда Алихановича по медицинским показаниям. Однако данное решение не исполнено, в связи с чем ее сын Евлоев М.А., 19.02.2011 года рождения, инвалид, страдающий редким заболеванием – мукополисахаридоз 1V А (синдром Моркио, тип А), тяжелой прогрессирующей наследственной патологией, не получает в полном объеме жизненно необходимый лекарственный препарат «Вимизайм» в количестве 416 флаконов в год. Тем самым наносится значительный вред его здоровью и есть угроза его жизни.

Необходимый дорогостоящий лекарственный препарат «Вимизайм», примерная рыночная стоимость которого составляет около 29 млн.руб. в год, ребенку не предоставляется, в связи с отсутствием достаточного бюджетного финансирования.

При обеспечении одного только ее больного ребенка из бюджета Минздрава РИ – 138 600,0 тыс.руб., необходимо выделить около 29 млн.руб., не говоря об остальных больных Республики Ингушетия, которые также нуждаются в дорогостоящих лекарственных препаратах. Просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия пункт 9 статьи 16 Закона Республики Ингушетия от 30 декабря 2019 г. № 59-РЗ «О республиканском бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 г.г.», предусматривающий лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»: а) на 2020 год – 138 600,0 тыс.руб.; б) на 2021 год – 13 058,4 тыс.руб.; в) на 2022 год - 13 058,4 тыс.руб. Обязать Народное Собрание Республики Ингушетия принять пункт 9 статьи 16 Закона Республики Ингушетия от 30 декабря 2019 г. № 59-РЗ «О республиканском бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 г.г.» в новой редакции, предусматривающий объем денежных средств, направляемых на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»: а) на 2020 год – 262 000,0 тыс.руб.; б) на 2021 год – 262 000,0 тыс.руб.; в) на 2022 год - 262 000,0 тыс.руб.

В судебном заседании представитель административного истца Матиев И.И. поддержал административное исковое заявление Ведзижевой С.А. по основаниям, указанным в нем. Также пояснил, что в настоящее время решение Магасского районного суда РИ суда от 23.07.2019 г. исполнено. Ведзижева С.А. получила необходимые для сына инвалида лекарственные препараты на 2020 год в полном объеме.

Представитель Народного Собрания Республики Ингушетия Тумгоев И.М. иск не признал и просил отказать в его удовлетворении по основаниям, изложенных в возражениях.

Представитель Правительства Республики Ингушетия Зурабова Д.М. просила отказать в удовлетворении административного искового заявления по основаниям, изложенных в возражениях.

Представители Министерства финансов Республики Ингушетия Бештоев И.М. и Алмазов А.М. просили отказать в удовлетворении административного искового заявления по основаниям, изложенных в возражениях.

Представитель Министерства здравоохранения Республики Ингушетия Гомкартиев М.Т. признал административный иск Ведзижевой С.А. частично. Просил отказать в удовлетворении административного искового заявления в части внесения изменений лимита за 2020 год, а в остальной части требований удовлетворить.

Надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания дела представитель территориального органа Росздравнадзора по Республике Ингушетия в суд не явился и о причинах неявки суду не сообщил.

В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.

Определением суда от 10 июня 2020 г. по делу в качестве административных соответчиков привлечены Правительство Республики Ингушетия и Министерство финансов Республики Ингушетия.

Определением суда от 21 июля 2020 г. по делу в качестве заинтересованного лица привлечен территориальный орган Росздравнадзора по Республике Ингушетия.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, выслушав заключение прокурора Кульневой А.В., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении административного иска Ведзижевой С.А., и пояснения сторон, суд приходит к следующему.

30 декабря 2019 года Народным Собранием Республики Ингушетия принят Закон Республики Ингушетия от 30 декабря 2019 г. № 59-РЗ «О республиканском бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 г.г.», опубликованный в печатных изданиях "Ингушетия" 30.12.2019 г.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Исходя из приведенных положений Конституции Российской Федерации, нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, должны быть приняты с соблюдением норм федерального законодательства, регламентирующих вопросы здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также бюджетные правоотношения.

