ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-66/20 от 17.03.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24OS0000-01-2019-000963-78

Дело № 3А-66/2020

015а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 марта 2020 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,

с участием представителей общества с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» Булгару М.В., Никишиной А.А., представителя министерства тарифной политики Красноярского края Сутыриной Л.А., представителя открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Засемковой Л.А., прокурора Моргуна О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-66/2020 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» о признании не действующим приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 22 августа 2019 года № 290-в «Об установлении тарифов на транспортировку сточных вод по сетям Красноярской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД» (г. Москва, ИНН 7708503727)»,

У С Т А Н О В И Л:

Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 22 августа 2019 года № 290-в «Об установлении тарифов на транспортировку сточных вод по сетям Красноярской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД» (г. Москва, ИНН 7708503727)» (далее – Приказ от 22 августа 2019 года № 290-в) для потребителей Красноярской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД» на период до 31 декабря 2019 года установлен тариф на транспортировку сточных вод по сетям г. Красноярск в размере 15,52 руб./м3.

Приказ от 22 августа 2019 года № 290-в опубликован 23 августа 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru. В соответствии с пунктом 3 данного Приказа он вступил в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 13 декабря 2018 года № 768-в «Об установлении долгосрочных тарифов на водоотведение для потребителей Красноярской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД» (г. Москва, ИНН 7708503727)» (далее – Приказ от 13 декабря 2018 года № 768-в) для потребителей Красноярской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД» установлены долгосрочные тарифы на водоотведение.

Общество с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» (далее – ООО «КрасКом») обратилось с административным иском о признании не действующими Приказ от 22 августа 2019 года № 290-в и Приказ от 13 декабря 2018 года № 768-в.

Определением Красноярского краевого суда от 4 февраля 2020 года производство по делу в части требований ООО «КрасКом» о признании не действующим Приказ от 13 декабря 2018 года № 768-в прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 128, части 2 статьи 194, части 1 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку данный Приказ не затрагивает права, свободы и законные интересы ООО «КрасКом».

Требования административного иска в части оспаривания Приказа от 22 августа 2019 года № 290-в (с учетом дополнений) мотивированы тем, что 8 декабря 2014 года между ООО «КрасКом» и ОАО «РЖД» (Абонентом) заключен договор на холодное водоснабжение и водоотведение № 13/00234 (далее – договор от 8 декабря 2014 года № 13/00234), по условиям которого ООО «КрасКом» обязалось принимать у ОАО «РЖД» сточные воды от канализационных выпусков Абонента в централизованную систему водоотведения, а ОАО «РЖД» обязалось оплачивать услуги водоотведения.

Согласно приложению № 2 к договору от 8 декабря 2014 года № 13/00234 ОАО «РЖД», покупая у ООО «КрасКом» услугу по водоотведению, одновременно оказывает услуги водоотведения другим абонентам, присоединенным к сетям ОАО «РЖД».

Тарифы на водоотведение для потребителей ООО «КрасКом» установлены приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 19 декабря 2018 года № 909-в «Об установлении долгосрочных тарифов на водоотведения для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» (г. Красноярск, ИНН 2466114215)» (далее – Приказ от 19 декабря 2018 года № 909-в).

Тарифы на водоотведение для потребителей (абонентов) ОАО «РЖД» установлены Приказом от 13 декабря 2018 года № 768-в.

3 сентября 2019 года ОАО «РЖД» направило в адрес ООО «КрасКом» письмо об исключении абонентов ОАО «РЖД» из договора от 8 декабря 2014 года № 13/00234 в связи с установлением Приказом от 22 августа 2019 года № 290-в тарифа на транспортировку сточных вод для потребителей ОАО «РЖД» по сетям последнего.

24 сентября 2019 года ОАО «РЖД» направило в адрес ООО «КрасКом» письмо с проектом договора на транспортировку сточных вод, по условиям которого транспортировка сточных вод осуществляется ОАО «РЖД» от абонентов последнего, указанных в приложении № 2 к договору от 8 декабря 2014 года № 13/00234, до границы эксплуатационной ответственности, согласованной в приложении № 1 к данному договору.

