Дело №3а-17/2023
Решение
Именем Российской Федерации
город Якутск 20 июля 2023 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., при ведении протокола помощником судьи Афанасьевой А.А., с участием прокурора Ноговицына А.К.
представителей административного истца Ксенофонтовой Т.С. (глава общины), по доверенности Ксенофонтовой А.В.
представителей административного ответчика, заинтересованного лица по доверенности Николаева М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску родовой кочевой общины «Дьукээбил» о признании недействующим приказа Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 16 января 2015 года №01-05/1-6 «Об утверждении Положений об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)» в части с момента принятия,
установил:
Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия) 16 января 2015 года издан приказ № 01-05/1-6 «Об утверждении Положений об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)».
Пунктом 1.3 данного приказа утверждено Положение о ресурсном резервате (Эркээйи Сир) республиканского значения «Муна» в Жиганском улусе (приложение № 3) (далее Положение).
Пунктом 22.1 Положения предусмотрено, что ресурсный резерват «Муна» состоит из двух функциональных зон: - зоны абсолютного покоя (1 170 208 га), где запрещены все виды хозяйственной деятельности, в том числе пеший проход и проезд на всех видах транспорта, за исключением мероприятий, связанных с исполнением режима охраны, противопожарных мероприятий и научных исследований по программам, согласованным с Министерством; - зоны традиционного природопользования (917181 га).
Положением установлено, что на территории ресурсного резервата «Муна» запрещается: уничтожение и отлов диких животных и птиц, разорение нор, гнезд и прочих укрытий и убежищ, а также все виды изменений условий обитания животных, промысловая охота, за исключением охоты в целях ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности (22.2.6); нахождение граждан с огнестрельным оружием, за исключением работников Министерства, уполномоченного природоохранного учреждения Республики Саха (Якутия), осуществляющих мероприятия по охране ресурсного резервата, государственному надзору в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственному экологическому надзору (22.2.13); иная деятельность, нарушающая природные комплексы или угрожающая их состоянию и противоречащая целям и задачам ресурсного резервата (22.2.15).
Пунктом 22.4.1 Положения предусмотрено, что в зоне традиционного природопользования допускается ведение традиционной хозяйственной деятельности (животноводство, в т.ч. оленеводство, коневодство; сенокошение, сбор дикорастущих ягод, грибов).
В абзацах 5,6,7,8 пункта 27 Положения приведено описание границ зоны абсолютного покоя (1170208 га).
Родовая кочевая община «Дьукээбил» обратилась в суд с административным иском о признании недействующим приказа Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 16 января 2015 года №01-05/1-6 «Об утверждении Положений об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)» в части с момента принятия, а именно с учетом уточнения пунктов 22.1, 22.2.6, 22.2.13, 22.2.15, 22.4.1, абзацев 5,6,7,8 пункта 27 Положения о ресурсном резервате (Эркээйи Сир) республиканского значения «Муна» в Жиганском улусе» (Приложение № 3).
В обоснование административного иска указано, что данные пункты Положения ограничивают права малочисленных народов Севера; нарушен порядок издания приказа.
В судебном заседании представители административного истца уточненный административный иск поддержали, просили удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске и в уточнениях к нему.
Представитель административного ответчика пояснил, что зона абсолютного покоя фактически была на момент издания спорного приказа, однако зона абсолютного покоя установлена на земельном участке административного истца. В настоящее время Министерство начало работу по внесению изменений в оспариваемый приказ в части исключения зоны абсолютного покоя или изменения его границ.
Прокурор в своем заключении пояснил, что основания для удовлетворения административного иска отсутствуют, права административного истца не нарушены.
Заслушав объяснения представителей сторон, заинтересованного лица, заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Правительство Республики Саха (Якутия) 03 февраля 2000 года издало постановление № 39 «О создании ресурсных резерватов (Эркээйи Сирдэр) республиканского значения «Суннагино-Силигинский» в Алданском, «Бэкэ» в Оленекском, «Хоту» в Томпонском, «Муна» в Жиганском, «Орулган Сис» в Эвено-Бытантайском и «Туобуйа» в Верхневилюйском улусах».
