Дело № 2-243/2021
УИД № 66RS0003-01-2020-004456-21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 августа 2021 года с. Тоцкое
Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Евсеевой О.В.,
при секретаре Фроловой Н.А.,
с участием:
помощника военного прокурора Тоцкого гарнизона Великого А.Е.,
третьего лица командира войсковой части 45123-3 Ермолаева Н.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Тоцкого гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» Министерства обороны Российской Федерации об обязании определить приаэродромную территорию, выделить подзоны, внести сведения в государственный кадастр недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Военный прокурор Тоцкого гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился с данным иском в Кировский районный суд г.Екатеринбурга.
В обоснование заявленных требований указано, что военной прокуратурой Тоцкого гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 45123-3, дислоцированной на территории Тоцкого гарнизона ЦВО, требований законодательства в сфере безопасности полетов воздушных судов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды. Установлено, что в непосредственной близости от аэродрома государственной авиации 2 класса <данные изъяты>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № в Тоцком районе Оренбургской области, на приаэродромной территории в границах полосы воздушных подходов на смежных земельных участках гражданами ведется индивидуальное жилищное строительство 2 домов.
Согласно действующему законодательству приаэродромная территория военного аэродрома устанавливается решением Министерства обороны Российской Федерации в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду. Проект решения подготавливается оператором аэродрома. Сведения о приаэродромной территории и ограничениях на осуществление определенных видов деятельности на ней подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.
Невыполнение требований федерального законодательства в части установления приаэродромной территории может повлечь нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Просили суд обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ«Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» устранить нарушения требований законодательства в сфере безопасности полетов воздушных судов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды войсковой части 45123-3 путем определения приаэродромной территории, выделения в соответствии с правилами на приаэродромной территории подзон в вышеуказанной воинской части, внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о приаэродромной территории войсковой части 45123-3.
Определениями Кировского районного суда г.Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ (протокольными) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Управление Росреестра по Оренбургской области.
Определением Кировского районного суда г.Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело передано по подсудности в Тоцкий районный суд Оренбургской области для рассмотрения по существу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ определение Кировского районного суда г.Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
ДД.ММ.ГГГГ указанное гражданское дело поступило в Тоцкий районный суд Оренбургской области и ДД.ММ.ГГГГ принято к производству.
Определениями Тоцкого районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены командир войсковой части 45123-3, дислоцированной на территории Тоцкого гарнизона ЦВО, администрация МО Пристанционный сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, администрация Тоцкого района Оренбургской области, Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации.
Помощник военного прокурора Тоцкого гарнизона Великий А.Е., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Министерство обороны Российской Федерации в возражениях, поступивших в суд ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований просили отказать, ссылаясь на то, что обязанность по подготовке проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома государственной авиации 2 класса <данные изъяты> возложена на командира войсковой части 45123-3. Указали, что границы земельного участка, расположенного под аэродромом, не определены, межевание не проведено, в связи с чем невозможно установить границы подзоны приаэродромной территории. Министерством обороны РФ ведутся работы по оформлению кадастровой документации на земельные участки. Земельный участок, расположенный под аэродромом <данные изъяты> вошел в Перечень земельных участков, требующих оформления в приоритетном порядке в ДД.ММ.ГГГГ. Планируется провести мероприятия по формированию конкурсной документации на определение поставщика на оказание услуг по выполнению комплекса кадастровых работ в случае достаточного финансирования. Полагают, что Министерством обороны Российской Федерации осуществлены необходимые мероприятия по определению приаэродромной территории, выделению в соответствии с правилами на приаэродромной территории соответствующих подзон, внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о приаэродромной территории, правовых оснований для возложения обязанности на Министерство обороны Российской Федерации по определению приаэродромной территории не имеется.
В возражения, представленных в Кировский районный суд г.Екатеринбурга, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» в удовлетворении исковых требований просили отказать в связи с отсутствием правовых оснований для возложения на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» обязанности по определению приаэродромной территории.