Согласно указанному проекту договора, ООО «КрасКом» обязано оплачивать ОАО «РЖД» услуги по транспортировке сточных вод по тарифам, установленным Приказом от 22 августа 2019 года № 290-в.

По мнению административного истца, министерством тарифной политики Красноярского края допущено нарушение законодательства в сфере тарифного регулирования, поскольку при установлении Приказом от 22 августа 2019 года № 290-в тарифа на транспортировку сточных вод были повторно учтены расходы ОАО «РЖД», ранее учтенные при установлении Приказом от 13 декабря 2018 года № 768-в тарифа на водоотведение, а кроме того Приказ от 22 августа 2019 года № 290-в принят в отсутствие ведения регулируемой организацией раздельного учета по видам деятельности; расчета объемов транспортировки сточных вод; документов, подтверждающих проведение регулируемой организацией закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке; анализа экономической обоснованности расходов по отдельным статьям затрат; с учетом включения затрат на имущество, не задействованного при оказании услуг по транспортировке сточных вод; величина тарифов рассчитана методом экономически обоснованных затрат, в то время как надлежало применить метод индексации (т. 1 л.д. 4-12, т. 4 л.д. 49-58).

Представители ООО «КрасКом» Булгару М.В. и Никишина А.А., действующие на основании доверенностей, настаивали на заявленных требованиях по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении с учетом его дополнений.

Представитель министерства тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство) Сутырина Л.А., действующая на основании доверенности, просил в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, в которых указано на то, что оспариваемый приказ полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и принят в пределах установленных полномочий Министерства.

Представитель ОАО «РЖД» Засемкова Л.А., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на необоснованность доводов административного истца.

Прокурор – старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражных процесса прокуратуры Красноярского края Моргун О.В. в своем заключении полагал административный иск не подлежащим удовлетворению.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает отказать в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относятся к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с частью 8 статьи 31 указанного Федерального закона в сфере водоотведения регулированию подлежат следующие тарифы: тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденном Постановлением Правительства Красноярского края от 3 июля 2018 года 380-п, Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 3.15 данного Положения к компетенции Министерства отнесено утверждение тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Частью 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777 определено, что органы исполнительной власти края по вопросам своей компетенции издают приказы, а также иные правовые акты, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Учитывая, что федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая и органы тарифного регулирования, не предусмотрено принятие иных правовых актов, оспариваемый нормативный правовой акт об установлении тарифов принят и оформлен приказом Министерства, что соответствует положениям части 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777.

На основании части 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2627 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края» официальным опубликованием закона края, иного нормативного правового акта края считается публикация его полного текста в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» или «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края» или размещение его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или на краевом портале правовой информации.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.

Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, в частности, являются: достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения (подпункты 4 и 5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

На основании части 1 статьи 33 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Во исполнение вышеприведенных положений Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).

Пунктом 22 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 1 ноября текущего года. В этом случае тарифы для организации устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования тарифов предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме. По решению органа регулирования тарифов указанный срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней.

Основанием для принятия Приказа от 22 августа 2019 года № 290-в явилось заявление (предложение) ОАО «РЖД» об установлении тарифов на транспортировку сточных вод на 2019 год от 20 ноября 2017 года (т. 3 л.д. 3-4) и иных материалов, представленных в обоснование предложения, что соответствует положениям подпункта «а» пункта 13, пунктам 12, 22 Правил регулирования тарифов.

Приказ от 22 августа 2019 года № 290-в принят посредством открытого голосования единогласно коллегиальным органом - правлением Министерства по итогам заседания 22 августа 2019 года (протокол от 22 августа 2019 года т. 4 л.д. 24-27) на основании экспертного заключения по делу об установлении тарифов (цен) № 151-19в на 2019 год (т. 4 л.д. 1-23), которым определена обоснованность расходов, учтенных при расчете тарифов, и корректность определения параметров расчета тарифов в рамках компетенции Министерства, что согласуется с положениями пунктов 25, 27, 28 Правил регулирования тарифов.

