ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-191/2018 от 04.04.2018 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

дело № 3а-191/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ставрополь 4 апреля 2018 года

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П.,

при секретаре судебного заседания Гапоновой В.А.,

с участием представителей :

административного истца – прокуратуры Ставропольского края - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края - Беланова В.В.,

административного ответчика - Правительства Ставропольского края - Берест Е.Л., Фарафоновой Ю.С.,

заинтересованных лиц - министерства здравоохранения Ставропольского края - Карнауховой Е.В., территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края - Васильева М.Ю., министерства финансов Ставропольского края – Сигидовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ставропольского края об оспаривании отдельных положений раздела VI и VII Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2017 года № 523-п,

установил :

Заместитель прокурора Ставропольского края обратился в суд с административным иском, заявленным в интересах неопределенного круга лиц, впоследствии уточненном в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к Правительству Ставропольского края о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную положения раздела VI Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (далее Территориальная программа), утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2017 года № 523-п, в части установления нормативов объема медицинской помощи оказываемой :

- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования), на 2018 год за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,326 посещения на 1 жителя, на 2019 год за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,326 посещения на 1 жителя, на 2020 год за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,327 посещения на 1 жителя (абзац 4);

- для медицинской помощи в условиях дневных стационаров Территориальной программы за счет бюджетных ассигнований Ставропольского края на 2018-2020 годы - 0,002 случая лечения на 1 жителя (абзац 7);

- для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода) за счет бюджетных ас­сигнований бюджета Ставропольского края на 2018 год - 0,020 койко-дня на 1 жителя, на 2019-2020 годы - 0,022 койко-дня на 1 жителя (абзац9);

- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования), на первом этапе оказания медицинской помощи : за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,185 посещения на 1 жителя; на втором этапе оказания медицинской помощи : за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,138 посещения на 1 жителя; на третьем этапе оказания медицинской помощи : за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,003 посещения на 1 жителя (абзац 13);

- для медицинской помощи в условиях дневных стационаров на втором этапе оказания медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,002 случая лечения на 1 жителя (абзац 16);

- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования), на первом этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,170 посещения на 1 жителя; на втором этапе оказания медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края — 0,152 посещения на 1 жителя; на третьем этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,004 посещения на 1 жителя (абзац 19);

- для медицинской помощи в условиях дневных стационаров на втором этапе оказания медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,002 случая лечения на 1 жителя (абзац 22);

- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования), на первом этапе оказания медицинской помощи : за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,170 посещения на 1 жителя; на втором этапе оказания медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,153 посещения на 1 жителя; на третьем этапе оказания медицинской помощи : за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,004 посещения на 1 жителя (абзац 25);

- для медицинской помощи в условиях дневных стационаров на втором этапе оказания медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,002 случая лечения на 1 жителя (абзац 28).

Прокурор также просил признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положения раздела VII Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной Постановлением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2017 года № 523-п, в части установления подушевых нормативов финансирования, предусмотренных Территориальной программой (без учета расходов федерального бюджета), составляющих : за счет средств бюджета Ставропольского края (с учетом сумм межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Ставропольского края в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС) в расчете на 1 жителя в 2018 году - 1884,32 рубля, в 2019 году - 1913,44 рубля, в 2020 году 1945,13 рубля (абзац 22).

В обоснование заявленных исковых требовании административный истец сослался на то, что Территориальной программой, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2017 года № 523-п, установлены заниженные по сравнению с базовой Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 года № 1492 (далее – Федеральная программа), нормативы объема медицинской помощи, подушевые нормативы ее финансирования, что существенно снижает уровень установленных федеральным законодательством правовых гарантий на получение гражданами Ставропольского края бесплатной медицинской помощи.

