Дело № 45RS0026 – 01 – 2023 – 010815 – 86
№ 2а – 9740/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14.09.2023 г. Курган
Курганский городской суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Новиковой А.В.
при секретаре Петровой К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Кетовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Курганской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по проведению работ по обустройству стационарного электрического освещения на автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения «Подъезд к Колесниково», возложении обязанности в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу провести работы по обустройству стационарного электрического освещения на автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения «Подъезд к Колесниково»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кетовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Курганской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по проведению работ по обустройству стационарного электрического освещения на автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения «Подъезд к Колесниково», возложении обязанности в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу провести работы по обустройству стационарного электрического освещения на автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения «Подъезд к Колесниково».
В обоснование указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, ходе которой установлено, что на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения «Подъезд к Колесниково» отсутствует стационарное электрическое освещение.
В связи с тем, что вышеуказанная дорога является автомобильной дорогой межмуниципального значения и включена в соответствующий перечень, а также исходя из федерального законодательства, и Устава Курганской области, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог межмуниципального значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, возложена на Правительство Курганской области.
Вместе с тем, Правительством Курганской области не принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения на обозначенном участке дороги, что создает угрозу для возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушает права граждан по обеспечению безопасности дорожного движения.
Представитель административного истца прокурора Кетовского района Курганской области Амаров А.В. в судебном заседании на доводах административного иска настаивал, обоснование оставил прежним.
Представитель административного ответчика Правительства Курганской области Прилипко В.А., действующий на основании доверенности в судебном заседании с административным иском не согласился, просил в удовлетворении отказать. Полагал, правительство Курганской области ненадлежащим ответчиком по административному делу, указанный в административном иске срок – 6 месяцев, не надлежащим для выполнения работ. Дал пояснения согласно представленного отзыва.
Представитель заинтересованного лица ОМВД России «Кетовский» в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще.
Представитель заинтересованного лица Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области Мухортиков П.С., действующий на основании доверенности в судебном заседании с административным иском не согласился, просил в удовлетворении отказать. Полагал, указанный в административном иске срок – 6 месяцев, не надлежащим для выполнения работ. Дал пояснения согласно представленного отзыва.
Представитель заинтересованного лица ГКУ «Курганавтодор» Чабанов А.С., действующий на основании доверенности в судебном заседании с административным иском не согласился, просил в удовлетворении отказать. Полагал, указанный в административном иске срок – 6 месяцев, не надлежащим для выполнения работ. Дал пояснения согласно представленного отзыва.
Заслушав стороны, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
В соответствии со статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Установлено, что прокуратурой Кетовского района Курганской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения «Подъезд к Колесниково» отсутствует стационарное электрическое освещение в нарушение пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст (далее - ГОСТ Р 52766-2007).
Данный факт подтверждается сведениями, поступившими из ОГИБДД ОМВД России «Кетовский» и иными материалами дела.
Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения закреплены в статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». К ним относятся: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статье 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Пунктом 21 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, организации дорожного движения, обеспечения безопасности дорожного движения на них.
В соответствии с частями 1,3 статьи 33 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правила расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Перечень и допустимые по условиям состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-2017. Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно п.п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м; на дорогах I категории с расчетной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут и более; на средних и больших мостах (путепроводах) в соответствии с таблицей 7; на пересечениях дорог I и II категорий между собой в одном и разных уровнях, а также на всех соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м от начала переходно-скоростных полос; на подходах к железнодорожным переездам на расстоянии не менее 250 м; в транспортных автодорожных тоннелях и на подходах к въездным порталам; под путепроводами, на дорогах I - III категорий, если длина проезда под ними превышает 30 м; на внеуличных пешеходных переходах; на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток; на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
Постановлением Правительства Курганской области от 13.03.2018 № 48 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Курганской области, в состав которого включена автомобильная дорога межмуниципального значения Подъезд к Колесниково».
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.