В соответствии со ст. 15 Закона Республики Ингушетия от 31 декабря 2008 г. № 40-РЗ «О бюджетном процессе в Республике Ингушетия» определен исчерпывающий перечень бюджетных полномочий Народного Собрания Республики Ингушетия, в которые входят:

1) установление порядка рассмотрения проектов бюджета Республики Ингушетия и бюджета Республиканского фонда обязательного медицинского страхования, утверждения и исполнения бюджета Республики Ингушетия и бюджета Республиканского фонда обязательного медицинского страхования, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджета Республики Ингушетия и бюджета Республиканского фонда обязательного медицинского страхования;

2) рассмотрение проектов бюджета Республики Ингушетия, бюджета Республиканского фонда обязательного медицинского страхования, утверждение бюджета Республики Ингушетия и бюджета Республиканского фонда обязательного медицинского страхования, осуществление контроля за их исполнением, утверждение отчетов об их исполнении;

3) определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из республиканского бюджета;

4) установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и Республики Ингушетия в республиканский бюджет;

5) установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета;

6) установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

7) в случае и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами Республики Ингушетия, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов Республики Ингушетия по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

8) иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством Республики Ингушетия к бюджетным полномочиям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 21 данного закона установлен порядок внесения изменений в закон Республики Ингушетия о республиканском бюджете на текущий финансовый год и плановый период, в соответствии с которым Глава Республики Ингушетия представляет в народное Собрание Республики Ингушетия проекты законов Республики Ингушетия о внесении изменений в закон Республики Ингушетия о республиканском бюджете по всем вопросам, являющимся предметов правового регулирования закона Республики Ингушетия о республиканском бюджете. Проект закона Республики Ингушетия о внесении изменений в закон Республики Ингушетия о республиканском бюджете на текущий финансовый год и плановый период вносится вместе с обоснованием необходимости внесения соответствующих изменений, расчетами, пояснительной запиской, нормативными актами, на основании которых предлагаются изменения, а также копиями уведомлений федеральных органов государственной власти, на основании которых предлагаются изменения.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 83 Бюджетного Кодекса РФ, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Согласно ч. 2 данной статьи выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Таким образом, для увеличения бюджетных ассигнований на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан возможно лишь при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным расходам республиканского бюджета.

Доходная часть республиканского бюджета идет на финансирование заработной платы, социальных выплат и иных публично-правовых обязательств, принудительное увеличение бюджетных ассигнований на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан нарушает законные права и интересы иных граждан республики, а также дисбалансу республиканского бюджета.

Кроме того, статья 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность изменения бюджетной росписи без изменения бюджета.

Пункт 5 части 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусматривает, что в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утверждены Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.

Таким образом, во исполнение положений федеральных нормативных правовых актов Республика Ингушетия приняла на себя соответствующие публично-правовые обязательства, в связи с чем финансирование расходов по оплате лекарственных средств, выделяемых гражданам, имеющим право на бесплатное лекарственное обеспечение, относится к расходным обязательствам Республики Ингушетия.

Согласно пункту 5 вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано за счет средств соответствующих бюджетов и иных источников вводить дополнительные льготы на получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения для групп населения, не указанных в приложениях N 1 и 2 к настоящему постановлению, в том числе ветеранам войны и труда, многодетным и малоимущим семьям, а также беременным женщинам и безработным. Но в данном постановлении не указан источник финансирования предоставляемых льгот. За счет средств собственных бюджетов, согласно пункту 5 данного постановления, органам государственной власти субъектов РФ лишь рекомендовано вводить дополнительные льготы. В данном нормативно-правовом акте, имеющего большую юридическую силу, не имеется указание на определение объема финансирования.

В судебном заседании исследованы представленные представителем Министерства здравоохранения Республики Ингушетия 23 государственных контракта на поставку лекарственных средств, заключенные с периода с июня по август 2020 г. на сумму 107 млн. 181 тыс. 603 руб. 48 коп.

Данные госконтракты заключены в пределах лимитов, предусмотренных бюджетом Республики Ингушетия на 2020 год. Более того, Министерством здравоохранения Республики Ингушетия лимиты до конца не исчерпаны.

Кроме того, административным истцом и его представителем не представлены суду обоснования суммы расчета - 260 млн. рублей.

Принятие оспариваемого нормативного правового акта компетентным нормотворческим органом, с соблюдением процедуры его принятия и опубликования подтверждается материалами дела, в частности, протоколом заседания Народного Собрания Республики Ингушетия от 30 декабря 2019 г.

При таких обстоятельствах суд считает, что оспариваемый правовой акт принят в рамках предоставленных Народному Собранию Республики Ингушетия полномочий, он не противоречит действующему федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, является в достаточной степени определенным по своему содержанию, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения административного иска Ведзижевой С.А.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 177, 178, 180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления Ведзижевой Сациты Ахметовны о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 9 ст. 16 Закона Республики Ингушетия от 30 декабря 2019 года № 59-РЗ «О республиканском бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 г.г.» отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Верховный Суд Республики Ингушетия.

Председательствующий:

Подлинное за надлежащей подписью

Верно:

Судья Верховного Суда

Республики Ингушетия Х.А.Горокаева