В судебном заседании представитель административного истца – прокуратуры Ставропольского края – Беланов В.В. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представители административного ответчика - Правительства Ставропольского края - Берест Е.Л. и Фарафонова Ю.С. поддержали представленные в суд письменные возражения на иск, полагали доводы административного иска необоснованными, просили в иске отказать в полном объеме. В обоснование своей позиции по делу сослались на то, что разработка, утверждение и реализация Территориальной программы относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Исходя из положений части 2 статьи 81 Федерального закона № 323-ФЗ указа­ния на необходимость соблюденияв территориальной программе нормати­вов объема медицинской помощи, нормативов финансовых затрат на едини­цу объема медицинской помощи, подушевых нормативов финансирования, предусмотренных базовой программой, не имеется. Пунктом 5 части 5 статьи 80 этого Федерального закона определено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражда­нам медицинской помощи устанавливаются средние нормативыфинансо­вых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования. Во взаимосвязи данной нормы с частью 7 этой же статьи о том, что Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с уче­том особенностей половозрастного состава, уровня и структуры заболевае­мости населения Российской Федерациив целом, климатических, геогра­фических особенностей региона и транспортной доступности медицинских организаций, сбалансированности объема медицинской помощи и ее финан­сового обеспечения, в том числе уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в порядке, установлен­ном законодательством Российской Федерации об обязательном медицин­ском страховании и следует рассматривать термины «средние нормативы» и «средние подушевые нормативы». Этот вывод проистекает также из того, что в Федеральном законе нет указанияна то, что данные средние нормативы являются минимальными значениямии не могут быть уменьшены субъектами Российской Федерации или о том, что они для субъектов Российской Федерации являются обяза­тельными к выполнению в принимаемых ими территориальных програм­мах. Аналогичные указания и требования в отношении обязательного вы­полнениясредних нормативов также отсутствуют в Федеральном законе от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страхова­нии в Российской Федерации». Таким образом, территориальные программы формируются с учетом особенностей, существующих в каждом конкретном субъекте Рос­сийской Федерации. Нормы федерального законодательства,предписывающие субъекту Российской Федерации устанавливать нормативы объема медицинской по­мощи и подушевые нормативы финансирования в объеме средних нормати­вов объема медицинской помощи и средних подушевых нормативов финан­сирования, установленных Программой государственных гарантий, не на­званы в заявлении прокуратуры. Установление в Территориальной программе указанных нормативов ниже показателей аналогичных средних нормативов, установленных Про­граммой государственных гарантий,обусловлено вышеизложенными дово­дами об отсутствии в федеральном законодательстве прямого указания на то, что их выполнение является обязательным для субъектов Россий­ской Федерации при утверждении своих территориальных программ. Кроме того, нормативы, установленные в Территориальной программе на 2019 и 2020 годы, являются плановыми, в настоящее время не применяют­ся и, соответственно, не могут нарушать права граждан. Установленные Тер­риториальной программой плановые значения нормативов не означают, что именно они будут применяться в 2019 и 2020 годах, окончательные значе­ния средних нормативов объема медицинской помощи и подушевых норма­тивов финансирования за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 2019 и 2020 год будут известны только после утверждения Пра­вительством Российской Федерации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий финансовый год и плановый период.

Представитель заинтересованного лица - министерства здравоохранения Ставропольского края - Карнаухова Е.В. поддержала возражения министерства на иск, просила в иске отказать, полагала заявленные прокурором требования необоснованными по следующим обстоятельствам. Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации, на которое ссылается истец, не является нормативным актом и не подлежит безусловному исполнению. Нормативы объемов предостав­ления медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объ­ема медицинской помощи и подушевые нормативы финансирования форми­руются на основании средних нормативов объема медицинской помощи, средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средних подушевых нормативов финансирования, с учетом особен­ностей существующих в каждом конкретном субъекте Российской Федера­ции. Учитывая, что федеральное законодательство не содержит требования о полном соответствии нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевых нормативов финансирования, устанав­ливаемых территориальными программами, а также запрета на уменьшение или увеличение указанных нормативов, доводы прокуратуры о несоответствии от­дельных положений Территориальной программы Федеральному закону № 323-ФЗ являются необоснованными. Кроме того, положения Территориальной программы, устанавливающие соответст­вующие нормативы на 2019 и 2020 годы, не могут нарушать конституцион­ные права жителей Ставропольского края на получение государственных га­рантий оказания бесплатной медицинской помощи, поскольку показатели данных нормативов являются плановыми, в настоящий момент не применя­ются и в силу положений статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Фе­дерации могут быть изменены в связи с изменением параметров бюджета планового периода 2019 и 2020 годов при утверждении проекта закона Став­ропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» и проекта закона Ставропольского края «О бюд­жете Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхо­вания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов». Увеличение размеров нормативов объема медицинской помощи и по­душевых нормативов финансирования, установленных территориальной про­граммой, повлечет за собой увеличение стоимости утвержденной территори­альной программы обязательного медицинского страхования, входящей в со­став территориальной программы, что соответственно будет являться нару­шением положений части 11 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Удовлетворение требований прокуратуры приведет к необходимости установления невостребованных и нереализуемых нормативов объемов ме­дицинской помощи и подушевых нормативов финансирования, что, в свою очередь, приведет к искусственному увеличению объема дефицита бюджета Ставропольского края и росту долговых обязательств Ставропольского края, поскольку для погашения дефицита бюджета Ставропольского края потребу­ется привлечение кредитных средств.

Представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края - Васильев М.Ю. поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, в удовлетворении исковых требований прокурора возражал. Пояснил, что разделом VI Программы установлены средние нормативы объема медицинской помощи, которые по видам, условиям и формам ее оказания в целом по Программе определяются в единицах объема в расчете на 1 жителя в год, по базовой программе обязательного медицинского страхования - в расчете на 1 застрахованное лицо. При этом Программой определено, что средние нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой. Средние нормативы объема медицинской помощи по ее видам в расчете на 1 жителя в год, по базовой программе обязательного медицинского страхования в расчете на 1 застрахованное лицо, установленные Программой, определены с учетом данных медицинской статистики о заболеваемости населения всей территории Российской Федерации, то есть с учетом среднероссийского уровня заболеваемости населения. Таким образом, очевидно, что Территориальные программы формируются с учетом особенностей, существующих в каждом конкретном субъекте Российской Федерации. Указание на среднее значение нормативов объема медицинской помощи, нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевых нормативов финансирования, установленных Программой, содержится и в п. 5 ч. 5 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ. При этом указание на то, что установленные Программой средние нормативы являются минимальными значениями, и не могут быть скорректированы в сторону уменьшения при утверждении субъектами Российской Федерации территориальных программ, в указанном Федеральном законе отсутствует. В письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 11-7/10/2-8616 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» также содержится указание о корректировке средних нормативов объема медицинской помощи и нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, установленных Программой, с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики, климатических и географических особенностей региона, транспортной доступности медицинских организаций и плотности населения на территории субъекта Российской Федерации. Объемы медицинской помощи по территориальной программе ОМС в рамках базовой программы определялись в расчете на 1 застрахованное лицо в год на основе средних нормативов, установленных Программой и скорректированных с учетом особенностей половозрастного состава, уровня и структуры заболеваемости населения Ставропольского края, климатогеографических условий региона, транспортной доступности медицинских организаций и расселения на территории Ставропольского края. Использование данных медицинской статистики о фактически складывающихся на территории Ставропольского края уровня и структуры заболеваемости населения при формировании Территориальной программы прямо предусмотрено ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ и позволяет выполнить еще одно законодательно закрепленное условие формирования Территориальной программы - добиться сбалансированности объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения (ч. 4 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ).

Представитель заинтересованного лица – министерства финансов Ставропольского края – Сигидова И.А., возражала в удовлетворении требований иска, поддержала доводы, озвученные представителем административного ответчика и заинтересованными лицами, указала, что федеральное законодательство не содержит требований о полном соответствии нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевых нормативов финансирования, устанав­ливаемых территориальными программами государственных гарантий бес­платного оказания гражданам медицинской помощи, средним нормативам финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и средним по­душевым нормативам финансирования, установленным Программой госу­дарственных гарантий, а также запрета на уменьшение или увеличение указанных нормативов. Положения Территориальной программы, устанавливающие соответст­вующие нормативы на 2019 и 2020 годы, не могут нарушать конституцион­ные права жителей Ставропольского края на получение государственных га­рантий оказания бесплатной медицинской помощи, поскольку показатели данных нормативов являются плановыми, в настоящий момент не применя­ются и в силу положений статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Фе­дерации могут быть изменены, в связи с изменением параметров бюджета планового периода 2019 и 2020 годов при утверждении проекта закона Став­ропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» и проекта закона Ставропольского края «О бюд­жете Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхо­вания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов». Таким образом, в 2019 и 2020 годах средние нормативы объема меди­цинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, установ­ленные Программой государственных гарантий могут быть изменены (уве­личены или уменьшены), что соответственно повлечет необходимость кор­ректировки нормативов объема медицинской помощи, подушевых нормати­вов финансирования на плановый период 2019 и 2020 годов, установленных Территориальной программой. Кроме того, согласно части 11 статьи 36 Федерально­го закона от 29 ноября 2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском стра­ховании в Российской Федерации» стоимость утвержденной территориаль­ной программы обязательного медицинского страхования не может превы­шать размер бюджетных ассигнований на реализацию территориальной про­граммы обязательного медицинского страхования, установленный законом о бюджете территориального фонда.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований в полном объеме по следующим основаниям.

