Дело № 3а-434/2023
УИД 32OS0000-01-2023-000173-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Брянск 3 августа 2023 г.
Брянский областной суд в составе
председательствующего судьи Максимовой Е.А.,
при секретаре Королевой В.С.,
с участием прокурора Сайфутдиновой А.Т.,
административного истца Борисова Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Борисова Юрия Владимировича об оспаривании в части решения Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области от 29 января 2020 года № 7-71 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Сельцовского городского округа»;
решения Совета народных депутатов города Сельцо от 25 января 2023 года № 7-390 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Сельцовского городского округа на 2023 год» в части;
решения Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области от 22 марта 2023 года № 7-406 «О согласовании внесения места для торговли, используемое ИП Нечипоренко по договору аренды, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Сельцовского городского округа»;
решения Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области от 26 апреля 2023 года № 7-410 «О внесении изменений и дополнений в Решение Совета народных депутатов города Сельцо от 25.01.2023 № 7-390 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Сельцовского городского округа на 2023 год» в редакции Решений от 22.03.2023 № 7-405, от 22.03.2023 № 7-406»;
решения Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области от 21 июня 2023 года № 7-420 «О внесении изменений и дополнений в Решение Совета народных депутатов города Сельцо от 25.01.2023 № 7-390 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Сельцовского городского округа на 2023 год» в редакции решений от 22.03.2023 № 7-405, от 22.03.2023 № 7-406, от 26.04.2023 № 7-410»,
УСТАНОВИЛ:
Борисов Ю.В. обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом окончательного уточнения требований (Т. 3 л.д. 117) просит:
-признать решение Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области от 29 января 2020 года № 7-71 в части пункта 29 незаконным и отменить в полном объеме;
-признать решение Совета народных депутатов города Сельцо от 25 января 2023 года № 7-390 в части изменений, внесенных решениями Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области от 26.04.2023 № 7-410 и от 21.06.2023 № 7-420 касательно размещения нестационарного торгового объекта ИП Нечипоренко «Пекарня добрая» незаконным и отменить в полном объеме;
-признать решение Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области от 22 марта 2023 года № 7-406 незаконным и отменить в полном объеме;
-признать решение Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области от 26 апреля 2023 года № 7-410 незаконным и отменить в полном объеме;
-признать решение Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области от 21 июня 2023 года № 7-420 незаконным и отменить в полном объеме.
В обоснование требований указал, что оспариваемыми правовыми актами предусмотрено размещение торгового павильона «Пекарня добрая» по адресу: <адрес>
По мнению административного истца, торговый павильон «Пекарня добрая» размещен на обочине и в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования по <адрес>, в зоне треугольника видимости указанной дороги и примыкающей к ней дороги, с нарушением положений подпункта 2 части 3 статьи 25 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации»; постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2009 года № 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса»; пункта 7.1 ГОСТ Р 50597-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Ростандрата от 26 сентября 2017 года № 1245-ст; пункта 11.16 СП 42.13330.2016. «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденного приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года № 1034/пр.
Как указывает административный истец, размещение нестационарного торгового объекта нарушает требования безопасности дорожного движения, создает угрозу его жизни и здоровью.
В судебном заседании административный истец Борисов Ю.В. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Административный ответчик - глава города Сельцо, представитель административного ответчика Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области – Дорофеев Е.А., представитель заинтересованного лица администрации города Сельцо Брянской области, заинтересованное лицо Нечипоренко Р.В., представитель заинтересованного лица ИП Нечипоренко Р.О. – Меденко И.В., представители заинтересованных лиц ООО «Брянскэлектро», УГИБДД по Брянской области – в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
От административного ответчика - главы города Сельцо, представителя административного ответчика Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области – Дорофеева Е.А., представителя заинтересованного лица администрации города Сельцо Брянской области Татариновой О.В., заинтересованного лица Нечипоренко Р.О. и его представителя Меденко И.В. поступили ходатайства о рассмотрении дела без их участия.
Административный ответчик - глава города Сельцо, представитель административного ответчика Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области – Дорофеев Е.А., представитель заинтересованного лица администрации города Сельцо Брянской области Татаринова О.В., представитель заинтересованного лица ИП Нечипоренко Р.О. – Меденко И.В., участвуя ранее в судебных заседаниях, просили отказать в удовлетворении административных исковых требований, указав, что оспариваемые нормативные акты приняты с соблюдением установленной процедуры, в пределах компетенции и предоставленных органу местного самоуправления полномочий, не нарушают прав и интересов административного истца.
