Дело № 3а-38/2020
УИД 60OS0000-01-2020-000113-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2020 года город Псков
Псковский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панова И.М.,
при секретаре Богдановой О.Е.,
с участием прокурора Сурусова А.Е., представителя административного лица ООО «Экопром» Огурцовой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Псковской области к Комитету по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 15 ноября 2016 года №127-ОД утверждена территориальная схема обращения с отходами Псковской области.
Приказ опубликован 23 ноября 2016 года в сетевом издании «Нормативные правовые акты Псковской области» «pravo.pskov.ru».
Заместитель прокурора Псковской области обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке части 1 статьи 46 КАС РФ, к Комитету по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области о признании недействующим пункта 1.3 раздела 1, пункта 5.1 раздела 5, раздела 6 в части пунктов 5 и 8 таблицы «Объекты по размещению отходов (включение в ГРОРО)», пункта 4 таблицы «Объекты по размещению отходов (не включенные в ГРОРО)», пунктов 6 и 8 таблицы «Объекты размещения твердых коммунальных отходов, подлежащих рекультивации», раздела 8 в части пункта 3, пункта 6, пункта 7 (слова «Палкинский район», «7149», «1429,8»), пунктов 15, 17, 19, 23, 24 таблицы «Количество отходов, направляемых для захоронения на действующие полигоны» территориальной схемы обращения с отходами Псковской области, утвержденной приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 15 ноября 2016 года №127-ОД.
В обоснование административного иска указано, что по итогам проверки исполнения органами государственной власти области требований законодательства в сфере обращения с отходами выявлено, что территориальная схема обращения с отходами Псковской области не соответствует законодательству, имеющему большую юридическую сиу, а именно: положениям Федеральному закону и от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года №1156с в части неполноты указания потоков, мест складирования твердых бытовых отходов и мест захоронения твердых коммунальных отходов.
Действующая территориальная схема не отражает действительного положения вещей. Несоответствие ключевых положений территориальной схемы требованиям действующего законодательства негативным образом влияет на состояние законности в сфере обращения с отходами и провоцирует рост социальной напряженности в регионе.
В судебном заседании прокурор поддержал уточненные исковые требования.
Представитель административного ответчика Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представлен письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что информация, содержащаяся в территориальной схеме, частично не соответствует действительности. Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика Рыбина Е.А. уточненные исковые требования полагала подлежащими частичному удовлетворению, как основанные на законе, за исключением пункта 5.1 раздела 5 территориальной схемы, поскольку признание его недействующим приведет к отмене той нормы, которая предусматривает накопление отходов в контейнеры. Полагала подлежащим корректировке данный пункт в части дополнения мешкового сбора отходов.
Представитель заинтересованного лица ООО «Экопром» Огурцова Ю.Г. не возражала против удовлетворения исковых требований. Отметила, что признание пункта 5.1 раздела 5 территориальной схемы повлечет пробел в той части, каким способом будет производиться накопление твердых коммунальных отходов на территории Псковской области, поскольку ни один из способов не будет отображен в схеме. Также будет открытым вопрос, каким нормативным правовым актом в данном случае нужно будет руководствоваться региональному оператору при осуществлении своей деятельности.
Заслушав объяснения представителя прокуратуры и представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 208 КАС РФ предусмотрено право прокурора обратиться с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации не действующим полностью или в части.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Территориальная схема является одним из основных правовых актов Псковской области в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на основе которого предусматривается, в том числе, стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися на территории Псковской области, определение целевых показателей перспективного развития отрасли обращения с отходами, осуществляется деятельность регионального оператора и операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что данный акт содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, направлен на урегулирование общественных отношений в сфере обращения с отходами на территории Псковской области, то есть является нормативным правовым актом, вследствие чего подлежит проверке в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ.
Согласно Положению о Государственном комитете Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, утвержденному постановлением Администрации Псковской области от 14 октября 2013 года №465 (в редакции от 05 декабря 2017 года) Государственный комитет является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в области строительства, развития рынка доступного жилья и жилищно-коммунального хозяйства.
Указом Губернатора Псковской области от 26 октября 2018 года № 62-УГ «О структуре органов исполнительной власти Псковской области и структуре Аппарата Администрации Псковской области» с 01 января 2019 года Государственный комитет Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства переименован в Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области.
В соответствии с пунктом 3.2.14 указанного Положения, Государственный комитет разрабатывает и утверждает территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1.3 Положения Государственный комитет по вопросам своей компетенции принимает правовые акты в форме приказов. Приказы, принятые в пределах компетенции и во исполнение полномочий Государственного комитета, являются обязательными для исполнения на территории области в порядке, аналогичном с исполнением актов Администрации области.
