ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 590007-01-2021-011103-41 от 16.09.2022 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-1618/2022 (2-9484/2021;)

УИД № 59RS0007-01-2021-011103-41

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 сентября 2022 года г. Пермь

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Старковой Е.Ю.,

при секретаре Козловской Л.Ф.,

с участием межрайонного природоохранного прокурора – ФИО6,

представителей истцов – ФИО7, ФИО8, ФИО9,

представителей ответчика (Минэнерго России) – ФИО10, ФИО11,

представителей ответчика (Минприроды России) – ФИО12,

представителей ответчика (ФГБУ ГУРШ) – ФИО13,

представителей третьего лица (Минприроды ПК) – ФИО14, ФИО15, ФИО19,

представителя третьего лица (Администрации Чусовского городского округа Пермского края) – ФИО16,

представителя третьего лица (Администрации Губахинского городского округа Пермского края) – ФИО17

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Министерству энергетики Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов ГУРШ в лице Кизеловского филиала, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о возложении обязанности устранить негативное воздействие на окружающую среду,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с требованиями к Министерству энергетики РФ, Федеральному государственному бюджетному учреждению по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов ГУРШ в лице Кизеловского филиала, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о возложении обязанности устранить негативное воздействие на окружающую среду.

В обоснование исковых требований указано, что начиная с ДД.ММ.ГГГГ на территории Кизеловского угольного бассейна (далее – КУБ) велась открытая и подземная разработка угольных месторождений. Общее количество открытых и закрытых шахт к ДД.ММ.ГГГГ составляло более .

В период с ДД.ММ.ГГГГ. в шахтах прекратилась добыча угля. Предприятия-разработчики шахт ОАО «Кизелуголь» и ОАО «Шахта «Шумихинская» были ликвидированы. Мероприятия по консервации шахт, а также мероприятия, направленные на недопущение негативного воздействия на окружающую среду в результате прекращения эксплуатации шахт, не проводились. В результате безответственного шага стало постепенное заполнение брошенных шахт талыми и дождевыми водами, которые постепенно обогащались вредными и химическими элементами, последующее формирование кислых изливов и загрязнение ими рек на территории КУБ. Загрязненные водные объекты находятся на территории Кизеловского городского округа, Гремячинского городского округа, Чусовского городского округа, Губахинского городского округа. Природоохранные мероприятия не ведутся.

Водные объекты являются безжизненными и опасными для здоровья людей. Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ превышена. Вместо обычных рек течет слабая серная кислота. Земля в пределах шахт выжжена.

Продолжающееся загрязнение водных объектов кислыми изливами способно привести к экологической катастрофе из-за риска попадания вредных веществ в реку Кама.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, истцы неоднократно уточняли исковые требования, окончательно (л.д.22-32 Том5), просят возложить на Министерство энергетики Российской Федерации и Федеральное государственное бюджетное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ за счет средств федерального бюджета организовать реализацию следующих мероприятий:

1.1. проведение обследования территорий Кизеловского угольного бассейна, на которых располагаются изливы кислых шахтных вод (далее - обследование), по итогам обследования организовать подготовку технических заданий на разработку проектно-сметной и (или) технической документации на выполнение работ, направленных на исключение негативного воздействия изливов на окружающую среду;

1.2 актуализацию имеющейся проектно-сметной документации на строительство очистных сооружений, финансирование и организация строительства очистных сооружений применительно к следующим объектам на территории Кизеловского угольного бассейна:

шахта 40 лет ВЛКСМ (излив из шурфа 58 и 2-бис, пос. Центр. Коспашский);

шахта им. Ленина (излив из наклонного ствола № 8, г. Кизел);

1.3. разработку проектно-сметной документации на строительство очистных сооружений, финансирование и организацию строительства очистных сооружений применительно к следующим объектам на территории Кизеловского угольного бассейна:

1) им. 40 лет Октября (скважина (1) (13-гн), скважина (2) (1751), шурф 56-62 (60), шурф 17, штольня);

2) Шумихинская (скважина 634);

3) Нагорная (наклонный ствол);

4) им. Крупской (трубный ходок);

5) Усьва-3 (штольня);

6) им. 1 мая (штольня);

7) им. Калинина (штольня);

8) Таежная (северная штольня);

9) Коспашская (шурф 2-бис);

10) Белый спой (шурф 63);

11) им. Володарского (штольня);

12) им. Чкалова (штольня Каменка, штольня Клавдинская).