В силу положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Сайфутдиновой А.Т., полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части (пункт 1 части 2 статьи 1, глава 21 КАС РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает и определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно статье 7 названного Федерального закона по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу положений пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В соответствии с частью 3 статьи 3 и части 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 381-ФЗ) органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 17 указанного Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 2); принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности (пункт 3).
На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Согласно частям 1, 3 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 22, статьей 23 Устава Сельцовского городского округа, принятым решением Совета народных депутатов города Сельцо от 4 марта 2010 года № 5-262, пунктом 1 статьи 1 Регламента Совета народных депутатов города Сельцо, утвержденного решением Совета народных депутатов города Сельцо от 14 ноября 2019 года № 7-33, Совет народных депутатов города Сельцо является представительным органом местного самоуправления Сельцовского городского округа (Т.2 л.д. 51-87, 88-127, 128-163).
Подпунктом 26 пункта 2 статьи 24 Устава города Сельцо предусмотрено, что городской Совет народных депутатов утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов, разработанную администрацией города.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Устава по вопросам своей компетенции Совет принимает правовые акты в форме Решений. Решения Совета, имеющие нормативный правовой характер, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета.
Согласно пункту 2 статьи 23 Устава Совет состоит из 20 депутатов.
Согласно пункту 6 статьи 26 Устава Глава города обязан подписать принятое на заседании Совета Решение в течение трех дней с момента принятия и опубликовать (обнародовать) его в течение десяти дней со дня подписания.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Устава города Сельцо муниципальные нормативные правовые акты вступают в силу после их официального опубликования. Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в газете «Сельцовский вестник», или первое размещение (опубликование) на официальном сайте администрации города Сельцо www.admsel.ru.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.
В соответствии с пунктом 14 статьи 7 Устава города Сельцо муниципальный правовой акт, имеющий нормативный характер, публикуется в городской газете «Сельцовский вестник». Также размещаются на официальном сайте администрации города Сельцо.
Как установлено судом, решением Совета народных депутатов города Сельцо от 29 января 2020 года № 7-71 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Сельцовского городского округа (Т. 1 л.д. 172-175).
Указанное решение принято большинством голосов от установленной численности депутатов Совета, что подтверждается протоколом № 8 от 29 января 2020 года (18 от 20), опубликовано 7 февраля 2020 года в газете «Сельцовский вестник» (Т. 1 л.д.176-179).
Пунктом 29 Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Сельцо, утвержденной решением Совета народных депутатов города Сельцо от 29 января 2020 года № 7-71, предусмотрено размещение в Схеме нестационарного торгового объекта – торгового павильона, площадью 25-30 кв.м., по адресу: <адрес> для торговли продовольственными товарами, сроком размещения – 3 года.
6 апреля 2020 года между администрацией города Сельцо Брянской области и Нечипоренко Р.О., как единственным участником аукциона на право размещения нестационарного торгового объекта, заключен договор № 12, в соответствии с которым Нечипоренко Р.О. предоставлено право на размещение торгового павильона, площадью 30 кв.м. для реализации хлебобулочных изделий по адресному ориентиру в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов: <адрес>, на срок с 6 апреля 2020 года по 5 апреля 2023 года (Т. 1 л.д. 129-132).
Решением Совета народных депутатов города Сельцо от 25 января 2023 года № 7-390 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Сельцовского городского округа на 2023 год, первоначально которой не предусмотрено размещение нестационарного торгового объекта по <адрес> (Т. 2 л.д. 24-35).
Указанное решение принято большинством голосов от установленной численности депутатов Совета (13 от 20), что подтверждается протоколом заседания Совета (Т. 2 л.д. 22-23), опубликовано на официальном сайте администрации города Сельцо 26 января 2023 года (Т. 2 л.д. 41).
22 марта 2023 года Советом народных депутатов города Сельцо принято решение № 7-406 о согласовании внесения места для торговли, используемое ИП Нечипоренко Р.О. по договору аренды, в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Сельцо (Т. 2 л.д.39-40).
Указанное решение принято большинством голосов от установленной численности депутатов Совета (11 от 20), что подтверждается протоколом заседания Совета (Т. 2 л.д. 233-235), 22 марта 2023 года размещено на официальном сайте администрации города Сельцо (Т. 2 л.д. 41).
Постановлением администрации города Сельцо Брянской области от 31 марта 2023 года № 122 продлен договор на право размещения нестационарного торгового объекта по адресу: <адрес> площадью 30 кв.м., заключенный с Нечипоренко Р.О., на срок с 5 апреля 2023 года по 4 апреля 2025 года (Т. 2 л.д. 47).
