Дело № 3а-90/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября 2023 года город Севастополь
Севастопольский городской суд в составе:
Председательствующего судьи Исаева С.Н.,
при секретаре Михайловой В.Г.,
с участием представителя административного истца – прокурора Неудахина С.Б.,
представителя административного ответчика – Зарытовской Е.А.,
представителя заинтересованного лица Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя – Шиловской В.С.,
представителя заинтересованного лица Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Севастополе – Богорадновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора города Севастополя к Правительству города Севастополя, заинтересованное лицо – Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Севастополе, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании нормативного правового акта не действующим в части,
установил:
27 декабря 2019 года Правительством Севастополя издано постановление № 700-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя», которым, также утверждены Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (Приложение № 1), Порядок заключения с производителем продовольственных товаров договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя (приложение № 2), Типовая форма договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Севастополя (приложение № 3), Методика определения начальной цены договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя (приложение № 4). (далее – постановление Правительства Севастополя № 700-ПП от 27.12.2019 года).
Данный нормативный правовой акт подписан высшим должностным лицом субъекта РФ – временном исполняющим обязанности Губернатора города Севастополя Развожаевым М.В., возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя, и опубликован 30.12.2019 года на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru).
Прокурор города Севастополя обратился в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующим с даты вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Севастополя от 27 декабря 2019 № 700-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя», в части правовых норм, регулирующих порядок размещения открытых кафе;
- пункт 3.8 и примечание 7 к нему Типовой формы договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Севастополя – Приложения № 3 к Постановлению Правительства Севастополя от 27.12.2019 № 700-ПП;
- Методику определения начальной цены договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя – Приложение № 4 к Постановлению Правительства Севастополя от 27.12.2019 № 700-ПП, как не соответствующие законодательству Российской Федерации.
Так, в обоснование иска Прокурор города Севастополя указывает, что Методика является экономически необоснованной, поскольку разработана без учета данных о кадастровой стоимости земельных участков на территории города Севастополя, предусматривает произвольно установленные показатели и коэффициенты.
Ранее на территории города Севастополя данные правоотношения регулировались постановлением Правительства Севастополя от 09.11.2015 № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 № 246-ПП и от 29.05.2015 № 459-ПП» (вместе с «Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя», «Методикой определения начальной цены договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя», «Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя. Текстовой частью»).
В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 25.10.2018 № 716-ПП «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории города Севастополя» с 01.01.2019 года в городе Севастополе установлена кадастровая стоимость земельных участков.
При утверждении оспариваемой Методики (далее – Методика № 700-ПП) отмечалось, что с учетом информации Прокуратуры города Севастополя в ходе ее разработки учтены данные о кадастровой стоимости земельных участков на территории города Севастополя. Однако, при последующей проверке оспариваемой Методики установлено, что по своим итоговым показателям она является идентичной Методике, утвержденной Постановлением Правительства Севастополя от 09.11.2015 № 1030-ПП (далее – Методика № 1030-ПП), различие выразилось в базовом размере платы и территориальных коэффициентах, которые не влияют на результат расчета.
Различие указанных показателей компенсируется пропорциональным изменением значений корректирующего коэффициента, учитывающего зону размещения нестационарного торгового объекта.
Третий элемент формулы – корректирующий коэффициент, учитывающий специализацию нестационарного торгового объекта – в Методике № 700-ПП и Методике № 1030-ПП являются идентичными, за исключением внесенных позднее отдельных изменений по объектам общественного питания, что подтверждается расчетами по конкретным объектам, приведённым в таблице № 7 экономического обоснования оспариваемой Методики.
Как показали результаты проведенной Прокуратурой города Севастополя проверки, совпадение методик объясняется тем, что при разработке оспариваемое Методики новые самостоятельные расчеты на основании данных о кадастровой стоимости земельных участков не проводились, оспариваемая Методика № 700-ПП является копией Методики № 1030-ПП, претерпевшей лишь незначительные внешние изменения.
Как следствие, экономическое обоснование оспариваемой Методики № 700-ПП, составленное под заранее известный результат, характеризуется противоречиями и недостоверностью.
