ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-445/20 от 02.07.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 7-445/2020 Судья: Чухонцева Е.В.

Р Е Ш Е Н И Е

город Челябинск 02 июля 2020 года

Судья Челябинского областного суда Жуков А.А. при секретаре Волосниковой М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу защитника ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» Шепилова С.В. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО1 № 833-2019 от 11 октября 2019 года и решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 22 апреля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат»,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО1 № 833-2019 от 11 октября 2019 года ПАО «ММК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 8.2 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 200 000 рублей.

Решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 22 апреля 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

Не согласившись с решением судьи, защитник ПАО «ММК» Шепилов С.В. обратился с жалобой в Челябинский областной суд, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что территория мазутного хозяйства не является объектом размещения (хранения) отходов, соответственно, в Общества отсутствует обязанность проводить инвентаризацию в отношении такого имущества в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, а также отсутствуют основания для включения в качестве объекта в программу производственного экологического контроля и предоставления в уполномоченные органы отчетов и результатов контроля. ПАО «ММК» не производило размещение отходов на территории мазутного хозяйства.

Прокурор Соколова Н.Ф. в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась.

Защитник и законный представитель ПАО «ММК», представители Управления Росприроднадзора по Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела суду не направили, в связи с чем на основании пунктов 2, 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело его отсутствие.

Выслушав прокурора, проверив представленные материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, нахожу обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.

В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно части 12 статьи 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления.

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Материалами дела установлено, что Магнитогорской природоохранной прокуратурой на основании обращения гражданина по вопросам незаконного захоронения отходов на территории промышленной площадки ПАО «ММК», загрязнения почвы и подземных вод проведена проверка, по результатам которой составлен акт осмотра от 04 июля 2019 года, а также вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ПАО «ММК» от 13 августа 2019 года по части 12 статьи 8.2 КоАП РФ.

В ходе проверки установлено, что в собственности ПАО «ММК» находится земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: Челябинская <адрес> на территории которого расположено подземное сооружение – мазутохранилище, содержащее маслянистую жидкость темного цвета.

Мазутохранилище сверху засыпано грунтом, заросшим травой и древесно-кустарниковой растительностью. Размеры мазутохранилища на поверхности составляют 135 метров на 55 метров, высота до 2 метров.

На поверхности мазутохранилища имеются 10 горловин смотровых люков, 2 частично разрушенных здания насосных станций, 8 дыхательных башен (трубок). Горловины 8 люков закрыты металлическими крышками, запирающие устройства для указанных крышек отсутствуют.

С восточной стороны от мазутохранилища имеются, строительные, бытовые отходы, остатки древесной растительности, следы демонтажа сооружения, 2 частично разрушенных здания насосных станций. 11 горловин смотровых люков, 10 из которых открыты. Под зданиями насосных станций в смотровых люках имеется маслянистая жидкость черного цвета.

Согласно ответу директора но охране труда, промышленной безопасности и экологии ПАО «ММК» ФИО3 от 11 июля 2019 года № ДПВ-36/0469, данного в рамках проводимой проверки, ранее мазут применялся ПАО «ММК» в мартеновских печах до момента перехода на газовое топливо, который был осуществлен до 1990-х. гг. В настоящий момент мазут в качестве топлива в технологических агрегатах ПАО «ММК» не используется. К настоящему моменту из объектов мазутного хозяйства на территории ПАО «ММК» остались резервуары склада, которые использовались для приема мазута, и некоторые объекты инфраструктуры. Резервуары представляют собой закрытую емкость, их очистка после использования по назначению не производилась.

ПАО «ММК» начаты работы по очистке участка. В 2018 году демонтированы объекты погрузочно-разгрузочного участка. С 2019 года запланировано начало работ по демонтажу резервуаров.

ПАО «ММК» разработана и утверждена программа выполнения работ по ликвидации мазутохранилища. Пунктом 2 указанной программы на 2019-2020 г.г. предусмотрена организация работ по утилизации отходов мазута и, очистке воды, находящейся в резервуарах мазутохранилища.

Проектная документация на проведение работ по ликвидации подземного мазутохранилища и рекультивации земельного участка не разработана.

У организации отсутствуют документы о качестве мазута, исследования, подтверждающие его безопасность, годность для использования, не проводились.

Факт совершения административного правонарушения ПАО «ММК» и его виновность подтверждается представленными в материалы дела письменными доказательствами: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 13 августа 2019 года, актом обследования территории на предмет соблюдения требований природоохранных требований от 04 июля 2019 года, актом осмотра от 04 июля 2019 года с приложением фототаблицы, программой выполнения работ, документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выпиской из ЕГРН, письменными объяснениями ФИО5

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о виновности ПАО «ММК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 8.2 КоАП РФ.