5 апреля 2023 года между администрацией города Сельцо Брянской области и Нечипоренко Р.О. заключено дополнительное соглашение к договору № 12 на право размещения нестационарного торгового объекта от 6 апреля 2020 года, предоставляющее последнему право на размещение торгового павильона на вышеуказанных условиях (Т.2 л.д. 48).
Решением Совета народных депутатов города Сельцо от 26 апреля 2023 года № 7-410 устранена техническая ошибка, допущенная в решении Совета № 7-406 от 22 марта 2023 года, путем изложения пункта 1 решения в новой редакции с указанием на согласование внесения места для торговли, используемое ИП Нечипоренко Р.О. по договору на право размещения нестационарного торгового объекта в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Сельцовского городского округа (Т. 2 л.д. 220-222).
Указанным решением Совета народных депутатов города Сельцо от 26 апреля 2023 года № 7-410 Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Сельцовского городского округа дополнена пунктом 33, предусматривающим размещение торговой палатки для торговли продовольственными и непродовольственными товарами, площадью 35 кв.м. по адресу: <адрес> сроком на 3 года.
Решение Совета народных депутатов города Сельцо от 26 апреля 2023 года № 7-410 принято большинством голосов от установленной численности депутатов Совета (14 от 20) (Т. 2 л.д. 223-224), 27 апреля 2023 года размещено на официальном сайте администрации города Сельцо (Т. 2 л.д. 225).
Решением Совета народных депутатов города Сельцо от 21 июня 2023 года № 7-420 исправлены технические ошибки, допущенные в решении Совета народных депутатов города Сельцо от 26 апреля 2023 года № 7-410, путем внесения изменений в пункт 33 решения Совета народных депутатов города Сельцо от 25 января 2023 года № 7-390 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Сельцовского городского округа на 2023 год», а именно: наименование «торговая палатка» изменено на «торговый павильон»; адрес «<адрес> изменено на «<адрес>» (Т. 3 л.д. 175-176).
Решение Совета народных депутатов города Сельцо от 21 июня 2023 года № 7-420 принято большинством голосов от установленной численности депутатов Совета (15 от 20) (Т. 3 л.д.177-179), 21 июня 2023 года размещено на официальном сайте администрации города Сельцо (Т.3 л.д.180).
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на «Официальном интернет-портале правовой информации», официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что оспариваемые акты опубликованы на сайте администрации города Сельцо Брянской области в сети Интернет, суд приходит к выводу о том, что требования к порядку опубликования оспариваемых решений не нарушены.
Таким образом, оспариваемые административным истцом решение Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области от 29 января 2020 года № 7-71; решение Совета народных депутатов города Сельцо от 25 января 2023 № 7-390; решение Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области от 22 марта 2023 года № 7-406; решение Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области от 26 апреля 2023 года № 7-410; решение Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области от 21 июня 2023 года № 7-420, предусматривающие размещение в Схеме нестационарных торговых объектов на территории Сельцовского городского округа торгового павильона по адресному ориентиру: <адрес>, приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядку их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемых решений на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяет указанный выше Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (часть 3 статьи 1).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (пункт 6).
Статьей 10 указанного Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (части 1 - 2).
В соответствии с пунктом 3 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года № 772, включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: а) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; б) размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; в) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; г) повышение доступности товаров для населения.
Как следует из части 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области от 24 ноября 2016 года № 589 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок), согласно которому схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается, изменяется и дополняется для систематизации размещения нестационарных торговых объектов исходя из долгосрочных планов развития территорий и необходимости создания комфортной среды для граждан и хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность. Схема размещения нестационарных торговых объектов формируется, изменяется и дополняется в целях: достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли и производства, недопущения сокращения торговых объектов приоритетных (социально значимых) специализаций; создания условий для улучшения организации и качества торгового обслуживания населения и обеспечения доступности товаров для населения; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; расширения каналов сбыта продукции российских производителей; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов, форм и способов торговли (пункт 1.2).
