ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-69 от 27.06.2016 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 3а-69 27 июня 2016 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,

при секретаре Черняевой О.В.

с участием прокурора областной прокуратуры Лепеха К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 27 июня 2016 года административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Российские железные дороги» о признании недействующим приложения № 5 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 26 ноября 2015 года № 68-в/1 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемые ОАО «РЖД» на территории муниципального образования «Котлас»,

у с т а н о в и л:

постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 26 ноября 2015 года № 68-в/1 установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ОАО «РЖД» на территории муниципального образования «Котлас», согласно приложению № 5.

Указанные тарифы установлены на период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года (пункт 3).

Согласно приложению № 5 к данному постановлению тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ОАО «РЖД» на территории муниципального образования «Котлас», составляют: для населения на период с 01 января по 30 июня 2016 года 30 руб./куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года – 32,12 руб./куб.м; для потребителей, приравненных к населению, на период с 01 января по 30 июня 2016 года 25,42 руб./куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года – 27,22 руб./куб.м; для прочих потребителей на период с 01 января по 30 июня 2016 года 41,75 руб./куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года – 41,75 руб./куб.м.

Текст постановления с приложением официально опубликован 04 декабря 2015 года на официальном интернет-портале Администрации Архангельской области http://www.dvinaland.ru и официальном сайте агентства по тарифам и ценам Архангельской области tarif29.ru.

Оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу, на момент рассмотрения дела является действующим.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приложения № 5 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 26 ноября 2015 года № 68-в/1 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемые ОАО «РЖД» на территории муниципального образования «Котлас».

В обоснование исковых требований указано, что оспариваемое постановление в части установления тарифов на услуги по водоснабжению нарушает права и законные интересы истца на получение экономически обоснованного дохода от предоставления данных услуг. Для установления тарифов на услуги по водоснабжению ОАО «РЖД» направило агентству по тарифам и ценам Архангельской области расчет расходов на регулируемый вид деятельности на 2016 год, в том числе расходов на ремонт в сумме <данные изъяты> тыс.руб., на добровольное медицинское страхование в сумме <данные изъяты> тыс.руб., на паритетный пенсионный взнос в сумме <данные изъяты> тыс.руб. Данные расходы были подтверждены ОАО «РЖД» документально, однако орган регулирования тарифов в полном объеме (<данные изъяты> тыс.руб.) не принял расходы по указанным статьям затрат.

Административный истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил, просил рассмотреть дело без участия представителя.

Из возражений ОАО «РЖД» на отзыв агентства по тарифам и ценам Архангельской области следует, что Агентством необоснованно не приняты расходы на добровольное медицинское страхование и на паритетные пенсионные взносы, которые являются операционными расходами, подлежащими включению в тариф в соответствии с пунктом 61 Основ ценообразования. Обосновывая отказ включения в тариф выпадающих расходов по капитальному ремонту за 2014 год, Агентство указало на отсутствие обоснования со стороны ОАО «РЖД» необходимости проведения одновременно капитального и текущего ремонта одного объекта. Вместе с тем, на заседании коллегии Агентства данный вопрос не поднимался. Административным ответчиком указано, что согласно постановлению Госстроя капитальным ремонтом является смена участка сети, протяженность которого не должна превышать 200 м. на 1 км. сети. Согласно дефектным ведомостям протяженность водопроводной сети составляет <данные изъяты> м. Протяженность капитального ремонта сети составила <данные изъяты> м., что не превышает установленную постановлением Госстроя протяженность. Из технического паспорта на объект (схема водопровода) следует, что капитальный и текущий ремонты водопровода (инвентарный ) проводились по разным участкам: капитальный ремонт – от колодца ВК 16 до колодца ВК 7-ПГ; текущий ремонт – от колодца ВК 7ПГ до колодца ВК 1.

В судебном заседании представитель административного ответчика агентства по тарифам и ценам Архангельской области Петухов А.В. с исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что Агентством не приняты расходы ОАО «РЖД» на добровольное медицинское страхование, паритетные пенсионные взносы, поскольку данные расходы не связаны с осуществлением регулируемой деятельности, не являются экономически обоснованными и не могут перекладываться на потребителей. Учтены расходы на медицинские осмотры работников, а также расходы на социальные нужды исходя из ставки 30,4 % от фонда оплаты труда. Кроме того, все работники общества должны иметь полисы обязательного медицинского страхования, медицинская помощь по которым оказывается бесплатно. Также Агентством не приняты расходы на капитальный ремонт, поскольку ОАО «РЖД» не обосновало необходимость проведения капитального ремонта, замена водопроводной сети не является капитальным ремонтом, а является восстановлением основных средств. Финансирование данных расходов должно осуществляться за счет амортизационных отчислений или в рамках инвестиционной программы. ОАО «РЖД» не отчиталось за расходование амортизационных отчислений, включенных в необходимую валовую выручку за предыдущие периоды регулирования.