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации обязанности:

1.4. в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать за счет средств федерального бюджета ликвидацию, включенных в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Кизеловского угольного бассейна, в том числе инженерных изысканий, разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда, согласование и утверждение такого проекта, проведение работ по ликвидации накопленного вреда, осуществление контроля и приемку проведенных работ по ликвидации накопленного вреда по следующим объектам накопленного вреда окружающей среде на территории Кизеловского угольного бассейна:

1) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (главный и вспомогательный ствол шахты им. Ленина);

2) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (трубный ходок шахты им. Крупской);

3) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (скважина (1) 13-гн шахты им. 40 лет Октября);

4) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (шурфы № 56-62 шахты им, 40 лет Октября);

5) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (штольня шахты им. 1 Мая);

6) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (штольня шахты им. Калинина);

7) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (шурф 2-бис шахты Коспашская);

8) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (наклонный ствол шахты Нагорная);

9) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (штольня Каменка шахты им. Чкалова);

10) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (штольня шахты им. 40 лет Октября);

11) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (северная штольня шахты Таёжная);

12) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (скважина (2) 1751 шахты им. 40 лет Октября);

13) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (штольня Клавдинская шахты им. Чкалова);

14) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (шурф 63 шахты Белый Спой);

15) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (штольня шахты Усьва-3);

16) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (штольня шахты им. Володарского);

17) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (скважина 634 шахты Шумихинская);

18) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (шурф 17 шахты им. 40 лет Октября) (Пермский край);

1.5. в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать за счет средств федерального бюджета проведение мероприятий по экологической реабилитации водных объектов, включающих очистку русел рек от загрязненных донных отложений, восстановление нарушенных экосистем, зарыбление, на реках: Большой Кизел; Восточный Кизел; Полуденный Кизел; Верхний Кизел; Северная Вильва; Большая Гремячая; Южная Вильва; Косьва; Усьва.

Истцы (ФИО2, ФИО3, ФИО4) в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке.

Представители истцов в судебном заседании на исковых требованиях настаивали в полном объеме, по доводам, изложенным в иске, с учетом уточнения исковых требований.

Представитель ответчика Минэнерго России в судебном заседании с исковыми требованиями не согласна, ранее предоставлены возражения на исковое заявление (л.д.76-84 Том5), считает, что требования к Минэнерго России о возложении обязанностей, изложенных в п.1 уточненного искового заявления, являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Минэнерго России, в рамках возложенных на него полномочий, уже были проведены все предусмотренные пп. «а» п.1 Перечня № 840 работы по ликвидации последствий ведения горных работ. Последующие меры ликвидации 18 ОНВОС КУБ должны осуществляться в соответствии с законодательством органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, то есть Минприроды России. Минэнерго России отмечает, что по состоянию на 2022 г. решить проблему загрязнения водных объектов Пермского края в районе КУБ возможно только посредством строительства очистных сооружений, что является сложной в техническом и финансовом плане задачей, а существующие нормативы сброса для водных объектов рыбохозяйственного значения в соответствии с приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552, учитывая химический состав изливающихся вод, делают эту задачу практически неразрешимой. Решение проблемы на территории КУБ доступными средствами требует комплексного компромиссного подхода всех ведомств и, в первую очередь, профильного по экологическим вопросам.

