ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 650001-01-2023-002241-55 от 11.05.2023 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

УИД № 65RS0001-01-2023-002241-55

Дело № 2-3936/2023

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Южно-Сахалинск 11 мая 2023 года

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи – О.С. Лыкиной,

при ведении протокола секретарем – Н.С.Маткевич,

с участием заместителя Сахалинского транспортного прокурора –

ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело исковому заявлению Сахалинского транспортного прокурора к индивидуальному предпринимателю ФИО о признании незаконной деятельность эксплуатанта по оказанию коммерческих услуг по перевозке пассажиров на воздушных судах в отсутствие сертификата эксплуатанта, разрешающего выполнять коммерческие воздушные перевозки, наложении запрета на осуществление деятельности по оказанию коммерческих услуг по перевозке пассажиров на воздушных судах в отсутствие сертификата эксплуатанта, запрета на распространение в сети «Интернет», в иных информационно-телекоммуникационных сетях, информации об оказании услуг по перевозке пассажиров на эксплуатируемых воздушных судах в отсутствие сертификата эксплуатанта, разрешающего выполнять коммерческие воздушные перевозки, -

у с т а н о в и л:

Сахалинский транспортный прокурор обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО (далее по тексту ИП) о признании незаконной деятельности эксплуатанта ИП ФИО по оказанию коммерческих услуг по перевозке пассажиров на воздушных судах в отсутствие сертификата эксплуатанта, разрешающего выполнять коммерческие воздушные перевозки, наложении запрета на осуществление деятельности по оказанию коммерческих услуг по перевозке пассажиров на воздушных судах в отсутствие сертификата эксплуатанта, запрета на распространение в сети «Интернет», в иных информационно-телекоммуникационных сетях, информации об оказании услуг по перевозке пассажиров на эксплуатируемых воздушных судах в отсутствие сертификата эксплуатанта, разрешающего выполнять коммерческие воздушные перевозки, предусмотренного ст.61 Воздушного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту ВС РФ) указывая в обоснование заявленных требований следующее. Сахалинской транспортной прокуратурой проведена проверка в связи с произошедшим 17.02.2023г. крушением воздушного судна - вертолета «<данные изъяты>», а также произведен мониторинг сети «Интернет» по итогам которых, выявлены нарушения закона, выразившиеся в осуществлении перевозок пассажиров эксплуатантом - ИП ФИО при отсутствии сертификата эксплуатанта на выполнение коммерческих воздушных перевозок. Прокурор указывает, что воздушное судно - вертолет «<данные изъяты> (эксплуатант - ИП ФИО) под управлением командира воздушного судна ФИО с двумя пассажирами на борту осуществил за плату вылет с посадочной площадки «Оленья Горка», расположенной на территории городского округа <данные изъяты> 17.02.2023г. воздушное судно осуществило посадку на <данные изъяты>», после чего пилот не подтвердил взлет органу воздушного движения и в 16 часов 02 минуты 17.02.2023г. произошло срабатывание сигнала бедствия воздушного судна по международной спутниковой системе <данные изъяты>. При проведении поисково-спасательных мероприятий в районе гор «<данные изъяты>», расположенных на территории городского округа Южно-Сахалинск обнаружено разрушенное вышеуказанное воздушное судно с двумя погибшими ФИО (командир воздушного судна) и ФИО (пассажир). Проверкой установлено, что ИП ФИО, имеющая сертификат эксплуатанта на право выполнения авиационных работ (воздушные съемки, лесоавиационные работы) от 22.06.2022 на основании договора аренды от 01.10.2021 эксплуатировала воздушное судно - вертолет «<данные изъяты> бортовой номер (собственник данного вертолета - <данные изъяты>», свидетельство о регистрации прав собственности от 05.09.2019), помимо вышеуказанного воздушного судна имеет в пользовании вертолет «<данные изъяты>. ИП ФИО имеет действующий сертификат летной годности, выданный 14.04.2022 (бессрочно) <данные изъяты>, в соответствии с выпиской из индивидуального предпринимателя ФИО основным видом деятельности последней является выполнение авиационных работ. По факту произошедшего 17.02.2023 Сахалинским следственным отделом на транспорте ВМСУТ СК РФ возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ. Из содержания иска следует, что требования к эксплуатанту и порядку получения сертификата эксплуатанта определяются федеральными авиационными правилами, которые утверждаются Приказами Министерства транспорта Российской Федерации, уполномоченным органом, осуществляющим государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации. Так, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.01.2022 10 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил», которыми установлены сертификационные требования к лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки, порядок проведения сертификации лиц, намеревающихся получить сертификат эксплуатанта (по состоянию на действовали Федеральные авиационные правила от 13.08.2015г. , устанавливающие аналогичные требования к наличию сертификата эксплуатанта для коммерческих воздушных перевозок). В ходе проверки выявлены нарушения закона, выразившиеся в осуществлении ИП ФИО деятельности по перевозке пассажиров при отсутствии сертификата эксплуатанта на выполнение коммерческих воздушных перевозок. Злоупотребляя имеющимся сертификатом эксплуатанта на выполнение авиационных работ от 22.06.2022г., с целью извлечения дополнительной прибыли от использования эксплуатируемых воздушных судов, ИП ФИО в нарушение требований воздушного законодательства, не обеспечив безопасность жизни и здоровья граждан, осуществила воздушную перевозку пассажиров в отсутствие сертификата эксплуатанта на выполнение коммерческих воздушных перевозок. Кроме того, по результатам анализа сети «Интернет» установлено размещение информации о коммерческих полетах с использованием вертолетов <данные изъяты>» бортовой номер и за плату под видом вертолетных экскурсий, летных прогулок: - <данные изъяты>. В нарушение статьи 10 Закона, статей 21, 64, 101 ВК РФ эксплуатант допускает на сайтах сети «Интернет» распространение недостоверной информации об оказании услуг в виде прогулочного полета, в то время как фактически осуществляется перевозка пассажиров. Поскольку осуществление перевозок пассажиров при отсутствии сертификата эксплуатанта на выполнение коммерческих воздушных перевозок создает угрозу жизни и здоровью пассажиров, в том числе людей в случае авиационной катастрофы, прокурор обратился с настоящим иском в суд.