Как следует из пункта «ж» части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, регулируется федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Последние, в свою очередь, не могут противоречить федеральным законам.

На основании Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняется здоровье людей (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).

Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с последующими изменениями) (далее - Закон об охране здоровья граждан, пункт 3 статьи 1).

В соответствии со статьей 19 указанного закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, предоставляемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 указанного Закона основными принципами охраны здоровья являются, в частности, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (статья 10).

Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 16 Закона об охране здоровья граждан).

В силу частей 1 и 3 статьи 81 Закона об охране здоровья граждан органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Предписание о необходимости принимать Территориальную программу в соответствии с Федеральной программой содержится в абзаце 3 раздела 1 (Общие положения) этой программы.

Средние нормативы объема медицинской помощи определены в разделе V1 Федеральной программы, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования установлены в разделе V11 Федеральной программы.

В разделе V1 Федеральной программы средние нормативы объема медицинской помощи, устанавливаемые по видам, условиям и формам ее оказания в целом по Программе и определяемые в единицах объема в расчете на 1 жителя (на застрахованное лицо по базовой программе обязательного медицинского страхования) в год, используются в целях планирования и финансово-экономического обеспечения, предусмотренных Программой (абзац первый). В абзаце 12 этого же раздела предусмотрено, что субъектами Российской Федерации на основе перераспределения объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания устанавливаются дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на 1 жителя с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей регионов.

Таким образом, федеральным законодательством не исключается возможность установления нормативов объема медицинской помощи, финансируемых за счет субъекта Российской Федерации, отличных от средних нормативов объема медицинской помощи, установленных Федеральной программой, исключительно в том случае, если названные нормативы утверждены с учетом перечисленных выше объективных обстоятельств.

Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 года № 1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Федеральная программа).

Разделами VI и VII указанной Федеральной программы установлены, соответственно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и средние подушевые нормативы финансирования.

Как следует из содержания раздела VI Федеральной программы, средние нормативы объема медицинской помощи, устанавливаемые по видам, условиям и формам ее оказания в целом по Программе и определяемые в единицах объема в расчете на 1 жителя (на 1 застрахованное лицо по базовой программе обязательного медицинского страхования) в год, используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой (абзац первый).

В абзацах 12 – 14 этого же раздела определено, что субъектами Российской Федерации на основе перераспределения объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания устанавливаются дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на 1 жителя и нормативы объема медицинской помощи на 1 застрахованное лицо с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей регионов.

В части медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет соответствующих бюджетов, с учетом более низкого, по сравнению со среднероссийским, уровня заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний на основе реальной потребности населения, установленные в территориальных программах дифференцированные нормативы объема медицинской помощи могут быть обосновано ниже средних нормативов, предусмотренных настоящим разделом Программы.

Во исполнение пункта 2 Федеральной программы Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 13 декабря 2017 года были даны разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, согласно которым, с учетом приведенных выше особенностей применительно к Ставропольскому краю, к средним нормативам объема медицинской помощи, установленным Федеральной программой, может применяться понижающий коэффициент к средним нормативам объема медицинской помощи, установленным Программой, в размере 0,7.

Разделом VII Федеральной программы установлены средние подушевые нормативы финансирования (без учета расходов федерального бюджета), в том числе, за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на 1 жителя) в 2018 году – 3488,6 рубля, в 2019 году – 3628,1 рубля, в 2020 году – 3773,2 рубля.

Согласно абзацу 20 данного раздела указанные нормативы устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из средних нормативов, предусмотренных разделом VI, а также положений раздела VII настоящей Программы, с учетом соответствующих коэффициентов дифференциации, рассчитанных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 462 «О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования».

Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» иных положений не содержат.