Представители третьих лиц – войсковой части 71592, войсковой части 45123, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Управления Росреестра по Оренбургской области, администрации МО Пристанционный сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, администрации Тоцкого района Оренбургской области, Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица - командира войсковой части 71592 Калинин А.А., действующий на основании доверенности № 20/21 от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ против удовлетворения требований истца возражал. Пояснил, что оператором аэродрома является Министерство обороны Российской Федерации. Полномочиями оператора аэродрома по разработке проекта решения об установлении приаэродромной территории наделен старший авиационный начальник аэродрома. В отношении аэродрома «Тоцкий» старшим авиационным начальником назначен командир войсковой части 45123-3. Обязанность по операциям с недвижимостью возложена на Территориальное управление имущественных отношений. За Департаментом имущественных отношений закреплена функция ведения мероприятий по кадастровому учету недвижимого имущества и его оформлению. Земельный участок, на котором расположен аэродром <данные изъяты> не оформлен, не отражен на кадастровой карте. Определение подзон приаэродромной территории без надлежащего оформления прав на земельный участок и его границ может привести к ошибкам и ограничению прав неопределенного круга лиц. Полагал, что поскольку на официальном сайте Министерства обороны РФ размещена согласованная карта (схема) границ полос воздушных подходов, санитарно-защитных зон и зон ограничения строительства, правового вакуума по организации безопасности полетов воздушных судов аэродрома <данные изъяты> не имеется.
Третье лицо – командир войсковой части 45123-3 Ермолаев Н.Ф. в судебном заседании против удовлетворения требований истца не возражал. Пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ велись работы по подготовке проекта приаэродромной территории. Проект не был подготовлен в связи с тем, что границы земельного участка, на котором расположен аэродром ДД.ММ.ГГГГ не были определены, участок не поставлен на кадастровый учет. Также войсковая часть не располагала специалистами для разработки данного проекта.
От Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ«Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 45123, администрации МО Пристанционный сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, администрации Тоцкого района Оренбургской области поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав пояснения помощника военного прокурора Тоцкого гарнизона Великого А.Е., третьего лица - командира войсковой части 45123-3 Ермолаева Н.Ф., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации установлены Воздушным кодексом Российской Федерации.
Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности (абзац 2 преамбулы Воздушного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).
Как следует из пункта 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, на приаэродромной территории могут выделяться подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления определенной деятельности.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального Закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации органа исполнительной власти. На приаэродромной территории могут выделяться семь подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.
Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" определено, что по истечении 360 дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона нарушение требований Воздушного кодекса Российской Федерации об установлении приаэродромных территорий и соответствующих ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности и эксплуатация такого аэродрома признаются нарушением требований безопасности полетов воздушных судов.
Согласно положениям пункта 2 части 7 статьи 4 Федерального закона от 01 июля 2017 года № 135-ФЗ в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, проект решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории с выделением с первой по шестую подзон приаэродромной территории или с выделением с первой по седьмую подзон приаэродромной территории, включающий в том числе установление ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, подготавливается оператором аэродрома и утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии данного проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (в случае, если проектом предусматривается выделение с первой по седьмую подзон приаэродромной территории) по согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория (в части соответствия данного проекта решения, выделения на приаэродромной территории подзон, установления в таких подзонах ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности порядку описания местоположения границ приаэродромной территории, порядку выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются эти ограничения), осуществляемому с учетом заключений уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, содержащих расчет размера ущерба, подлежащего возмещению гражданам, юридическим лицам и публично-правовым образованиям в связи с установлением ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 №1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, Правила выделения на приаэродромной территории подзон и Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.
Пунктом 2 Правил установлено, что решение об установлении приаэродромной территории принимается в отношении аэродромов государственной авиации - Министерством обороны Российской Федерации.
