ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-58/19 от 16.07.2019 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-58/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Корнюшенкова Г.В.,

с участием прокурора - Маркеловой Г.И.,

при секретаре - Лакман Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Экологическая безопасность» о признании недействующим в части приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 19 февраля 2019 года № 101 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 28 марта 2018 года № 145 и признании утратившими силу отдельных приказов Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области»,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Экологическая безопасность» (далее также – ООО «Экологическая безопасность», общество, административный истец) обратилось в Калининградский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее также – Министерство, административный ответчик) о признании недействующим в части приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 19 февраля 2019 года № 101 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 28 марта 2018 года № 145 и признании утратившими силу отдельных приказов Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области» (далее также – Приказ Министерства от 19 февраля 2019 года № 101).

В обоснование иска административный истец указал, что в рамках проведенной по заявлению ООО «Экологическая безопасность» Калининградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки было установлено, что приказом Министерства от 19 февраля 2019 года № 101 были внесены изменения в приказ Министерства от 28 марта 2018 года № 145 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами в Калининградской области», согласно которым ООО «Экологическая безопасность» было исключено из территориальной схемы обращения с отходами в Калининградской области.

Административный истец считает, что при издании приказа Министерства от 19 февраля 2019 года № 101 в части исключения ООО «Экологическая безопасность» из территориальной схемы обращения с отходами в Калининградской области нарушены требования законодательства, предусмотренные Правилами разработки, общественного обсуждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года № 1130, а также права и законные интересы административного истца.

Кроме того полагает, что оспариваемый приказ Министерства противоречит Федеральному закону «О защите конкуренции», предусматривающему запрет органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; создание дискриминационных условий.

С учетом уточнения заявленных требований, административный истец просит суд признать приказ Министерства от 19 февраля 2019 года № 101 недействующим в части исключения объекта обработки твердых коммунальных отходов на ул. Туруханской в г. Калининграде, принадлежащего ООО «Экологическая безопасность» из территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами в Калининградской области, а именно пунктов 117-119, таблиц 52.1, 52.2, 53.1, 53.1, 53.2, 55, с момента его принятия.

Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области на административное исковое заявление ООО «Экологическая безопасность», в том числе с учетом уточненных исковых требований, представлены письменные возражения

В судебном заседании представители ООО «Экологическая безопасность» - Шуплецова М.В., Гринчук П.Л. поддержали административное исковое заявление и заявленные уточненные требования в полном объеме, приведя в их обоснование аналогичные доводы.

Представители Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области по доверенности – Ядренцев А.Г. и Одноочко А.А. против удовлетворения заявленных административным истцом требований возражали. Считают, что оспариваемый приказ принят Министерством в пределах его полномочий, с соблюдением процедуры принятия, не противоречит законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Маркеловой Г.И., полагавшей административный иск подлежащим частичному удовлетворению, выслушав судебные прения, суд приходит к следующему.

В силу статей 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права, свободы и законные интересы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи Кодекса, в том числе соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с пунктами «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также - Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).

В силу положений указанного Федерального закона, к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в частности, установление порядка разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требований к составу и содержанию таких схем (статья 5), а к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами – разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (статья 6).

Согласно статье 13.3 Ферального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (пункт 1); территориальная схема обращения с отходами разрабатывается, проходит процедуру общественного обсуждения, включающую представление заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений, замечаний к проекту этой территориальной схемы и подготовку органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по результатам рассмотрения таких предложений и замечаний соответствующего заключения, утверждается и корректируется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4).

В Калининградской области полномочия органов государственной власти в области обращения с отходами производства и потребления установлены Законом Калининградской области от 25 ноября 2015 года № 477 «Об отходах производства и потребления в Калининградской области», в соответствии с которым к полномочиям Правительства Калининградской области в области обращения с отходами отнесено, в частности, определение уполномоченных органов исполнительной власти Калининградской области в области обращения с отходами (статья 4), а к полномочиям уполномоченного исполнительного органа государственной власти Калининградской области в области обращения с отходами – разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, ее размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Правительства Калининградской области, подготовка заключения по результатам рассмотрения предложений и замечаний, поступивших в период проведения общественного обсуждения территориальной схемы обращения с отходами (статья 5).

Постановлением Правительства Калининградской области от 23 ноября 2015 года № 642 утверждено Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области.