Согласно указанному Порядку в схему размещения нестационарных торговых объектов включаются: павильоны; киоски; торговые автоматы и иные временные торговые объекты; нестационарные передвижные торговые объекты (мобильные объекты) - лотки, автомагазины, автофургоны, автолавки, автоцистерны, тележки (пункт 2.4); схемой размещения нестационарных торговых объектов устанавливаются: место нахождения нестационарного торгового объекта (адресные ориентиры); ассортимент предлагаемых к продаже товаров хозяйствующий субъект определяет самостоятельно в соответствии со специализацией нестационарного торгового объекта; вид торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности; период функционирования нестационарного торгового объекта (пункт 2.5); не допускается включать (дополнять) в схему размещения нестационарные торговые объекты: с нарушением существующих градостроительных и других нормативов, регулирующих размещение объектов мелкорозничной сети; на территории дворов жилых зданий; в арках зданий, на газонах, цветниках, площадках (детских, отдыха, спортивных), тротуарах (где затрудняется движение пешеходов и транспорта и усложняется проведение механизированной уборки); в охранной зоне инженерных коммуникаций без согласования сетевых организаций, под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, на территориях отвода железной дороги, а также на расстоянии менее 10 метров от входов (выходов) в подземные пешеходные переходы; нарушающие движение транспорта и пешеходов; в зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); в случае если размещение нестационарных торговых объектов препятствует свободному подъезду пожарной, аварийно-спасательной техники или доступу к объектам инженерной инфраструктуры (пункт 2.7).
Отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности Сельцовского городского округа, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, регулируются Положением о предоставлении права на размещение нестационарных объектов на территории Сельцовского городского округа, утвержденного решением Совета народных депутатов города Сельцо от 29 января 2020 года № 7-70 (Т. 1 л.д. 94-97).
В соответствии с пунктом 1.4 Положения торговый павильон – отдельно стоящее строение (часть строения) или сооружение (часть сооружения) с замкнутым пространством, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест продавцов.
Пунктом 2.5 Положения запрещается размещение торговых объектов и (или) объектов услуг: в местах, не определенных схемой торговых объектов и (или) схемой объектов услуг; в зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); на территориях, занятых инженерными коммуникациями и их охранными зонами; в арках зданий, на элементах благоустройства, площадках (детских, отдыха, спортивных, транспортных стоянках); на посадочных площадках пассажирского транспорта (за исключением сблокированных с остановочным павильоном), а также ближе десяти метров от остановочных павильонов; на расстоянии ближе 25 метров до автозаправочной станции.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения размещение нестационарного торгового объекта на территории Сельцовского городского округа осуществляется на основании договора на право размещения НТО, заключаемого по результатам открытого аукциона, либо в случаях, установленных настоящим порядком, без проведения аукциона, на срок действия Схемы.
В соответствии с Правилами благоустройства территории Сельцовского городского округа, утвержденных решением Совета народных депутатов города Сельцо от 25 января 2017 года № 6-484 (Т. 1 л.д. 48-69), размещение некапитальных нестационарных сооружений на территории городского поселения не должно мешать пешеходному движению, нарушать противопожарные требования, условия инсоляции территории и помещений, рядом с которыми они расположены, ухудшать визуальное восприятие среды территории городского округа и благоустройство территории и застройки (пункт 3.10.2.); не допускается размещение некапитальных нестационарных сооружений в арках зданий, на газонах, площадках (детских, отдыха, спортивных, транспортных стоянок), посадочных площадках городского пассажирского транспорта, в охранной зоне водопроводных и канализационных сетей, трубопроводов, а также ближе 10 метров от остановочных павильонов, за исключением вхождения нестационарного объекта в состав остановочного комплекса, 20 метров – от окон жилых помещений, 3 метров – от ствола дерева (пункт 3.10.2.1).
Как установлено судом, утвержденные решением Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области от 29 января 2020 года № 7-71 и решением Совета народных депутатов города Сельцо от 25 января 2023 № 7-390 Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Сельцо Брянской области включают: вид нестационарного торгового объекта; сведения о местонахождении нестационарного торгового объекта (адресные ориентиры); информацию о специализации нестационарного торгового объекта; период функционирования нестационарных торговых объектов.
Таким образом, указанные Схемы в полном объеме, в том числе, в оспариваемой части размещения нестационарного торгового павильона «Пекарня добрая» (пункт 29 Схемы, утвержденной решением от 29 января 2020 года № 7-71, пункт 33 Схемы, утвержденной решением от 25 января 2023 года № 7-390, действующим в редакции решений Совета от 22 марта 2023 года № 7-406; от 26 апреля 2023 года № 7-410; от 21 июня 2023 года № 7-420), не противоречат федеральному законодательству в сфере торговой деятельности и соответствуют названному выше Порядку разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденному приказом управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области от 24 ноября 2016 года № 589, а также Положению о предоставлении права на размещение нестационарных объектов на территории Сельцовского городского округа, утвержденному решением Совета народных депутатов города Сельцо от 29 января 2020 года № 7-70.