В соответствии с данным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия), а также постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2019 года № 241 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 февраля 2000 года № 39 «О создании ресурсных резерватов (Эркээйи Сирдэр) республиканского значения «Суннагино-Силиглинский» в Алданском, «Бэкэ» в Оленекском, «Хоту» в Томпонском, «Муна» в Жиганском, «Орулган Сис» в Эвено-Бытантайском и «Туобуйа» в Верхневилюйском улусах» Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия) издан приказ от 16 января 2015 года №01-05/1-6 «Об утверждении Положений об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)».
Нормативный акт опубликован в издании «Якутские ведомости» (приложение к газете «Якутия») № 15, 26 апреля 2016 года в соответствии с частью 7 статьи 7, частью 1 статьи 16, статьей 17 Закона Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 года 98-З № 199-III «О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)».
Пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
В силу части 1 статьи 208 этого же кодекса с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» обратил внимание судов, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 31 марта 2015 года № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой ОАО «Газпром нефть», следует, что признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом исходя из того, является ли оспариваемый акт актом общего действия, адресованным неопределенному кругу лиц, рассчитанным на многократное применение, содержит ли конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является ли официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 25 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15 февраля 1995 года З № 51-I «О Правительстве Республики Саха (Якутия)» правительство республики в пределах своей компетенции принимает постановления, издает распоряжения и иные акты, подлежащие обязательному исполнению на всей территории Республики Саха (Якутия). Решения, имеющие нормативный характер, принимаются и оформляются в виде постановлений Правительства республики. Постановления Правительства подписываются Председателем Правительства или по поручению Председателя Правительства заместителями Председателя Правительства.
Статьей 16 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15 февраля 1995 года З № 51-I «О Правительстве Республики Саха (Якутия)» предусмотрено, что в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов Правительство Республики Саха (Якутия) осуществляет нормативное регулирование сферы рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Нормами статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается состав земель населенных пунктов и зонирование территорий.
В силу пункта 10 названной статьи 85 Кодекса в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особо природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение (абзац первый).
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
Таким образом, специальной нормой Земельного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий.
Статьей 89 Земельного кодекса РСФСР было предусмотрено, что к землям природоохранного назначения относятся земли заказников (за исключением охотничьих), запретных и нересто - охранных полос, земли, занятые лесами, выполняющими защитные функции, другие земли в системе охраняемых природных территорий, земли памятников природы.
В состав земель природоохранного назначения включаются земельные участки, в пределах которых имеются природные объекты, представляющие особую научную или культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, сообщества растительных и животных организмов, редкие геологические образования, виды растений и животных).
На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при условии соблюдения установленного на них режима.
Порядок использования земель природоохранного назначения, установления и использования зон с особыми условиями землепользования определяется законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.
Статьей 94 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся также земли особо охраняемых природных территорий.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
В силу статьи 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады; ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
Таким образом, федеральный законодатель наделил субъекты Российской Федерации полномочиями по установлению иных категорий особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 01 марта 2011 года 910-З № 713-IV «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия) (новая редакция)» (в редакции, действовавшей на момент издания приказа) к полномочиям органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченного в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, относится также утверждение положения об особо охраняемой природной территории республиканского значения.
В силу пункта 1.1 Положения о Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 31 декабря 2011 года № 1179 (в редакции, действовавшей на момент издания приказа), Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), участвующим в проведении государственной политики в области экологического развития Российской Федерации, обращения с отходами на территории Республики Саха (Якутия), осуществляющим полномочия по нормативно-правовому регулированию и управлению, организации и осуществлению программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с отходами производства и потребления, мониторинга окружающей среды, проведения государственной экологической экспертизы, обеспечения радиационной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий республиканского значения, экологического образования и просвещения, водных отношений, охраны и использования объектов животного мира, осуществлению регионального государственного экологического надзора в области охраны атмосферного воздуха; использования и охраны водных объектов; обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности; охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения.