Полномочия правления Министерства подтверждаются приказом Министерства от 3 августа 2018 года № 10-о (т. 4 л.д. 35-37).

8 декабря 2014 года между ООО «КрасКом» и ОАО «РЖД» (Абонентом) заключен договор на холодное водоснабжение и водоотведение № 13/00234 (далее – договор от 8 декабря 2014 года № 13/00234), по условиям которого ООО «КрасКом» обязалось принимать у ОАО «РЖД» сточные воды от канализационных выпусков Абонента в централизованную систему водоотведения, а ОАО «РЖД» обязалось оплачивать услуги водоотведения.

Согласно приложению № 2 к договору от 8 декабря 2014 года № 13/00234 ОАО «РЖД», покупая у ООО «КрасКом» услугу по водоотведению, одновременно оказывает услуги водоотведения другим абонентам, присоединенным к сетям ОАО «РЖД».

Тарифы на водоотведение для потребителей ООО «КрасКом» установлены приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 19 декабря 2018 года № 909-в «Об установлении долгосрочных тарифов на водоотведения для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» (г. Красноярск, ИНН 2466114215)» (далее – Приказ от 19 декабря 2018 года № 909-в).

Тарифы на водоотведение для потребителей (абонентов) ОАО «РЖД» установлены Приказом от 13 декабря 2018 года № 768-в.

3 сентября 2019 года ОАО «РЖД» направило в адрес ООО «КрасКом» письмо об исключении абонентов ОАО «РЖД» из договора от 8 декабря 2014 года № 13/00234 в связи с установлением Приказом от 22 августа 2019 года № 290-в тарифа на транспортировку сточных вод для потребителей ОАО «РЖД» по сетям последнего.

24 сентября 2019 года ОАО «РЖД» направило в адрес ООО «КрасКом» письмо с проектом договора на транспортировку сточных вод, по условиям которого транспортировка сточных вод осуществляется ОАО «РЖД» от абонентов последнего, указанных в приложении № 2 к договору от 8 декабря 2014 года № 13/00234, до границы эксплуатационной ответственности, согласованной в приложении № 1 к данному договору.

Согласно указанному проекту договора, ООО «КрасКом» обязано оплачивать ОАО «РЖД» услуги по транспортировке сточных вод по тарифам, установленным Приказом от 22 августа 2019 года № 290-в.

В настоящее время спор между ООО «КрасКом» и ОАО «РЖД» по поводу условий вышеуказанного договора разрешается в судебном порядке.

Постановлением администрации города Красноярска от 12 августа 2013 года № 393 ООО «КрасКом» определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования город Красноярск.

Из положений части 7 статьи 7, части 5 статьи 12 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункта 6 Основ ценообразования следует, что после определения гарантирующей организации в сфере водоотведения для иных регулируемых организаций в зоне ее деятельности должны быть установлены тарифы на транспортировку сточных вод.

Таким образом, принятие Министерством Приказа от 22 августа 2019 года № 290-в, регулирующего правоотношения между ОАО «РЖД», как владельца сетей водоотведения на территории г. Красноярска, и ООО «КрасКом» гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования города Красноярска, не противоречит действующему законодательству.

Вопреки утверждениям административного истца то, что Приказом от 22 августа 2019 года № 290-в утвержден тариф на транспортировку сточных вод по сетям, расходы на содержание которых были учтены при формировании методом индексации долгосрочных тарифов на водоотведение Приказом от 13 декабря 2018 года № 768-в, не свидетельствует о двойном учете затрат для одних и тех же потребителей.

Из содержания пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», определяющего водоотведение как прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, следует, что транспортировка сточных вод является частью услуги водоотведения.

Вышеприведенными нормативными правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения предусматривается возможность отнесения услуг по водоотведению и транспортировке сточных вод к отдельным видам деятельности с установлением самостоятельного тарифного регулирования, после осуществления которого и заключения договоров на транспортировку сточных вод данные услуги не могут осуществляться одновременно и в отношении каждого вида деятельности может быть применен только один вид тарифа (тариф на водоотведение либо тариф на транспортировку сточных вод).

