ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-590/2021 от 09.11.2021 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 12-2739/2021

(в районном суде № 5-590/2021) судья Медведева Е.В.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Санкт-Петербургского городского суда Исаева А.В., при секретаре Макеевой Т.М., рассмотрев 09 ноября 2021 года в судебном заседании в помещении суда жалобу на постановление судьи Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 05 октября 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении

Санкт-Петербургского благотворительного фонда "Гуманитарное действие", ИНН 7801183567, ОГРН 1037858012697, юридический адрес: <адрес>, лит. А, пом. 8-Н,

УСТАНОВИЛ:

Из протокола об административном правонарушении №... от 12.05.2021 года, составленного главным специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу А.К. следует, что Санкт-Петербургским благотворительным фондом "Гуманитарное действие" (далее – СПб БФ «Гуманитарное действие») совершено осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а именно:

16.11.2020 года в 12 час. 00 мин. при проведении внеплановой документарной проверки выявлено, что СПб БФ «Гуманитарное действие», расположенное по адресу: <адрес>, лит. А, пом. 8-Н, без предоставления в Минюст России заявления о включении в реестр в нарушение п.7 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", являясь российской некоммерческой организацией, получающей денежные средства из иностранных источников, осуществлял деятельность политической направленности.

1. В рамках проверки было установлено, что Фонд имеет сайт по адресу https://haf-spb.org. На указанном сайте опубликованы следующие статьи:

- 20.11.2018 «Отравленная Россия: в стране закончился препарат от передозировок» https://haf-spb.org/otravlennaya-rossiya-v-strane-akonchilsya-preparat- ot-peredozirovok/).

В указанной статье указано, что «31 августа этого года, в Международный день осведомленности о передозировках, активисты из различных городов России обратились к председателю Правительства РФ, а также в Министерство здравоохранения, со следующими просьбами:

- внедрить в России последовательную стратегию по снижению уровня передозировок;

- ввести на государственном уровне программы профилактики передозировок, расширяющих доступ людей, употребляющих опиаты, к налоксону и информации о здоровье;

- исключить налоксон из списка лекарств, отпускаемых по рецепту;

- ввести в торговый оборот аптечных сетей безрецептурную, доступную по цене назальную форму налоксона.».

- 31.08.2018 «31 августа - День осведомленности о передозировках», в которой руководитель Фонда выражает поддержку инициативы некоммерческих организаций, планирующих подать обращение Председателю Правительства РФ и Министерство здравоохранения с требованием обеспечить в стране безрецептурный доступ к налоксону (https://haf-spb.org/31-avgusta-den-osvedomlennosti-o-peredozirovkah/).

«...Мы убеждены: если доступ к налоксону будет не только у бригад скорой помощи, но и у самих наркозависимых, а также у их друзей и близких, это позволит ежегодно спасать десятки, сотни жизней. Особенно на фоне широкого распространения так называемого «уличного» метадона и карфентанила - мощных опиоидов. Шутка ли: если в 2016 году в России было изъято около 13 кг карфентанила, то в 2017-м - уже более 29 кг!

Активисты из различных городов РФ подадут обращения на имя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева и в Министерство здравоохранения с требованием обеспечить в стране безрецептурный доступ к налоксону. Наш фонд поддерживает инициативу коллег. Безрецептурный доступ к налоксону позволит спасти сотни жизней!».

- 13.09.2018 «Обращение в Министерство юстиции Российской Федерации», в котором Фондом дается оценка проекту закона о внесении изменений в Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», разработанному Минюстом России (https://haf-spb.org/obrashhenie-v-ministerstvo-yustitsii-rossijskoj-federatsii/).

«...В ответ на предлагаемый законопроект наш Фонд подготовил обращение на имя министра юстиции РФ следующего содержания:

«... Принятие указанных в законопроекте изменений будет способствовать оттоку международного финансирования программ профилактики ВИЧ-инфекции, в том числе - среди групп населения повышенного риска, которые в Российской Федерации, в силу различных причин, финансируются преимущественно из международных источников. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. № 2203-р, к группам населения повышенного риска отнесены «лица с рискованным в отношении заражения ВИЧ-инфекцией поведением: потребляющие инъекционные наркотики, занимающиеся проституцией, вступающие в нетрадиционные сексуальные отношения».