В судебном заседании заместитель Сахалинского транспортного прокурора ФИО исковые требования поддержал, просил удовлетворить, обратить решение суда к немедленному исполнению.

Ответчик ИП ФИО в судебное заседание не явилась, будучи в установленном законом порядке извещенной о времени и месте проведения судебного заседания.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика Дальневосточное Межрегиональное территориальное Управление Ространснадзора по Дальневосточному Федеральному округу явку представителя в судебное заседание не обеспечило, будучи в установленном законом порядке извещенным о времени и месте проведения судебного заседания.

Суд, руководствуясь ст.ст.167,233 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) суд, с согласия истца рассматривает дело в отсутствие ответчика в заочном производстве.

Заслушав в судебном заседании пояснения представителя истца, исследовав доказательства в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии со статьей 20 ВК РФ авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную. Данное деление осуществляется с учетом целей, для которых используется конкретное воздушное судно.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 ВК РФ авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.

Согласно ч. 3 ст. 101 ВК РФ коммерческой воздушной перевозкой является воздушная перевозка, предоставляемая за плату.

Статьей 100 ВК РФ установлено, что перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Пассажиром воздушного судна является физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна воздушный чартер).

В соответствии с ч. 3 ст. 8 ВК РФ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и дли) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, ззиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Согласно положениям статьи 61 ВК РФ эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Требования к эксплуатанту и порядку получения сертификата эксплуатанта определяются федеральными авиационными правилами, которые утверждаются Приказами Министерства транспорта Российской Федерации, уполномоченным органом, осуществляющим государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.01.2022 10 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил», которыми установлены сертификационные требования к лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки, порядок проведения сертификации лиц, намеревающихся получить сертификат эксплуатанта (по состоянию на 17.02.2023г. действовали Федеральные авиационные правила от 13.08.2015 № 246, устанавливающие аналогичные требования к наличию сертификата эксплуатанта для коммерческих воздушных перевозок).

Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения закона, выразившиеся в осуществлении ИП ФИО деятельности по перевозке пассажиров при отсутствии сертификата эксплуатанта на выполнение коммерческих воздушных перевозок.