Из Экспертного заключения № 151-19в следует, что при расчете тарифов, утвержденных Приказом от 22 августа 2019 года № 290-в, учтены затраты по содержанию сетей водоотведения ОАО «РЖД» в г. Красноярске, иные затраты, относимые к деятельности по водоотведению не учитывались.

Поскольку в отношении ОАО «РЖД» государственное регулирование тарифов на транспортировку сточных вод по сетям г. Красноярска в течение предыдущего года не осуществлялось, расчет тарифов на основании подпункта «г» пункта 9 Правил регулирования тарифов произведен методом экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктом 31, подпунктом «а» пункта 37 Основ ценообразования, что следует из Экспертного заключения, в котором отражены сведения об основных показателях расчета тарифов регулируемой организации на период регулирования, предусмотренные пунктом 29 Правил регулирования тарифов.

Судом отклоняются доводы ООО «КрасКом» о том, что в отношении ОАО «РЖД» государственное регулирование тарифов на транспортировку сточных вод осуществляется не впервые, в связи с чем, по мнению административного истца, при принятии Приказа от 22 августа 2019 года необходимо было осуществить расчет тарифов методом индексации, мотивированные ссылкой на приказ Министерства от 13 декабря 2018 года № 770-в «Об установлении тарифов на транспортировку сточных вод по сетям Красноярской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД» (г. Москва, ИНН 7708503727)» (далее – Приказ от 13 декабря 2018 года № 770-в).

Приказом от 13 декабря 2018 года № 770-в установлены тарифы на транспортировку сточных вод на 2019 год только для ООО «Теплосеть» (г. Ачинск, ИНН 4701005692), а не для г. Красноярска. Экономическая составляющая деятельности по транспортировке сточных вод в г. Красноярске отличается от экономической составляющей такой же деятельности, осуществляемой в отношении одного потребителя в г. Ачинске, что обусловлено различными объемами услуг, протяженностью канализационных сетей и т.п.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического приема сточных вод за последний отчетный год и динамики приема сточных вод за последние 3 года.

В соответствии с пунктом 6 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее - Методические указания), объем отпуска воды, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, определяется исходя из фактических объемов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществлявшей такую деятельность в централизованной системе холодного водоснабжения и (или) горячего водоснабжения, и заключенных организацией договоров водоснабжения, единых договоров водоснабжения и водоотведения.

Согласно подпункту 3 пункта 2 раздела I Экспертного заключения № 151-19в, объем транспортируемых сточных вод в размере 916,612 тыс. м3 установлен на основании расчетных данных об объемах услуг за 2018 год, оказанных ОАО «РЖД» по заключенным договорам водоотведения, а также баланса водоотведения за тот же период.

Учитывая, что деятельность ОАО «РЖД» по водоотведению осуществлялась с использованием тех же канализационных систем и иного технологического оборудования, что и для осуществления деятельности по транспортировке сточных вод, такой порядок определения планового объема услуг соответствует пункту 29 Основ ценообразования и пункту 6 Методических указаний.

Судом отклоняются доводы административного истца о неверном определении объема транспортируемых сточных вод, мотивированные ссылкой на то, принятый органом регулирования Реестр договоров на прием (сброс) сточных вод по г. Красноярску на 2019 год не содержит сведений о Договоре на водоснабжение и водоотведение № 13/00234, заключенном между ООО «КрасКом» и ОАО «РЖД» и объеме сточных вод по данному договору 830,38 тыс. м3.

По мнению административного истца, объем транспортировки сточных вод должен составлять 1746,992 тыс. м3 и определяться как сумма объема по Реестру на 2019 год в размере 916,612 тыс. м3 и объема по Договору № 13/00234 от 08 декабря 2014 года в размере 830,38 тыс. м3.

Между тем, в Реестре на 2019 год приведен перечень договоров, по которым услуга по приему (сбросу) сточных вод оказывается исполнителем ОАО «РЖД», а по Договору № 13/00234 от 08 декабря 2014 года ОАО «РЖД» является получателем услуги по приему сточных вод (водоотведения), оказываемой исполнителем ООО «КрасКом».

