ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-169/2017 от 24.04.2017 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Штайнепрайс Г.Н. Дело № 7-169/2017

РЕШЕНИЕ

24 апреля 2017 года г. Барнаул

Судья Алтайского краевого суда Бакланов Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Гежа Т. В. на постановление судьи Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ, которым

Акционерное общество «Барнаульская генерация», юридический адрес: <адрес>,

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности: площадки выгрузки мазута, включающей в себя эстакаду для выгрузки мазута, разогревающие устройства, разогревательные устройства; трубопровода мазута (от погружных насосов до мазутонасосной, трубопровод в насосной, от мазутонасосной до резервуаров, от резервуаров до мазутонасосной), находящихся на опасном производственном объекте – Топливное хозяйство ТЭЦ (по адресу: <адрес>), на срок 45 суток, исчисляемый с 08 часов 30 минут ДД.ММ.ГГ, в срок исполнения наказания зачтен исполненный период приостановления деятельности объекта с 12 часов ДД.ММ.ГГ по 16 часов ДД.ММ.ГГ в количестве 25 суток 4 часов, назначавшийся постановлением судья Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ,

установил:

согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ*** А/Х-044/юл, составленному государственным инспектором отдела по надзору за предприятиями химического и оборонно–промышленного комплекса и транспортированием опасных веществ Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Ростехнадзор) Гежа Т.В., ДД.ММ.ГГ в 15 часов 00 минут при осуществлении плановой выездной проверки акционерного общества «Барнаульская генерация» (далее АО «Барнаульская генерация), проведенной на основании распоряжения и.о. заместителя руководителя Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГ*** выявлены факты нарушения АО «Барнаульская генерация», расположенном по адресу: <адрес>, требований промышленной безопасности, а именно:

в АО «Барнаульская генерация» отсутствует положительное заключение экспертизы промышленной безопасности на сооружение эстакады для выгрузки мазута, находящейся на опасном производственном объекте – Топливное хозяйство ТЭЦ, регистрационный № А63-03740-0003. Отсутствует в проектной документации назначенный срок безопасной эксплуатации, фактический срок службы превышает двадцать лет (проект от 1964 года).

Результаты проведения экспертизы промышленной безопасности, в отсутствие проектной документации назначенного срока безопасной эксплуатации (фактический срок службы превышает двадцать лет, проект 1964 года) служат основанием для оценки технического состояния сооружения эстакады для выгрузки мазута, находящейся на опасном производственном объекте – Топливное хозяйство ТЭЦ, регистрационный № А 63-03740-0003 и возможности ее дальнейшей эксплуатации.

В отсутствии достоверных сведений о техническом состоянии сооружения эстакады для выгрузки мазута невозможно выявить скрытые дефекты, запасы прочности ее конструкций, что может привести к обрушению эстакады с техническими устройствами разогрева мазута и пропарки железнодорожных цистерн, и привести к причинению вреда жизни и здоровью людей, ожогам, травмам и др.

Нарушены требования ч.1 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 7 Федеральных норм и Правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 года № 538, зарегистрированным Минюстом РФ 26 декабря 2013 года.

отсутствует документация на изменение аппаратурного оформления площадки выгрузки мазута (техническое перевооружение), а именно: на замену технических устройств разогрева мазута и пропарки железнодорожных цистерн (разогревающие устройства, разогревательные устройства). Проектной документацией шифр 220170 предусмотрено применение разогревательных устройств, состоящих из стальных элементов, труб и металлических рукавов. По факту применяются технические устройства, состоящие из элементов труб и резинотканевых рукавов.

Экспертиза промышленной безопасности документации на техническое перевооружение дает определение соответствия приведенных в данной документации технических решений – замене применяемых на опасном производственном объекте технических устройств, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности.

Без наличия изменений в проектной документации невозможно дать оценку уровню потенциальной опасности аварий на опасных производственных объектах вследствие произошедших изменений. Невозможно соблюдение обязательных требований, направленных на обеспечение защищенности жизненно важных интересов личночти и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Нарушены требования ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 2.5 Федеральных норм и Правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывоопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 марта 2013 года № 96.