Согласно пункту 2 Методики № 700-ПП начальная цена договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, за календарный месяц рассчитывается по формуле:
Р = R х Кс х Кз х S,
где R - базовый размер платы за размещение нестационарного торгового ста за 1 кв. м, равный 360 рублям за календарный месяц;
Кс - корректирующий коэффициент, учитывающий специализацию нестационарного торгового объекта;
Кз - корректирующий коэффициент, учитывающий зону размещения нестационарного торгового объекта;
S - площадь места размещения нестационарного торгового объекта.
Содержащийся в экономическом обосновании Методики № 700-ПП вывод о ее соотносимости с Методикой 1030-ПП основан на произвольных расчетах, а именно взят показатель 360 рублей изэкономического обоснования Методики № 1030-ПП, представляющий собойсредний арифметический размер нормативной цены земли за квадратный метр земельного участка по оценочным зонам согласно постановлению Правительства Севастополя от 28.11.2014 № 515 «Об утверждении нормативной цены земли». В расчете данного показателя участвовали все возможные виды зон с видом разрешенного использования в сфере предпринимательства (земли торговли, страховой и банковской деятельности, делового управления, гостиничного обслуживания, земли отдыха, развлечения, земли обслуживания транспорта и др.).
Для определения сравнимого показателя на современный период в экономическом обосновании Методики № 700-ПП произведен выбор 354 земельных участков, в наименовании которых содержится слово «павильон», Деление их суммарной кадастровой стоимости на суммарную площадь и на 12 месяцев дало показатель в 360,14 рублей.
Вместе с тем указанные показатели не являются сравнимыми, поскольку рассчитаны принципиально различными способами. Кроме того, не соотносятся собой виды разрешенного использования земель, которые участвовали в расчетах.
1. Показатель базового размера платы (R) за размещение нестационарного торгового объекта за 1 кв.м, равный 360 рублям за календарный месяц, в Методике 700-ПП, рассчитан недостоверным способом на основании произвольной одной выборки земельных участков.
Так, наличие слова «павильон» в формулировке вида разрешенного использования земельных участков характерно только для узкой категории ранее учтенных земельных участков, в современный период классификаторы видов разрешенного использования земельных участков такого понятия не предусматривают.
По этой причине указанный критерий не может служить достоверным основанием для формирования перечня земельных участков с целью оценки стоимости землепользования при размещении торговых объектов.
В результате применения этого критерия в число 354 земельных участков для расчета базового размера платы за размещение нестационарного торгового объекта оказались включены в том числе земельные участки, не имеющие какого-либо отношения к торговой деятельности.
Например, в списке под № 248 фигурирует земельный участок с кадастровым номером № площадью 2418 кв.м, на котором расположена производственная база, на что прямо указано в формулировке вида разрешенного использования. Указание на наличие торгового павильона в числе прочих объектов производственной базы не позволяет считать рассматриваемый участок торговой недвижимостью.
В списке под № 130 указан земельный участок с кадастровым номером № для размещения торгового павильона с летней площадкой на Приморском бульваре (к/т «Приморский), который является ранее учтенным, координаты его границ отсутствуют, при этом кинотеатр «Приморский» в настоящее время не существует. Аналогичным образом отсутствуют координаты границ у земельного участка (№ 49 в списке) площадью 1600 кв.м с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, где в настоящее время располагаются пустующие капитальные строения.
Одновременно с этим за рамками выбора остались земельные участки, на которых размещены и функционируют малые торговые объекты, но в описании вида разрешенного использования которых слово «павильон» отсутствует, что подтверждается на конкретной территории в районе остановки «<данные изъяты>». В выбор под № 77 вошел земельный участок с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «для обслуживания торгового павильона с навесом в остановочном комплексе остановка «<данные изъяты>». Однако, за рамками анализа остались земельные участки, на которых расположены другие части этого же остановочного комплекса торговыми помещениями: с кадастровыми номерами № (для строительства второй очереди остановочного комплекса), № (для реконструкции остановочного комплекса), а также рядом расположенные земельные участки для размещения нестационарных торговых объектов (малых торговых объектов) с кадастровым номером № площадью 14 кв.м, с кадастровым номером № площадью 44 кв.м, имеющие вид разрешенного использования «Магазины (код 4.4)».
