ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-243/18 от 10.07.2018 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Курносова А.Н. Дело № 7-243/18

РЕШЕНИЕ

10 июля 2018 года г. Барнаул, пр. Ленина, 25

Судья Алтайского краевого суда Зацепин Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Управления министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю Ж.Л.Г. на постановление судьи Бийского городского суда Алтайского края от 14 мая 2018 года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Алтайской краевой общественной просветительской организации в сфере охраны здоровья «Выбор» за отсутствием состава административного правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ, составленному начальником отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю Б.Р.Н., в период с ДД.ММ.ГГДД.ММ.ГГ Управление Минюста России по Алтайскому краю проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности <адрес>вой общественной просветительской организации в сфере охраны здоровья «Выбор» (далее – АКОПОСОЗ «Выбор», Общественная организация), в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, заявленным установленным целям и законодательству Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что с момента вступления в силу Федерального закона от 20 июля 2012 года № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», Общественная организация получила в 2014 и 2016 годах финансирование из иностранных источников: ДД.ММ.ГГ платежным поручением *** от Некоммерческого партнерства по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья «ЭСВЕРО» поступило целевое финансирование в сумме 146 905 руб.; ДД.ММ.ГГ платежным поручением *** от AIDS Healthcare Foundation перечислено 272 367 руб.

Также Общественной организацией осуществлялась деятельность, в том числе носящая политический характер. В соответствии с договором пожертвования от ДД.ММ.ГГ***/ГФ-14 с Некоммерческим партнерством по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья «ЭСВЕРО» в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ реализован благотворительный проект «Сохрани свое здоровье 2014». Финансирование данного проекта осуществлялось в рамках программы «Поддержка доступа к профилактике и лечению ВИЧ-инфекции путем развития услуг среди потребителей инъекционных наркотиков в Российской Федерации», при поддержке Глобального фонда борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией (Швейцария), чья идеология в контексте профилактики ВИЧ-инфекции направлена на максимальную защиту прав людей, входящих в уязвимые группы: сексуальные меньшинства, потребители наркотиков, лица, занимающиеся проституцией. Однако такая деятельность по реализации программы вступает в противоречие с государственной политикой в сфере профилактики ВИЧ-инфекции, пропагандирующей достижение полного освобождения от наркотической зависимости.

ДД.ММ.ГГ Общественная организация и НП «ЭСВЕРО» заключили договор пожертвования ***-*** согласно которому в период ДД.ММ.ГГДД.ММ.ГГ реализован проект «Путь к здоровью женщины», целью которого являлась профилактика социально значимых заболеваний и их вертикальной передачи среди женщин – потребительниц инъекционных наркотиков, женщин, оказывающих сексуальные услуги за вознаграждение, и ВИЧ-инфицированных женщин путем обеспечения, не дискриминирующего предоставления гендерно ориентированных услуг в свободном от стигмы окружении.

По материалам проверки Общественная организация являлась членом НП «ЭСВЕРО», которое на Информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации размещала отчеты, содержащие сведения о расходовании денежных средств, полученных, в том числе, от иностранных источников (отчеты за 2013-2016 годы). По сведениям Росфинмониторинга источниками иностранного финансирования НП «ЭСВЕРО» являлись European commission directorate general budget (Королевство Бельгии); Inti bank for reconstr+develop (США); US dert of state gfsc (США).

В период с ДД.ММ.ГГДД.ММ.ГГ осуществлен проект «Неделя быстрого тестирования на ВИЧ-инфекцию», финансирование которого осуществлено Филиалом некоммерческой корпорации «ЭЙДС Хелскэа Фаундейшн» в России по договору пожертвования от ДД.ММ.ГГ***.

На дату проведения проверки Общественная организация не была включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, соответствующее заявление в Минюст России не предоставлялось.

Действия АКОПОСОЗ «Выбор» квалифицированы по ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено вышеназванное постановление.

В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, начальник Управления министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю Ж.Л.Г. просит отменить постановление судьи и возвратить дело на новое рассмотрение. Ссылается на то, что судьей сделан необоснованный вывод о том, что Общественная организация не отвечает признакам некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, поскольку факт получения финансирования из иностранных источников подтвержден материалами дела и денежными переводами от иностранных организаций; в соответствии с ч. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 1587-р АКОПОСОЗ «Выбор» включено в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, данное решение не обжаловано; с ДД.ММ.ГГДД.ММ.ГГ Управлением проведена внеплановая проверка АКОПОСОЗ «Выбор» с целью проверки сведений, указанных Общественной организации в заявлении об исключении некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента; в результате проверки установлено, что, получив денежные средства от иностранных источников, Общественная организация в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ политической деятельностью не занималась; имеющиеся в деле доказательства не оценены судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав законного представителя Общественной организации М.Е.А., защитника С.Т.С., нахожу постановление судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.