Заслушав пояснения представителя административного ответчика, специалиста Берденниковой С.Н., исследовав письменные материалы дела и материалы тарифного дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении исковых требований, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В силу пункта 1 части 1 статьи 5, пункта 1 части 2, пункта 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тариф на водоотведение подлежат регулированию уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Архангельской области таким органом в силу подпункта 26 пункта 9 Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 № 214-пп, является названное агентство.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», а также Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.

На основании пунктов 4, 5, 6 части 2 статьи 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к числу общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии со статьей 32 данного Федерального закона расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих методов: методом экономически обоснованных расходов (затрат); методом индексации; методом доходности инвестированного капитала; методом сравнения аналогов (часть 1).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2).

Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и с учетом предложений организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. По решению Правительства Российской Федерации переход к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, а также утверждение долгосрочных параметров регулирования тарифов осуществляются органом регулирования тарифов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (часть 3).

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением метода доходности инвестированного капитала и метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе установленных на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных тарифов не менее чем три года либо на срок до окончания действия договора аренды, концессионного соглашения или соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, если такой срок составляет менее чем пять лет) долгосрочных параметров регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 11).

При установлении тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала и метода индексации: на долгосрочный период регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются долгосрочные параметры регулирования тарифов, которые определены основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случае, если долгосрочные параметры регулирования тарифов (долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера) установлены концессионным соглашением или предусмотрены договором аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо соглашением об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения и были согласованы органом регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, орган регулирования тарифов обязан учитывать их при формировании тарифов. Тарифы при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов устанавливаются в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1 части 12).

Согласно пункту 33 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.

При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации (пункт 74 Основ ценообразования).

Необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 2 Основ ценообразования).

В силу подпункта «б» пункта 16 Основ ценообразования при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

На основании пунктов 24, 26 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

При определении необходимой валовой выручки регулируемых организаций учитываются расходы, необходимые для реализации планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планов снижения сбросов, а также расходы на реализацию иных мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами, в том числе определенных на основе результатов технических обследований, в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения таких организаций.

В соответствии с пунктом 12 Правил установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное.

Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: по предложению регулируемой организации; по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 13 правил).

В пункте 17 Правил приведен исчерпывающий перечень документов и материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов.

В силу пункта 25 Правил орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена (пункт 30 Правил).

Таким образом, в расчет тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) подлежат включению экономически обоснованные расходы регулируемой организации, подтвержденные документально.

Как следует из материалов дела, ОАО «РЖД» (Сольвычегодский территориальный участок Северной дирекции по тепловодоснабжению – структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиал ОАО «РЖД») 12 мая 2015 года обратилось в агентство по тарифам и ценам Архангельской области с заявлением об установлении тарифа на питьевую воду и услуги водоотведения на 2016-2018 годы для потребителей МО «Котлас» от 29 апреля 2015 года, к которому приложены расчет тарифа на питьевую воду на <данные изъяты> стр., расчет тарифа на услуги водоотведения на <данные изъяты> стр., расчет общих расходов (общехозяйственные, транспортные) на <данные изъяты> стр., производственная программа на холодное водоснабжение на <данные изъяты> стр., производственная программа на услуги водоотведения на <данные изъяты> стр., материалы для установления тарифов № 1 на <данные изъяты> стр., материалы для установления тарифов № 2 на <данные изъяты> стр., материалы для установления тарифов № 3 на <данные изъяты> стр.

Организация предложила установить тариф на водоснабжение на 2016 год в размере 73,36 руб./куб.м. без разбивки по полугодиям. Величина необходимой валовой выручки на 2016 год на водоснабжение заявлена обществом в размере <данные изъяты> тыс.руб., полезный отпуск питьевой воды на 2016 год – <данные изъяты> куб.м.