Исходя из положений статей 78, 97 – 100, 107, 115 Закона Курганской области от 16.12.1994 № 1 «Устав Курганской области» в субъекте Российской Федерации – Курганской области – Правительство Курганской области является коллегиальным, постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Курганской области, обладает правами юридического лица и правомочно решать все вопросы государственного управления, которые в соответствии с федеральным и областным законодательством входят в его компетенцию. Правительство Курганской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Курганской области, участвует в проведении единой государственной политики в сферах финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; обеспечивает исполнение бюджета Курганской области и готовит отчет об исполнении указанного бюджета; управляет и распоряжается собственностью Курганской области в соответствии с законами Курганской области. Деятельность органов государственной власти Курганской области осуществляется в соответствии с принципами, установленными в статье 75 Устава, одним из которых является верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации.
В связи с тем, что вышеуказанные дороги включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Курганской области, а также исходя из анализа вышеуказанного законодательства, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог межмуниципального значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, возложена на Правительство Курганской области.
Доводы представителя административного ответчика о том, что административным ответчиком создано казенное учреждение, которое осуществляет организацию работ в области дорожной деятельности, не освобождают административного ответчика от ответственности и исполнения требований законодательства в области дорожной деятельности как исполнительного органа государственной власти.
Принимая во внимание, что требования ГОСТ Р 50597-2017 являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья населения, в нарушение действующего законодательства Правительство Курганской области надлежащим образом не организовало работы по обустройству стационарного электрического освещения на автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения, а также учитывая, что Правительство Курганской области является исполнительным органом государственной власти субъекта – Курганской области, к компетенции которого относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог межмуниципального значения, суд полагает, что требования прокурора являются законными и обоснованными.
Доказательств объективной невозможности приведения состояния автомобильной дороги в соответствии с нормами в судебное заседание не представлено и судом не добыто.
Из содержания пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Перечень работ по организации и обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог регламентируется Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Минтранса Российской Федерации от 16.11.2012 № 402.
В соответствии с абзацем «з» подпункта 4 пункта 4 раздела II «Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог» к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и (или) искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической категории, по элементам обустройства автомобильных дорог относятся работы по устройству недостающего электроосвещения.
Прежде чем проводить капитальный ремонт автомобильных дорог необходимо разработать проектно-сметную документацию в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
При разработке проектно-сметной документации исполнитель должен руководствоваться строительными нормами СН 283-64 «Временные нормы продолжительности проектирования», которые предназначены для использования при планировании и организации проектных и изыскательских работ и являютсяобязательными для применения планирующими органами, а также проектными и изыскательскими организациями для определения продолжительности проектных и изыскательских работ.
В соответствии с главой XVII «Железнодорожное и автодорожное строительство» весь комплекс проектно-изыскательских работ на внегородской автомобильной дороге IV и V категории протяженностью до 25 километров составляет 4 месяца.
Государственная экспертиза проектно-сметной документации производится в соответствии с требованиями статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» и срок ее не должен превышать 3 месяца Результатом государственной экспертизы является заключение, содержащее выводы о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение).
Сроки производства работ при капитальном ремонте автомобильных дорог регламентированы строительными нормами и правилами СНиП 1.04.03-85* «Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений» часть II.
В соответствии с главой 5 «Дорожное хозяйство» раздела В «Транспортное строительство» продолжительность строительства автомобильных дорог с усовершенствованными облегченными и переходными типами покрытий IV и V категорий протяженностью до 5 километров составляет соответственно 8 и 7 месяцев, в том числе подготовительный период 1 месяц.
Сроки подачи заявок, проведение электронного аукциона, а также заключение государственного контракта определены статьями 42, 49 и 51 Федерального закона от 05.04 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в среднем составляют не менее 30 дней.
Учитывая, что для выполнения работ по обустройству стационарного электрического освещения административному ответчику необходимо совершить совокупность вышеуказанных действий и учитывая время их выполнения, суд полагает возможным установить Правительству Курганской области срок выполнения возложенной на него обязанности в течение 24 месяцев после вступления решения суда в законную силу
Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Правительства Курганской области выразившееся в непринятии мер по проведению работ по обустройству стационарного электрического освещения на автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения «Подъезд к Колесниково».
Возложить на Правительство Курганской области в течение 24 месяцев после вступления решения суда в законную силу провести работы по обустройству стационарного электрического освещения на автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения «Подъезд к Колесниково».
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, представления в Курганский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья
Курганского городского суда А.В. Новикова