Анализ выбора в отношении земельных участков в районе набережной Приморского бульвара показывает аналогичную ситуацию: в список под № вошел земельный участок с кадастровым номером № площадью 220 кв.м. с видом разрешенного использования «для реконструкции и обслуживания комплекса торговых павильонов с летними площадками», но не учтен рядом расположенный земельный участок с кадастровым номером № площадью 175 кв.м с видом разрешенного использования «магазины (код 4.4)», на котором находятся павильоны по торговле сувенирной продукцией.
В выбор попали крупные земельные участки, на которых расположены единые торговые комплексы или объекты для их обслуживания, земельный участок с кадастровым номером № площадью 5634 кв.м, на котором расположен торговый центр «<данные изъяты>» (№ 123 в списке); земельный участок с кадастровым номером № площадью 3609 кв.м., примыкающий к торгово-офисному зданию (№ 215 в списке), и т.д. В то же время за рамками выбора остались практически все земельные участки, сформированные под малыми торговыми объектами на действующих рынках и ярмарках города Севастополя.
Только приведенные примеры по суммарной площади земельных участков свидетельствуют о недостоверности 20 % рассматриваемому выбору.
2. Следующим элементом формулы расчета платы за размещение нестационарного торгового объекта является корректирующий коэффициент Кс, учитывающий специализацию нестационарного торгового объекта, идентичный коэффициенту Кф из Методики № 1030-ПП.
В экономическом обосновании к Методике № 1030-ПП указано, что значения этого коэффициенты рассчитаны в 2015 году с учетом предполагаемых к размещению объектов, а также по результатам «круглого стола», проведенного в Законодательном Собрании города Севастополя. Расчеты производились с опорой на нормативную цену земли согласно постановлению Правительства Севастополя от 28.11.2014 № 515.
В экономическом обосновании к Методике № 700-ПП приводится ряд расчетов, имеющих косвенное отношение к указанному коэффициенту (таблицы 4, 5, 8), итогом которых является вывод о сохранении значений коэффициентов из Методики № 1030-ПП.
Вместе с тем соответствующие расчеты и выводы не учитывают какие-либо объективные данные о доходности того или иного вида торговой деятельности, о существующих налоговых льготах по земельному налогу и льготах по уплате арендной платы за земельные участки, не обосновывают предоставление приоритета тем или иным видам нестационарной торговли, в том числе с учетом публичных интересов.
При этом приведенные в экономическом обосновании данные противоречат указанным в нем выводам. Так, таблица 5 показывает, что при проведении аукционов по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов среднее превышение первоначальной цены по продовольственным и непродовольственным товарам различается в 1,5 раза (0,45 и 0,30). Однако для данных видов специализации в Методике № 700-ПП установлен одинаковый коэффициент - 0,54.
Таким образом, значения коэффициента Кс в Методике № 700-ПП экономически не обоснованы.
3. Значения Кз - корректирующего коэффициента, учитывающего зону размещения нестационарного торгового объекта, в Методике № 700-ПП с учетом пропорционального деления на 0,6 также полностью совпадают с Методикой № 1030-ПП. При этом необходимость этого деления в экономическом обосновании прямо объясняется целью обеспечить идентичность методик, а не какими-либо экономическими факторами.
В экономическом обосновании применительно к этому коэффициенту анализируются данные о средней стоимости торгово-офисной недвижимости, предоставленные ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки». Вместе с тем соответствующие данные представлены в разрезе территориальных зон согласно Методике № 1030-ПП, а само это разделение каким-либо образом не обосновывается. При этом анализируемые данные не подтверждают актуальность существующего разделения, например, по зоне Качинского муниципального округа, города Инкерман, Северной стороны Нахимовского муниципального округа различие показателей (36 % и 61 %) является существенным, однако это обстоятельство не принимается во внимание.
Указанный расчет полностью игнорирует наиболее актуальные и достоверные данные о кадастровой стоимости земельных участков, на основании которых возможно формирование обоснованных выводов для определения зон размещения нестационарных торговых объектов, схожих по условиям доходности землепользования и установления коэффициентов, отражающих соотношение этих зон.
