ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1929/2020/21-1011/20 от 07.12.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Сидоров Р.В.

Дело № 7-1929/2020 / 21-1011/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 07 декабря 2020 г.

Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., рассмотрев жалобу законного представителя товарищества собственников жилья «Центральный» П. на постановление главного государственного инспектора Чайковского городского округа и Еловского муниципальных района Пермского края по пожарному надзору от 23 июля 2020 г., решение судьи Чайковского городского суда Пермского края от 24 сентября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении товарищества собственников жилья «Центральный»

у с т а н о в и л:

постановлением главного государственного инспектора Чайковского городского округа и Еловского муниципальных района Пермского края по пожарному надзору от 23 июля 2020 г. № 70 товарищество собственников жилья «Центральный» (далее ТСЖ «Центральный») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 75000 рублей.

Решением судьи Чайковского городского суда Пермского края от 24сентября 2020 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы законного представителя ТСЖ «Центральный» П., указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в краевой суд, законный представитель ТСЖ «Центральный» П. просит постановление должностного лица, решение судьи городского суда отменить как незаконные, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы ссылается на нарушение процедуры проведения проверки, наличие оснований для назначения наказания в виде предупреждения, выражает несогласие с выводом о повторном совершении однородного административного правонарушения. Кроме того, полагает, что юридическое лицо должно быть привлечено по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ, указывает на истечение срока привлечения к административной ответственности.

В судебном заседании в краевом суде, законный представитель ТСЖ «Центральный» П., защитник С., извещенные надлежаще, участие не принимали.

Изучив доводы жалобы, заслушав должностное лицо вынесшее постановление А., возражавшего против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Статьей 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ) установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 (далее - Правила противопожарного режима № 390), определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается, в том числе товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Согласно подпункту «е» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в период с 29 мая 2020 г. по 22 июня 2020 г. на основании распоряжения от 19 мая 2020 г. № 44 проведена внеплановая проверка исполнения ТСЖ «Центральный» предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 22 марта 2019 г. № 28/1/1, № 28/1/2 на объекте, расположенном по адресу: ****.

В ходе указанной проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

1. в нарушение статей 1, 4, 6, 83 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», статьи 14 пункт 6.2 таблицы 1 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», пункта А10 приложения А, пункта 6.2 таблицы А1 приложения А СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» жилое здание высотой более 28 метров не защищено автоматической пожарной сигнализацией;

2. в нарушение статей 1, 4, 6, 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 19 таблицы 2 НТО 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»; пункта 5 таблицы 2 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» жилое двенадцатиэтажное здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

3. в нарушение статей 1, 4, 6, 85, 138 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 установки систем противодымной защиты здания находятся в неисправном состоянии;

4. в нарушение пункта 24 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 не проведено эксплуатационное испытание ограждений на крыше с составлением соответствующего протокола испытаний.

По результатам проверки составлен акт проверки от 22 июня 2020 г. № 44.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 15июля 2020 г. в отношении ТСЖ «Центральный» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ и в дальнейшем привлечения к административной ответственности.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, судья городского суда пришел к правильному выводу о том, что обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении юридическим лицом административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Выводы судьи о доказанности состава административного правонарушения являются мотивированными.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства невозможности выполнения ТСЖ «Центральный» требований законодательства, равно как и доказательств принятия исчерпывающих мер, направленных на соблюдение действующих норм и правил в области пожарной безопасности, ТСЖ «Центральный» обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Вопрос о наличии вины ТСЖ «Центральный» в совершении вменяемого административного правонарушения исследовался административным органом и судьей городского суда в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в постановлении о привлечении к административной ответственности и решении судьи городского суда. Вина ТСЖ «Центральный» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, является доказанной. Материалами дела об административном правонарушении подтверждается наличие на момент проверки нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении. Доказательств принятия всех зависящих от ТСЖ «Центральный» мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также наличия объективных препятствий для соблюдения требований пожарной безопасности, товариществом в дело не представлено.