Доводы административного истца о превышении Советом народных депутатов города Сельцо Брянской области своих полномочий путем предоставления ИП Нечипоренко Р.О. решением Совета народных депутатов от 22 марта 2023 года № 7-406 права на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов (аукциона), подлежат отклонению по следующим основаниям.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года № 208-р органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в целях повышения продовольственной безопасности, стимулирования предпринимательской активности и самозанятости, расширения возможностей сбыта продукции и увеличения доходов граждан рекомендовано, в том числе, продлевать договоры на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов.
Приказом управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области от 15 марта 2021 года № 80 «О мерах по реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года № 208-р» органам местного самоуправления Брянской области рекомендовано, в том числе, продлевать действующие договоры на право размещения НТО и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов до отмены распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года № 208-р (подпункт 1.4 пункта 1 приказа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» предписано установить возможность продления на срок до 7 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) без проведения торгов срок действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 353 по 31 декабря 2026 года (пункт 1 Приложения № 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 353 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года № 626).
Таким образом, продление договора на право размещения нестационарного торгового объекта с ИП Нечипоренко Р.О. без проведения торгов (аукциона) и соответствующее включение в Схему нестационарного торгового объекта не противоречит вышеизложенным нормативным правовым актам, и не может рассматриваться как нарушающее права административного истца.
Как установлено судом, размещение спорного нестационарного объекта «Пекарня добрая» по адресу: <адрес>, произведено с соблюдением ограничений, установленных пунктом 2.7 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области от 24 ноября 2016 года № 589; пунктом 2.5 Положения о предоставлении права на размещение нестационарных объектов на территории Сельцовского городского округа, утвержденного решением Совета народных депутатов города Сельцо от 29 января 2020 года № 7-70; пунктами 3.10.2, 3.10.2.1 Правил благоустройства территории Сельцовского городского округа, утвержденных решением Совета народных депутатов города Сельцо от 25 января 2017 года № 6-484.
Так, согласно сообщению АО «Газпромгазораспределение Брянск» месторасположение нестационарного объекта «Пекарня добрая» по адресу: <адрес> не затрагивает границы охранной зоны газопровода низкого давления, проходящего в 8,5 метрах от названного объекта; требования СП 62.13330.20111 «Газораспределительные системы» в части размещения объекта относительно оси газопровода не нарушены (Т. 3 л.д. 7-8).
Из сообщения ООО «Теплоцентраль Сельцо» от 1 июня 2023 года № 63-т, сообщения ООО «Жилкомхоз» от 1 июня 2023 года № 388-и следует, что в районе расположения объекта «Пекарня добрая» отсутствуют инженерные сети теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения (Т. 3 л.д. 86-87).
Как следует из ответа на судебный запрос ООО «БрянскЭлектро» от 24 апреля 2023 года № 05-2534, расположение нестационарного объекта «Пекарня добрая» по адресу: <адрес>, не входит в границы охранной зоны линии электропередач ВЛ-6 кВ Ф.612 РП-44, поскольку по соглашению между «БрянскЭлектро» и ИП Нечипоренко Р.О. от 16 декабря 2022 года осуществлен перенос и переустройство указанного объекта электросетевого имущества на расстояние 13 м от объекта «Пекарня добрая» (Т. 2 л.д. 170-187).
В соответствии с подпунктом «а» приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160, в рассматриваемом случае охранная зона составляет 5 метров.
Границы зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в настоящее время в Сельцовском городском округе не установлены, администрацией города Сельцо разработана проектная документация зон охраны объектов культурного наследия в городе Сельцо Брянской области, из содержания которой следует, что спорный торговый объект не входит в границы зон охраны объектов культурного наследия в городе Сельцо (Т. 3 л.д.191-226).
Как следует из материалов дела, спорный нестационарный торговый объект расположен в территориальной зоне ОД-4 «Зоны рынков, торговых комплексов, объектов бытового обслуживания», на земельном участке, один из основных видов разрешенного использования которых предусматривает размещение нестационарных торговых объектов мелкорозничной торговли (киоски, павильона и т.д.) (Т.3 л.д. 124-125).
Вопреки доводам административного истца, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о размещении нестационарного объекта «Пекарня Добрая» с нарушением требований безопасности дорожного движения.
По мнению административного истца, спорный нестационарный торговый объект в нарушение требований безопасности дорожного движения размещен на обочине автомобильной дороги по <адрес>, в зоне полосы отвода указанной автодороги, в зоне треугольника видимости пересечения (примыкания) автомобильных дорог.
Доводы административного истца подлежат отклонению по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах), действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Согласно определениям, данным в статье 3 названного Закона, под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1).