Распоряжением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 13 мая 2015 года № 224-о/в открыто дело об установлении на 2016-2018 годы тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ОАО «РЖД» на территории муниципального образования «Котлас». Дело открыто по инициативе агентства по тарифам и ценам Архангельской области в связи с непредставлением ОАО «РЖД» документов, предусмотренных подпунктами «а», «з», «л» пункта 17 Правил. Уполномоченным по делу назначена ведущий консультант отдела регулирования в газовой отрасли и коммунальном комплексе агентства по тарифам и ценам Архангельской области ФИО1. В качестве метода регулирования тарифов выбран метод индексации.

В направленном агентством по тарифам и ценам Архангельской области уведомлении от 18 мая 2015 года ОАО «РЖД» предложено в срок до 01 июля 2015 года представить: копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений), подтверждающих право собственности, иное законное основание владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, сооружений, земельных участков), используемых для оказания услуг в сфере питьевого водоснабжения, водоотведения, горячего водоснабжения в закрытой системе горячего водоснабжения, а также копию договора поставки холодной воды для целей горячего водоснабжения в закрытой системе горячего водоснабжения. Обществу сообщено, что в нарушение пункта 3 статьи 41 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» представленные производственные программы не содержат утвержденных показателей надежности, качества и энергоэффективности. ОАО «РЖД» предложено в срок до 01 сентября 2015 года представить утвержденные министерством ТЭК и ЖКХ Архангельской области показатели надежности, качества и энергоэффективности на 2016-2018 годы.

В ответ на данное уведомление 23 июля 2015 года в агентство по тарифам и ценам Архангельской области ОАО «РЖД» были представлены дополнительные материалы для установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжении), услуги водоотведения на 2016-2018 годы, на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытой системе горячего водоснабжения на 2016 год, отпускаемую на территории МО «Котлас», а именно: расчет водопотребления и водоотведения на собственные нужды Сольвычегодского территориального участка Северной Дирекции по тепловодоснабжению на 2015 год на <данные изъяты> стр., материалы для установления тарифов № 1 на <данные изъяты> л., материалы для установления тарифов № 2 на <данные изъяты> л., материалы для установления тарифов № 3 на <данные изъяты> л.

Уведомлением от 09 июня 2015 года агентством по тарифам и ценам Архангельской области ОАО «РЖД» предложено в срок до 10 сентября 2015 года представить, в том числе: для обоснования финансовых потребностей и расшифровки затрат, включенных в производственную программу, а также для экономического обоснования исходных данных при расчете расходов на оказание услуг в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Котлас»: копии расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 2013-2014 годы, 1 полугодие 2015 года; отчет об использовании амортизационных отчислений за 2014 год, за 1 полугодие 2015 года, план использования амортизации на 2016-2018 годы с указанием направления расходования амортизации по объектам и потребностям раздельно по водоснабжению и водоотведению; план ремонтных работ на 2016-2018 годы с экономическим (техническим, технологическим) обоснованием объема ремонтных работ, копии документов, подтверждающих проведение закупок в установленном законодательством Российской Федерации порядке, подтверждение размещения ремонтных работ в плане закупок на 2016-2018 годы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14 августа 2015 года в агентство по тарифам и ценам Архангельской области поступило заявление ОАО «РЖД» о включении выпадающих расходов за 2014 год в тарифы на питьевую воду и услуги водоотведения на 2016-2018 годы для потребителей МО «Котлас», а именно расходов на текущий ремонт сети водопроводной ст. Сольвычегодск на сумму <данные изъяты> тыс.руб., на капитальный ремонт сети водопроводной ст. Сольвычегодск на сумму <данные изъяты> тыс.руб., на текущий ремонт сети канализационной ст. Сольвычегодск на сумму <данные изъяты> тыс.руб. К заявлению приложены материалы для включения выпадающих расходов на <данные изъяты> л.

20 августа 2015 года в агентство по тарифам и ценам Архангельской области ОАО «РЖД» были представлены дополнительные материалы для установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжении), услуги водоотведения на 2016-2018 годы, на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытой системе горячего водоснабжения на 2016 год, отпускаемую на территории МО «Котлас», а именно: материалы для установления тарифов № 1 на <данные изъяты> л., материалы для установления тарифов № 2 на <данные изъяты> л., материалы для установления тарифов № 3 на <данные изъяты> л., копия договора водопользования на <данные изъяты> л., материалы для установления тарифов № 4 на <данные изъяты> л.

Также в агентство по тарифам и ценам Архангельской области 14 сентября 2015 года ОАО «РЖД» были представлены материалы для установления тарифов на <данные изъяты> л.