Министерство является специальным уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим отдельные переданные полномочия Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, экологической экспертизы, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также водных отношений.
Таким образом, оспариваемое Положение утверждено Министерством в пределах его полномочий, а правила введения нормативного правового акта в действие соблюдены.
На момент принятия указанного выше постановления правительства отношения в области организации, использования и охраны природных территорий в целях сохранения типичных и уникальных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, биологических ресурсов, их генетического разнообразия, изучения глобальных биосферных процессов и контроля за изменением их состояния, экологического воспитания населения на основе принципов: устойчивого развития; сохранения среды обитания и традиционного хозяйствования на территории Республики Саха (Якутия); защиты прав нынешнего и будущих поколений на здоровую природную среду, на невозобновляемые и возобновляемые природные ресурсы регулировались Законом Республики Саха (Якутия) от 6 мая 1996 года З № 113-I «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)».
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 6 мая 1996 года З № 113-I «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)» особо охраняемые природные территории республиканского значения являются республиканской собственностью и находятся в ведении органов государственной власти Республики Саха (Якутия). С учетом особенностей и статуса находящегося на них природоохранного учреждения особо охраняемые природные территории имеют также категорию: ресурсные резерваты (эркээйи сирдэр).
Согласно статье 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 6 мая 1996 года З № 113-I «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)» образование особо охраняемых природных территорий производится согласно Схеме развития системы особо охраняемых природных территорий, разработанной с учетом зонально-географического, экосистемного, социального, исторического, дидактического, научно-исследовательского принципов. Решение об образовании особо охраняемых природных территорий республиканского значения принимает Правительство Республики Саха (Якутия) по представлению специально уполномоченного на то государственного органа Республики Саха (Якутия), по согласованию с улусными и городскими Собраниями с учетом мнения населения в лице их органов самоуправления.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) 16 августа 1994 года № 837 «О мерах по развитию особо охраняемых территорий» утверждена перспективная схема развития системы особо охраняемых территорий на период до 2000 года.
Во исполнение указов Президента Республики Саха (Якутия) от 16 августа 1994 года № 837 «О мерах по развитию особо охраняемых природных территорий» и от 31 декабря 1998 года № 654 «О мерах по завершению создания системы особо охраняемых территорий Республики Саха (Якутия)», в целях реализации Государственной экологической политики Республики Саха (Якутия) и Закона Республики Саха (Якутия) «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)», для успешного выполнения эталонных функций, сохранения первозданного облика достопримечательных и редких объектов, лучших образцов широко распространенных явлений и процессов, генофонда большинства видов животных и растений постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 февраля 2000 года № 39 созданы ресурсные резерваты (Эркээйи Сирдэр) республиканского значения «Суннагино-Силигинский» в Алданском, «Бэкэ» в Оленекском, «Хоту» в Томпонском, «Муна» в Жиганском, «Орулган Сис» в Эвено-Бытантайском и «Туобуйа» в Верхневилюйском улусах без изъятия земель (пункт 1), утверждены границы и площади ресурсных резерватов (Эркээйи Сирдэр) «Суннагино-Силигинский» в Алданском, «Бэкэ» в Оленекском, «Хоту» в Томпонском, «Муна» в Жиганском, «Орулган Сис» в Эвено-Бытантайском и «Туобуйа» в Верхневилюйском улусах согласно приложениям №№ 1 - 6 (пункт 2).
На момент издания спорного приказа отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий с учетом природно-климатических особенностей северной природы в целях сохранения типичных и уникальных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, биологических ресурсов, их разнообразия, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния регулировались Законом Республики Саха (Якутия) от 01 марта 2011 года 910-З № 713-IV «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия) (новая редакция)».