Согласно пункту 9 статьи 5 указанного Закона автомобильная дорога общего пользования местного значения - автомобильная дорога в границах населенных пунктов поселения либо муниципального района, либо городского округа, не отнесенная к автодорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, частным автодорогам. Перечни автодорог федерального, регионального и межмуниципального значения являются документами, определяющими статус таких дорог, и утверждаются Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, дороги, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, являются дорогами местного значения.
Постановлением администрации города Сельцо Брянской области от 7 марта 2007 года № 143 <адрес> включена в Перечень наименований элементов улично-дорожной сети Сельцовского городского округа (Т. 3 л.д. 43-47).
В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного движения), обочина – это элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
В соответствии с приложением № 2 к Правилам дорожного движения горизонтальная разметка 1.2 - обозначает край проезжей части или границы участков проезжей части, на которые въезд запрещен.
Согласно пункту 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Госстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст, проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства, за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов.
Как установлено судом, автомобильная дорога по улице <адрес> является дорогой общего пользования местного значения, относится к IV категории, имеет две полосы движения.
Согласно техническому паспорту автомобильной дороги <адрес>, составленному по состоянию на 1 августа 2021 года, протяженность автодороги составляет 2,343 км, ширина проезжей части на всем протяжении дороги - от 6,0 м до 6,5 м (Т. 3 л.д. 41). Сведений о ширине обочин автодороги по <адрес> технический паспорт не содержит.
Согласно Правилам классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 года № 767, ширина полосы движения (проезжей части) автомобильной дороги IV категории должна составлять от 3 м до 3,25 м, ширина обочины – от 1,5 м до 2 м.
Как установлено судом, на момент рассмотрения дела <адрес> нанесена дорожная разметка (Т.3 л.д. 94, 95, 126-131).
Выходом на место расположения торгового павильона «Пекарня Добрая» сотрудников Госавтоинспекции УМВД России по Брянской области установлено, что расстояние от оси проезжей части до линии разметки 1.2 в районе расположения нестационарного торгового объекта (ширина одной полосы) составляет 2,9 м; расстояние от линии разметки 1.2 до стены нестационарного торгового объекта составляет 1,8 м, что подтверждается сообщением УМВД России по Брянской области от 18 июля 2023 года № 13/9487 (Т. 3 л.д. 152), а также показаниями государственного инспектора безопасности дорожного движения УМВД России по Брянской области ФИО15., допрошенного в качестве специалиста в судебном заседании 27 июля 2023 года.
Таким образом, принимая во внимание, что при наличии на автодороге дорожной разметки 1.2, ширина обочины рассчитывается от линии данной разметки, следует, что в рассматриваемом случае ширина обочины <адрес> должна составлять не менее 1,5 м от линии разметки 1.2.
Как установлено судом, торговый павильон «Пекарня добрая» расположен на расстоянии 1,8 м от линии разметки 1.2, что свидетельствует о расположении спорного нестационарного торгового объекта вне обочины автодороги, в связи с чем доводы истца о нарушении пункта 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Относительно доводов административного истца о расположении торгового павильона «Пекарня Добрая» в зоне треугольника видимости суд отмечает следующее.
Согласно пункту 11.16 СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП2.07.01-89*, утвержденного приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года № 1034/пр, на нерегулируемых перекрестках и примыканиях улиц и дорог, а также на пешеходных переходах необходимо предусматривать треугольники видимости. Размеры сторон треугольника для условий «транспорт-транспорт» и для условий «пешеход-транспорт» должны быть определены по расчету согласно СП 396.1325800.
В пределах треугольников видимости не допускается размещение зданий, сооружений, передвижных предметов (киосков, фургонов, реклам, малых архитектурных форм и др.), деревьев и кустарников высотой более 0,5 м.
Согласно примечанию к указанному пункту, в условиях сложившейся капитальной застройки, не позволяющей организовать необходимые треугольники видимости, безопасное движение транспорта и пешеходов следует обеспечивать средствами регулирования и специального технического оборудования.
В соответствии с требованиями пункта 7.1 ГОСТ Р 50597-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Госстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст, для обеспечения видимости не допускается устройство земляных валов, посадка деревьев и кустарников, установка сооружений (кроме технических средств, устанавливаемых по ГОСТ Р 52289, а также за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов) высотой более 0,5 м в зонах треугольников видимости на нерегулируемых пересечениях и примыканиях дорог и улиц в одном уровне, а также на пешеходных переходах.
При этом, треугольник видимости на нерегулируемых пересечениях и примыканиях дорог и улиц в одном уровне, а также на пешеходных переходах должен быть следующим - для условий «транспорт-транспорт» размеры сторон равнобедренного треугольника для дорог при скорости движения 60 и 90 км/ч должны быть, соответственно, не менее 85 и 175 м, для улиц при скорости движения 40 и 60 км/ч - не менее 25 и 40 м.
