ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-568/20 от 21.01.2021 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Судья Пикалева Е.Ф. Дело № 5-568/2020

№ 12-4/2021

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

21 января 2021 года город Магадан

Судья Магаданского областного суда Баюра Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Поповой Г.С. на постановление судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 26 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Поповой Г.С., <.......>

УСТАНОВИЛА:

постановлением судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 26 ноября 2020 года Попова Г.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.

В жалобе, поданной в Магаданский областной суд, Попова Г.С. просит названное судебное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события и состава вмененного административного правонарушения, а также недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление.

Указывает, что в силу положений подпункта «а.1» пункта «а», статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» режим повышенной готовности может вводиться на территории субъекта Российской Федерации только Правительством Российской Федерации.

На территории Магаданской области режим повышенной готовности Правительством Российской Федерации не введен, в связи с чем полагает, что Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417, необязательны к исполнению для граждан, проживающих на территории Магаданской области.

Также, по мнению заявителя, необязательны к исполнению гражданами ограничительные меры, принятые постановлением Правительства Магаданской области от 19 июня 2020 года № 458-пп «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Магаданской области», разработанные во исполнение указа губернатора Магаданской области от 2 апреля 2020 года № 57-у, который распространяет свое действие только на органы управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Магаданской области и их должностных лиц.

Выражает несогласие с выводом судьи о том, что должностное лицо ОМВД России по г. Магадану уполномочено составлять протоколы об административном правонарушении по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.

Обращает внимание, что при посещении медицинского учреждения была здорова, признаки вирусной инфекции у нее отсутствовали, какие-либо документы, ограничивающие передвижение, ей не выдавались, общественной опасности она не представляла, соблюдала рекомендованную социальную дистанцию, перед посещением медицинского учреждения обрабатывала руки антисептическим средством.

Полагала, что медицинская организация в случае отсутствия у посетителя средств индивидуальной защиты обязана выдать по его просьбе такое средство.

Попова Г.С. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1, пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ дело подлежит рассмотрению в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 данного Кодекса.

В статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) определено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Действие названного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а»); устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» данного пункта (подпункт «у»); с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 указанного Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 названного Федерального закона (подпункт «ф»).

Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Закона о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).

Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 (далее - Правила № 417), при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Таким образом, граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил № 417, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Начиная с 1 апреля 2020 года распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих (коронавирусная инфекция (COVID-19), включено законодателем в число обстоятельств, которые влекут возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

Указом губернатора Магаданской области от 2 апреля 2020 года № 57-у (в редакции, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Поповой Г.С. к административной ответственности) на территории Магаданской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Магаданской области.

Постановлением Правительства Магаданской области от 19 июня 2020 года № 458-пп «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Магаданской области» (далее по тексту в редакции, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Поповой Г.С. к административной ответственности) на территории Магаданской области введены меры по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (Приложение № 1 к названному постановлению).

Согласно подпункту 2 пункта 1 Приложения 1 к постановлению Правительства Магаданской области от 19 июня 2020 года № 458-пп гражданам, находящимся на территории Магаданской области, предписано обеспечить использование в общественном транспорте, в местах приобретения товаров, работ, услуг, в иных общественных местах, где невозможно соблюдение гражданами социального дистанцирования, на предприятиях и организациях лицевых масок для защиты дыхательных путей (медицинских одноразовых масок, ватно-марлевых масок, масок многоразового использования, респираторов или иных их заменяющих средств индивидуальной защиты дыхательных путей).

Из материалов дела следует, что 22 октября 2020 года в 8 часов 30 минут в период режима повышенной готовности Попова Г.С. находилась в помещении ГБУЗ «МОЦПБС», расположенном по адресу: город Магадан, улица Попова, дом 7, корпус 2, без лицевой маски защиты дыхательных путей или иных их заменяющих средств индивидуальной защиты, чем нарушила подпункт 2 пункта 1 Приложения 1 к постановлению Правительства Магаданской области от 19 июня 2020 года № 458-пп «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Магаданской области».