В соответствии с пунктом 1 указанного Положения Министерство является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования и охраны природных ресурсов, а также в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления. Подпунктом 12 пункта 16 Положения, к полномочиям Министерства отнесена разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, размещение ее в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Правительства Калининградской области, подготовка заключений по результатам рассмотрения предложений и замечаний, поступивших в период проведения общественного обсуждения территориальной схемы обращения с отходами.

Статьей 1 Закона Калининградской области от 15 июля 2014 года № 339 «О размещении (опубликовании) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) правовых актов органов государственной власти и должностных лиц Калининградской области и об особенностях внесения в Калининградскую областную Думу законопроектов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» предусмотрено, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти Калининградской области размещаются (опубликовываются) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 28 марта 2018 года № 145 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Калининградской области» утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Калининградской области согласно приложению (далее также – территориальная схема).

Данный приказ Министерства опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 6 апреля 2018 года.

Согласно пунктам 117-118, 120 территориальной схемы в редакции приказа Министерства от 28 марта 2018 года № 145 в таблице 52.1 представлена система объектов по обращению с ТКО (с указанием численности обслуживаемого населения, объёмов ТКО доставляемых на объекты) на 2018 год, в таблице 52.2 – система объектов по обращению на 2023 год с учетом строительства новых объектов, в таблице 53.1 представлены данные о движении ТКО от источников образования отходов до объектов обработки (сортировки) отходов с указанием минимального и максимального количества извлеченного сырья и отходов, направленных на захоронение, на 2018 год, в таблице 53.2 - данные о движении ТКО на 2023 год с учетом строительства новых объектов по обращению с ТКО, в таблице 55 представлен перечень действующих и планируемых объектов по обращению с ТКО с 2018 по 2028 годы.

Таблицы 52.1, 52.2, 53. 1, 53.2, 55 территориальной схемы в редакции приказа Министерства от 28 марта 2018 года № 145, содержали указание на принадлежащий ООО «Экологическая безопасность» объект - Мусороперегрузочная станция с элементами сортировки на ул. Туруханской в г. Калининграде.

Оспариваемым административным истцом приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 19 февраля 2019 года № 101 внесены изменения в приложение к приказу Министерства от 28 марта 2018 года № 145.

Приказ Министерства от 19 февраля 2019 года № 101 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 февраля 2019 года и в соответствии с его пунктом 4 вступил в силу со дня подписания.

Согласно подпункту 4 пункта 1 приказа Министерства от 19 февраля 2019 года № 101 пункты 117-119, таблицы 52.1, 52.2, 53.1, 53.2, 55 территориальной схемы изложены в новой редакции согласно приложению.

В соответствии с пунктом 117 в новой редакции, в таблице 52.1 представлена система объектов по обращению с ТКО (с указанием численности обслуживаемого населения, объемов ТКО, доставляемых на объекты) на 2019 год, в таблице 52.2 – система объектов по обращению с ТКО на 2022 год с учетом строительства новых объектов.

Согласно пункту 118 в таблице 53.1 представлены данные о движении ТКО от источников образования отходов до объектов обработки (сортировки) отходов с указанием возможного минимального и максимального количества извлеченного сырья и отходов, направленных на захоронение, на 2019 год, в таблице 53.2 – данные о движении ТКО на 2022 год с учетом строительства новых объектов по обращению с ТКО.

В соответствии пунктом 119 в новой редакции: в таблице 54 представлена оценка объема затрат на проектирование, строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе ТКО (абзац 1), в таблице 55 представлен перечень действующих и планируемых объектов по обращению с ТКО с 2018 по 2028 годы (абзац 2), в таблице 56 представлен баланс расчетных объемов ТКО с 2018 на 2018 годы.

В новой редакции таблиц 52.1, 52.2, 53.1, 53.2, 55 указание на принадлежащий ООО «Экологическая безопасность» объект - Мусороперегрузочная станция с элементами сортировки на ул. Туруханской в г. Калининграде, отсутствует.

На основании анализа вышеприведенных норм федерального и регионального законодательства, определяющих полномочия органов государственной власти, суд констатирует, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным государственным органом, в установленном порядке опубликован. По данным основаниям приказ Министерства от 19 февраля 2019 года № 101 административным истцом не оспаривается.

Проверяя процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из того, что согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида (пункт 29); акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регламентировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта (пункт 40).