Очевидно, что бюджетных средств, выделяемых НКО на профилактику ВИЧ-инфекции в группах повышенного риска, недостаточно. На сегодняшний день наиболее крупными зарубежными донорами, выделяющими средства на профилактику ВИЧ-инфекции, в том числе - в группах населения повышенного риска, являются такие всемирно признанные организации, как Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС), Фонд Элтона Джона по борьбе со СПИДом (Elton John AIDS Foundation), MAC Фонд СПИД (MAC AIDS Fund) и другие. Согласно плану мероприятий по реализации Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2017 г. № 754-р, расширение сотрудничества по вопросам противодействия распространению ВИЧ-инфекции со Всемирной организацией здравоохранения, Объединенной программой OOН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС) и другими международными партнерами является одним из важнейших мероприятий данного плана.

Мы убеждены, что в распоряжении Министерства юстиции Российской Федерации имеются исчерпывающие инструменты мониторинга осуществления деятельности некоммерческих организаций, в том числе - получающих иностранное финансирование. В частности, статья 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ предусматривает, что «федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, устанавливают соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества некоммерческими организациями целям, предусмотренным их учредительными документами... и сообщают о результатах органу, принявшему решение о регистрации соответствующей некоммерческой организации...». Просим Вас учитывать мнение благотворительного фонда медико-социальных программ «Гуманитарное действие» в процессе дальнейшей работы над законопроектом».

Таким образом, Фонд осуществлял политическую деятельность путем публичных обращений к государственным органам, оказывающих влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов.

В настоящее время вся вышеуказанная информация продолжает находиться в открытом доступе на сайте https://haf-spb.org по вышеуказанным ссылкам.

Размещение Фондом вышеуказанной информации на своем сайте и обеспечение к ней свободного доступа со стороны неопределенного круга лиц указывает на осуществление Фондом политической деятельности в форме распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике.

2. 13.07.2020 на сайте Общественного телевидения России ОТР размещена видеозапись эфира «10 лет тюрьмы за пропаганду наркотиков в Интернете», в котором обсуждался законопроект, связанный с внесением изменения в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации. Одним из гостей программы выступает Алексей Лахов, заместитель генерального директора благотворительного фонда «Гуманитарное действие», которым выражается мнение по указанному законопроекту. (https://otr-online.ru/programmv/segodnva-v-ros.sii/10-let-tvurmy-za-propagandu-narkotikov-v-internete-44498.html).

3. На сайте телеканала «Дождь» 16.01.2020 опубликована статья «Еще один шаг в сторону принудительного лечения наркозависимых. Рассказываем о новом законопроекте», согласно которой, экспертами, в том числе Алексеем Лаховым, заместителем генерального директора Фонда дается оценка проекту поправок в закон «Об охране здоровья граждан» https://tvrain.ru/teleshow/vechemee_shou/lechenije_narkozavisimyh-501145/).

4. На сайте «Новая газета» 18.02.2020 опубликована статья «Инфекция нас значительно опережает» (https://novayagazeta.ru/articles/2020/02/18/83973-vich-kasaetsya-bazovyh-veschey-eto- seks-i-detorozhdenie).

11.10.2017 года Фонд на своем сайте опубликовал статью «Рекомендации ООН для России по заместительной терапии», согласно которой руководителем Фонда продвигается идея заместительной терапии (https://haf-spb.org/rekomendatsii-oon-dlya-rossii-po-zamestitclnoi-terapii/).

5. В ходе проверки установлено, что Фонд кроме указанного сайта имеет также страницы в социальных сетях и видеохостинге в сети «Интернет»:

https://vk.com/haf_spb

https://www.facebook.com/haftest

https://t.me/haf_spb_org

https://www.youtube.com/channel/UChe9rfv2WS-gpsm_R-URUAQ.