Статьей 16 Закона Республики Саха (Якутия) от 01 марта 2011 года 910-З № 713-IV «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)» предусмотрено, что на территориях ресурсных резерватов постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям и задачам создания ресурсных резерватов или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Ресурсные резерваты состоят из единой зоны традиционного природопользования. Могут быть выделены зоны абсолютного покоя в местах концентрации диких животных, а также в местах произрастания редких исчезающих и нуждающихся в охране растений. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого ресурсного резервата определяются положением об этом ресурсном резервате, утверждаемым органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 19.1 Положения ресурсный резерват (Эркээйи Сир) республиканского значения «Муна» в Жиганском улусе (далее - ресурсный резерват «Муна») относится к числу национальных природных резерватов - Ытык Кэрэ Сирдэр - особо охраняемым природным территориям Республики Саха (Якутия).
Из Положения о ресурсном резервате (эркээйи сир) республиканского значения «Муна» в Жиганском улусе следует, что ресурсный резерват «Муна» создан в целях:
-сохранения условий, необходимых для защиты, восполнения и воспроизводства биоразнообразия, в т.ч. маточных стад лося, их миграционного маршрута, мест нереста тайменя и мест гнездования водоплавающих птиц;
- сохранения эталонных, уникальных и типичных природных комплексов и объектов;
- сохранения естественной среды обитания коренных малочисленных народов и традиционных форм деятельности;
- осуществления научных исследований и проведения экологического мониторинга;
- пропаганды охраны природы.
Разделом 22 Положения предусмотрено, что ресурсный резерват «Муна» состоит из двух функциональных зон:
- зоны абсолютного покоя (1 170 208 га), где запрещены все виды деятельности, в том числе пеший проход и проезд на всех видах транспорта, за исключением мероприятий, связанных с исполнением режима охраны, противопожарных мероприятий и научных исследований, по программам, согласованным с Министерством;
- зоны традиционного природопользования (917181 га).
Таким образом, законом предусмотрено создание особо охраняемых природных территорий – ресурсных резерватов в целях обеспечения сохранности животного мира, путей миграции животных и сохранности природных комплексов, сохранения естественной среды обитания коренных жителей.
Из вышеизложенного следует, что у Министерства были полномочия по утверждению Положения.
Довод представителя административного истца о том, что оспариваемый приказ нарушает права административного истца на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим родовой кочевой общине земельным участком, расположенным в границах зоны особо охраняемой природной территории, поскольку не позволяет пользоваться им по назначению в связи с установлением зоны абсолютного покоя, является ошибочным.
Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58). Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9).
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).
Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Из Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» следует, что особо охраняемые природные территории устанавливаются в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Исходя из приведенных норм владение, пользование и распоряжение земельными участками, расположенными в границах особо охраняемых природных территорий, должно осуществляться с учетом установленных законом ограничений.
Таким образом, Положение утверждено Министерством в соответствии с требованиями законодательства об особо охраняемых природных территориях. Особый режим использования данных территорий имеет своей целью защиту конституционно значимых ценностей и обеспечение сохранности природного богатства, земли и других природных ресурсов и не затрагивает само существо конституционных гарантий защиты собственности, закрепленных в статьях 17, 35, 36 и 40 Конституции Российской Федерации.
Как пояснил в судебном заседании представитель административного ответчика, на момент издания оспариваемого приказа зона абсолютного покоя установлена в целях сохранности животного мира.
То обстоятельство, что территория ресурсного резервата в части зоны абсолютного покоя накладывается на территорию земельного участка, предоставленного родовой кочевой общине «Дьукээбил», не свидетельствует о незаконности оспариваемого в части регионального нормативного правового акта, поскольку такого ограничения Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» не устанавливает, допуская объявление территории особо охраняемой природной как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков, предварительное получение согласия которых не требуется (пункт 2 статьи 22 данного федерального закона).
Аналогичная норма предусмотрено Законом Республики Саха (Якутия) от 6 мая 1996 года З № 113-I «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)».
Земельный кодекс Российской Федерации, регулирующий правовой режим земель особо охраняемых природных территорий, также такого согласования не предусматривает, относя такие земли к объектам общенационального достояния, не исключает их нахождение как в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности, так и в собственности граждан и юридических лиц (пункт 2 статьи 95 данного кодекса).
Согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 указанного кодекса, регламентирующими статус земель особо охраняемых территорий и объектов, включая в состав таких земель и земли особо охраняемых природных территорий.
Аналогичные положения закреплены в части 12 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Приведенные федеральные законоположения свидетельствуют о том, что оспариваемый приказ не противоречит земельному законодательству, установившему возможность выделения в пределах границ населенных пунктов зон особо охраняемых природных территорий, что также не нарушает прав административного истца, поскольку в соответствии с пунктами 19.4, 19.6 Положения о ресурсном резервате республиканского значения «Муна» ресурсный резерват «Муна» образован без изъятия земель лесного фонда, земельных, водных и других ресурсов. В границах ресурсного резервата «Муна» могут находиться другие землепользователи и землевладельцы, хозяйственные отношения с которыми строятся на договорной основе.
Доводы представителя административного истца о том, что приказ не согласован с органами местного самоуправления, несостоятельны. Действующим в спорный период законодательством не было предусмотрено согласование создания ресурсного резервата с органом местного самоуправления. Кроме того, на дату принятия постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 03 февраля 2000 года № 39 «О создании ресурсных резерватов (Эркээйи Сирдэр) республиканского значения «Суннагино-Силигинский» в Алданском, «Бэкэ» в Оленекском, «Хоту» в Томпонском, «Муна» в Жиганском, «Орулган Сис» в Эвено-Бытантайском и «Туобуйа» в Верхневилюйском улусах» статьей 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 6 мая 1996 года З № 113-I «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)» было предусмотрено, что решение об образовании особо охраняемых природных территорий республиканского значения принимает Правительство Республики Саха (Якутия) по представлению специально уполномоченного на то государственного органа Республики Саха (Якутия), по согласованию с улусными и городскими Собраниями с учетом мнения населения в лице их органов самоуправления.
Между тем, эти правила применяются к вновь создаваемым особо охраняемым природным территориям республиканского значения.
Ранее, постановлением администрации Жиганского улуса от 14 августа 1998 года №122 территория реки Муна объявлена ресурсным резерватом «Муна», утверждены территория ресурсного резервата согласно карте-схеме, Положению о ресурсном резервате «Муна». Решением Жиганского улусного собрания 1 созыва от 28 апреля 1999 года утверждено Положение о ресурсном резервате «Муна». Согласно Положению о ресурсном резервате республиканского значения «Муна» ресурсный резерват «Муна» создан с целью сохранения и восстановления маточных стад лося и их ежегодного миграционного маршрута и весеннего нереста тайменя, сохранения естественного природного обитания коренных жителей Севера. Положением о ресурсном резервате республиканского значения «Муна» также была предусмотрена зона абсолютного покоя. Ресурсный резерват расположен на площади 2235315 га. Граница начинается с южной стороны идет с устья реки Муна по протоке Кюлянки тюбюлэгэ до устья реки Онкучах Юрях и далее по водоразделу рек Хохчан и Онкучах Юрях, Сюкельдях, Орто Кюлянки, Оччугуй Кюлянки, Кюлянки, Серке, Бере-Юряга, Серке, Бере-Юряга, Сэбирдэх, Курунт-Юрях до границы Оленекского улуса далее по границе до пересечения с рекой Моторчунанан Юрях, идет по течению до реки Моторчуна и далее по руслу реки Моторчуна до протоки Тусхандя, и далее по протоке и доходит до Устья Муны.
Как пояснил в судебном заседании представитель административного ответчика, границы ресурсного резервата фактически не изменились.
Таким образом, ресурсный резерват «Муна» республиканского значения не является вновь созданной особо охраняемой территорией.
Ни Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ни Закон Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2011 года 910-З № 713-IV «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия) (новая редакция)» не устанавливают обязанность согласовывать границы ранее созданной охраняемой природной территории республиканского значения - ресурсного резервата.