Расчет оспариваемых тарифов произведен агентством по тарифам и ценам Архангельской области на основании анализа представленных ОАО «РЖД» расчетов, документов и материалов, а также документов, дополнительно запрошенных и представленных обществом в процессе рассмотрения дела об установлении тарифов.

25 ноября 2015 года в соответствии с требованиями Правил ведущим консультантом отдела регулирования в газовой отрасли и коммунальном комплексе агентства по тарифам и ценам Архангельской области ФИО1 подготовлено экспертное заключение по расчету тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемые ОАО «РЖД» на территории муниципального образования «Котлас», на период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года, согласно которому в расчет тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) Агентством не включены выпадающие расходы на капитальный ремонт, расходы на добровольное медицинское страхование и на паритетные пенсионные взносы, которые ОАО «РЖД» предлагало включить в расчет тарифов.

26 ноября 2015 года состоялось заседание коллегии агентства по тарифам и ценам Архангельской области, в том числе по вопросу утверждения тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ОАО «РЖД» на территории муниципального образования «Котлас».

Экспертное заключение по своему содержанию отвечает требованиям пункта 26 Правил регулирования тарифов и содержит предусмотренные пунктом 29 этих Правил сведения об основных показателях расчета тарифов регулируемой организации на период регулирования, отраженные в протоколе заседания коллегии агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 26 ноября 2015 года .

Как следует из данного протокола заседания коллегии агентства по тарифам и ценам Архангельской области, по результатам анализа представленных ОАО «РЖД» документов, с учетом подготовленного экспертного заключения, заявленная организацией величина необходимой валовой выручки на 2016 год в сфере водоснабжения (питьевая вода) была скорректирована до <данные изъяты> тыс.руб.

Проанализировав представленные ОАО «РЖД» документы, суд приходит к выводу о том, что корректировка необходимой валовой выручки в сторону уменьшения произошла в результате отсутствия экономической обоснованности ряда заявленных расходов.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования в составе ремонтных расходов учитываются: расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала.

При определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации (пункт 51 Основ ценообразования).

На основании пункта 5.2 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279, финансирование капитального ремонта, а также проектно-изыскательских работ для нужд капитального ремонта осуществляется за счет амортизационных отчислений на капитальный ремонт в соответствии с утвержденной сметной документацией.

Как следует из материалов дела, ОАО «РЖД» в рамках дела об установлении тарифов на питьевую воду на 2016-2018 годы были заявлены выпадающие расходы в части текущего ремонта за 2014 год в размере <данные изъяты> тыс.руб., в части капитального ремонта за 2014 год - в размере <данные изъяты> тыс.руб., в том числе расходы по капитальному ремонту сети водопроводной (инвентарный ) в п. Вычегодский в размере <данные изъяты> тыс.руб.

В подтверждение проведенного текущего ремонта предприятием представлены договор подряда на выполнение работ по текущему ремонту объекта Северной дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД» от 24 ноября 2014 года, локальная смета, справка от 26 ноября 2014 года о стоимости выполненных работ и затрат, акт о приемке выполненных работ от 26 ноября 2014 года, согласно которым произведен текущий ремонт сети водопроводной пгт. Вычегодский, ул. Фурманова (ВПГ1-ВПГ4н-ВПГ6а-ВПГ30-ВК34, инвентарный , сет. ), а именно: полная перекладка участка водопроводной сети диаметром 250 мм протяженностью 157 м. с обустройством песчаного снования под трубопроводы, ремонтом пожарных гидрантов, ремонтом колодцев, заменой чугунных труб на полиэтиленовые трубы. Стоимость работ по договору составила <данные изъяты> тыс.руб.

В подтверждение расходов по капитальному ремонту ОАО «РЖД» представлены заключенный 04 июня 2014 года с ООО <данные изъяты> договор на выполнение работ по капитальному ремонту, акты о приемке выполненных работ от 31 июля 2014 года, от 31 октября 2014 года, акт о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств от 31 октября 2014 года, в соответствии с которыми произведен капитальный ремонт сети водопроводной (инвентарный ) по адресу: Архангельская область, г. Котлас, п. Вычегодский, ул. Фурманова, сооружение 1, а именно: работы по полной перекладке участка водопроводной сети диаметром 250 мм протяженностью 362,8 м. с обустройством песчаного и щебеночного основания под трубопроводы, заменой чугунных груб на полиэтиленовые трубы. Стоимость работ по договору составила <данные изъяты> тыс.руб.