Таким образом, экономическое обоснование Методики № 700-ПП не связано с анализом и оценкой экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, в том числе данных о кадастровой стоимости земельных участков на территории города Севастополя.
На федеральном уровне вопрос об определении размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта не урегулирован, принимая во внимание, что целью заключения такого договора является размещение нестационарного торгового объекта на муниципальных или государственных землях, как и в случае заключения договора аренды земельного участка, к правоотношениям в сфере определения первоначальной цены названного договора применимы основополагающие принципы определения платы за пользование земельными участками, к числу которых относится арендная плата и земельный налог. Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
При этом, государственные органы, обладая необходимыми полномочиями при определении (изменении) размера арендной платы и порядка ее расчета, одновременно связаны требованиями законодательства и необходимостью обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Таким образом, Методика № 700-ПП прямо противоречит принципам, установленным Постановлением Правительства Российской от 16.07.2009 № 582: принципу экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
принципу предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Также, отдельным основанием для оспаривания постановления Правительства Севастополя № 700-ПП от 27.12.2019 года является нарушение закрепленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя. При этом составные части формулы, в соответствии с которой определяется размер арендной платы (за исключением показателя уровня инфляции и кадастровой стоимости), могут изменяться в большую сторону не чаще одного раза в 3 года.
В нарушение данного принципа в пункте 3.8 Типовой формы договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Севастополя (Приложение № 3 к постановлению Правительства Севастополя 700-ПП от 27.12.2019) предусмотрено, что в случае изменения нормативных правовых актов города Севастополя, регулирующих исчисление размера платы за размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, размер платы за размещение объекта подлежит изменению с даты вступления в силу соответствующих изменений, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом, которым вносятся такие изменения.
Кроме того, примечанием 7 к данному пункту установлено, что при заключении договора по результатам торгов (в том числе с единственным участником торгов) в него включается следующее условие: «В случае изменения нормативных правовых актов города Севастополя, регулирующих исчисление размера платы за размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, в результате которых размер платы за размещение нестационарного торгового объекта, соответствующего пунктам 1.2 и 1.3 настоящего Договора, превышает размер за размещение Объекта, установленный в пункте 3.1 настоящего Договора, размер платы за размещение Объекта подлежит увеличению с даты вступления в силу соответствующих изменений, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом, которым вносятся такие изменения.».
Данное примечание фактически устанавливает основание для пересмотра Правительством Севастополя в одностороннем порядке размера платы за размещение нестационарного торгового объекта, определенного по результатам аукциона, что прямо противоречит п. 2 ст. 39.7 ЗК РФ, что было проигнорировано разработчиком оспариваемого нормативного правового акта.
Кроме того, основанием для признания постановления Правительства Севастополя 700-ПП от 27.12.2019 не действующим в части является неправомерное регулирование в нем вопросов размещения летних кафе (открытых площадок для оказания услуг общественного питания) посредством их приравнивания к нестационарным торговым объектам. В прокуратуру города неоднократно поступали обращения субъектов предпринимательской деятельности по данному вопросу.
В частности, согласно п.п. 11 п. 1.3 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (Приложение № 1 к постановлению Правительства Севастополя № 700-ПП) одним из видов нестационарного торгового объекта является открытое кафе - специально оборудованное временное сооружение, расположенное в непосредственной близости (до 15 метров) от стационарного предприятия общественного питания либо от нестационарного торгового объекта в сфере общественного питания и представляющее собой площадку для оказания услуг общественного питания и (или) отдыха потребителей, размещения торгового оборудования.