Таким образом, федеральным законодательством не исключается возможность установления нормативов объема медицинской помощи отличных от средних нормативов, установленных Федеральной программой, но исключительно в том случае, если названные нормативы утверждены с учетом перечисленных выше объективных обстоятельств и обоснованы.

В свою очередь, в силу прямого указания абзаца 20 раздела VII Федеральной программы подушевые нормативы финансирования устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, исходя из средних нормативов, предусмотренных Федеральной программой, что не допускает их занижения.

Дифференциация, предусмотренная в контексте Федеральной программы, применительно к оспариваемым положениям раздела VII Территориальной программы, предполагает не корректировку в сторону уменьшения базовых нормативов, а их перераспределение с учетом уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, особенностей половозрастного состава населения, климатических и географических особенностей региона, транспортной доступности медицинских организаций, что само по себе не может и не должно приводить к занижению федеральных нормативов.

Помимо прочего, дифференциация средних подушевых нормативов финансирования, предусмотренная Федеральной программой, не является произвольной.

Данное толкование соответствует смыслу федерального законодательства, устанавливающего в области здравоохранения объемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в целях обеспечения гарантий равенства прав гражданам на получение бесплатной медицинской помощи, отвечающей общепризнанным стандартам вне зависимости от субъекта.

Реализуя предоставленные законом полномочия, Правительство Ставропольского края 25 декабря 2017 года приняло постановление № 523-п, которым утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Данное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края - www.pravo.stavregion.ru 26 декабря 2017 года, в соответствии с пунктом 3 данного постановления вступило в силу с 1 января 2018 года и распространяется на правоотношения с этой даты.

Нарушения порядка принятия нормативного акта судом не установлено, что не оспаривалось сторонами спора.

В силу статей 8, 39 Устава Ставропольского края, статьи 1 Закона Ставропольского края от 6 ноября 1997 года № 32-кз «О Правительстве Ставропольского края» Правительство является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ставропольского края.

Согласно статьи 40 Устава Ставропольского края, статьи 16 Закона Ставропольского края от 6 ноября 1997 года № 32-кз Правительство Ставропольского края разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития края, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.

По вопросам деятельности Правительства издаются постановления и распоряжения, порядок принятия, опубликования и вступления в силу которых определяется регламентом Правительства Ставропольского края. Постановления и распоряжения Правительства Ставропольского края подписываются Губернатором Ставропольского края или лицом, исполняющим его обязанности. Акты Правительства Ставропольского края, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению на всей территории Ставропольского края. Указанные акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу и законам Ставропольского края (статьи 41 Устава Ставропольского края).

Регламент Правительства Ставропольского края утвержден постановлением от 20 ноября 2013 года № 419-п (с последующими изменениями, дополнениями).

В соответствии с Порядком опубликования и вступления в силу актов Правительства Ставропольского края и актов исполнительных органов государственной власти Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 5 мая 1998 года № 311, акты Правительства подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после дня их подписания. Официальным опубликованием правовых актов Правительства края считается первая публикация их полных текстов в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru). Акты Правительства, в том числе по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, вступают в силу одновременно на всей территории Ставропольского края по истечении десяти дней после дня их первого официального опубликования.

Судом установлено, что постановление Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2017 года № 523-п принято в пределах компетенции Правительства Ставропольского края, без нарушения конституционных положений о разграничении компетенции Российской Федерации и ее субъектов, в соответствующей области правого регулирования, подписано надлежащим должностным лицом с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, правил введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.

Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов устанавливает, помимо прочего, нормативы объема медицинской помощи (раздел VI), нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования (раздел VII).

Проверяя содержание оспариваемой Территориальной программы неопределенности, неоднозначности толкования судом не выявлено.

Вместе с тем, сопоставив оспариваемые положения программы с нормами Федеральной программы, судом установлено, что нормативы объема медицинской по­мощи, подушевые нормативы финансирования в Территориальной программе в цифровом выражении ниже базовых показателей Федеральной программы.

Данные обстоятельства не оспаривались административным ответчиком в ходе судебного разбирательства.