Приведенные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 22 октября 2020 года (л.д. 5-6), рапортом полицейского дежурной части ОМВД России по г. Магадану от 22 октября 2020 года (л.д. 7), объяснениями врача-эпидемиолога ГБУЗ «МОЦПБС» Т. от 22 октября 2020 года (л.д. 8), объяснениями старшей медсестры ГБУЗ «МОЦПБС» М. от 22 октября 2020 года (л.д. 9), объяснениями П. от 22 октября 2020 года (л.д. 10-11), объяснениями Поповой Г.С. (л.д. 12) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

При таком положении вывод судьи городского суда о наличии в действиях Поповой Г.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, является правильным, основанным на установленных обстоятельствах дела и имеющихся доказательствах.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины Поповой Г.С. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях Поповой Г.С. состава административного правонарушения ввиду того, что режим повышенной готовности введен на территории Магаданской области неуполномоченным лицом и, соответственно, у граждан отсутствует обязанность соблюдать установленные Правительством Магаданской области меры по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Магаданской области, основаны на ошибочном толковании норм федерального и регионального законодательства.

Согласно вышеприведенным нормам правового регулирования при угрозе возникновения на определенной территории чрезвычайной ситуации, в том числе в связи с распространением заболевания, представляющего опасность для окружающих, вводится режим повышенной готовности. При его введении постановлением Правительства Российской Федерации устанавливаются, в том числе обязательные для исполнения гражданами правила поведения. Во исполнение федеральных нормативных актов при угрозе возникновения на определенной территории чрезвычайной ситуации, в том числе в связи с распространением заболевания, представляющего опасность для окружающих, соответствующие нормативные акты могут приниматься на региональном уровне.

Изложенное свидетельствует о том, что режим повышенной готовности на территории Магаданской области вопреки доводам жалобы введен высшим должностным лицом субъекта в пределах полномочий, установленных законом, таким образом, Попова Г.С., проживая на данной территории, должна соблюдать обязательные и дополнительно введенные обязательные правила поведения.

Доводы жалобы относительного отсутствия в материалах дела доказательств нарушения Поповой Г.С. норм социального дистанцирования на правильность вывода судьи о наличии в ее действиях вины в совершении вмененного правонарушения не влияют, поскольку нахождение без лицевой маски защиты дыхательных путей в ином общественном месте, где невозможно соблюдение социального дистанцирования, Поповой Г.С. административным органом не вменялось.

По изложенным выше обстоятельствам также несостоятельны доводы жалобы об отсутствии события вмененного Поповой Г.С. административного правонарушения.

Ссылка в жалобе на составление постановления об административном правонарушении неуполномоченным должностным лицом ОМВД России по г. Магадану не может быть принята во внимание.

В соответствии с пунктом 18 части 5 и частью 6.4 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица, указанные в Перечне должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 975-р).

Согласно указанному Перечню должностные лица органов внутренних дел (полиции) вопреки доводам жалобы уполномочены составлять протоколы за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.

Несостоятельны доводы жалобы о наличии у медицинской организации обязанности обеспечивать посетителей средствами индивидуальной защиты, поскольку такая обязанность возникает у организаций только при возникновении чрезвычайной ситуации, а не при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности.

Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях Поповой Г.С. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта.

Порядок и срок привлечения Поповой Г.С. к административной ответственности соблюдены, административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ в минимальном размере.

Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ, не усматривается.

Правовых оснований к пересмотру постановления судьи Магаданского городского суда от 26 ноября 2020 года по доводам жалобы и материалам дела об административном правонарушении не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья Магаданского областного суда

РЕШИЛА:

постановление судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 26 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Поповой Г.С. оставить без изменения, жалобу Поповой Г.С. – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 КоАП РФ лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье, либо опротестовано прокурором.

Судья Л.Н. Баюра