Выпадающие расходы ОАО «РЖД» по текущему ремонту за 2014 год приняты Агентством в заявленном размере.

Выпадающие расходы по капитальному ремонту за 2014 год в размере <данные изъяты> тыс.руб. Агентством не приняты, поскольку из анализа первичных документов, представленных предприятием, следует, что работы текущего и капитального характера проводились на одном и том же объекте (инвентарный ). При этом обоснование необходимости проведения одновременно как текущего, так и капитального ремонта одного объекта отсутствует.

Кроме того, Агентством учтено, что при установлении тарифов на питьевую воду на 2014 год ОАО «РЖД» заявлялись плановые расходы на проведение ремонта в размере <данные изъяты> тыс.руб. без представления перечня ремонтных работ, мероприятий и объектов капитального и текущего ремонта, обоснований для проведения работ текущего и капитального характера за счет себестоимости, а также необходимости проведения указанных работ. В связи с чем, предприятию было отказано во включении в тарифы плановых расходов по ремонту в заявленном размере и предложено проводить работы капитального характера за счет амортизационных отчислений, включенных в тариф.

Во время проведения Агентством экспертизы представленных ОАО «РЖД» документов последнему 09 июня 2015 года направлялся дополнительный запрос о предоставлении информации и документов, в том числе отчета об использовании амортизационных отчислений за 2014 год, за 1 полугодие 2015 года, плана использования амортизации на 2016-2018 годы с указанием направления расходования амортизации по объектам и потребностям раздельно по водоснабжению и водоотведению для обоснования заявляемых предприятием расходов на капитальные ремонты, плана ремонтных работ на 2016-2018 годы с экономическим (техническим, технологическим) обоснованием объема ремонтных работ, копий документов, подтверждающих проведение закупок в установленном законодательством Российской Федерации порядке, подтверждения размещения ремонтных работ в плане закупок на 2016-2018 годы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные документы органу регулирования тарифов представлены не были.

При установлении тарифов на питьевую воду Агентством были учтены амортизационные отчисления на 2014 год в размере <данные изъяты> тыс.руб. (факт <данные изъяты> тыс.руб.), на 2015 год – <данные изъяты> тыс.руб. (факт <данные изъяты> тыс.руб.), на 2016 год – <данные изъяты> тыс.руб., на 2017 год - <данные изъяты> тыс.руб., на 2018 год - <данные изъяты> тыс.руб.

В соответствии с представленными ОАО «РЖД» данными по фактически начисленным амортизационным отчислениям за 2014 год объект «Водопроводная сеть» (инвентарный ) принят к учету ДД.ММ.ГГГГ; стоимость, по которой объект принят к учету, составляет <данные изъяты> тыс.руб.; амортизация по объекту полностью начислена, его остаточная стоимость по состоянию на 31 декабря 2014 года составляет 0,00 руб.

Согласно пункту 3.11 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).

Перечень работ по капитальному ремонту приведен в Приложении 8 к Положению, в соответствии с подпунктом 2 пункта «а» раздела XVI которого к мероприятиям по капитальному ремонту относится смена отдельных участков трубопровода (вследствие износа труб) без изменения диаметра труб. При этом разрешается замена чугунных труб на стальные, керамических на бетонные или железобетонные и наоборот, но не допускается замена асбестоцементных труб на металлические (кроме аварийных случаев). Протяженность участков сети, на которых допускается сплошная смена труб, не должна превышать 200 м на 1 км сети.

Проведя анализ первичных документов, представленных ОАО «РЖД», норм законодательства Российской Федерации, регламентирующих проведение планово-предупредительных ремонтов и осуществление регулируемой деятельности в сфере водоснабжения, Агентство пришло к верному выводу о том, что замена водопроводной сети в данном случае не соответствует критериям капитального ремонта, является восстановлением полностью самортизированного имущества, относится к обновлению основных средств общества и должна проводится за счет накопленных амортизационных отчислений или за счет нормативной прибыли в части капитальных вложений с разработкой и утверждением инвестиционной программы.

Поскольку ОАО «РЖД» в орган регулирования тарифов не представлены отчеты по фактическому и планируемому расходованию амортизационных отчислений за прошлые периоды (2014-2015 годы) и на регулируемый период (2016-2018 годы), то амортизационных отчислений в размере <данные изъяты> тыс.руб., учтенных при установлении тарифов на питьевую воду за 2014-2018 годы, достаточно для покрытия произведенных расходов в 2014 году по замене сетей водопровода по ул. Фурманова.