Таким образом, предлагаемый административным истцом порядок расчета объема услуг по транспортировки сточных вод по сетям ОАО «РЖД» означает фактическое безосновательное задвоение объема этих услуг.

Из подпунктов 1, 2 пункта 2 Раздела I Экспертного заключения № 151-19в следует, что общая протяженность канализационных сетей 10,627 км, посредством которых осуществляется деятельность по транспортировке сточных вод, принята в соответствии с представленными свидетельствами о государственной регистрации права и паспортами основных средств, количество подкачивающих подстанций определено согласно свидетельствам о государственной регистрации права.

Материалами дела (свидетельствами о государственной регистрации права собственности, инвентарными карточками и др.) подтверждается владение ОАО «РЖД» имуществом, используемым в целях оказания услуг по транспортировке сточных вод.

В силу части 6 статьи 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» орган регулирования обязан учитывать при установлении тарифов расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В этой связи, само по себе отсутствие документов, подтверждающих право собственности на объекты, фактически включенные в централизованную систему водоотведения г. Красноярска и используемые для осуществления регулируемого вида деятельности, не свидетельствует о необоснованности учета расходов регулируемой организации на содержание указанных объектов, что не противоречит пункту 15, подпункту «а» пункта 17, пункту 25, подпункту «а» пункта 26 Правил регулирования тарифов.

Судом отклоняются доводы административного истца о том, что не все канализационно-насосные станции (далее – КНС) ОАО «РЖД» необходимо учитывать при определении расходов на осуществление регулируемой деятельности, мотивированные ссылкой на то, что только две из них подключены к централизованной системе водоотведения (КНС «Вокзал» по ул. 30 июля, КНС по ул. Ломоносова 74, а), а КНС бытовых стоков на ст. Базаиха относится к нецентрализованной системе водоотведения, поскольку вывоз стоков осуществляется специализированными машинами.

Поскольку транспортировка сточных вод от абонентов ОАО «РЖД» и соответственно абонентов ООО «КрасКом» в районе ст. Базаиха осуществляется по канализационным сетям технологически связанным с КНС ст. Базаиха ОАО «РЖД», данная КНС является частью комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений ОАО «РЖД», обеспечивающей транспортировку сточных и оказание услуги по водоотведению гарантирующей организацией на территории г. Красноярска, расходы на содержание указанной КНС были правомерно учтены органом регулирования.

Кроме того, доводы административного истца о неучастии отдельных КНС ОАО «РЖД» в централизованном водоотведении г. Красноярска опровергаются подписанными между ОАО «РЖД» и ООО «КрасКом» Актами раздела границ обслуживания сетей водопровода и канализации от 19 апреля 2005 года, от 27 ноября 2006 года, которые являются приложениями к Договору № 13/00234 от 08 декабря 2014 года, а также приложением № 2 к данному договору.

Вопреки утверждениям административного истца, при определении протяженности канализационных сетей, органом регулирования в целях расчета тарифа были учтены только те сети, посредством которых осуществляется регулируемая деятельность. Исключение из расчета отдельных участков канализационных сетей, на которые указывает административный истец, означало бы разрыв технологической схемы транспортировки сточных вод и повлекло невозможность осуществления регулируемой деятельности.

Судом не могут быть приняты во внимание доводы административного иска о неправильном определении органом регулирования затрат по статье «Производственные расходы», в частности при определении объема расходов на приобретение сырья и материалов в размере 237,37 тыс. руб., электрическую энергию в размере 353,60 тыс. руб., тепловую энергию в размере 48,51 тыс. руб., расходов на оплату труда основного производственного персонала в размере 3 408,93 тыс. руб., отчислений на социальные нужды основного производственного персонала в размере 1 122,71 тыс. руб., общехозяйственные расходы в размере 345,02 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены, в частности из следующих источников информации:

цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов (подпункт «б»);

прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), темпы роста цен на электрическую энергию (подпункт «в»);

- данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные (подпункт «ж») и других источников.