Доводы жалобы о нарушении административным органом процедуры проведения проверки, поскольку законный представитель товарищества не извещен о точном времени, дате и месте проведения проверки, являются необоснованными.

Материалы дела содержат сведения о том, что распоряжение № 44 от 19 мая 2020 г. о проведении проверки П. получено лично 25 мая 2020 г. (л.д. 6 дела об административном правонарушении). В полученной копии распоряжения указана дата проведения проверки: с 25 мая 2020 г. по 22 июня 2020 г. Согласно акту проверки № 44 от 22 июня 2020 г. фактически выездная проверка проведена 29 мая и 22 июня 2020 г. в присутствии председателя правления ТСЖ «Центральный» П.

Таким образом, административным органом положения части 16 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» соблюдены.

Доводы жалобы о неправильной квалификации административного правонарушения по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, со ссылкой на то, что административным органом проведена внеплановая проверка с целью контроля устранения нарушений требований пожарной безопасности, указанных в ранее выданных предписаниях от 22 марта 2019 г., при этом за неисполнение требований ранее выданного предписания об устранении нарушений пожарной безопасности предусмотрена административная ответственность по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ, отклоняются как основанные на неверном толковании действующего законодательства, поскольку в настоящем деле юридическое лицо привлечено к административной ответственности не за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор (часть 12 статьи 19.5 КоАП РФ), а за нарушение требований пожарной безопасности, за что в статье 20.4 КоАП РФ предусмотрена самостоятельная административная ответственность.

Что касается соблюдения срока давности привлечения ТСЖ «Центральный» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, то он должностным лицом соблюден, поскольку согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок привлечения к ответственности за нарушение законодательства о пожарной безопасности составляет 1 год, правонарушение выявлено 22 июня 2020 г.

Относительно доводов о возможности назначения наказания в виде предупреждения, то они подлежат отклонению в силу следующего.

В соответствии с частью 3.5 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II названного Кодекса, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Назначая административное наказание ТСЖ «Центральный» в виде административного штрафа, должностное лицо обосновано исходило из того, что товарищество ранее уже совершало правонарушение предусмотренное частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в связи с чем к нему не может быть применено наказание в виде предупреждения.

Вопреки доводам жалобы, при назначении административного наказания должностное лицо правомерно приняло во внимание наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства, а именно повторное совершение однородного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

На основании пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ под повторным совершением однородного административного правонарушения следует понимать совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

В силу статьи 4.6 КоАП лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

При этом срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, исчисляется со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Из материалов дела усматривается, что ТСЖ «Центральный» подвергалось административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ (постановление от 22 апреля 2019 г. № 69, вступило в законную силу 23 августа 2019 г.), по которому на момент выявления вменяемого административного правонарушения не истек установленный в статье 4.6 КоАП РФ срок, в связи с чем, должностное лицо обоснованно, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, признало это обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

В изложенной связи доводы о том, что правонарушение ТСЖ «Центральный» совершено впервые, являются необоснованными.

Доводы о повторном привлечении товарищества к административной ответственности за одно и тоже правонарушение являлись предметом проверки судьи городского суда и обоснованно отвергнуты как несостоятельные, поскольку административные правонарушения, совершенные в различные временные периоды, образуют самостоятельные составы административных правонарушений.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые являлись предметом исследования и оценки судьи городского суда, они не опровергают наличие в действиях ТСЖ «Центральный» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.

Административное наказание ТСЖ «Центральный» назначено в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ТСЖ «Центральный» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в отношении ТСЖ «Центральный», допущено не было.

При таком положении оснований для отмены, изменения постановления должностного лица, решения судьи городского суда и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

постановление главного государственного инспектора Чайковского городского округа и Еловского муниципальных района Пермского края по пожарному надзору от 23 июля 2020 г. № 70, решение судьи Чайковского городского суда Пермского края от 24 сентября 2020 г. оставить без изменения, жалобу законного представителя ТСЖ «Центральный» П. - без удовлетворения.

Судья - (подпись)