Так, абзацем 4 раздела VI Территориальной программы установлены нормативы объема :

- медицинской по­мощи в амбулаторных условиях, оказываемой с про­филактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посе­щения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персона­ла, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболе­ваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования), на 2018 год за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставро­польского края - 0,326 посещения на 1 жителя, на 2019 год - за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,326 посещения на 1 жителя, на 2020 год - за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края – 0,327 посещения на 1 жителя (абзац 4) (федеральный норматив с учетом коэффициента, предусмотренного приложением № 6 письма Минздрава России № 11-7/10/2-8616 от 13 декабря 2017 года «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» - 0,49 – 0,7);

- для медицинской помощи в условиях дневных стационаров в рамках Территориальной программы за счет бюд­жетных ассигнований бюджета Ставропольского края на 2018 - 2020 годы – 0,002 случая лечения на 1 жителя (абзац 7) (федеральный норматив с учетом коэффициента, предусмотренного приложением № 6 письма Минздрава России № 11-7/10/2-8616 от 13 декабря 2017 года «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» - 0,0028 – 0,004);

- для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях (вклю­чая хосписы и больницы сестринского ухода) за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края на 2018 год – 0,020 койко-дня на 1 жите­ля, на 2019-2020 годы – 0,020 койко-дня на 1 жителя, на 2019-2020 годы – 0,022 койко-дня на 1 жителя (абзац 9) (федеральный норматив с учетом коэффициента, предусмотренного приложением № 6 письма Минздрава России № 11-7/10/2-8616 от 13 декабря 2017 года «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» - 0,0644 – 0,092).

Соответственно заниженными являются производные от указанных выше величин :

дифференцированные нормативы объема медицинской помощи с учетом этапов оказания медицинской помощи на 2018 год :

- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования), на первом этапе оказания медицинской помощи : за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,185 посещения на 1 жителя; на втором этапе оказания медицинской помощи : за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,138 посещения на 1 жителя; на третьем этапе оказания медицинской помощи : за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,003 посещения на 1 жителя (абзац 13);

- для медицинской помощи в условиях дневных стационаров на втором этапе оказания медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,002 случая лечения на 1 жителя (абзац 16);

дифференцированные нормативы объема медицинской помощи с учетом этапов оказания медицинской помощи на 2019 год :

- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования), на первом этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,170 посещения на 1 жителя; на втором этапе оказания медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края — 0,152 посещения на 1 жителя; на третьем этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,004 посещения на 1 жителя (абзац 19);

- для медицинской помощи в условиях дневных стационаров на втором этапе оказания медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,002 случая лечения на 1 жителя (абзац 22);

дифференцированные нормативы объема медицинской помощи с учетом этапов оказания медицинской помощи на 2020 год :

- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования), на первом этапе оказания медицинской помощи : за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,170 посещения на 1 жителя; на втором этапе оказания медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,153 посещения на 1 жителя; на третьем этапе оказания медицинской помощи : за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,004 посещения на 1 жителя (абзац 25);

- для медицинской помощи в условиях дневных стационаров на втором этапе оказания медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,002 случая лечения на 1 жителя (абзац 28);

- а также подушевые нормативы финансирования, предусмотренные разделом V11 Территориальной программы (без учета расходов федерального бюджета), составляющих : за счет средств бюджета Ставропольского края (с учетом сумм межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Ставропольского края в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС) в расчете на 1 жителя в 2018 году - 1884,32 рубля, в 2019 году - 1913,44 рубля, в 2020 году 1945,13 рубля (абзац 22).

Сравнение оспариваемых положений Территориальной программы показывает, что нормативы объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования установлены в заниженных размерах в сравнении с нормативами объема медицинской помощи, установленными разделами VI и VII Федеральной программы, что противоречит приведенным выше требованиям федерального законодательства. Названные нормативы не соответствуют Федеральной программе и в том случае, если к утвержденным ею средним нормативам объема медицинской помощи применить понижающий коэффициент, который для Ставропольского края определен Министерством здравоохранения Российской Федерации в размере 0,7 (абзац 2 пункта 5 письма Минздрава России № 11-7/10/2-8616 от 13 декабря 2017 года «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»).

Таким образом, оспариваемые региональные нормы противоречат федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, поскольку нормативы объема медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования определены в меньшем объеме.

Доказательств соответствия оспариваемых региональных предписаний нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, административным ответчиком в соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ суду не представлено, как и не представлено и доказательств тому, что оспариваемые нормативы объема медицинской помощи правомерно установлены ниже аналогичных нормативов, утвержденных Федеральной программой.