Решение включает:
а) текстовое и графическое описания местоположения границ приаэродромной территории и выделенных на ней подзон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (границы приаэродромной территории устанавливаются по внешним границам выделяемых на такой территории подзон, при этом границы приаэродромной территории и выделенных на ней подзон могут пересекаться с границами территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки, и границами земельных участков);
б) перечень ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности) (пункт 3 Правил).
Согласно пункту 4 Правил проект решения подготавливается оператором аэродрома - в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны". Под оператором аэродрома в настоящих Правилах понимается оператор аэродрома гражданской авиации (для аэродромов гражданской авиации), организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации (для аэродромов экспериментальной авиации), федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, или организация, уполномоченная указанным федеральным органом исполнительной власти (для аэродромов государственной авиации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство № о государственной регистрации и годности к эксплуатации аэродрома <данные изъяты> расположенного в <адрес>
Согласно указанному свидетельству аэродрому присвоен 2 класс, владельцем аэродрома является Министерство обороны Российской Федерации. Срок действия свидетельства продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Аэродром <данные изъяты> является авиационной комендатурой войсковой части 45123 (<адрес>).
Согласно акту обследования аэродрома «Тоцкое» летное поле имеет форму прямоугольника размером 3500 х 1000 м., поверхность ровная с дерновым покровом, грунт песчано-суглинистый.
Военной прокуратурой Тоцкого гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 45123-3, дислоцированной на территории <адрес>, требований законодательства в сфере безопасности полетов воздушных судов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды.
Из материалов проверки следует, что приаэродромная территория аэродрома <данные изъяты> расположена на земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося в собственности Российской Федерации. Земельный участок предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования в/ч <данные изъяты> Министерства обороны РФ на основании свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ.
В результате проверки установлено, что в непосредственной близости от аэродрома государственной авиации 2 класса <данные изъяты> расположенного на земельном участке с кадастровым номером № в <адрес>, на приаэродромной территории в границах полосы воздушных подходов на смежных земельных участках гражданами ведется индивидуальное жилищное строительство. В нарушение действующего законодательства приаэродромная территория не установлена.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 года 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» и пунктом 14 приказа Министра обороны Российской Федерации от 24.09.2004 года № 275 «Об утверждении Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации», старшим авиационным начальником аэродрома государственной авиации назначается командир авиационной части, базирующейся на данном аэродроме, который наделен правами и обязанностями, определенными воздушным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 данного приказа старший авиационный начальник аэродрома государственной авиации обязан обеспечить авиационную безопасность, поддержание аэродрома в эксплуатационной готовности, соблюдение на аэродроме установленного порядка выполнения и обеспечения перелетов, пропускной режим, охрану и оборону аэродрома, организацию режима движения людей и техники по площади аэродрома, охрану окружающей среды на аэродроме, пожарную безопасность, порядок на закрепленной за частями территории на аэродроме. По указанным вопросам ему подчиняются командиры (начальники) всех авиационных формирований, базирующихся на аэродроме.
В соответствии с пунктами 18-19 приказа Министра обороны Российской Федерации от 24.09.2004 года № 275 старший авиационный начальник аэродрома государственной авиации обязан принимать меры к тому, чтобы при планировании развития городов и других населенных пунктов в пределах установленных для каждого класса аэродрома полос воздушных подходов, зон нормированных параметров авиационных шумов и электромагнитных полей (зон ограничения строительства) соблюдались требования по безопасности полетов, допустимым уровням авиационных шумов и электромагнитных полей.
Обеспечение безопасности полетов организуется в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 390 "Об утверждении Руководства по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 февраля 2003 г., регистрационный N 4198). Обеспечение безопасности полетов осуществляется всем личным составом государственной авиации.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 71592 от 08.02.2019 года № 74 «О назначении старших авиационных начальников аэродромов Государственной авиации, находящихся в зоне ответственности объединения» старшим авиационным начальником аэродрома Тоцкое назначен командир войсковой части 45123-3 дислокации <адрес>, на командира авиационной воинской части возложена обязанность старшего авиационного начальника аэродрома, в соответствии с пунктами 16, 17, 18 Федеральных авиационных правил производства полетов Государственной авиации», утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.09.2004 года НР 275.
