ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-12-303 от 31.12.9999 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Долженко Е.А. Дело 7-12-303

Р Е Ш Е Н И Е

1 июля 2019 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ЧОУ ДПО ДЦСП БДД «Главная дорога» Зубалевича В.В. на постановление судьи Первомайского районного суда города Владивостока от 16 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Дальневосточный центр содействию повышению безопасности дорожного движения «Главная дорога»,

у с т а н о в и л а:

постановлением судьи Первомайского районного суда города Владивостока от 16 апреля 2019 года Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Дальневосточный центр содействию повышению безопасности дорожного движения «Главная дорога» (далее – ЧОУ ДПО ЦЦСП БДД «Главная дорога») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150000 рублей.

Не согласившись с постановлением судьи, директором ЧОУ ДПО ЦЦСП БДД «Главная дорога» Зубалевичем В.В. подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановления судьи и о прекращении производства по делу.

В ходе судебного заседания 10 июня 2019 года установлено, что в деле отсутствуют материалы проверки, послужившие основанием для привлечения ЧОУ ДПО ЦЦСП БДД «Главная дорога» к административной ответственности, в связи с чем в департаменте образования и науки Приморского края истребованы материалы проверки, послужившие основанием для составления Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ и протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ 1, судом признана обязательной явка должностного лица проводившего проверку - заместителя начальника отдела по контролю, надзору, лицензированию и аккредитации в сфере образования Сидоренко С.А. и должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении – ведущего специалиста 2 разряда по контролю, надзору, лицензированию и аккредитации в сфере образования Шолоховой А.В., о чем вынесено соответствующее определение от 10 июня 2019 года.

В настоящее судебное заседание должностные лица департамента образования и науки Приморского края Сидоренко С.А. и Шолохова А.В. не прибыли, материалы проверки в суд не представлены.

Проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, выслушав директора ЧОУ ДПО ЦЦСП БДД «Главная дорога» Зубалевичем В.В., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом отдела по контролю, надзору, лицензированию и аккредитации в сфере образования департамента образования и науки Приморского края Шолоховой А.В. в отношении ЧОУ ДПО ЦЦСП БДД «Главная дорога» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно данному протоколу ДД.ММ.ГГГГ по результатам плановой выездной проверки, проведенной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа и.о. руководителя департамента от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на момент проверки отсутствуют документы об образовании и (или) квалификации, полученных не позже 3 лет и отвечающих требованиям профессиональных стандартов педагогических работников, чем нарушены пункт 5 части 3 статьи 28, пункт 2 части 5 статьи 47, статья 46 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства труда и социального развития от 8 сентября 2015 года № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования; на момент проверки отсутствуют документы об образовании и (или) квалификации отвечающие требованиям профессионального стандарта «Мастер производственного обучения», чем нарушены приказ Министерства труда и социального развития от 28 сентября 2018 года № 603н «Об утверждении профессионального стандарта «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующей категории и подкатегории».

Протокол об административном правонарушении направлен для рассмотрения в Первомайский районный суд города Владивостока.

Постановлением судьи Первомайского районного суда города Владивостока ЧОУ ДПО ЦЦСП БДД «Главная дорога» привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление образовательной деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.

Данное постановление законным признать нельзя.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения.

Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным действием, которое выражается в осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 46 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность).

Согласно подпункту «д» пункта 6 данного Положения (в редакции от 3 декабря 2015 года, действовавшей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ЧОУ ДПО ЦЦСП БДД «Главная дорога» к административной ответственности) одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

В силу статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандарта.

Профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее - ПС), утвержденным Приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 года № 608н (далее - Приказ № 608н), установлены следующие требования к образованию и обучению: среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю). Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).

При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года.

Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года.

Приказом Минтруда России от 28 сентября 2018 № 603н утвержден профессиональный стандарт «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», которым установлены следующие требования к образованию и обучению мастеров производственного обучения: среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или среднее профессиональное образование (непрофильное) - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области обучения вождению ТС соответствующей категории.

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышение квалификации по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года.

Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в частности, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

В силу пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 6 данного Положения.

Из постановления судьи усматривается, что в вину учреждению вменяется отсутствие у педагогических работников ЧОУ ДПО ЦЦСП БДД «Главная дорога» документов об образовании и (или квалификации), полученные не позже 3 лет и отвечающие требованиям профессиональных стандартов педагогических работников, а также документов об образовании и (или) квалификации, отвечающие требованиям профессионального стандарта «Мастер производственного обучения», что является нарушением подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

Однако, при описании события данного административного правонарушения, совершение которого вменено ЧОУ ДПО ЦЦСП БДД «Главная дорога», должностное лицо департамента образования Приморского края в протоколе об административном правонарушении, а также судья районного суда в постановлении фактически ограничились формальным указанием на отсутствие у работников образовательного учреждения соответствующих установленным требованиям документов об образовании.

При этом, в ходе рассмотрения дела законный представитель ЧОУ ДПО ЦЦСП БДД «Главная дорога» настаивал на том, что при проведении проверки должностным лицам департамента образования и науки Приморского края были представлены документы, подтверждающие наличие у сотрудников соответствующего установленным требованиям образования.

Между тем, данные доводы и представленные Зубалевичем В.В. в их подтверждении документы остались без проверки и правовой оценки судьи.

Выводы о виновности ЧОУ ДПО ЦЦСП БДД «Главная дорога» в вмененном правонарушении основаны судьей на акте проверки и протоколе об административном правонарушении из которых не представляется возможным проверить обоснованность доводов законного представителя учреждения, поскольку содержание акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ полностью повторяет изложенное в протоколе об административном правонарушении событие, то есть не содержит конкретных данных у кого из преподавателей и мастеров образовательного учреждения не соответствуют документы об образовании и почему имеющиеся у них документы об образовании являются ненадлежащими.

Какие-либо иные доказательства наличия обстоятельств вменяемого ЧОУ ДПО ЦЦСП БДД «Главная дорога» административного правонарушения в деле отсутствуют.

Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу решения.

В настоящее судебное заседание должностные лица департамента образования и науки Приморского края проводившее проверку, а также составившее протокол об административном правонарушении не явились, причины неявки не сообщили, материалы проверки в суд не направили.

Статей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена обязанность лица, органа, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В ходе оценки доказательств лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, обязано их проверить. Проверка доказательств по делу об административном правонарушении предполагает, в том числе установление их источников.

Отсутствие по делу возможности проверить достоверность информации о том, что образование и квалификация сотрудников ЧОУ ДПО ЦЦСП БДД «Главная дорога» не соответствует утвержденным профессиональным стандартам «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», а также «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующей категории и подкатегории», порождает неустранимые сомнения в обоснованности выводов, содержащихся в постановлении судьи о наличии в действиях ЧОУ ДПО ЦЦСП БДД «Главная дорога» состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление судьи Первомайского районного суда города Владивостока от 16 апреля 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - ЧОУ ДПО ЦЦСП БДД «Главная дорога» подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление (пункт 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса).

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л а:

постановление судьи Первомайского районного суда города Владивостока от 16 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Дальневосточный центр содействию повышению безопасности дорожного движения «Главная дорога» отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья С.П. Судницына