Вместе с тем открытые кафе, открытые площадки при стационарных предприятиях общественного питания в соответствии с действующим законодательством не являются торговыми объектами. В письме Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 08.07.2014 № ЕВ-10160/08 указанно, что деятельность по оказанию услуг общественного питания не является торговой деятельностью, следовательно, временные сооружения, конструкции, используемы в качестве объектов общественного питания или их частей, не могут быть признаны нестационарными торговыми объектами с точки зрения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Поскольку отмеченные обстоятельства могли привести к возникновению правовых ситуаций, в том числе к обжалованию постановления Правительства Севастополя № 700-ПП в части экономической обоснованности платы за размещение открытых кафе, а также способствовали возникновению ряда коллизий в правоприменительной практике и правовом регулировании, в информации от 07.10.2021 Прокуратурой города Севастополя со ссылкой на нормотворческую практику города Москвы предложено установить самостоятельное правовое регулирование в сфере размещения сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания.
Позиция Правительства Севастополя по поводу указанного предложения обосновывалась тем, что действующее законодательство не содержит оснований для регулирования вопросов размещения открытых кафе иными способами, в том числе открытые площадки при стационарных объектах общественного питания не указаны в перечне видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300.
Вместе с тем последующие изменения федерального законодательства противоречит данной позиции. На основании постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2023 № 440 в указанный перечень внесены изменения, в пункте 19 перечня в настоящее время предусмотрены нестационарные объекты для оказания услуг общественного питания (сезонные (летние) кафе предприятий общественного питания), бытовых услуг, нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), за исключением расположенных на землях лесного фонда указанных нестационарных объектов.
Размещение указанных объектов должно осуществляться на основании п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ, которая в силу ее прямого указания в отношении нестационарных торговых объектов не применяется.
В связи с чем, соответствующие положения постановления Правительства Севастополя № 700-ПП от 27.12.2019 года прямо противоречат федеральному законодательству. В том числе отсутствует какое-либо экономическое обоснование возможности применения Методики № 700-ПП, разработанной в отношении торговых объектов, к объектам общественного питания.
Указанные противоречия федеральному законодательству нарушают права предпринимателей на справедливые условия взимания платы за размещение нестационарных торговых объектов, негативно влияют на состояние законности и нарушают иные публичные интересы в рассматриваемой сфере, в том числе создают угрозу стабильности сложившихся правоотношений.
В судебном заседании представитель административного истца – прокурор Неудахин С.Б. исковые требования поддержал в полном объёме.
Представитель административного ответчика – Зарытовская Е.А. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя – Шиловская В.С. с иском не согласилась в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Севастополе – Богораднова Г.В. считала необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Заинтересованное лицо Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте его проведения своевременно и надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению административного дела.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. (статьи 45 - 47).
Согласно положений ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться прокурор в пределах своей компетенции.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора в том числе являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Законодательство о государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации регулирует отношения возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации») и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 3, п. п. 1,2 ч. 1, ч. 2 ст. 6 вышеуказанного федерального закона).
Согласно подпункту 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из 3 федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно - аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 24 Устава города Севастополя от 14.04.2014 № 1-ЗС, принятого Законодательным Собранием города Севастополя 11.04.2014, статьями 6,7 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС Губернатор города Севастополя является высшим должностным лицом города Севастополя, формирует и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя.
Согласно части 2 статьи 31, части 1 статьи 35 Устава города Севастополя от 14.04.2014 № 1-ЗС Правительство Севастополя является постоянно действующим, высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, настоящего Устава, законов города Севастополя и правовых актов Губернатора издает постановления Правительства Севастополя
Согласно пункту 16 части 1 статьи 25 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» Правительство в пределах своих полномочий устанавливает правила организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города Севастополя, правила работы и порядок размещения рынков, объектов мелкорозничной сети и иных торговых объектов на территории города Севастополя, организует и координирует региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением указанных правил; осуществляет в сфере экономики иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом города Севастополя, иными законами города Севастополя, указами Губернатора.
Правительство Севастополя издает, в том числе, постановления, принятые в пределах полномочий, обязательные к исполнению в городе Севастополе (статья 35 Устава).
Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 4 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 6-ЗС «О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя», статье 8 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя».
Подпунктом 3 п. 5.2 Регламента Правительства Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 24.11.2015 года № 1084-ПП «Об утверждении Регламента Правительства Севастополя» предусмотрено, что Правительство Севастополя издает постановления Правительства Севастополя.
Исходя из норм приведенного законодательства, оспариваемое постановление принято в соответствии с полномочиями и компетенцией органов государственной власти города Севастополя.