Отклоняется позиция заявителя, заключающаяся в том, что территория мазутного хозяйства не является объектом размещения (хранения) отходов, соответственно, в Общества отсутствует обязанность проводить инвентаризацию в отношении такого имущества в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, а также отсутствуют основания для включения в качестве объекта в программу производственного экологического контроля и предоставления в уполномоченные органы отчетов и результатов контроля.

Согласно материалам дела ПАО «ММК» разработана и утверждена программа выполнения работ по ликвидации мазутохранилища. Пунктом 2 указанной программы на 2019-2020 гг. предусмотрена организация работ по утилизации отходов мазута и очистке воды, находящейся в резервуарах мазутохранилища.

Согласно статье 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; о

объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.11, 4.12, 5.56 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» отходы - остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.

Отходы производства - остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.

Хранилище отходов - сооружение, предназначенное для хранения отходов.

Хранение отходов - режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях, в течение определенного интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения.

На основании пунктов 5.1, 9.2 «ГОСТ 10585-2013. Межгосударственный стандарт. Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия», введенный в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1868-ст, мазут является малоопасным продуктом и по степени воздействия на организм человека относится к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007. Гарантийный срок хранения мазута - 5 лет со дня изготовления.

В Федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, включены остатки мазута, утратившие потребительские свойства (код - 4 06 913 11 33 3). Указанный отход отнесен к отходу III класса опасности, то есть к умеренно опасному отходу.

На основании пункта 4 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утверждённых Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 49, инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет.

Мазут в течение длительного времени (более 29 лет) хранится в специально оборудованном резервуаре, не использовался по прямому назначению, гарантийный срок его хранения истек, ПАО «ММК» разработало и утвердило программу выполнения работ по ликвидации мазутохранилища, п. 2 которой на 2019-2020 гг. предусмотрена организация работ по утилизации отходов мазута и очистке воды, находящейся в резервуарах мазутохранилища. У организации отсутствуют документы о качестве мазута, исследования, подтверждающие его безопасность, годность для использования, не проводились. На бухгалтерском учёте ПАО «ММК» мазут в качестве продукции не состоит. Об утрате потребительских свойств мазута свидетельствуют длительный срок его хранения, истечение гарантийного срока хранения мазута, отсутствие документов о соответствии требованиям качества, а также наличие воды резервуаре.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Таким образом, содержащиеся в мазутохранилище остатки мазута являются отходом, а мазутохранилище - объектом размещения отходов, то есть вопреки доводам жалобы, территория мазутного хозяйства является объектом размещения (хранения) отходов.

Ссылка в жалобе, что ПАО «ММК» не производило размещение отходов на территории мазутного хозяйства, несостоятельна.

Материалами дела подтверждается, что в собственности ПАО «ММК» находится земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: Челябинская область, <адрес>, на территории которого расположено подземное сооружение - мазутохранилище, содержащее маслянистую жидкость темного цвета.

Согласно ответа директора по охране труда, промышленной безопасности и экологии ПАО «ММК» ФИО3 от 11 июля 2019 года № ДПБ-36/0469 (л.д. 53) ранее мазут применялся ПАО «ММК» в мартеновский печах до момента перехода на газовое топливо, который был осуществлен до 1990-х гг. В настоящий момент мазут в качестве топлива в технологических агрегатах ПАО «ММК» не используется. К настоящему моменту из объектов мазутного хозяйства на территории ПАО «ММК» остались резервуары склада, которые использовались для приема мазута, и некоторые объекты инфраструктуры. Резервуары представляют собой закрытую емкость, их очистка после использования по назначению не производилась.

Таким образом, факт размещения отходов на территории мазутного хозяйства, вопреки позиции заявителя, установлен, поскольку ПАО «ММК» является собственником земельного участка, на котором расположено мазутохранилище.

В нарушение пункта 2 статьи 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 4 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утверждённых Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 49, Публичным акционерным обществом «Магнитогорский металлургический комбинат» по состоянию на 13.08.2019 не проведена инвентаризация объекта размещения отходов - подземного мазутохранилища, расположенного на территории земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, имеющего следующие географические координаты: <данные изъяты>

Судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств данным доводам жалобы была дана надлежащая правовая оценка, они были отклонены с указанием мотивов. Оснований для переоценки не имеется.

Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судьи районного суда о виновности ПАО «ММК» в инкриминируемом правонарушении, в настоящей жалобе не приведено.

Наказание юридическому лицу назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции части 12 статьи 8.2 КоАП РФ. При назначении судья учел характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, а также судебного решения не имеется.

С учетом изложенного решение судьи районного суда отмене либо изменению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья областного суда

Р Е Ш И Л:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО1 № 833-2019 от 11 октября 2019 года и решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 22 апреля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», оставить без изменения, жалобу защитника ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» Шепилова С.В. – без удовлетворения.

Судья: А.А. Жуков