Таким образом, основанием для признания оспариваемого акта не действующим полностью могут быть признаны не любые нарушения процедуры принятия актов данного вида, а лишь такие существенные нарушения порядка принятия и введения в действие, которые свидетельствуют об отсутствии у принятого акта юридической силы.

В данном случае существенные нарушения порядка принятия и введения в действие, приказа Министерства от 19 февраля 2019 года № 101, которые бы свидетельствовали об отсутствии у принятого акта юридической силы, судом не установлены.

Специальные требования, регулирующие процедуру принятия и корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, на момент принятия оспариваемого приказа Министерства от 19 февраля 2019 года № 101 на основании Федерального закона № 89-ФЗ установлены Правилами разработки, общественного утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года № 1130 (далее также – Правила).

Указанные Правила предусматривают специальные требования к порядку разработки проекта территориальной схемы в области обращения с отходами, прохождения процедуры общественного обсуждения, включающей представление заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений, замечаний к проекту территориальной схемы и подготовку органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по результатам рассмотрения таких предложений и замечаний соответствующего заключения, утверждения и корректировки территориальных схем, а также требования к их составу и содержанию.

Оценив совокупность представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в частности: скриншоты материалов, размещенных Министерством в информационно-телекоммуникационной сети, копии писем Министерства о направлении проекта приказа заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, материалы служебной проверки, проведенной Министерством в связи с представлением Калининградского межрайонного природоохранного прокурора Калининградской от 12 апреля 2019 года № 29ж-2019 об устранении нарушений закона о порядке рассмотрения обращений граждан, причин и условий им способствующим, пояснительную записку административного истца к его обращению в органы прокуратуры, суд приходит к выводу, что подготовленный Министерством проект приказа «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 28 марта 2018 года № 145 и признании утратившими силу отдельных приказов Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области» в предусмотренном Правилами порядке был размещен 12 октября 2018 года на официальном сайте Министерства, также был направлен заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, прошел общественное обсуждение в срок не менее одного месяца со дня размещения проекта на официальном сайте, подготовленное по результатам общественного обсуждения заключение об учете поступивших замечаний и предложений размещено Министерством на его официальном сайте.

Таким образом, указанные в пункте 23 Правил лица не были ограничены в реализации своих прав на участие в рассмотрении проекта в установленный Министерством на основе положений Правил срок и направление своих замечаний и предложений в адрес Министерства.

Согласно пункту 25 Правил по результатам общественного обсуждения уполномоченный орган дорабатывает в тридцатидневный срок проект территориальной схемы (при необходимости). Предельный срок утверждения территориальной схемы после ее доработки по результатам общественного обсуждения не определен.

С учетом того, что в ходе общественного обсуждения в адрес Министерства в срок, установленный пунктом 23 Правил, поступили замечания и предложения, которые были рассмотрены и частично приняты, проект приказа в установленный пунктом 27 Правил десятидневный срок со дня окончания срока проведения общественного обсуждения (при условии отсутствия замечаний) утверждению не подлежал. В связи с чем суд находит, что подписание приказа министром природных ресурсов и экологии Калининградской области 19 февраля 2019 года требованиям законодательства не противоречит.

Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по содержанию, суд принимает во внимание, что основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами; комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот; доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами; участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).

Из системного анализа содержащихся в статьях 1, 13.3, 24.5, 24.6, 24.8, 24.13, 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ положений следует, что территориальная схема обращения с отходами (далее также – территориальная схема) является одним из базовых нормативных документов, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции и модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления твердых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

При этом по смыслу статьи 24.6 и пункта 3 статьи 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, пункта 10 Правил территориальная схема обращения с отходами в разделе «Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» должна содержать сведения (наименования, адреса и (или) географические координаты объектов обработки и т.д.) обо всех существующих объектах по обработке отходов, отвечающих санитарным и экологическим требованиям, и действующих в зоне деятельности регионального оператора.

Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2018 года по делу № 74-АПГ18-1.

Правовых оснований для невключения принадлежащего обществу объекта в названный раздел территориальной схемы обращения с отходами, исходя из материалов дела, не усматривается.

Основным видом деятельности ООО «Экологическая безопасность» согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц является сбор отходов. Общество имеет действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, с осуществлением лицензируемой деятельности по адресу: г. Калининград, ул. Туруханская, 1 Г, заключило договор аренды нежилого здания по указанному адресу для использования, в частности, под производственное помещение.