Представитель ответчика Минприроды России в судебном заседании с исковыми требованиями истцов не согласны, предоставлен отзыв относительно искового заявления (л.д.47-49 Том 5), считают, что исковые требования удовлетворению не подлежат, из п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2015г. № 1219, Минприроды России полномочиями по ликвидации последствий ведения горных работ не наделено. В соответствии с абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ, п.1 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840, ликвидация последствий ведения горных работ, в том числе изливов кислых шахтных вод относится к реструктуризации угольной промышленности, полномочиями проведения которой наделено Минэнерго России. Начало работ по ликвидации ОНВОС в соответствии с порядком, установленным Положением о ликвидации ОНВОС, возможно только после проведения комплекса мероприятий при ликвидации последствий ведения горных работ (ликвидация формирования изливов кислых шахтных вод). Указанное обстоятельство также свидетельствует о невозможности выполнения работ по ликвидации ОНВОС в заявленные истцом сроки. По пункту второму исковых требований полагает, что мероприятия по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, осуществляются за счет средств, представляемых в виде субвенций из Федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации. В связи с чем, вышеуказанные полномочия на территории Пермского края отнесены к компетенции министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.

Представитель ответчика ФГБУ ГУРШ - в судебное заседание не явился, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее представлен отзыв (л.д.103-106, 211-214 Том 3), в котором просит исковые требования истцов оставить без удовлетворения, придерживается позиции Минэнерго России, что ликвидировать все существующие изливы кислых шахтных вод не представляется возможным в силу горнотехнических (большое количество старых горных выработок, выходивших на поверхность) и геологических особенностей (закарстованность) территорий. Решить проблему загрязнения водных объектов Пермского края в районе Кизеловского угольного бассейна возможно только посредством строительства очистных сооружений. Считает, что ФГБУ «ГУРШ» не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку Уставом учреждения (л.д.215-225 Том 3) не предусмотрены функции по распределению средств федерального бюджета.

Представитель ответчика Кизеловский филиал ФГБУ ГУРШ в судебном заседании с исковыми требованиями не согласна, ранее предоставлены возражения на исковое заявление (л.д.103-106 Том3), считает, что требования истцов удовлетворению не подлежат, ФГБУ «ГУРШ» является ненадлежащим ответчиком.

Представитель третьего лица Администрация городского округа «Город Кизел» Пермского края в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее представлен отзыв (л.д.64-65, 82-83, 203-204 Том 3), в котором просит исковые требования истцов удовлетворить в полном объеме.

Представитель третьего лица Администрация Гремячинского городского округа Пермского края в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее представлен отзыв (л.д.55-59, 128-136 Том 3), в котором просит исковые требования истцов удовлетворить в полном объеме.

Представитель третьего лица (Администрации Губахинского городского округа Пермского края) в судебном заседании поддержал исковые требования истцов, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д.70-74 Том 5, л.д. 49-54, 137-147 Том 3). Приказом № 99 от 30.09.2008 Министерства энергетики Российской Федерации «О порядке финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» утвержден Порядок финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Порядок). Вводной частью Порядка установлено, что главным распорядителем средств федерального бюджета при реализации мероприятий по ликвидации в данной части является Министерство энергетики Российской Федерации. Материалами дела подтверждена информация о наличии кислых шахтных вод, загрязняющих прилегающие к их источникам, водные объекты – реки: Большой Кизел, Восточный Кизел, Верхний Кизел, Северная Вильва, Большая Гремячая, Южная Вильва, Косьва, Усьва. Источником кислых вод являются шахты, в отношении которых своевременно не были выполнены мероприятия по надлежащей консервации. С учетом изложенных обстоятельств полагают, что требования к Минэнерго России, в части организации проведения обследования территории Кизеловского угольного бассейна, актуализации и разработки проектно-сметной документации на строительство очистных сооружений, финансирования и организации строительства очистных сооружений являются обоснованными. В части требований, заявленных к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, являются обоснованными в силу п. 2 ст. 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 25.12.2019 № 134.

Представитель третьего лица (Администрация Чусовского городского округа Пермского края) в судебном заседании поддержал исковые требования истцов, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д.202 Том 3).