Обязанность опубликования нормативного правого акта в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, предусмотрена ч. 7 ст. 36 Закон города Севастополя от 29.09.2015 № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» и в данном случае административным ответчиком исполнена.
Постановление Правительства Севастополя № 700-ПП от 27.12.2019 года опубликовано 30.12.2019 года на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru). (т. № 2, л.д. 91).
Таким образом, порядок обнародования и опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюден.
В силу статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, а также статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Федеральным конституционным законом.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ закреплено, что одним из принципов, на которых основывается настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Федеральный законодатель, определяя основания использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренными главой V.I ЗК РФ, в главе V.6 этого же Кодекса установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 указанного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления либо договора.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов.
В силу пункта 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ).
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности реализуют государственную политику в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, а также разрабатывают и принимают законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.
Согласно частям 1-3 статьи 10 указанного федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из анализа приведенных законоположений следует, что федеральный законодатель предусмотрел возможность выбора порядка предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе.
Указанное предписание означает, что реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляемая в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, возможна не только на основании договора аренды земельного участка, но не исключает возможность заключения иного договора. При этом размещение нестационарных торговых объектов, являясь одним из способов использования земельных участков, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В рамках реализации перечисленных выше полномочий Правительство Севастополя 27.12.2019 года постановлением № 700-ПП утвердило Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (Приложение № 1), согласно пункту 1.6 которого торговая деятельность (оказание услуг населению) с использованием НТО осуществляется:
1) на земельных участках (частях земельных участков), находящихся в собственности города Севастополя, не переданных в пользование на правах аренды, постоянного (бессрочного) пользования, хозяйственного ведения или оперативного управления, - в соответствии со Схемой и договором на размещение НТО, который заключается в соответствии с настоящим Порядком, а относительно мест размещения НТО, предназначенных для размещения НТО производителями продовольственных товаров, - в соответствии с утвержденным Правительством Севастополя Порядком заключения с производителем продовольственных товаров договора на размещение НТО на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, и относительно мест размещения НТО, расположенных в границах пляжной территории, в отношении которой заключен договор о благоустройстве пляжа, - в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 22.03.2016 № 220-ПП «О благоустройстве пляжей города Севастополя»;
2) на земельных участках (частях земельных участков), находящихся в собственности города Севастополя, переданных в пользование на правах аренды, постоянного (бессрочного) пользования, хозяйственного ведения или оперативного управления, - в соответствии со Схемой и договором аренды или иным гражданско-правовым договором, который заключается в порядке, определенном пользователем земельного участка (части земельного участка), с учетом требований, определенных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.
В названном Порядке размещения нестационарных торговых объектов, помимо прочего, содержится указание на то, что размер платы по договору на размещение НТО, заключаемому по основаниям, предусмотренным в подпунктах 4 - 5 пункта 13.1 настоящего Порядка, определяется с учетом ранее заключенного договора и действующей на день заключения договора на размещение НТО Схемы, но не может быть меньше цены, рассчитанной по методике определения начальной цены договора на размещение НТО на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, утвержденной Правительством Севастополя и действующей на день заключения нового договора, с увеличением на сумму НДС, а относительно мест размещения НТО, предназначенных для размещения НТО инвалидами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в городе Севастополе, с дополнительным применением понижающего коэффициента 0,5. (абз. 2 п. 13.15 Порядка).
Как установлено в ходе разбирательства и усматривается из материалов дела, Прокуратурой города Севастополя осуществляется надзор соответствия законодательства субъекта Российской Федерации нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, что подтверждается материалами дела.
Следовательно, на территории города Севастополя размер платы за размещение НТО рассчитывается в соответствии с утвержденной Правительством Севастополя методикой, является существенным условием соответствующего договора на размещение НТО, изменение размера платы посредством изменения методики расчета (формулы, коэффициентов) затрагивает права и интересы хозяйствующего субъекта, в связи с чем в случае несогласия с методикой определения начальной цены договора на размещение НТО на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, прокурор в рамках своих полномочий имеет право оспорить названную методику в судебном порядке. Таким образом, административный истец является субъектом спорных правоотношений.