Суд критически оценивает изложенные в возражениях доводы административного ответчика о том, что принадлежащий обществу объект исходя из его наименования «мусороперегрузочная станция» не может быть отнесен к объектам обработки, утилизации, обезвреживания отходов и не подлежит обязательному включению в схему потоков твердых коммунальных отходов.

Указанный объект был включен в территориальную схему в редакции приказа Министерства от 28 марта 2018 года № 145 как мусороперегрузочная станция с элементами сортировки. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ обработка отходов означает предварительную подготовку отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разработку, очистку. Таким образом, сортировка отходов является их обработкой. Как уже указано выше, имеющаяся у общества лицензия предоставляет возможность осуществления деятельности по обработке и утилизации отходов.

При этом суд также принимает во внимание, что иные мусороперегрузочные станции (вблизи пос. Ельняки Гвардейского городского округа, в г. Кразнознаменске, в г. Полесске, в г. Славске, в Зеленоградском городском округе, в пос. Темкино Правдинского городского округа) включены приказом Министерства от 19 февраля 2019 года № 101 в схему потоков твердых коммунальных отходов (таблица 55 территориальной схемы в новой редакции).

Суд отмечает, что наименование и содержание разделов действующей редакции территориальной схемы до настоящего времени не приведены в соответствие с пунктом 5 Правил.

ООО «Экологическая безопасность», как организация, включено в раздел VI территориальной схемы - «Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов» (подпунктом «д» пункта 5 Правил предусмотрено наличие раздела «места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов), утвержденной приказом Министерства от 28 марта 2018 года № 145 (таблица 27 - перечень специализированных организаций, оказывающих услуги по сбору и транспортированию отходов, в том числе ТКО от населения и организаций, получивших лицензии (пункт 104), таблица 28 – перечень организаций, оказывающих услуги по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов, в том числе ТКО, получивших лицензии (пункт 5).

Указанные положения территориальной схемы оспариваемым приказом Министерства от 19 февраля 2019 года № 101 утратившими силу не признаны и не изменены. Поскольку иных объектов по обработке отходов, помимо объекта на ул. Туруханской в г. Калининграде, общество не имеет, то фактически в раздел VI территориальной схемы включен вышеуказанный объект общества по обработке отходов.

Оспариваемые административным истцом положения приказа Министерства от 19 февраля 2019 года № 101 предусматривают изложение в новой редакции норм раздела VIII территориальной схемы – «Схема потоков отходов от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов».

В силу пункта 3 статьи 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ и пункта 12 Правил в данном разделе территориальной схемы обращения с отходами должно содержаться графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, указанных в подпункте «а» пункта 10 настоящих Правил и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, а также информация о количестве образующихся и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов, графическое отображение движения отходов, направляемых в другие субъекты Российской Федерации, от источников образования отходов либо от объектов обработки отходов.

Из анализа раздела VIII «Схема потоков отходов от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов» территориальной схемы, как в редакции приказа Министерства от 28 марта 2018 года № 145, так и в редакции оспариваемого приказа Министерства от 19 февраля 2019 года № 101, следует, что несмотря на наличие в его составе текстовых, табличных и иных материалов, предъявляемые федеральным законодательством требования к разработке, составу и содержанию территориальной схемы разработчиком соблюдены не в полном объеме, поскольку графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов положения указанного раздела не содержат.

Вместе с тем, исходя из буквального толкования вышеприведенных федеральных норм пункта 3 статьи 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ и пункта 12 Правил, схема потоков отходов должна включать в себя все объекты обработки отходов, отвечающие требованиям законодательства и соответственно включенные в раздел «Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» территориальной схемы, в данном случае – в раздел VI действующей территориальной схемы.

Доводы представителей административного ответчика в судебном заседании о том, что из его полномочий по утверждению территориальной схемы вытекает и право самостоятельно определять объекты, включаемые в схему потоков отходов, об отсутствии в законодательстве прямого запрета на исключение указанных в территориальной схеме объектов из схемы потоков отходов, суд находит не основанными на законе.