Доводы представителя административного истца о том, что приказ не согласован с родовой кочевой общиной «Муна», несостоятельны. Ни Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ни Закон Республики Саха (Якутия) от 6 мая 1996 года З № 113-I «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)» (действовавший на момент создания ресурсного резервата ), ни Закон Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2011 года 910-З № 713-IV «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия) (новая редакция)» не предусматривали согласование с родовой кочевой общиной создание особо охраняемых природных территорий.
Таким образом, порядок принятия оспариваемого постановления не нарушен.
Доводы представителя административного истца о том, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены права малочисленных народов Севера, необоснованны.
Так, согласно статье 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 6 мая 1996 года З № 113-I «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)» (в редакции, действовавшей на момент создания ресурсного резервата) ресурсные резерваты создаются в целях: а) сохранения природных ресурсов данной территории для будущих поколений путем воспрепятствования и сдерживания хозяйственной деятельности на научной основе; б) создания условий, необходимых для защиты видов, их популяций и групп видов или физических объектов окружающей среды; в) сохранения естественной природной среды обитания коренных жителей Севера и создания оптимальных условий для естественного развития их культуры, сохранения традиционных форм деятельности и уклада жизни. В зонах традиционного пользования - национальных природных резерватах допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания коренных народов Республики Саха (Якутия) и сохранение их традиционного образа жизни.
Как указано выше, согласно Положению ресурсный резерват создан также в целях сохранения естественной среды обитания коренных жителей и создание оптимальных условий для развития их культуры, сохранения традиционных форм деятельности и уклада жизни.
Пунктом 22.2.6 Положения предусмотрено, что на территории ресурсного резервата «Муна» запрещается уничтожение и отлов диких животных и птиц, разорение нор, гнезд и прочих укрытий и убежищ, а также все виды изменений условий обитания животных, промысловая охота, за исключением охоты в целях ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года № 631-р утвержден Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, к которым также относится промысловая охота.
Охотхозяйственным соглашением от 14 мая 2021 года №245, заключенным между кочевой родовой общиной «Дьукээбил» и Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), предусмотрен вид разрешенной охоты как промысловая охота.
Оспариваемыми пунктами права административного истца не нарушены, так как не ограничено право на традиционную охоту.
Доводы представителя административного истца о том, что зона абсолютного покоя установлена без научного обоснования, не могут быть приняты во внимание.
В силу статьи 16 Закона Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2011 года 910-З № 713-IV «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)» на территориях ресурсных резерватов постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям и задачам создания ресурсных резерватов или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Статьей 13 Закона Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2013 года 1193-З № 1279-IV «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» предусмотрено, что охота на особо охраняемых природных территориях республиканского и местного значения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Саха (Якутия) и муниципальными правовыми актами об особо охраняемых природных территориях, а также с режимом природопользования, установленным на этих территориях.
Из изложенного следует, что законодательством, действовавшим как на дату утверждения Положения, так и действующим в настоящее время, предусмотрена возможность ограничения осуществления хозяйственной деятельности на участках, входящих в границы особо охраняемой природной территории, с целью недопущения отрицательного воздействия на природные комплексы и объекты животного мира.
Закрепленная в Положении зона абсолютного покоя соответствует целям и задачам создания ресурсного резервата, а также требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Утверждение о том, что в настоящее время фактически зона абсолютного покоя отсутствует, не является основанием для признания нормативного правового акта недействующим в части. Данное обстоятельство может быть основанием для внесения изменения в приказ в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Исходя из изложенных обстоятельств следует сделать вывод, что оспариваемые пункты приказа не противоречат федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав административного истца в указанных им аспектах, что согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
решил:
В удовлетворении административного иска родовой кочевой общины «Дьукээбил» о признании недействующим приказа Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 16 января 2015 года №01-05/1-6 «Об утверждении Положений об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)» в части, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление прокурора в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Г. Смирникова
Решение суда изготовлено в окончательной форме 25 июля 2023 г.