При таких обстоятельствах вывод Агентства об экономической необоснованности заявленных ОАО «РЖД» выпадающих расходов на капитальный ремонт в размере <данные изъяты> тыс.руб. суд находит правомерным.

При установлении тарифов на питьевую воду на 2016-2018 годы Агентством не приняты заявленные ОАО «РЖД» расходы в части отчислений на добровольное медицинское страхование сотрудников предприятия в размере <данные изъяты> тыс.руб. в связи с тем, что включение данных расходов в тарифы не предусмотрено Основами ценообразования, данные расходы напрямую не связаны с осуществлением регулируемой деятельности.

В силу положений Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» работники истца должны иметь полисы обязательного медицинского страхования, обеспечивающие, в случае необходимости, получение бесплатной медицинской помощи.

Добровольное медицинское страхование работников является правом, а не обязанностью работодателя, при этом расходы на его осуществление не могут перекладываться на потребителей. В связи с этим суд соглашается с мнением административного ответчика о том, что данные расходы не являются экономически обоснованными.

При этом, Агентством при установлении тарифов на питьевую воду на 2016 год учтены расходы на проведение медицинских осмотров сотрудников предприятия в сумме <данные изъяты> тыс.руб. исходя из штатной численности сотрудников по водоснабжению <данные изъяты> единиц, периодичностью осмотров 1 раз в год или 1 раз в 2 года в зависимости от категории персонала, цены <данные изъяты> руб. за один осмотр.

Таким образом, в тарифе на питьевую воду Агентством учтены медицинские осмотры сотрудников ОАО «РЖД» в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья и труда, соблюдена гарантия безопасности питьевой воды по санитарно-гигиеническим нормам при ее подготовке и подаче потребителям.

ОАО «РЖД» были заявлены расходы на паритетные пенсионные взносы в сумме <данные изъяты> тыс.руб. в соответствии с заключенным 30 декабря 2005 года с ОАО <данные изъяты> договором коллективного добровольного медицинского страхования и заключенным 14 июня 2004 года с некоммерческой организацией <данные изъяты> договором негосударственного пенсионного обеспечения.

Орган регулирования тарифов не принял данные расходы, поскольку они отсутствуют в приведенном в Основах ценообразования перечне расходов, не связаны напрямую с осуществлением регулируемой деятельности.

Между тем, Агентством при установлении тарифов на 2016 год учтены расходы на отчисления на социальные нужды из фонда оплаты труда сотрудников предприятия в сумме <данные изъяты> тыс.руб. исходя из расчетов на оплату труда по всем категориям персонала и ставки 30,4 % от расходов на оплату труда, а также страховые взносы на пенсионное страхование сотрудников исходя из расходов на оплату труда и соответствующей нормам законодательства в сфере обязательного пенсионного обеспечения ставки отчислений в Пенсионный фонд в размере 22 %.

Во время проведения Агентством экспертизы представленных ОАО «РЖД» документов последнему 09 июня 2015 года направлялся дополнительный запрос о представлении информации и документов, в том числе копий расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 2013-2014 годы, 1 полугодие 2015 года, для обоснования заявляемой предприятием ставки страховых взносов с расходов на оплату труда.

Указанные документы органу регулирования тарифов представлены не были.

Экономическая обоснованность тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) на 2016 год подтверждается документами, имеющимися в распоряжении суда, в том числе экспертным заключением от 25 ноября 2015 года, содержащим основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных ОАО «РЖД».

Необходимая валовая выручка на 2017-2018 годы, а также тарифы на 2017-2018 годы утверждены Агентством с применением индекса потребительских цен и иных индексов в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период. Правильность применения данных индексов административным истцом не оспаривается и сомнений у суда не вызывает.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, процедура установления тарифов Агентством соблюдена, оспариваемое положение постановления не противоречит действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы истца.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление ОАО «РЖД» удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления ОАО «Российские железные дороги» о признании недействующим приложения № 5 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 26 ноября 2015 года № 68-в/1 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемые ОАО «РЖД» на территории муниципального образования «Котлас» - отказать.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на официальном интернет-портале Администрации Архангельской области http://www.dvinaland.ru и официальном сайте агентства по тарифам и ценам Архангельской области tarif29.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий Н.П.Рассошенко