Как усматривается из представленных административным ответчиком возражений, оспариваемые административным истцом изменения в территориальную схему обращения с отходами приняты Министерством по мотиву экономической нецелесообразности использования мусоропегрузочной станции с элементами сортировки по ул. Туруханской в г. Калининграде и целесообразности реализации проекта по внедрению раздельного накопления твердых коммунальных отходов в г. Калининграде. При этом какие-либо расчеты, подтверждающие обоснованность сделанных Министерством выводов, административным ответчиком в материалы дела не представлены.

Суд полагает необходимым отметить, что при наличии оснований, предусмотренных пунктом 30 Правил, в том числе при выявлении способов оптимизации потоков отходов с учетом действующих и вновь введенных объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, Министерство, как уполномоченный орган, вправе в установленном порядке корректировать территориальную схему, изменяя движение отходов (направления и объем потоков) от источников образования и мест накопления отходов до соответствующих объектов переработки, в частности, исходя из экономической целесообразности, внедряя площадки раздельного накопления твердых коммунальных отходов.

В то же время полное исключение без наличия соответствующих оснований из схемы потоков какого-либо объекта, подлежащего включению в перечень объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов территориальной схемы, не отвечает требованиям вышеприведенных норм Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ и Правил, является по существу произвольным, устанавливает не предусмотренные федеральным законодательством ограничения на осуществление деятельности юридических лиц по обращению с отходами.

Материалы, обосновывающие законность исключения принадлежащего обществу объекта из схемы потоков отходов, суду не представлены.

Доводы административного ответчика о том, что ООО «Экологическая безопасность» не имеет права осуществлять сортировку отходов на принадлежащем ей объекте по ул. Туруханской в г. Калининграде, поскольку не исполняет в отношении данного объекта требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, подлежат судом отклонению, так как какими-либо объективными доказательствами они не подтверждены. Неисполнение обществом санитарных и (или) экологических требований основанием внесения Министерством оспариваемых административным истцом изменений в территориальную схему обращения с отходами не являлось.

Исходя из материалов дела, исключение принадлежащего обществу объекта из схемы потоков твердых коммунальных отходов препятствует заключению региональным оператором с обществом договора на оказание услуг по обработке твердых коммунальных отходов. В связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемые положения приказа Министерства от 19 февраля 2019 года № 101 необоснованно препятствуют осуществлению обществом предусмотренной лицензией деятельности по обращению с отходами, нарушают права и законные интересы ООО «Экологическая безопасность».

Доводы административного ответчика о том, что общество ранее фактически не осуществляло регулируемую деятельность по обработке твердых коммунальных отходов, а также о возможности использования принадлежащего обществу объекта для иной деятельности по обращению с отходами, за исключением обработки твердых коммунальных отходов, при вышеуказанных обстоятельствах правового значения не имеют.

В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что положения подпункта 4 пункта 1 приказа Министерства от 19 февраля 2019 года № 101 в части изложения в новой редакции пунктов 117-118, абзаца 2 пункта 119 таблиц 52.1, 52.2, 53.1, 53.2, 55 приложения к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 28 марта 2018 года № 145 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Калининградской области» (в редакции приказов Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 6 апреля 2018 года № 158, от 10 мая 2018 года № 214) подлежат признанию недействующими.

Поскольку вышеуказанные положения подпункта 4 пункта 1 приказа Министерства от 19 февраля 2019 года № 101 применялись и на их основе были реализованы права граждан и организаций, то в соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд полагает, что вышеуказанные положения нормативного правового акта подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Положения новой редакции абзацев 1 и 3 пункта 119 территориальной схемы по своему содержанию права и законные интересы ООО «Экологическая безопасность» не затрагивают, в связи с чем оснований для признания в данной части положений подпункта 4 пункта 1 приказа Министерства от 19 февраля 2019 года № 101 недействующими не имеется.

Таким образом, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ООО «Экологическая безопасность» удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта подпункт 4 пункта 1 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 19 февраля 2019 года № 101 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 28 марта 2018 года № 145 и признании утратившими силу отдельных приказов Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области» в части изложения в новой редакции пунктов 117-118, абзаца 2 пункта 119, таблиц 52.1, 52.2, 53.1, 53.2, 55 приложения к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 28 марта 2018 года № 145 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Калининградской области» (в редакции приказов Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 6 апреля 2018 года № 158, от 10 мая 2018 года № 214).

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калининградский областной суд в те­чение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23 июля 2019 года

Судья Калининградского

областного суда Г.В. Корнюшенков