Так, 17.02.2023 эксплуатантом - ИП ФИО за плату в размере 42 500 рублей с использованием воздушного судна вертолет «<данные изъяты>» бортовой номер осуществлена перевозка пассажиров ФИО и ФИО по маршруту посадочная площадка «<данные изъяты>» (согласно протоколу допроса свидетеля ФИО от 19.02.2023 по уголовному делу договор с пассажирами ФИО и ФИО не был заключен ввиду нахождения ФИО на больничном, перевод денежной суммы в размере 42 500 рублей от ФИО за полет на вертолете «<данные изъяты>» бортовой номер ФИО не отрицает).

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из содержания представленных прокурором доказательств - протокола допроса потерпевшего ФИО (выживший пассажир) от 21.02.2023 по уголовному делу следует, что его супруга с помощью сети «Интернет» узнала о возможности полета на вертолете для доставки пассажиров до <данные изъяты>». Договорившись о полете, ФИО перевел сумму в размере -2500 р. по номеру телефона - ФИО.

Согласно переписке (скриншот с телефона ФИО) между пассажиром ФИО и эксплуатантом ФИО, последние наговорились о полете за плату с посадкой на <данные изъяты>» для прогулки.

Аналогичный факт пассажирской перевозки за плату имелся в январе 2023 года (договор от 04.01.2023 на выполнение авиационных габот, перевозка трех пассажиров).

Указанные перевозки осуществлены в отсутствие сертификата эксплуатанта на выполнение коммерческих воздушных перевозок.

Данное обстоятельство подтверждено ответом Дальневосточного Межрегионального территориального Управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от 04.04.2023г., представленного по запросу суда в материалы дела.

В соответствии с действующим законодательством понятия «коммерческой воздушной перевозки» и «авиационных работ» разграничены Воздушным кодексом Российской Федерации и федеральными авиационными правилами.

Частями 1, 2 статьи 114 ВК РФ установлено, что авиационные работы - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Общие правила выполнения авиационных работ и правила выполнения авиационных работ определенных видов устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Федеральными авиационными правилами «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» утвержденными приказом Минтранса России от 31.07.2009г. №128 установлено, что авиационные работы в зависимости от их цели, правил выполнения и технологии их выполнения, подразделяются на следующие виды: авиационнохимические работы; воздушные съемки; лесоавиационные работы и иные. Авиационный персонал, выполняющий авиационные работы, должен иметь подготовку, соответствующую виду выполняемых работ.

Приказом Минтранса России от 19.11.2020г. №494 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта» (ФАП).

В соответствии с п.п. 2.2, 2.4, 2.5, 2.6 ФАП № 494 эксплуатируемые воздушные суда должны быть оборудованы для выполнения заявленных видов авиационных работ, эксплуатант должен осуществлять прием на работу или привлекать для выполнения авиационных работ на пилотируемых гражданских воздушных судах и беспилотных гражданских воздушных судах с максимальной взлетной массой более 30 кг по договору гражданско-правового характера лиц из числа специалистов авиационного персонала, имеющих :зидетельства с квалификационными отметками, дающими право эксплуатации заявленных воздушных судов; эксплуатант в соответствии с пунктом 2.5 настоящих Правил осуществляет прием на работу или привлекает для выполнения авиационных работ по договору гражданско- правового характера, в том числе обладателей свидетельства частного пилота, при условии наличия квалификационной отметки о праве выполнения ззиационных работ, не предусматривающих нахождение на борту воздушного судна лиц, за исключением членов экипажа воздушного судна.

Вместе с тем, подтверждающих сведений о наличии соответствующего оборудования на воздушном судне - вертолет «<данные изъяты> бортовой номер для выполнения заявленных видов авиационных работ (воздушные съемки, лесоавиационные работы), а также о приеме на работу или привлечения эксплуатантом лиц из числа специалистов авиационного персонала для выполнения авиационных работ, при условии наличия квалификационной отметки о праве выполнения авиационных работ, у ответчика не имеется.

В соответствии с п. 2.3 ФАП № 494 эксплуатант не должен использовать воздушные суда, обладающие сертификатом летной годности, выданным на основании акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды, при выполнении авиационных работ, предусматривающих нахождение на борту лиц, не входящих в состав экипажа воздушного судна.