В возражениях на исковое заявление Министерства обороны Российской Федерации, а также из имеющейся в материалах проверки переписки военных ведомств усматривается, что границы земельного участка, на котором расположен аэродром, не определены, межевание земельного участка не проведено, в связи с чем данный земельный участок включен в перечень земельных участков, в отношении которых требуется осуществить работы по уточнению местоположения границ. ФГКУ«Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации является уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по оформлению прав на земельные участки, на которых расположены аэродромы, а также по подготовке документов для принятия директором Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации соответствующего решения о проведении межевания и оформлению прав на данные объекты недвижимости.
Согласно письменным пояснениям от ДД.ММ.ГГГГ и сообщению ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ земельный участок с кадастровым номером № предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, заявление о регистрации права на данный земельный участок подано в Управление Росреестра ДД.ММ.ГГГГ, право зарегистрировано за Учреждением ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке их ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка ориентир <адрес> категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в адрес Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации направлен Перечень земельных участков, в отношении которых в первоочередном порядке требуется осуществление кадастровых работ. В данный перечень включен земельный участок с кадастровым номером №.
Согласно ответу Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером №территория аэродрома <данные изъяты> вошел в перечень земельных участков, требующих оформления в приоритетном порядке в ДД.ММ.ГГГГ, планируется провести мероприятия по формированию конкурсной документации на определение поставщика на оказание услуг по выполнению комплекса кадастровых работ в отношении земельного участка, используемого для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, в случае достаточного финансирования на указанные цели в ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Министра обороны Российской Федерации № 530 от 26.09.2018 года утвержден Порядок взаимодействия органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации по вопросам установления приаэродромной территории аэродромов государственной авиации.
Согласно Порядку при установлении приаэродромной территории:
- авиационная воинская часть (организация), командир (начальник) которой является старшим авиационным начальником аэродрома, подготавливает проект решения об установлении приаэродромной территории в форме приказа первого заместителя Министра обороны РФ и пояснительную записку к нему,
направляет проект решения с прилагаемой пояснительной запиской в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства обороны РФ в целях получения санитарно-эпидемиологического заключения,
представляет проект решения с пояснительной запиской и положительным санитарно-эпидемиологическим заключением в вышестоящий орган военного управления в порядке подчиненности;
- орган военного управления осуществляет согласование проекта решения с Департаментом имущественных отношений МО РФ и Департаментом строительства МО РФ;
обеспечивает согласование проекта решения с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в границах территории которого полностью или частично расположена приэародромная территория;
представляет согласованный проект решения на подпись начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первому заместителю Министра обороны Российской Федерации;
направляет копию решения в срок, не превышающий пять рабочих дней со дня его вступления в силу, в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, а также в орган местного самоуправления муниципального образования, в границах территории которого полностью или частично расположена приаэродромная территория.
Как следует из ответа Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда, согласно указанному Порядку подготовка проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома государственной авиации 2 класса «<данные изъяты> возложена на командира войсковой части 45123-3. Затем подготовленный проект решения с пояснительной запиской и положительным санитарно-эпидемиологическим заключением должен быть направлен командиром войсковой части 45123-3 по команде в адрес войсковой части 71592, а в последующем – в адрес командующего войсками Центрального военного округа для организации последующего рассмотрения и согласования в соответствии с Порядком. Войсковая часть 45123-3 и командование ЦВО юридическими лицами не являются.