Доводы возражений заинтересованного лица – министерства здравоохранения Ставропольского края о том, что письмо Минздрава России о формировании и экономическом обосновании территориальной программы не является нормативным актом, носит рекомендательный характер и не может устанавливать каких-либо ограничений, нельзя признать обоснованными, поскольку Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения (пункт 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 608), осуществляет полномочия, указанные в разделе II Положения о Минздраве, в том числе мониторинг формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и оценку реализации таких программ, а также совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования – территориальных программ обязательного медицинского страхования (пункт 5.5.43), а также осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (пункт 5.17).

Правительство Российской Федерации, утверждая Федеральную программу, одновременно, в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи, постановило Минздраву России давать разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи, в том числе совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования – по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ обязательного медицинского страхования, а также осуществлять мониторинг формирования и экономического обоснования и оценку реализации названных территориальных программ, в том числе совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования – территориальных программ обязательного медицинского страхования (подпункты «б» и «в» пункта 2 постановления о 19 декабря 2016 года № 1403).

Таким образом, Минздрав России, исполняя полномочия Правительства Российской Федерации, направило в субъекты Российской Федерации письмо № 11-7/10/2-8616 от 13 декабря 2017 года «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», содержащее разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год (далее – Разъяснение Минздрава).

В разъяснении Минздрава России обращено внимание на необходимость установления нормативов объеме медицинской помощи по видам и условиям ее предоставления раздельно в части финансового обеспечения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (абзац 1 пункта 5 Разъяснения Минздрава), а также указано, что в части медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, с учетом более низкого, по сравнению со среднероссийским уровнем, заболевания и смертности населения от социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатогеографических особенностей регионов могут применяться понижающие коэффициенты к средним нормативам объема медицинской помощи, установленным Федеральной Программой.

Ссылка представителей административного ответчика, заинтересованных лиц на то, что оспариваемые в иске положения Территориальной программы, устанавливающие нормативы финансирования на 2019 и 2020 годы являются плановыми, в настоящее время не применяются и, следовательно, не могут нарушать конституционных прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи, по мнению суда, не могут являться обоснованными, поскольку в Федеральной программе установлены нормативы объема медицинской помощи, финансируемой за счет субъекта Российской Федерации, в том числе и на указанные годы. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральной Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, которые являются нормативными правовыми актами и должны соответствовать Федеральной Программе, в том числе и на плановый период. Иное трактование планового и условного характера нормативов на 2019 – 2020 годов противоречат предусмотренному оспариваемым нормативным правовым актом порядку его применения, положениям, установленным в части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Доводы заинтересованных лиц о том, что оспариваемые истцом нормативы не нарушают прав граждан на получение качественной бесплатной медицинской помощи, поскольку такая помощь предоставляется гражданам бесплатно в полном объеме, согласно стандартам и порядкам оказания медицинской помощи независимо от размера подушевых нормативов финансирования, установленных Территориальной программой, не является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обращаться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В статье 2 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-01 «О Прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов, в том числе, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. В данном случае прокурор обратился в суд с иском, заявленным в интересах неопределенного круга лиц, а также на основании вышеуказанных требований специального закона, в силу возложенных на него обязанностей.

По этим же основаниям нельзя признать состоятельными доводы возражений лиц, участвующих в деле, об отсутствии в материалах настоящего административного дела каких-либо доказательств (обращений граждан к прокурору), подтверждающих доводы о нарушении прав неопределенного круга лиц, либо возникновения реальной угрозы их нарушения. Иск прокурора заявлен в интересах неопределенного круга лиц, участников публичных правоотношений, а сам по себе факт отсутствия обращений граждан в связи с отказом в оказании медицинской помощи или ее недостаточности не свидетельствует о соблюдении объема гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации, установленных федеральным законодательством.

Возражения представителей административного ответчика и заинтересованных лиц в удовлетворении исковых требований со ссылкой на объемы финансирования, правого значения для разрешения заявленных в иске требований не имеют, поскольку реализация прав граждан на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи не должна зависеть от наличия средств в бюджете субъекта Российской Федерации.