Таким образом, сведения об объемах потребления сырья и материалов, используемых при осуществлении регулируемой деятельности, могут быть получены органом регулирования не только из договоров, заключенные регулируемой организацией по результатам проведения торгов, но из других источников, названных в пункте 22 Основ ценообразования, в связи с чем использование иных сведений не свидетельствует о нарушении органом регулирования законодательства о закупках.

Согласно пункту 3.1.1 раздела I.V Экспертного заключения № 151-19в, расходы на приобретение сырья и материалов, необходимые для обслуживания и возможного ремонта технологического оборудования КНС, приняты с учетом предложения регулируемой организации на уровне фактических расходов по данной статье затрат за предыдущие годы, что подтверждается выкопировкой из программы учета ОАО «РЖД» на сумму 237,37 тыс. руб.

Из пункта 48 Основ ценообразования и пункта 20 Методических указаний следует, что расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность) определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности) на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) (Приложение 2.1.2 к Методическим указаниям). Объемы приобретаемой электрической энергии (мощности) определяются с учетом показателей надежности, качества, энергетической эффективности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, определенных в установленном порядке.

В пункте 3.1.2.1 раздела I.V Экспертного заключения № 151-19в приведено обоснование принятой к расчету величины расходов на приобретаемую электрическую энергию в размере 353,60 тыс. руб. Расходы на электроэнергию снижены органом регулирования относительно предложения организации на 21,44 тыс. руб. в связи с их экономической необоснованностью.

Как следует из раздела I.III Экспертного заключения № 151-19в расходы на приобретение электроэнергии рассчитаны по средневзвешенному тарифу на 2018 год с учетом индекса в размере 103,0%, принятому на основании Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, а также средневзвешенному тарифу на покупку электроэнергии за 2018 год (2,662 руб./кВт.ч.) на основании Расшифровки объемов расхода электроэнергии структурным подразделением филиала ОАО «РЖД», что согласуется с подпунктом «в» пункта 22 Основ ценообразования.

Удельный расход электрической энергии (мощности) определен в размере 0,141 кВт.ч/куб.м, что соответствует объему электрической энергии (мощности) в размере 128,98 кВт.ч и объему принятых (транспортируемых) сточных вод в размере 916,612 тыс. куб.м.

По мнению суда, органом регулирования обосновано включены расходы на тепловую энергию в размере 48,51 тыс. руб. с учетом необходимости содержания здания по адресу: г. Красноярск, ул. Ломоносова, 74, являющееся комплексом канализационно-насосной станции с сетями водоснабжения и канализации и непосредственно участвующее в осуществлении регулируемой деятельности. Обоснованность объема расходов и учтенной суммы затрат подтверждается представленным регулируемой организацией Плановым расходом на отопление объектов по водоотведению на 2019 год, договором теплоснабжения с ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» от 26 мая 1988 года № 5030.

Согласно пункту 3.1.4 раздела I.V Экспертного заключения № 151-19в расчет заработной платы основного производственного персонала произведен с учетом Распоряжения ОАО «РЖД» от 29 февраля 2016 года № 328-р, которым определена нормативная численность 12 человек для обслуживания 7 КНС, участвующих в осуществлении регулируемой деятельности, а также с учетом утвержденной с 1 июля 2019 года часовой тарифной ставки рабочего 1 разряда и индекса роста в размере 52,04 в соответствии с Распоряжением ОАО «РЖД» от 14 июня 2019 года «Об индексации заработной платы работников Красноярской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД».

Отчисления на социальные нужды определены на основании Уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний юридического лица, выданного филиалом № 7 Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 09 апреля 2019 года.

В пункте 3.1.6.3 раздела I.V Экспертного заключения № 151-19в приведено обоснование принятия органом регулирования общехозяйственных расходов в размере 345,02 тыс. руб., которые включают в себя расходы на охрану труда и технику безопасности, проведение медосмотров и подготовку кадров, что соответствует требования трудового законодательства в сфере охраны труда. Расходы на проведение периодических медосмотров определены согласно договору с НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Красноярск» от 19 июля 2017 № 2678801, исходя из численности основного производственного персонала в количестве 12 единиц.