В свою очередь федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель или земельных участков в соответствии с правилами, установленными главой V.6 ЗК РФ, равно как не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора.
Следовательно, вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Таким образом, утверждение Правительством Севастополя оспариваемого Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя осуществлено в пределах компетенции и полномочий данного органа исполнительной власти.
Исходя из принципа платности землепользования, с учетом схожести правоотношений об определении размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта и правоотношений по поводу определения платы за пользование земельными участками, к спорным правоотношениям применимы основополагающие принципы определения платы за пользование земельными участками.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 года).
К числу таких принципов относится, в том числе, принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2004 года № 209-О, в отсутствие единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается.
Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть, осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта в названной сфере, в том числе применительно к сходным правоотношениям по определению платы за размещение НТО, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных земельных участков должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Административный истец оспаривает идентичность Методики № 700-ПП и Методики № 1030-ПП, что подтверждается расчетами по конкретным объектам, приведенным в таблицах экономического обоснования Методики № 700-ПП, что выражается в формуле определения платы за размещение НТО показатель базового размера платы (R), значение корректирующего коэффициента, учитывающего специализацию нестационарного торгового объекта (Кс), значение корректирующего коэффициента, учитывающего зону размещения нестационарного торгового объекта НТО (Кз) как не имеющие экономического обоснования исходя из объектов анализа, а также их оценки.
Так, 09.11.2015 года Правительством Севастополя издано постановление № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31 марта 2015 года № 246-ПП и от 29 мая 2015 года № 459-ПП», которым утверждены Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, Положение о порядке заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, Типовая форма договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Севастополя, Методика определения начальной цены договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя до 01.01.2019 года. (далее - Постановление Правительства Севастополя № 1030-ПП от 09.11.2015 года).
27.12.2019 года Правительством Севастополя издано постановление № 700-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя», которым признано утратившим силу постановление Правительства Севастополя № 1030-ПП от 09.11.2015 года и утверждены Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, Типовая форма договора на размещение нестационарного торгового объекта, Методика определения начальной цены договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя.
Как указывалось выше, на федеральном уровне вопрос об определении размера платы по договору на размещение НТО не урегулирован. Принимая во внимание, что целью заключения такого договора является размещение НТО на муниципальных или государственных землях, как и в случае заключения договора аренды земельного участка, к правоотношениям в сфере определения первоначальной цены названного выше договора применимы основополагающие принципы определения платы за пользование земельными участками, к числу которых относится арендная плата и земельный налог, в связи с чем к спорным правоотношениям подлежат применению утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 положения, содержащиеся в Основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и в Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
В том числе и в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 03.04.2015 № 269-ПП «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов города Севастополя и экспертизы нормативных правовых актов города Севастополя» Департаментом экономического развития города Севастополя подготовлено экспертное заключение от 16.12.2019 года № 7186/01-15-01.3-19/03/19 об изменении законодательства города Севастополя в части размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя.
При этом нельзя не учитывать, что государственные органы, обладая необходимой дискрецией при определении (изменении) размера арендной платы и порядка ее расчета, одновременно связаны требованиями законодательства и необходимостью обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2017 года № 424-О).
Таким образом, оспариваемые региональные нормы подлежат признанию не действующими в случае установления произвольности установленного ими правового регулирования без учета объективных условий хозяйственной деятельности.
Так, согласно ч. 2 ст. 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что в случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.
Однако, п. 3.8 в нарушение данного принципа в пункте 3.8 Типовой формы договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Севастополя (Приложение № 3 к Постановлению Правительства Севастополя 700-ПП от 27.12.2019) предусмотрено, что в случае изменения нормативных правовых актов города Севастополя, регулирующих исчисление размера платы за размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, размер платы за размещение объекта подлежит изменению с даты вступления в силу соответствующих изменений, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом, которым вносятся такие изменения.