Исходя из анализа приведенных выше норм права, следует, что предусмотренные Федеральной программой нормативы являются государственной гарантией равенства прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, в связи с чем, установление в Территориальной программе заниженных нормативов влечет снижение государственных правовых гарантий, что является недопустимым, поскольку федеральное законодательство в области охраны здоровья не предоставляет таких полномочий органам государственной власти субъектов Федерации.

Таким образом, оспариваемые положения Территориальной программы нарушают права граждан, поскольку снижают уровень государственных гарантий бесплатной медицинской помощи по сравнению с Федеральной программой.

Рассматривая согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вопрос о дате, с которой оспариваемые положения нормативного правового акта признаются недействующими, суд исходит из того, что данная правовая норма применялась, порождая правовые последствия.

Указанное обстоятельство согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлениях от 16 июня 1998 года № 19-П, от 11 апреля 2000 года № 6-П, от 27 января 2004 года № 1-П, является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.

При таком положении, суд считает необходимым признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положения абзацев 4, 7, 9, 13, 16, 19, 22, 25, 28 раздела VI и абзаца 22 раздела VII Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 23 Закона Ставропольского края от 6 ноября 1997 года № 32-кз решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в газете «Ставропольская правда» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), или «Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru) в течение одного месяца после вступления в законную силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил :

административный иск заместителя прокурора Ставропольского края о признании недействующими отдельных положений разделов VI и VII Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2017 года № 523-п, - удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положения раздела VI Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвер­жденной постановлением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2017 года № 523-п, в части установления нормативов объема медицинской по­мощи оказываемой :

- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования), на 2018 год за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,326 посещения на 1 жителя, на 2019 год за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,326 посещения на 1 жителя, на 2020 год за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,327 посещения на 1 жителя (абзац 4);

- для медицинской помощи в условиях дневных стационаров Территориальной программы за счет бюджетных ассигнований Ставропольского края на 2018-2020 годы - 0,002 случая лечения на 1 жителя (абзац 7);

- для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода) за счет бюджетных ас­сигнований бюджета Ставропольского края на 2018 год - 0,020 койко-дня на 1 жителя, на 2019-2020 годы - 0,022 койко-дня на 1 жителя (абзац9).

Дифференцированные нормативы объема медицинской помощи с учетом этапов оказания медицинской помощи на 2018 год :

- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования), на первом этапе оказания медицинской помощи : за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,185 посещения на 1 жителя; на втором этапе оказания медицинской помощи : за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,138 посещения на 1 жителя; на третьем этапе оказания медицинской помощи : за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,003 посещения на 1 жителя (абзац 13);

- для медицинской помощи в условиях дневных стационаров на втором этапе оказания медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,002 случая лечения на 1 жителя (абзац 16).

Дифференцированные нормативы объема медицинской помощи с учетом этапов оказания медицинской помощи на 2019 год :

- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования), на первом этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,170 посещения на 1 жителя; на втором этапе оказания медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края — 0,152 посещения на 1 жителя; на третьем этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,004 посещения на 1 жителя (абзац 19);

- для медицинской помощи в условиях дневных стационаров на втором этапе оказания медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,002 случая лечения на 1 жителя (абзац 22).

Дифференцированные нормативы объема медицинской помощи с учетом этапов оказания медицинской помощи на 2020 год :

- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования), на первом этапе оказания медицинской помощи : за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,170 посещения на 1 жителя; на втором этапе оказания медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,153 посещения на 1 жителя; на третьем этапе оказания медицинской помощи : за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,004 посещения на 1 жителя (абзац 25);

- для медицинской помощи в условиях дневных стационаров на втором этапе оказания медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,002 случая лечения на 1 жителя (абзац 28).

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положения раздела VII Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной Постановлением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2017 года № 523-п, в части установления подушевых нормативов финансирования, предусмотренных Территориальной программой (без учета расходов федерального бюджета), составляющих : за счет средств бюджета Ставропольского края (с учетом сумм межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Ставропольского края в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС) в расчете на 1 жителя в 2018 году - 1884,32 рубля, в 2019 году - 1913,44 рубля, в 2020 году 1945,13 рубля (абзац 22).

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в газете «Ставропольская правда» или на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), или официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края (www.pravo.stavregion.ru) в течение одного месяца после вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, путем подачи апелляционной жалобы, представления через суд, принявший решение.

Судья краевого суда Задорнева Н.П.