Представитель третьего лица (Контрольно-счетной палаты Пермского края) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заедания извещены в установленном законом порядке. Ранее представили отзыв на исковое заявление (л.д.19-20 Том 5), в котором указано, что свою позицию сформировать не могут, так как требования касаются расходных средств Российской Федерации. Просили исключить контрольно-счетную палату Пермского края из числа третьих лиц по данному делу, рассматриваемые в настоящем деле требования истцов не затрагивают вопросы, отнесенные к полномочиям Контрольно-счетной палаты Пермского края. Возможные судебные постановления по делу не могут повлиять на права или обязанности Контрольно-счетной палаты Пермского края по отношению к какой-либо из сторон дела.

Представитель третьего лица (Правительство Пермского края) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заедания извещены в установленном законом порядке. Ранее представлен отзыв на исковое заявление (л.д.187-198 Том 5), в котором просит исковые требования истцов удовлетворить в полном объеме.

Представители третьего лица (Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края) в судебном заседании поддержали исковые требования истцов, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д.180-181 Том 5), в котором указано, что в материалы дела представлены проектно-сметная документация на строительство очистных сооружений на двух объектах КУБа. Из анализа научно-исследовательской работы, подготовленной ФГАОУ ВО ПГНИУ, учитывая наличие разработанных проектов очистных сооружений можно сделать вывод о том, что ликвидация негативного воздействия изливов шахт на окружающую среду путем строительства очистных сооружений возможна, само строительство очистных сооружений является исполнимым. Наличие проектно-сметной документации для двух объектов КУБа (шахтам 40 лет ВЛКСМ и шахте им. Ленина) позволяет сделать вывод, что аналогичную работу по подготовке проектно-сметной документации и строительству очистных сооружений возможно провести и на остальных объектах КУБа, перечисленных в ходатайстве истцов. Требования, заявленные к Минприроды РФ, также являются конкретизированными в силу того, что перечень действий по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, их последовательность регулируется постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 № 542. Согласно названному постановлению Минприроды РФ требуется: а) провести необходимые обследования объекта, в том числе инженерные изыскания; б) разработать проект работ по ликвидации накопленного вреда; в) согласовать и утвердить проект; г) провести работы по проекту; д) осуществить контроль и приемку проведенных работ.

Представитель третьего лица (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заедания извещены в установленном законом порядке. Ранее представлены письменные пояснения, в которых просит принять законное и обоснованное решение, ссылаясь на Постановление Правительства от 24.12.2004 840, Приказ Минэнерго России от 08.07.2021 559. Согласно п. 2.2 Перечня реализации мероприятий по реструктуризации горной промышленности проводится ГБУ «ГУРШ. Кроме того, в соответствии с п.6 Приказа Минэнерго России от 30.09.2008 №99 «О порядке финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» финансовое обеспечение деятельности ФГБУ «ГУРШ» по предоставлению услуг, связанных с реструктуризацией угольной промышленности, осуществляется на основании утвержденных Минэнерго России государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ).

Представитель третьего лица (Федеральное агентство водных ресурсов) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заедания извещены в установленном законом порядке. Ранее представлены письменные пояснения (л.д.26-28 Том 3), в которых исковое заявление истцов оставляет на усмотрение суда.

Представители третьих лиц (ТУ Росимущества в Пермском крае, ФГАОУВО "Пермский государственный национальный исследовательский университет", Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство по недропользованию), в том числе Прокурор Пермского края в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заедания извещены в установленном законом порядке.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заедания извещены в установленном законом порядке, направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие. Ранее представлен отзыв на исковое заявление.