Из изложенного следует, что треугольник видимости должен быть обеспечен на перекрестках, пересечениях и примыканиях дорог и улиц, а также пешеходных переходах.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения «перекресток» - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий; «прилегающая территория» - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).
Как установлено судом, в районе расположения спорного торгового павильона «Пекарня добрая» перекрестков, пересечений и примыканий улиц и дорог, пешеходных переходов, требующих соблюдения условий обеспечения треугольника видимости, не имеется, что подтверждается сообщением врио заместителя начальника Управления Госавтоинспекции ФИО16 от 8 июня 2023 года (Т. 3 л.д.10), а также показаниями сотрудника УМВД России по Брянской области ФИО17
Так, инспектор по особым поручениям УГИБДД по Брянской области ФИО18., допрошенный в судебном заседании 13 июня 2023 года в качестве специалиста, пояснил, что по запросу суда осуществил выход на место расположения торгового павильона «Пекарня добрая» по адресу: <адрес> По результатам изучения местоположения указанного торгового объекта, прилегающих территорий, условий дорожного движения, установлено отсутствие нарушений требований безопасности дорожного движения. Требования к обеспечению треугольника видимости не подлежат применению в данном случае, поскольку территория, прилегающая к автодороге <адрес> в районе расположения спорного нестационарного торгового объекта, по которой осуществляется выезд с рынка, не является улицей и дорогой, относится к прилегающей территории.
Показания специалиста ФИО19 подтверждаются иными доказательствами, имеющимися в деле.
Так, согласно техническому заключению экспертной землеустроительной проектно-изыскательной компании ООО «ГеоТехнология» от 15 марта 2023 года № 2023, по результатам обследования торгового павильона, расположенного по адресу: г<адрес> установлено, что указанный объект расположен вне проезжей части автомобильной дороги по <адрес>. С западной стороны от торгового павильона на расстоянии 45,4 м располагается пешеходный переход на примыкании <адрес>, размещенный на участке дороги населенного пункта с разрешенной скоростью движения 60 км/ч. В районе расположения торгового павильона не имеется пешеходных подходов к дороге (Т.1 л.д. 269).
Как следует из заключения ООО «ГеоТехнология, торговый павильон не влияет на безопасность дорожного движения автомобилей и пешеходов по <адрес>. Дополнительно рекомендовано произвести восстановление дорожного знака «Ограничение скорости 40» на автодороге по <адрес> у торгового павильона «Пекарня Добрая».
В настоящее время администрацией города Сельцо произведена установка дорожного знака «Ограничение скорости 40» у торгового павильона «Пекарня Добрая», что подтверждается материалами дела (Т.1 л.д. 285) и не оспаривалось участниками процесса.
Таким образом, судом установлено, что территория, прилегающая к месту расположения спорного нестационарного торгового объекта, не входит в перечень автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта, не является улицей, представляет собой прилегающую территорию, в связи с чем расположение торгового павильона «Пекарня добрая» не нарушает требования пункта 11.16 СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП2.07.01-89*; пункта 7.1 ГОСТ Р 50597-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Относительно доводов административного истца о расположении спорного нестационарного торгового объекта в зоне полосы отвода автомобильной дороги, суд отмечает следующее.
Пунктом 15 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах определено, что полоса отвода автомобильной дороги - это земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Статьей 25 Закона об автомобильных дорогах предусмотрен правовой режим полосы отвода автомобильной дороги.
В соответствии подпунктом 2 части 3 статьи 25 названного Закона в границах полосы отвода автомобильной дороги, запрещается размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона об автомобильных дорогах границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
Как следует из сообщения администрации города Сельцо от 1 августа 2023 года № 2231 градостроительной документацией Сельцовского городского округа не предусмотрены границы зон полос отвода автомобильных дорог в черте города Сельцо (Т. 3 л.д. 190).
Доводы административного истца о нарушении в рассматриваемом случае требований постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2009 года № 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса» подлежат отклонению, поскольку установленные указанным постановлением нормативы, по смыслу положений части 1 статьи 25 Закона об автомобильных дорогах, подлежат применению при подготовке документации по планировке территории и разработки проектной документации для определения границ полосы отвода планируемых к строительству и реконструкции автомобильных дорог.
Эксплуатация автомобильной дороги по <адрес> начата до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2009 года № 717 в условиях исторически сложившейся застройки, доказательств произведенной после принятия указанного постановления либо планируемой реконструкции автомобильной дороги по <адрес> суду не предоставлено.