28.07.2020 года на странице Фонда в социальной сети «Facebook» https://www.facebook.com/haftest размещена информация следующего содержания: «28 июля - Всемирный день борьбы с гепатитом. По этому случаю наш сотрудник Алексей Лахов решил рассказать о том, как 20 лет живет с хроническим гепатитом В, как вылечился от хронического гепатита С, и что сейчас происходит в России с этими заболеваниями» и указана ссылка на статью «Как я 20 лет живу с гепатитом - и как вылечить это заболевание» из стороннего источника по адресу https://tjournal.ru/s/health/192174-kak-ya-20-let-zhivu-s-gepatitom-i-kak-vylechit-eto-zabolevanie следующего содержания:

«...Что можно сделать прямо сейчас, чтобы внести свой вклад в борьбу с гепатитами в России

Можно подписать петицию в адрес Президента Российской Федерации с просьбой дать указание создать Национальную стратегию по борьбе с вирусными гепатитами, которая будет четко определять задачу по элиминации хронических вирусных гепатитов, ключевые показатели, сроки и механизмы их достижения. Подписать петицию можно ЗДЕСЬ...».

В указанной петиции предлагается создать Национальную стратегию по борьбе с вирусными гепатитами, которая будет четко определять задачу по элиминации хронических вирусных гепатитов, ключевые показатели, сроки и механизмы их достижения.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что в проверяемом периоде Фонд получал денежные средства от иностранных источников.

Получение Фондом денежных средств из иностранных источников подтверждается данными из отчетов Фонда по форме № ОН0002 за 2018, 2019 годы, также информацией МРУ Росфинмониторинга по Северо-Западному федеральному округу.

Таким образом, СПб БФ «Гуманитарное действие» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением судьи Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 05 октября 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, в отношении СПб БФ «Гуманитарное действие» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Главный специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу А.К. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления судьи районного суда, указав, что материалы дела содержат достаточные доказательства вины юридического лица в совершении административного правонарушения. Факт осуществления Фондом деятельности в качестве некоммерческой организации, осуществляющей функции иностранного агента, подтвержден также его включением в соответствующий реестр на основании распоряжения Минюста России от 21.12.2020 № 1251-р. Административное исковое заявление Фонда о признании незаконным указанного распоряжения оставлено без удовлетворения решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2021 года по делу № 2а-1902/2021.

Законный представитель СПб БФ «Гуманитарное действие» генеральный директор С.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, представил письменные объяснения, согласно которым должностным лицом не приведены доводы о каких-либо нарушениях, допущенных судьей районного суда. Дело рассмотрено судом полно и всесторонне, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого постановления не усматривается. Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами судьи районного суда. Факт участия Фонда в политической деятельности материалами дела не доказан. Действия юридического лица не выходят за рамки его деятельности в области здравоохранения. Вопрос о выходе Фонда за указанные рамки осуществляемой деятельности при составлении акта проверки не рассмотрен. Указанные в протоколе об административном правонарушении материалы имеют отношение к осуществляемой Фондом деятельности, так как касается вопросов здравоохранения. Допустимые доказательства обратного в материалы дела не представлены. Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2021 года по делу № 2а-1902/2021 не вступило в законную силу, в связи с чем, доводы жалобы не подтверждает. В действиях юридического лица нет вины в форме умысла, что указывает на отсутствие состава административного правонарушения.

Защитник СПб БФ «Гуманитарное действие» М.А в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, в полном объеме поддержал доводы объяснений законного представителя Фонда С.Г.

Главный специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу А.К. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с положениями ст.ст. 26.1, 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению событие правонарушения, т.е. дата, место, время правонарушения, а также обстоятельства, входящие в предмет доказывания. Судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.

При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении судьей районного суда требования действующего административного законодательства не выполнены.

Частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наступление административной ответственности за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В обоснование вывода о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении СПб БФ «Гуманитарное действие» судья районного суда указал, что материалами дела не установлены факты ведения юридическим лицом политической деятельности, что по смыслу Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации исключает возможность признания его некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Однако, судьей районного суда надлежащим образом не рассмотрены и не оценены материалы дела об административном правонарушении.