Порядок опубликования оспариваемого приказа соответствует положениям статьи 3 Закона Псковской области от 12 февраля 2003 года № 242-оз «О порядке опубликования и вступления в силу Устава и Законов области, иных нормативных правовых актов области».
Учитывая изложенное, оспариваемая территориальная схема обращения с отходами Псковской области утверждена Государственным комитетом в пределах своих полномочий, в установленной форме и с надлежащим введением ее в действие.
Проверяя соответствие оспариваемого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регламентированы Федеральном законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Требования к содержанию территориальных схем обращения с отходами закреплены в пункте 3 статьи 13.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Согласно абзацам 6 и 7 пункта 3 статьи 13.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, а также данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В абзаце пятом пункта 1.3 территориальной схемы указано, что на территории Псковской области имеется всего 24 объекта захоронения отходов, из них только 14 включены в ГРОРО. У большинства объектов срок эксплуатации близится к завершению.
Согласно информации, представленной Северо-Западным Межрегиональным Управлением Росприроднадзора, в государственный реестр объектов размещения отходов включено 13 объектов размещения отходов Псковской области.
Таким образом, пункт 1.3 территориальной схемы в указанной части содержит недостоверную информацию, в связи с чем подлежит признанию недействующим.
С учетом представленных сведений из ГРОРО, обоснованными являются требования о признании недействующими пунктов 5 и 8 таблицы «Объекты по размещению отходов (включенные в ГРОРО)» в разделе 6 территориальной схемы, содержащей недостоверные сведения о количестве и месте расположения объектов размещения отходов.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается стороной административного ответчика включение в территориальную схему информации об объектах, не соответствующей действительности, в пункте 4 таблицы «Объекты по размещению отходов (не включенные в ГРОРО)» (раздел 6), пунктах 6 и 8 таблицы «Объекты размещения твердых коммунальных отходов, подлежащих рекультивации» (раздел 6), в пунктах 3, 6, пункте 7 (слова «Палкинский район», «7149», «1429,8»), пунктах 15, 17, 19, 23, 24 таблицы «Количество отходов, направляемых для захоронения на действующие полигоны» (раздел 8).
Административные исковые требования прокурора в данной части также подлежат удовлетворению.
Суд соглашается с доводами о том, что содержащиеся в территориальной схеме данные об объектах размещения отходов, которые не соответствуют реальной действительности, провоцируют многочисленные нарушения, в том числе связанные с эксплуатацией закрытых полигонов недобросовестными операторами по обращению с отходами.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 13.3 указанного закона территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года №1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Пунктом 5.1 раздела 5 «Места накопления отходов» территориальной схемы обращения с отходами предусмотрено, что сбор и накопление твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Псковской области должен производиться в контейнеры, установленные на специально оборудованную контейнерную площадку.
Однако, отсутствие в пункте 5.1 территориальной схемы всех способов складирования твердых коммунальных отходов, предусмотренных пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, не влечет его недействительность.
В соответствии с пунктом 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, исходя из положений пунктов 9 и 10 Правил в их совокупности, территориальная схема может быть в установленном порядке дополнена указанием на иные способы складирования твердых коммунальных отходов, применяемые в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С учетом изложенного, административные исковые требования заместителя прокурора Псковской области суд находит подлежащими удовлетворению в части.
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу резолютивная часть решения суда должна быть опубликована в сетевом издании «Нормативные правовые акты Псковской области» (pravo.pskov.ru).
Руководствуясь статьями 177-180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Псковской области к Комитету по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области об оспаривании нормативного правового акта в части удовлетворить частично.
Признать пункт 1.3 раздела 1, раздел 6 в части пунктов 5 и 8 таблицы «Объекты по размещению отходов (включенные в ГРОРО)», пункта 4 таблицы «Объекты по размещению отходов (не включенные в ГРОРО)», пунктов 6 и 8 таблицы «Объекты размещения твердых коммунальных отходов, подлежащих рекультивации», раздел 8 в части пунктов 3, 6, пункта 7 (в части указания «Палкинский район», «7149», «1429,8»), пунктов 15,17, 19, 23, 24 таблицы «Количество отходов, направляемых для захоронения на действующие полигоны» Территориальной схемы обращения с отходами Псковской области, утвержденной приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 15 ноября 2016 года № 127-ОД, недействующим со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части административного искового заявления заместителя прокурора Псковской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Псковский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Псковского областного суда . И.М. Панов
.
.