Из письменной позиции войсковой части 45123 следует, что в ДД.ММ.ГГГГ в адрес войсковой части 45123 были доведены указания начальника штаба войсковой части 71592 о необходимости проработки предварительных расчетов подзон приаэродромных территорий аэродромов государственной авиации. В соответствии с указаниями было разработано тактико-техническое задание и направлено в адрес вышестоящего штаба в ДД.ММ.ГГГГ Войсковая часть 45123-3 является подчиненной войсковой частью бригады армейской авиации (войсковой части 45123). Ни одна из поименованных частей не наделена статусом юридического лица, командиры воинских частей правомочиями на заключение государственных контрактов не наделены.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, военный прокурор Тоцкого гарнизона просил обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» Министерства обороны Российской Федерации устранить нарушения требований законодательства в сфере безопасности полетов воздушных судов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды, путем принятия всего комплекса мер по установлению приаэродромной территории аэродрома государственной авиации 2 класса <данные изъяты> заключающего не только в разработке проекта решения об установлении приаэродромной территории, но и выделении в соответствии с правилами на приаэродромной территории подзон, прохождения всех этапов его согласования с органами военного управления, органами исполнительной власти, внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о приаэродромной территории, с учетом необходимости проведения процедур постановки земельного участка, на котором располагается аэродром, на кадастровый учет, его оформления в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.
Поскольку установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ срок для исполнения требований воздушного законодательства в части определения приаэродромной территории и установления особых зон истек ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на меры, предпринимаемые ответчиком Министерством обороны Российской Федерации, нарушения требований воздушного законодательства на момент рассмотрения дела им не устранены, в связи с чем суд приходит к выводу, что эксплуатация аэродрома в отсутствие утвержденного решения об установлении приаэродромной территории осуществляется в нарушение требований федерального законодательства о безопасности полетов воздушных судов.
Поскольку аэродром государственной авиации 2 класса «Тоцкое» эксплуатируется в отсутствие установленной надлежащим образом приаэродромной территории, указанные обстоятельства нарушают права граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации благоприятную окружающую среду, в связи с чем требования военного прокурора Тоцкого гарнизона подлежат удовлетворению.
В силу пункта 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года № 1082, Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно Положению Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (пункт 5).
Минобороны России осуществляет в качестве органа в области обороны полномочия по государственному регулированию деятельности в области государственной авиации; государственному контролю за деятельностью авиационного персонала государственной авиации (подпункт 7 пункта 7 Положения).
В соответствии со свидетельством № о государственной регистрации и годности к эксплуатации аэродрома «Тоцкое» Министерство обороны Российской Федерации является собственником аэродрома и уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти, на который в соответствии с требованиями, изложенными в Постановлении Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N1460, возложена обязанность принять решение об установлении приаэродромной территории аэродрома государственной авиации (подпункт «а» пункта 2 Правил установления приаэродрмной территории).
Возложение обязанности совершить определенные действия возможно в случае, если такая обязанность лежит на ответчике в силу закона или в силу договора.
Разрешая спор, руководствуясь положениями подпункта "а" пункта 2 Правил установления приаэродромной территории, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2017 года № 1460, положениями части 5 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 года №135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", суд исходит из того, что предельный срок принятия решения об установлении приаэродромной территории, определенный законом до 01.07.2018 года, наступил, однако собственником аэродрома и уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти Министерством обороны Российской Федерации хотя и принимаются меры по выполнению требований закона об установлении приаэродромной территории аэродрома государственной авиации 2 класса <данные изъяты> но решение об установлении приаэродромной территории не принято, приаэродромная территории аэродрома <данные изъяты> не установлена.