В силу п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***-П, некоммерческая организация - для того чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента - должна:

быть российской некоммерческой организацией, что исключает отнесение к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, международных и иностранных организаций, включая их представительства (филиалы), открытые на территории Российской Федерации;

получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ). При этом ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют, чем, по существу, блокируется возможность произвольного истолкования и применения указанных законоположений в части, относящейся к условиям получения иностранного финансирования;

участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Их формы могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.

Как следует из материалов дела, в период со 02 по ДД.ММ.ГГ должностными лицами Управления Минюста России по Алтайскому краю на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГ N 120 проведена плановая документарная проверка в отношении АКОПОСОЗ «Выбор».

В ходе проверки установлено, что в 2014 и в 2016 годах Общественная организация получала финансирование из нескольких иностранных источников, а именно: ДД.ММ.ГГ платежным поручением *** от Некоммерческого партнерства по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья «ЭСВЕРО» поступило целевое финансирование в сумме 146 905 руб.; ДД.ММ.ГГ платежным поручением *** от AIDS Healthcare Foundation перечислено 272 367 руб.

За указанный период АКОПОСОЗ «Выбор» реализованы проекты: «Сохрани свое здоровье 2014», финансирование которого осуществлялось в рамках программы «Поддержка доступа к профилактике и лечению ВИЧ-инфекции путем развития услуг среди потребителей инъекционных наркотиков в Российской Федерации» при поддержке Глобального фонда борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией (Швейцария); «Путь к здоровью женщины» совместно с НП «ЭСВЕРО», источниками финансирования которого являлись European commission directorate general budget (Королевство Бельгии), Inti bank for reconstr+develop (США), US dert of state gfsc (США); «Неделя быстрого тестирования на ВИЧ-инфекцию».

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья исходил из того, что отсутствуют доказательства получения Общественной организацией финансирование из иностранных источников, и осуществление деятельности в целях воздействия на принятые государственными органами решения, на изменение проводимой ими государственной политики, а также на формирование общественного мнения в указанных целях.

Вместе с тем, такой вывод судьи сделан без учета положений статей 24.1 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом. Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Исследовав имеющиеся по делу доказательства, судья оставил без внимания ряд юридически значимых обстоятельств, определяющих объективную сторону указанного правонарушения.

В частности, не проверен факт финансирования Общественной организации из иностранных источников, на которые имеется ссылка в акте проверки, не дана оценка содержательному направлению реализуемых Общественной организацией программ в 2014-2016 годах.

Указание судьей на проверку в 2014 году проекта «Сохрани свое здоровье 2014» и отсутствия каких-либо нарушений, не может быть принято во внимание, поскольку в 2014 году проверка проводилась за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в то время как по настоящему делу вменяется факт финансирования из иностранных источников на основании платежного поручения от ДД.ММ.ГГ, то есть после проверенного периода.

То обстоятельство, что ДД.ММ.ГГ АКОПОСОЗ «Выбор» исключена из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, будучи включенной в такой реестр распоряжением Минюста России от 13 декабря 2017 года, не может свидетельствовать об отсутствии в действиях Общественной организации состава вменяемого в вину правонарушения. Так, основанием для исключения Общественной организации из названного реестра послужило ее неучастие в политической деятельности в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. Однако протоколом об административном правонарушении политическая деятельность Общественной организации установлена при реализации проекта «Сохрани свое здоровье 2014» при ее финансировании из иностранного источника в ноябре 2014 года, чему судьей оценка не дана.

Судьей городского суда также принято во внимание, что НП «ЭСВЕРО» было включено в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ДД.ММ.ГГ, а договорные отношения между АКОПОСОЗ «Выбор» и НП «ЭСВЕРО» были окончены в 2014 году, то есть до включения в реестр.

Вместе с тем, законом получение денежных средств из иностранных источников (от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников) не поставлено в зависимость от включения финансирующей организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

При изложенных обстоятельствах вывод судьи об отсутствии в действия АКОПОСОЗ «Выбор» состава административного правонарушения является преждевременным.

Частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 названного Кодекса, составляет один год.

Согласно ч. 2 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является длящимся.

Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Общественной организации к административной ответственности, выявлены в рамках проверки, проведенной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю, которая была окончена ДД.ММ.ГГ и годичный срок давности привлечения организации к административной ответственности не истек.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основанием к отмене решения судьи по жалобе должностного лица может послужить только существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Указанное свидетельствуют о том, что дело было рассмотрено судьей неполно, не всесторонне, без выяснения всех юридически значимых обстоятельств по делу.

Поскольку судьей в ходе рассмотрения дела были допущены существенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление о прекращении производства по делу подлежит отмене, а материалы дела - возвращению в суд на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Бийского городского суда Алтайского края от 14 мая 2018 года отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Алтайской краевой общественной просветительской организации в сфере охраны здоровья «Выбор» возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья Алтайского краевого суда Е.М. Зацепин