Природоохранный прокурор в судебном заседании дал заключение об удовлетворении исковых требований истцов, заявленные требования являются законными и обоснованными, вытекают из положений федерального законодательства, а также предоставлен отзыв на исковое заявление (л.д.65-66 Том 5), согласно которому, исходя из положений пунктов 4.3, 4.3.5, 4.11 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 № 400, полномочиями по контролю за реализацией мероприятий по реструктуризации угольной промышленности наделено Минэнерго России, в связи с чем являются обоснованными требования истцов о возложении на указанное министерство и Кизеловский филиал ФГБУ по вопросам реорганизации по организации обследования территорий Кизеловского угольного бассейна, подготовке технических заданий на разработку проектно-сметной документации на выполнение работ, направленных на исключение негативного воздействия изливов на водные объекты, обеспечению финансирования и реализации строительства очистных сооружений в отношении объектов, поименованных в пунктах 1.2 и 1.3 просительной части уточненного искового заявления. Согласно положениям ст.80.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», постановления Правительства РФ от 25.12.2019 № 1834, Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 № 542, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды, т.е. министерство природных ресурсов и экологии РФ. Таким образом, требования истцов об организации Минприроды РФ ликвидации включенных в ГРОНВОС объектов накопленного вреда и проведения экологической реабилитации водных объектов – рек Северная Вильва, Южная Вильва, Кизел, Косьва, Большая Гремячая, Большой Кизел, Восточный Кизел, Верхний Кизел, являются обоснованными.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, природопользование и охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Средства на осуществление передаваемых в соответствии с ч. 1 указанной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (ч. 3 ст. 26 Водного кодекса РФ).

В силу ч. 1 ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, осуществляется исполнительными органами государственной власти в пределах их полномочий.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7 "Об охране окружающей среды", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что предусмотренные ч. 1 ст. 55 Водного кодекса РФ обязанности собственника водных объектов, в том числе по их охране, предотвращению загрязнения, засорения и истощения вод, а также ликвидации последствий указанных явлений подлежат реализации Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлено, что к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся, в том числе проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта.

В соответствии с пунктами 4.3, 4.3.5, 4.11 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 № 400, Министерство энергетики Российской Федерации осуществляет на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляет полномочия по контролю в установленной сфере деятельности:

- за реализацией мероприятий по реструктуризации угольной промышленности;

- осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций, в том числе в отношении мероприятий по реструктуризации угольной промышленности;

Таким образом, Минэнерго России является федеральным органом исполнительной власти, который отвечает за ликвидацию экологических и иных последствий ведения горных работ, обладает полномочиями по контролю за реализацией мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.

Порядок работы по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среды регулируется статьями 80.1 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7 "Об охране окружающей среды", а также принятыми на их основами Правилами организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 № 542.

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ г. в шахтах прекратилась добыча угля. Предприятия-разработчики шахт ОАО «Кизелуголь» и ОАО «Шахта «Шумихинская» были ликвидированы. Мероприятия по консервации шахт, а также мероприятия направленные на недопущение негативного воздействия на окружающую среду в результате прекращения эксплуатации шахт не проводились.

В водных объектах, протекающих по территории Кизеловского городского округа, Гремячинского городского округа, Чусовского городского округа, Губахинского городского округа, предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ превышает допустимую норму.

Также судом установлено и не оспаривается сторонами, что источником данного загрязнения являются 18 изливов шахтных вод угольного бассейна – шахт:

- им. 40 лет Октября – скважина (1) (13-гн), кадастровый номер ; скважина (2) (1751), кадастровый номер ; шурфы 56-62 (60), кадастровый номер ; шурф 17, кадастровый номер ; штольня, кадастровый номер ;

- Шумихинская – скважина 634, кадастровый номер

- Нагорная – наклонный ствол, кадастровый ;

- им. Крупской – трубный ходок, кадастровый ;

- Усьва-3 – штольня, кадастровый ;

- им. 1 мая – штольня, кадастровый ;

- им Калинина – штольня, кадастровый ;

- Таежная – северная штольня, кадастровый ;

- им. Ленина – главный и вспомогательный стволы, кадастровый ;

- Коспашская – шурф 2-бис, кадастровый ;

- Белый Спой – шурф 63, кадастровый ;

- им. Володарского – штольня, кадастровый ;

- им. Чкалова – штольня каменка, кадастровый ; штольня клавдинская, кадастровый .