На основании пункта 38 Основ ценообразования в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации при применении метода экономически обоснованных расходов в числе прочего включаются ремонтные расходы.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования и пунктом 23 Методических указаний расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, в том числе налоги и сборы с фонда оплаты труда, подлежат отдельному учету в составе ремонтных расходов, наряду с расходами на текущий и капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.

Согласно пункту 3.2.3 раздела I.V Экспертного заключения № 151-19в расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала определены в размере 1 882,97 тыс. руб. с учетом принятой к учету численности ремонтного персонала в количестве 3,8 штатных единиц.

Вопреки доводам административного истца, отсутствие в регулируемом периоде плановых текущих и капитальных ремонтов централизованных систем водоснабжения не исключает потребности в содержании ремонтного персонала, необходимого для проведения непредвиденных ремонтных работ.

В соответствии с пунктом 3.3 раздела I.V Экспертного заключения № 151-19в предложенные регулируемой организацией расходы уменьшены органом регулирования за счет снижения численности административно-управленческого персонала, принятой в размере 2,7 штатных единицы, отнесенных на транспортировку сточных вод в г. Красноярске, что составляет 2,09% от общей численности административного персонала в целом.

При этом принят предложенный ОАО «РЖД» порядок распределения общеэксплуатационных расходов по видам услуг пропорционально численности (заработной платы) основных производственных рабочих согласно представленному Расчету распределения общеэксплуатационных расходов по видам услуг. Такой порядок соответствует учету (распределению) названных расходов в иных регулируемых организациях, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях, в том числе распределению административно-управленческих расходов согласно Учетной политике ООО «КрасКом», что согласуется с пунктом 15 Правил регулирования.

Учитывая изложенное, не могут быть приняты во внимание доводы ООО «КрасКом» о необоснованном включении административных расходов в размере 3 259,31 тыс. руб., распределение которых не предусмотрено учетной политикой ОАО «РЖД».

Также подлежат отклонению доводы ООО «КрасКом» о необоснованном включении органом регулирования затрат по статье «Амортизация» в размере 2 713,55 тыс. руб.

Как следует из пункта 3.5 Раздела I.V Экспертного заключения № 151-19в, в котором приведен анализ экономической обоснованности предложенных ОАО «РЖД» амортизационных расходов, величина расходов снижена за счет исключения отчислений на насосную станцию дождевых стоков. Расчет амортизации с учетом сооружений и оборудования, используемого в регулируемой деятельности, приведен в таблицах «Амортизация основных средств и нематериальных активов, относимых к объектам централизованной системы водоотведения», «Амортизация».

Органом регулирования обосновано включены затраты регулируемой организации по статье «Налоги» в размере 289,98 тыс. руб. При этом расчет налога на имущество принят на основании представленной ОАО «РЖД» выкопировки из программы учета ОАО «РЖД» по расчету налога на имуществу на указанную сумму, согласно которой сети водопровода при расчете не учитывались. Расходы на уплату налога по станции управления частотным приводом включены на основании инвентарной карточки учета объекта основных средств от 30 ноября 2016 года.

Не противоречит законодательству о государственном регулировании тарифов и соответствует Программе учета ОАО «РЖД» по расчету налога на имущества принятие органом регулирования в качестве базы для расчета расходов по указанной статье затрат остаточной стоимости имущества вместо предусмотренной статьями 357, 376 Налогового кодекса Российской Федерации среднегодовой стоимости. При этом принятая остаточная стоимость имущества на конец периода в меньшем размере в сравнении со среднегодовой стоимостью не может повлечь увеличение затрат регулируемой организации по данной статье и, как следствие, увеличение тарифа для ООО «КрасКом».

С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Приказ от 22 августа 2019 года № 290-в в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и права административного истца не нарушает.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах, суд полагает на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного иска отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» о признании не действующим приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 22 августа 2019 года № 290-в «Об установлении тарифов на транспортировку сточных вод по сетям Красноярской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД» (г. Москва, ИНН 7708503727)» – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 24 апреля 2020 года