Относительно доводов административного истца о расположении спорного нестационарного торгового объекта в пределах зоны отвода автомобильной дороги, исходя из данных технического паспорта автомобильной дороги по <адрес>, суд отмечает следующее.
Согласно техническому паспорту автомобильной дороги по <адрес> ширина полосы отвода автодороги составляет: 7 метров справа и слева от оси дороги на 1-ом участке (Т. 3 л.д. 233); 8 метров справа и слева от оси дороги на 2-ом участке (Т. 3 л.д. 238); от 5 до 6 метров справа и слева от оси дороги на 3-ем участке (Т. 7 л.д. 242 оборотная сторона).
При этом, указанный технический паспорт автомобильной дороги по <адрес> составлен по состоянию на 1 августа 2021 года, в то время как спорный нестационарный торговый объект впервые включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов решением Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области № 6-706 «О внесении дополнений в решение Совета народных депутатов города Сельцо от 13.03.2019 № 6-657 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Сельцовского городского округа на 2019 год».
В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 29 января 2015 года № 225-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения не может носить произвольный характер и должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг.
Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на то, что положение части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.
При этом суд полагает необходимым отметить, что исходя из положений пункта 15 статьи 3, статей 22, 25 Закона об автомобильных дорогах в их системном единстве и взаимосвязи следует, что названный Закон не содержит императивного запрета на размещение строений в зоне полосы отвода автомобильных дорог, допуская использование полосы отвода для размещения, в том числе, объектов дорожного сервиса.
В соответствии с подпунктом 13 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах объекты дорожного сервиса – это здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Пунктом 3.17 ГОСТ 33062-2014 ГОСТ 33062-2014. «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса» (введен в действие приказом Росстандарта от 14 августа 2015 года № 1163-ст) установлено определение термина «объекты придорожного сервиса» – это здания и сооружения, расположенные на придорожной полосе и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (мотели, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, автозаправочные станции, пункты питания, торговли, связи, медицинской помощи, мойки, средства рекламы и иные сооружения).
Принимая во внимание изложенное, с учетом характеристик спорного нестационарного торгового объекта, следует, что торговый павильон «Пекарня Добрая» может быть отнесен к объектам дорожного сервиса, размещение которых допускается в зоне полосы отвода автомобильных дорог.
Доводы административного истца о том, что расположение спорного нестационарного торгового объекта в нарушение Правил подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденных приказом Минтранса России от 30 июля 2020 года № 274, не согласовано с органами Государственной инспекции дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, подлежат отклонению, поскольку названные Правила устанавливают требования к составу и содержанию, порядку подготовки, согласования и утверждения комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения, к которым Схема размещения нестационарных торговых объектов не относится.
На основании изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что оспариваемые решения Совета народных депутатов города Сельцо Брянкой области приняты в пределах предоставленных полномочий с соблюдением требований, предъявляемых к порядку принятия и опубликования правовых актов, имеющих нормативный характер. В процессе рассмотрения дела судом не установлено противоречий оспариваемых решений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также обстоятельств, свидетельствующих о нарушении оспариваемыми решениями прав административного истца.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления Борисова Ю.В. не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Борисова Юрия Владимировича о признании недействующими:
-пункта 29 решения Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области от 29 января 2020 года № 7-71 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Сельцовского городского округа»;
-решения Совета народных депутатов города Сельцо от 25 января 2023 года № 7-390 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Сельцовского городского округа на 2023 год» в части изменений, внесенных решениями Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области от 26.04.2023 № 7-410, от 21.06.2023 № 7-420;
-решения Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области от 22 марта 2023 года № 7-406 «О согласовании внесения места для торговли, используемое ИП Нечипоренко по договору аренды, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Сельцовского городского округа»;
-решения Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области от 26 апреля 2023 года № 7-410 «О внесении изменений и дополнений в Решение Совета народных депутатов города Сельцо от 25.01.2023 № 7-390 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Сельцовского городского округа на 2023 год» в редакции решений от 22.03.2023 № 7-405, от 22.03.2023 № 7-406»;
-решения Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области от 21 июня 2023 года № 7-420 «О внесении изменений и дополнений в Решение Совета народных депутатов города Сельцо от 25.01.2023 № 7-390 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Сельцовского городского округа на 2023 год» в редакции решений от 22.03.2023 № 7-405, от 22.03.2023 № 7-406, от 26.04.2023 № 7-410», - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Максимова Е.А.
Мотивированное решение составлено 17 августа 2023 года.