Из итогового отчета Естественного Научного Института ПГНИУ срок реализации мероприятий по минимизации и локализации изливов – 36 месяцев, эксплуатационные расходы составляют по 1 этапу руб. в год (Том 2, л.д.168-215).

Таким образом, судом установлено, что в отношении водных объектов - Кизеловского городского округа, Гремячинского городского округа, Чусовского городского округа, Губахинского городского округа необходимо принятие мер по охране путем предотвращения их загрязнения изливающимися шахтными водами угольного бассейна.

Экологическая реабилитация водных объектов является комплексом мер по улучшению качественных и количественных характеристик поверхностных водных объектов. Водные объекты являются федеральной собственностью, бремя содержания которого несет Российская Федерация (ст. 8 ВК РФ, ст. 210 Гражданского кодекса РФ), в силу чего обязанность по созданию и финансированию программы экологической реабилитации перечисленных Водных объектов должна быть возложена на Минприроды России как орган федеральной власти, ответственным за осуществление федеральной экологической политики.

Причиной загрязнения водных объектов являются горные выработки в виде подземных и открытых шахт, предотвращение дальнейшего загрязнения водных объектов возможно только при условии финансирования работ по строительству очистных сооружений и путем ликвидации самих шахт.

Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что субвенции из федерального бюджета Пермскому краю на реализацию государственных полномочий по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей не предоставлялись по причине отсутствия мероприятий по ликвидации их источника загрязнения.

Все 18 изливов расположены на федеральных земельных участках, что является обязанностью Минприроды России по организации ликвидации данных изливов в соответствии с положениями пп. «б» п.1 Постановления Правительства Российской Федерации № 1834 "О случаях организации работ по ликвидации накопленного вреда, выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.

Согласно пп. «а» и «б» п. 1 указанного Перечня, к мероприятиям по ликвидации организаций угольной промышленности относятся технические работы по ликвидации организаций угольной промышленности, т.е. ликвидация последствий ведения горных работ (работы по ликвидации горных выработок и исключению доступа к ним, по демонтажу оборудования, сносу зданий и сооружений, рекультивации использованных земель, ликвидации экологических и иных последствий ведения горных работ) и мониторинг экологических последствий ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов.

В свою очередь, Приказом Минэнерго России от 08.07.2021 № 559 утвержден Перечень мероприятий (услуг, работ), направленных на достижение целей и реализацию задач государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 321, проведение (оказание, выполнение) которых осуществляется федеральными бюджетными или автономными учреждениями, в отношении которых Минэнерго России осуществляет функции и полномочия учредителя.

Согласно п. 2.2 данного Перечня реализация мероприятий по реструктуризации угольной промышленности проводится ФГБУ «ГУРШ».

В соответствии с п. «б» Приказа Минэнерго России от 30.09.2008 № 99 «О порядке финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» финансовое обеспечение деятельности ФГБУ «ГУРШ» по предоставлению услуг, связанных, с реструктуризацией угольной промышленности, осуществляется на основании утвержденных Минэнерго России государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ).

Согласно Приказу Федерального государственного бюджетного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов № 9 от 05.08.2011 г. утверждено Положение о Кизеловском филиале федерального государственного бюджетного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ» (Том 1, л.д.21).

Таким образом, ответчики Министерство энергетики Российской Федерации и Федеральное государственное бюджетное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ» несут обязанность по подготовке технических заданий на разработку проектно-сметной документации на выполнение работ, направленных на исключение негативного воздействия изливов на водные объекты, обеспечению финансирования и реализации строительства очистных сооружений в отношении объектов, поименованных в пунктах 1.2 и 1.3 просительной части уточненного искового заявления.

В соответствии со ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд полагает, что предложенный истцами срок, с учетом необходимого объема работ по ликвидации вреда окружающей среде, является обоснованным и разумным.