Несмотря на предпринятые меры по выполнению требований закона об установлении приаэродромной территории аэродрома <данные изъяты> аэродром государственной авиации 2 класса <данные изъяты> в настоящее время эксплуатируется в отсутствие принятого и утвержденного в установленном порядке решения об установлении приаэродромной территории, границы земельного участка аэродрома не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, работы по определению границ аэродрома не завершены, не подготовлен проект решения об установлении приаэродромной территории и не направлен вместе с пояснительной запиской и положительным санитарно-эпидемиологическим заключением в вышестоящий оран военного управления для его последующего согласования с Департаментом военного имущества МО РФ и Департаментом строительства МО РФ, а также с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в границах территории которого расположена приаэродромная территория, решение об установлении приаэродромной территории не принято и не направлено в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, а также в орган местного самоуправления муниципального образования, в границах территории которого расположена приаэродромная территория.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что Министерство обороны Российской Федерации, являющееся собственником аэродрома и уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обладающим необходимыми властно-распорядительными полномочиями по государственному регулированию деятельности в области государственной авиации, а также финансовыми и ресурсными возможностями к выполнению таких работ, в частности, по принятию решения об установлении приаэродромной территории с учетом установленной Приказом Министра обороны Российской Федерации № 530 от 26.09.2018 года поэтапной процедуры подготовки и согласования проектной документации, суд полагает необходимым возложить обязанность по установлению приаэродромной территории, выделению подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления определенной деятельности, внесению сведений о приаэродромной территории в ЕГРН, на ответчика Министерство обороны Российской Федерации.
Правовых оснований для возложения указанной обязанности на ФКУ«Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» суд не усматривает, поскольку возложение такой обязанности на орган военного управления (командующего войсками ЦВО), являющийся лишь одним из звеньев поэтапной процедуры подготовки и согласования проектной документации по установлению приаэродромной территории, не обладающего соответствующими полномочиями по непосредственному принятию решения об установлении приаэродромной территории, не приведет к эффективному восстановлению нарушенного права, что противоречит принципу судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, закрепленному статьей 11 ГК РФ, который предполагает, что суд, удовлетворяя требования заявителя, обеспечивает реальную защиту либо восстановление нарушенного (оспоренного) права.
Подготовка проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома государственной авиации 2 класса <данные изъяты> возложена на командира войсковой части 45123-3. Между тем, согласно письму командира войсковой части 71592 от ДД.ММ.ГГГГ, для подготовки проекта решения требуется проведение проектно-изыскательских работ, однако, ни в войсковой части 45123-3, ни в управлении объединения не имеется лицензированных специалистов на выполнение изысканий по оценке риска для здоровья человека и обоснованию выделения подзон, а также специалистов по выполнению геодезических работ, в связи с чем для разработки проекта решения требуется привлечение сторонних организаций.
Как следует из отзыва ФКУ«Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», лимиты бюджетных обязательств на осуществление указанных видов деятельности до ФКУ не доводились.
Согласно Уставу ФКУ«Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» предметом и целями деятельности Учреждения являются обеспечение реализации полномочий Министерства обороны РФ в сфере обороны и безопасности государства, в том числе связанной с поддержанием постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществлению управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством РФ.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 11постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19декабря 2003 года №23 "О судебном решении", согласно которым в решении суда должно быть четко сформулировано, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, решение суда должно быть исполнимым, суд не находит правовых оснований для возложения на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» обязанности по установлению приаэродромной территории аэродрома «Тоцкое», в связи с чем в иске военного прокурора Тоцкого гарнизона к данному ответчику следует отказать.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования к Министерству обороны Российской Федерации об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере безопасности полетов воздушных судов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды войсковой части 45123-3 путем установления приаэродромной территории, выделения в соответствии с правилами на приаэродромной территории подзон, внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о приаэродромной территории аэродрома <данные изъяты> войсковой части 45123-3, являются законными, обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования военного прокурора Тоцкого гарнизона в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность устранить нарушения требований законодательства в сфере безопасности полетов воздушных судов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды, путем установления приаэродромной территории аэродрома государственной авиации 2 класса <данные изъяты> выделения в соответствии с правилами на приаэродромной территории аэродрома государственной авиации 2 класса <данные изъяты> подзон, внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о приаэродромной территории аэродрома государственной авиации 2 класса <данные изъяты> войсковой части 45123-3.
В удовлетворении остальной части исковых требований военного прокурора Тоцкого гарнизона в интересах неопределенного круга лиц отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Тоцкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2021 года.
Судья О.В. Евсеева