отсутствует назначенный срок эксплуатации (службы) трубопровода мазута (от погружных насосов до мазутонасосной, трубопровод в насосной, от мазутонасосной до резервуаров, от резервуаров до мазутонасосной), в связи с отсутствием в проектной документации и паспорта. Фактический срок эксплуатации согласно проектной документации: проектный чертеж № 221513 «Растопочное мазутохозяйство», проектный чертеж № 224729 «мазутохозяйство» составляет 49 лет. Отсутствует экспертиза промышленной безопасности необходимая в связи с отсутствием в технической документации данных о сроке службы если фактический срок службы превышает двадцать лет.

Без наличия паспорта технологического трубопровода невозможно соблюдение обязательных требований, направленных на обеспечение безопасности применения технологических трубопроводов на опасных производственных объектах, своевременная организация и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования с учетом условий их эксплуатации, оценки вероятности и последствий отказа, требований нормативных документов, инструкций организаций-изготовителей. Невозможно принятие мер направленных на обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Нарушены требования статей 7, 9, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116 – ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 5.1.2 ФнИП «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»; пункт 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора № 538 от 14 ноября 2013 года.

То есть АО «Барнаульская генерация» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела судьей вынесено вышеуказанное постановление о назначении административного наказания.

В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, государственный инспектор Ростехнадзора Гежа Т.В. просит постановление изменить в части, исключив указание судьи на неприменимость к АО «Барнаульская генерация» федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперабатывающих производств», принять по делу новый судебный акт, поскольку указанный вывод суда противоречит нормам действующего законодательства. Согласно свидетельству о регистрации опасных производственных объектов от ДД.ММ.ГГ № А63-03740 АО «Барнаульская генерация» эксплуатирует опасные производственные объекты, в том числе топливное хозяйство ТЭЦ (<адрес>), регистрационный № А 63-03740-0003, третий класс опасности. Указанное топливное хозяйство в соответствии с пунктами 1, 2 приложения к закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относится к категории опасных производственных объектов по признакам объектов, на которых хранятся, используются, транспортируются в указанных в приложении 2 (строки 2, 3, графа 4) к закону № 116-ФЗ количествах горючие вещества – жидкости, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления; используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии). Опасный производственный объект «Топливное хозяйство ТЭЦ (<адрес>)» согласно приложению к приказу Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГ*** идентифицируется по признаку хранения и использования опасных веществ и использования оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля. На опасном производственном объекте хранятся, используются мазут, масла различного назначения. Мазут является продуктом нефтепераработки и в соответствии с ГОСТ 12.1.044 «Пожароопасность веществ и материалов» мазут является горючей жидкостью. Предметом регулирования «Общих правил взрывоопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора *** являются требования промышленной безопасности, устанавливаемые именно для объектов, на которых обращаются, в том числе хранятся горючие жидкости. По смыслу пунктов 1.1-1.4 указанных Правил, они подлежат применению при эксплуатации любых указанных опасных производственных объектов, независимо от того, используются они в рамках основой или вспомогательной деятельности предприятия. Поскольку опасный производственный объект «Топливное хозяйство ТЭЦ (<адрес>)» является объектом хранения нефтепродуктов, горючих жидкостей, АО «Барнаульская генерация» обязано соблюдать положения названных правил.

В судебном заседании государственный инспектор Ростехнадзора Гежа Т.В. доводы жалобы поддержала, защитники Гладкова М.А. и Штефан А.Е. полагали постановление судьи законным, ссылаясь на письменные возражения; иные лица, участвующие в производстве по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, жалоба рассматривается в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, выслушав автора жалобы и защитников, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (ст. 3 указанного Закона).

В ст. 2 Закона № 116-ФЗ указано, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с приложением № 1 к указанному Закону АО «Барнаульская генерация» относится к опасным производственным объектам.

Из материалов дела следует, что АО «Барнаульская генерация» эксплуатирует опасный производственный объект – топливное хозяйство ТЭЦ, регистрационный номер А63-03740-0003, III класс опасности. Названное хозяйство зарегистрировано в государственном реестре опасных производственных объектов, что подтверждается свидетельством о регистрации А63-03740, выданным 26 октября 2016 года Сибирским управлением Ростехнадзора.

Приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 года № 538 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (далее - Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности), которые применяются при проведении экспертизы объектов, предусмотренных ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизе промышленной безопасности подлежат в том числе, документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.

В соответствии со ст. 7 данного закона обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности: до начала применения на опасном производственном объекте; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем; при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет; после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

Согласно ст. 8 указанного Закона техническое перевооружение, капитальный ремонт опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта ( ч.1).

Отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, за исключением случая, если указанная документация входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности ( ч.2).

В ч. 1 ст. 9 названного Закона установлен перечень требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, согласно которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.

В соответствии с пунктами 6, 7 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям): до начала применения на опасном производственном объекте; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем; при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет; после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство ( п. 6).

Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе: в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией; в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения; после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.

Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям (п.7).

Из материалов дела следует, что АО «Барнаульская генерация» эксплуатирует опасный производственный объект – топливное хозяйство ТЭЦ, регистрационный номер А63-03740-0003, III класс опасности. Названное хозяйство зарегистрировано в государственном реестре опасных производственных объектов, что подтверждается свидетельством о регистрации А63-03740, выданным 26 октября 2016 года Сибирским управлением Ростехнадзора.

18 октября 2016 года исполняющим обязанности заместителя руководителя управления Рстехназдзора издано распоряжение №2-06/1274 о проведении плановой выездной проверки АО «Барнаульская генерация» с целью проведения федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год.

По результатам проверки составлен акт проверки *** от ДД.ММ.ГГ и протокол ***А/Х-044/юл от ДД.ММ.ГГ.

Факт нарушения АО «Барнаульская генерация» требований промышленной безопасности подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ, распоряжением от ДД.ММ.ГГ о проведении проверки, актом проверки *** от ДД.ММ.ГГ и не оспаривались защитниками АО «Барнаульская генерация» в ходе судебного заседания, при этом защитником указано, что большая часть выявленных нарушений устранена, не готова экспертиза в отношении трубопровода мазута (трубопровод в насосной), полное устранение планируется в течение двух недель (л.д. 81 т.2).

Судьей районного суда проверены все имеющиеся по делу доказательства, в их совокупности им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

При назначении наказания в виде административного приостановления деятельности, судья в полной мере учел обстоятельства совершения правонарушения, а также то, что выявленные нарушения создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

При этом при рассмотрении дела об административном правонарушении, судья пришел к выводу о неприменении к АО «Барнаульская генерация» положений Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных, химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГ***, поскольку мазутное топливо используется АО «Барнаульская генерация» в технологическом процессе выработки электроэнергии и тепловой энергии (в целях ее последующей передачи потребителям), АО «Барнаульская генерация» является объектом тепло- и электроэнергетики. Доказательств осуществления обществом переработки мазута или иных нефтепродуктов, применения их в качестве сырья для производства какой-либо продукции в материалах дела отсутствуют.

С таким суждением следует согласиться, поскольку указанные Правила устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий и инцидентов на опасных производственных объектах химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в п. 1 приложения 1 к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГ N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в том числе способные образовывать паро-, газо- и пылевоздушные взрывопожароопасные смеси, кроме конденсированных взрывчатых веществ (далее - ВВ), включая опасные производственные объекты хранения нефти, нефтепродуктов, сжиженных горючих газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (п. 1.2 в ред. Приказа Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГ N 480).

Названные правила устанавливают требования промышленной безопасности к организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной безопасности, связанной с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, техническим перевооружением, капитальным ремонтом, консервацией и ликвидацией опасных производственных объектов химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности (пункт 1.4).

Из материалов дела следует, что АО «Барнаульская генерация» является эксплуатирующей организацией опасного производственного объекта – топливного хозяйства ТЭЦ (<адрес>) III класса опасности ( л.д. 53 т.1).

Вместе с тем сведений о том, что Общество относится к объектам химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности не имеется, следовательно, Общие правила, устанавливающие требования именно к таким производствам, по настоящему делу об административном правонарушении не применимы.

С учетом изложенного, доводы жалобы об обратном, отклоняются как основанные на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Ссылка в жалобе на иную позицию судов по другим делам во внимание не принимается, поскольку судебная практика не является источником права.

Таким образом, вынесенное по делу судебное постановление соответствует требованиям законности и обоснованности, фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне, существенных нарушений процессуальных требований не допущено, наказание назначено в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи, в связи с чем, оснований для его отмены либо изменения не имеется.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Октябрьского районного суда г.Барнаула от 31 марта 2017 года, вынесенное в отношении Акционерного общества «Барнаульская генерация» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Гежа Т. В. – без удовлетворения.

Судья Алтайского краевого суда Е.А. Бакланов