Изменение срока исполнения решения суда с учетом финансовых возможностей ответчиков и характера работ возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, оценив представленные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Министерству энергетики Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов ГУРШ, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о возложении обязанности устранить негативное воздействие на окружающую среду, в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Министерству энергетики Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов ГУРШ в лице Кизеловского филиала, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о возложении обязанности устранить негативное воздействие на окружающую среду - удовлетворить.

Возложить на Министерство энергетики Российской Федерации (ИНН , ОГРН ) и Федеральное государственное бюджетное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ» (ИНН , ОГРН ) обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ за счет средств федерального бюджета организовать реализацию следующих мероприятий:

проведение обследования территорий Кизеловского угольного бассейна, на которых располагаются изливы кислых шахтных вод (далее - обследование), по итогам обследования организовать подготовку технических заданий на разработку проектно-сметной и (или) технической документации на выполнение работ, направленных на исключение негативного воздействия изливов на окружающую среду;

актуализацию имеющейся проектно-сметной документации на строительство очистных сооружений, финансирование и организация строительства очистных сооружений применительно к следующим объектам на территории Кизеловского угольного бассейна:

шахта 40 лет ВЛКСМ (излив из шурфа 58 и 2-бис, пос. Центр. Коспашский);

шахта им. Ленина (излив из наклонного ствола № 8, г. Кизел);

разработку проектно-сметной документации на строительство очистных сооружений, финансирование и организацию строительства очистных сооружений применительно к следующим объектам на территории Кизеловского угольного бассейна:

им. 40 лет Октября (скважина (1) (13-гн), скважина (2) (1751), шурф 56-62 (60), шурф 17, штольня);

Шумихинская (скважина 634);

Нагорная (наклонный ствол);

им. Крупской (трубный ходок);

Усьва-3 (штольня);

им. 1 мая (штольня);

им. Калинина (штольня);

Таежная (северная штольня);

Коспашская (шурф 2-бис);

Белый спой (шурф 63);

им. Володарского (штольня);

им. Чкалова (штольня Каменка, штольня Клавдинская).

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ИНН7710256289, ОГРН 1027700221450) обязанности:

в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать за счет средств федерального бюджета ликвидацию, включенных в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Кизеловского угольного бассейна, в том числе инженерных изысканий, разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда, согласование и утверждение такого проекта, проведение работ по ликвидации накопленного вреда, осуществление контроля и приемку проведенных работ по ликвидации накопленного вреда по следующим объектам накопленного вреда окружающей среде на территории Кизеловского угольного бассейна:

отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (главный и вспомогательный ствол шахты им. Ленина);

отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (трубный ходок шахты им. Крупской);

отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (скважина (1) 13-гн шахты им. 40 лет Октября);

отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (шурфы № 56-62 шахты им, 40 лет Октября);

отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (штольня шахты им. 1 Мая);

отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (штольня шахты им. Калинина);

отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (шурф 2-бис шахты Коспашская);

отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (наклонный ствол шахты Нагорная);

отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (штольня Каменка шахты им. Чкалова);

отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (штольня шахты им. 40 лет Октября);

отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (северная штольня шахты Таёжная);

отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (скважина (2) 1751 шахты им. 40 лет Октября);

отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (штольня Клавдинская шахты им. Чкалова);

отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (шурф 63 шахты Белый Спой);

отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (штольня шахты Усьва-3);

отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (штольня шахты им. Володарского);

отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (скважина 634 шахты Шумихинская);

отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (шурф 17 шахты им. 40 лет Октября) (Пермский край);

в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать за счет средств федерального бюджета проведение мероприятий по экологической реабилитации водных объектов, включающих очистку русел рек от загрязненных донных отложений, восстановление нарушенных экосистем, зарыбление, на реках: Большой Кизел; Восточный Кизел; Полуденный Кизел; Верхний Кизел; Северная Вильва; Большая Гремячая; Южная Вильва; Косьва;Усьва.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.Ю. Старкова

Решение в окончательной форме изготовлено 28.09.2022г.