Перевозка туристов может носить только коммерческий характер, тогда как авиационные работы могут выполняться в связи с иными обстоятельствами (к примеру аварийные и чрезвычайные случаи).

Как указано прокурором, злоупотребляя имеющимся сертификатом эксплуатанта на выполнение авиационных работ от 22.06.2022, желая извлечь дополнительную прибыль от использования эксплуатируемых воздушных судов, ИП ФИО в нарушение требований воздушного законодательства, не обеспечив безопасность жизни и здоровья граждан, осуществила воздушную перевозку пассажиров в отсутствие сертификата эксплуатанта на выполнение коммерческих воздушных перевозок.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколами допросов потерпевшего ФИО от 21.02.2023, свидетеля ФИО от 19.02.2023г., договором на выполнение авиационных работ от 04.01.2023г. , квитанцией об оплате суммы в размере 42500р. от 17.02.2023г., ответом ФИО от 02.03.2023г. на запрос прокуратуры, перепиской между ФИО и ФИО (скриншот переписки с телефона ФИО).

Доказательств, опровергающих данных обстоятельства ответчиком, в нарушение ст.56 ГПК РФ, суду не представлено.

Судом установлено, что мониторингом информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», проведенным транспортной прокуратурой, установлены Интернет-ресурсы https://pohodniki.net/tour/vertoletnye-marshruty/nad-gorodom-yuzhno- sahalinsk.html; - https://tonkosti.ru/excursii/Vertoletnye-ekskursii-po-Sahalinu-267521617, которые содержат предложение неопределенному кругу лиц о проведении вертолетных экскурсионных, летных прогулок, предполагающие фактическое осуществление перевозок пассажиров за плату.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд признает исковые требования Сахалинского транспортного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в ходе судебного разбирательство нашел свое подтверждение факт незаконной деятельности эксплуатанта - ИП ФИО () по оказанию коммерческих услуг по перевозке пассажиров на воздушных судах в отсутствие сертификата эксплуатанта, разрешающего выполнять коммерческие воздушные перевозки и распространение информации в сети «Интернет», а также посредством использования иных информационно-телекомуникационных сетей, информации об оказании услуг по перевозке пассажиров на эксплуатируемых ею воздушных судах

Решение суда в части наложения запрета ИП ФИО на осуществление незаконной деятельности по перевозке пассажиров на воздушных судах в отсутствие сертификата эксплуатанта и запрета ИП ФИО распространение в сети «Интернет», а также посредством использования иных информационно-телекомуникационных сетей информации об оказании услуг по перевозке пассажиров на эксплуатируемых ею воздушных судах в отсутствие сертификата эксплуатанта в соответствии со ст.211 ГПК РФ обратить к немедленному исполнению.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 211, 235 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Требования Сахалинского транспортного прокурора – удовлетворить.

Признать незаконной деятельность эксплуатанта - ИП ФИО () по оказанию коммерческих услуг по перевозке пассажиров на воздушных судах в отсутствие сертификата эксплуатанта, разрешающего выполнять коммерческие воздушные перевозки.

Запретить ИП ФИО () осуществление деятельности по оказанию коммерческих услуг по перевозке пассажиров на воздушных судах в отсутствие сертификата эксплуатанта, разрешающего выполнять коммерческие воздушные перевозки.

Запретить ИП ФИО () распространение в сети «Интернет», в иных информационно-телекоммуникационных сетях, информацию об оказании услуг по перевозке пассажиров на эксплуатируемых воздушных судах в отсутствие сертификата эксплуатанта, разрешающего выполнять коммерческие воздушные перевозки, предусмотренного ст.61 Воздушного Кодекса Российской Федерации.

Решение суда в части наложения запрета ИП ФИО на осуществление незаконной деятельности по перевозке пассажиров на воздушных судах в отсутствие сертификата эксплуатанта и запрета ИП ФИО распространение в сети «Интернет», а также посредством использования иных информационно-телекомуникационных сетей информации об оказании услуг по перевозке пассажиров на эксплуатируемых ею воздушных судах в отсутствие сертификата эксплуатанта, обратить к немедленному исполнению.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: О.С.Лыкина