По смыслу норм права, закрепленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении в обязательно порядке указываются, в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Как следует из протокола об административном правонарушении №... от 12.05.2021 года, 16.11.2020 года в 12 час. 00 мин. при проведении внеплановой документарной проверки выявлено, что СПб БФ «Гуманитарное действие», являясь российской некоммерческой организацией, получающей денежные средства из иностранных источников, осуществлял деятельность политической направленности, что выразилось в размещении на сайте Фонда https://haf-spb.org 11.10.2017 года, 20.11.2018 года, 31.08.2018 года, 13.09.2018 года, на сайте телеканала «Дождь» 16.01.2020 года, на сайте Общественного телевидения России ОТР 13.07.2020 года, на сайте «Новая газета» 18.02.2020 года, на странице Фонда в социальной сети «Facebook» 28.07.2020 года материалов в виде статей, интервью, обращений и петиций, оказывающих влияние на деятельность органов государственных органов, а также направленных на распространение мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимую ими политику.

Вместе с тем, указанные действия СПб БФ «Гуманитарное действие», по мнению должностного лица ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу образующие объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей районного суда не отражены в постановлении, не рассмотрены и не оценены.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева", особую группу некоммерческих организаций, безотносительно к их формам (разновидностям), образуют некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, под которыми понимаются российские некоммерческие организации, получающие денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и участвующие, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации; при этом некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

По смыслу положений пункта 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", обязательный признак некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, - участие в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации; такой деятельностью - независимо от целей и задач, указанных в учредительных документах некоммерческой организации, - является, по буквальному смыслу этих законоположений, участие (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Следовательно, их отсутствие исключает отнесение некоммерческой организации к выполняющим функции иностранного агента, даже если организуемые (проводимые) с ее участием акции объективно были сопряжены с критикой решений государственных органов либо вызвали в общественном мнении негативные оценки проводимой ими государственной политики.

В системе действующего правового регулирования положения абзацев первого и второго пункта 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" предполагают, что к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, относятся такие российские некоммерческие организации, которые получают денежные средства и иное имущество от иностранных источников и участвуют в организации и проведении на территории Российской Федерации политических акций, направленных на оказание - вне зависимости от преследуемых целей - воздействия на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику, а также в формировании применительно к ним определенного общественного мнения.

При этом следует учитывать, что деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества не относятся - в силу абзаца третьего пункта 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" - к политической деятельности, занятие которой является одним из условий признания некоммерческой организации выполняющей функции иностранного агента. Соответственно, какими бы ни были источники денежных и иных материальных средств некоммерческих организаций, если цели их деятельности не выходят за рамки указанных областей, они не могут считаться выполняющими функции иностранного агента.

Приходя к выводу о том, что материалами дела не установлены факты ведения СПб БФ «Гуманитарное действие» политической деятельности, то есть, организации и проведения Фондом на территории Российской Федерации политических акций, направленных на оказание - вне зависимости от преследуемых целей - воздействия на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику, а также в формировании применительно к ним определенного общественного мнения, судья районного суда в нарушение части 1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении не полно описал событие правонарушения, сформулированное в протоколе, не проанализировал содержание размещаемых юридическим лицом материалов, перечисленных в протоколе об административном правонарушении, не рассмотрел вопрос о возможности квалификации действий по размещению в свободном доступе данных материалов, исходя из их содержания, в качестве политической деятельности.

Изложенное указывает на неисполнение судьей районного суда задач производства по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела судьей Петроградского районного суда Санкт-Петербурга допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, постановление судьи районного суда подлежит отмене.

В соответствии со ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.

Следовательно, на момент рассмотрения жалобы должностного лица А.К. в Санкт-Петербургском городском суде, срок давности привлечения к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении СПб БФ «Гуманитарное действие» не истек, в связи с чем, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 05 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении СПб БФ «Гуманитарное действие» отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении СПб БФ «Гуманитарное действие» возвратить в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга на новое рассмотрение.

Судья А.В. Исаева