Однако, размещение НТО осуществляется по правилам, предусмотренным специальными федеральными законами, которыми устанавливаются соответствующие юридические основания для размещения таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Также, находит свое подтверждение довод административного истца о неправомерном регулировании в нем вопросов размещения летних кафе (открытых площадок для оказания услуг общественного питания) посредством их приравнивания к нестационарным торговым объектам, в силу положений Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В ходе судебного разбирательства, административный ответчик и разработчик оспариваемого нормативного правового акта настаивали на том, что к спорной плате за размещение НТО в силу отсутствия прямого указания в федеральном законодательстве применены принципы, используемые для определения арендной платы.
Ответчиком не представлено какого-либо экономического обоснования значений корректирующих коэффициентов, а также метод и способ их расчета.
При этом, следует отметить, что представленные в дело расчеты оспариваемых значений является рассуждениями разработчика и фактически по своей сути являются математическими расчетами без учета доходности и других экономических факторов, из их расчета не усматривается их обоснованности, исходя из подбора объектов оценки, кроме того исходя из принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости, с учетом указания показателей недействующей Методики № 1030-ПП.
Представленные ответчиком пояснительные записки к проектам постановлений Правительства экономического обоснования также не содержат.
Экспертные заключения Департамента экономического развития города Севастополя о проведении оценки регулирующего воздействия проекта Постановления Правительства Севастополя «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя» в качестве доказательств экономического обоснования оспариваемых положений нормативного правового акта приняты быть не могут, поскольку в силу п.п. 1 и 1.1 ст. 26.3-3 Федерального закона 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), ст. 13 Закона города Севастополя от 29.09.2015 № 185-ЗС, постановления Правительства Севастополя от 03.04.2015 № 269-ПП оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающих, изменяющих или отменяющих ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, проводится уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Факт проведения публичных консультаций совместно с общественными организациями, проведённые рамках оценки регулирующего воздействия проекта оспариваемого нормативного правового акта, о соблюдении принципа экономической обоснованности платы за размещение НТО также не свидетельствует, при том, что результаты обсуждений никаким образом не зафиксированы.
Между тем, как видно из материалов дела, Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя, разработчик Методики, представило заключение, не обосновывающее определение оспариваемых показателей, применяемых для определения начальной цены договора размещения НТО, согласно которому изменение коэффициентов формулы расчета названной цены было обусловлено необходимостью обеспечить равные условия для всех хозяйствующих субъектов, исходя из анализа объектов, как заключивших договоры на размещение НТО по результатам торгов, так и заключивших договоры без проведения торгов, что не свидетельствует о соблюдении принципа экономического обоснования.
Таким образом, вопреки утверждению административного ответчика оспариваемое Постановление не имеет экономическое обоснование, размер платы по договору о размещении НТО без проведения торгов не конкретизирован с учетом факторов, влияющих на уровень доходности нестационарных торговых объектов, в том числе не учтена совокупность коэффициентов, характеризующих различные условия работы нестационарных торговых объектов, вид функционального использования НТО, а также месторасположение нестационарного торгового объекта в зависимости от района города, согласно Методике определения начальной цены договора на размещение НТО на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, а в дальнейшем с учетом заключения договора на размещение НТО без проведения торгов.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной, определенной судом даты.
Судом установлено несоответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, постановление Правительства Севастополя от 27 декабря 2019 № 700-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя», в части подлежит признанию не действующим, как об этом просит административный истец, ввиду наличия для этого законных оснований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
административное исковое заявление Прокурора города Севастополя - удовлетворить.
Признать не действующим с даты вступления решения суда в законную силу Постановление Правительства Севастополя от 27 декабря 2019 № 700-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя» в части правовых норм, регулирующих порядок размещения открытых кафе;
- пункт 3.8 и примечание 7 к нему Типовой формы договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Севастополя – Приложения № 3 к постановлению Правительства Севастополя от 27.12.2019 № 700-ПП;
- Методику определения начальной цены договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя – Приложение № 4 к постановлению Правительства Севастополя от 27.12.2019 № 700-ПП.
Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию на официальном сайте Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru или в печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Правительства Севастополя, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу или по истечении установленного срока в ближайшем номере указанного печатного издания.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Севастопольский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 11 октября 2023 года.
Судья С.Н. Исаев