Дело № 7-6/2021 (7-487/2020) судья Засимовский А.В.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тверь 20 января 2021 года
Судья Тверского областного суда Каширская Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 1 (МБОУ СОШ № 1) Мурашовой И.А. на постановление судьи Кашинского межрайонного суда Тверской области от 25 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении директора МБОУ СОШ № 1 Мурашовой И.А.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Кашинского межрайонного суда Тверской области от 25 ноября 2020 года директор МБОУ СОШ № 1 Мурашова И.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, директор МБОУ СОШ № 1 Мурашова И.А. просит постановление судьи межрайонного суда отменить, производство по делу прекратить. Ссылаясь на положения Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», приказа Роспотребнадзора от 19 июля 2007 года № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок», СП 3.4.2318-08 «Санитарная охрана территории Российской Федерации», СП 1.3.3118-13 «Безопасная работа с микроорганизмами I и II групп патогенности (опасности)», МУ 3.1.3260-15 «Противоэпидемическое обеспечение населения в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе при формировании очагов опасных инфекционных заболеваний», СП 3.1.2.3116-13 «Профилактика внебольничных пневмоний», считает, что распоряжение о проведении санитарно-эпидемиологического расследования № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, а, следовательно, нельзя признать законными результаты проведенных в отношении МБОУ СОШ № 1 контрольно-надзорных мероприятий в форме санитарно-эпидемиологического расследования. Полагает, что в отношении МБОУ СОШ № 1 фактически были проведены внеплановые проверочные мероприятия, прямо подпадающие под действие Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», что влекло необходимость исполнения требований данного Федерального закона в части проведения внеплановой проверки. Из имеющегося у проверяемого юридического лица акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он составлен в <данные изъяты>, тем самым исключается возможность выявления административного правонарушения в период до <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ. Из имеющегося у проверяемого юридического лица акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он составлен в <данные изъяты>, тем самым исключается возможность выявления административного правонарушения в период до <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ. Указывает, что в протоколе об административном правонарушении отсутствует указание на время совершения каждого нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Считает, что квалификацию вмененного директору МБОУ СОШ № 1 Мурашовой И.А. административного правонарушения по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ нельзя признать законной, поскольку ни протокол об административном правонарушении, ни акты обследований, ни иные доказательства, имеющиеся в материалах дела, не содержат указаний на конкретные условия, при которых совершены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Ссылаясь на положения КоАП РФ, СП 3.1/2.4.3598-20, СП 3.1.2.3117-13, СанПиН 2.4.2.2821-10, указывает, что выводы суда относительно выявленных нарушений, не соответствуют фактическим обстоятельствам и нормам материального права. Полагает возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, не явились, от директора МБОУ СОШ № 1 Мурашовой И.А. поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в её отсутствие, руководствуясь п. п. 2, 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалоб, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью в частности обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Частью 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ определено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановление Правительства РФ от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для человека.
В целях профилактики и предотвращения распространения на территории Тверской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) постановлением Губернатора Тверской области от 17 марта 2020 года № 16-пг «О введении режима повышенной готовности на территории Тверской области» с 17 марта 2020 года на территории Тверской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Тверской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, установив региональный уровень реагирования.
Границы территории, на которой могут возникнуть чрезвычайные ситуации, определены в пределах границ Тверской области.
Согласно п. 2.3 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020года №16, в организации должны проводиться противоэпидемические мероприятия, в частности регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы организаций.
Из пункта 3.2 СП 3.1/2.4.3598-20 следует, что в общеобразовательных организациях за каждым классом должен быть закреплен отдельный учебный кабинет, в котором дети обучаются по всем предметам, за исключением занятий, требующих специального оборудования (в том числе физическая культура, изобразительное искусство, трудовое обучение, технология, физика, химия). Общеобразовательной организацией должна осуществляться работа по специально разработанному расписанию (графику) уроков, перемен, составленному с целью минимизации контактов обучающихся (в том числе сокращения их количества во время проведения термометрии, приема пищи в столовой).
В соответствии с п. 11.2 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 ноября 2013года №63, вакцинации против гриппа в предэпидемический период в первую очередь подлежат лица, относящиеся к категории высокого риска заболевания гриппом и неблагоприятных осложнений при заболевании, к которым в частности относятся работники сферы обслуживания, транспорта, учебных заведений.
Согласно п. 11.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010года №189 все работники общеобразовательной организации проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. Каждый работник общеобразовательной организации должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца. Работники, уклоняющиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.
В соответствии с п. 12.11 СанПиН 2.4.2.2821-10 уборочный инвентарь для уборки помещений должен быть промаркирован и закреплен за определенными помещениями. Уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов (ведра, тазы, швабры, ветошь) должен иметь сигнальную маркировку (красного цвета), использоваться по назначению и храниться отдельно от другого уборочного инвентаря.
Как усматривается из материалов дела, в период с <данные изъяты> до <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ и с <данные изъяты> до <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ при проведении санитарно-эпидемиологического расследования по распоряжению начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Кашинском городском округе Тверской области С.Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ№ в МБОУ СОШ № 1, расположенном по адресу: <адрес>, в присутствии директора МБОУ СОШ № 1 Мурашовой И.А., установлены следующие нарушения:
- в нарушение п. 2.3 СП 3.1/2.4.3598-20 на момент проведения проверки не все помещения обеспечены приборами для обеззараживания воздуха (рециркуляторами): не проводилось обеззараживание воздуха в рекреациях, 10 помещениях (классных комнатах) второго этажа и в 5 помещениях (классных комнатах) первого этажа, количество рециркуляторов в МБОУ СОШ № 1 – 11 шт.;
- в нарушение п. 3.2 СП 3.1/2.4.3598-20 представленное расписание уроков и перемен, утвержденных приказом директора МБОУ СОШ № 1 Мурашевой И.А. № от ДД.ММ.ГГГГ, составлено без учета минимизации контактов обучающихся, а именно: расписание начало уроков и их окончание единое для учащихся 2-11 классов, что не исключает контакты различных классов во время проведения термометрии, приема пищи в столовой, во время перемен;
- в нарушение п. 11.2 СП 3.1.2.3117 сотрудники учебного заведения МБОУ СОШ № 1 частично привиты против гриппа, а именно: количество сотрудников МБОУ СОШ № 1 – № человека, количество сотрудников МБОУ СОШ № 1, которым проведена вакцинация против гриппа – № человека, не проведена вакцинация против гриппа – № человека;
- в нарушение п. 11.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 у медицинского работника МБОУ СОШ № 1, осуществляющего мытье посуды в буфетной, отсутствуют сведения о прохождении им медицинского осмотра;
- в нарушение п. 12.11 СанПиН 2.4.2.2821-10 уборочный инвентарь, хранящийся в помещении для уборочного инвентаря, частично не промаркирован: отсутствует маркировка на швабрах – 7 шт., ведрах – 5 шт.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным должностным лицом протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении директора МБОУ СОШ № 1 Мурашевой И.А.
Оценив совокупность доказательств в их взаимосвязи, исключив вмененное директору МБОУ СОШ № 1 Мурашовой И.А. нарушение п. 11.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 в части отсутствия сведений о прохождении медицинского осмотра медицинским работником МБОУ СОШ № 1, осуществляющим мытье посуды в буфетной, судья межрайонного суда пришел к выводу о наличии в действиях директора МБОУ СОШ № 1 Мурашовой И.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и о доказанности её вины в совершении вмененного административного правонарушения.
Оснований не согласиться с выводами судьи межрайонного суда не усматриваю.
Факт совершения директором МБОУ СОШ № 1 Мурашовой И.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: распоряжением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Кашинском городском округе Тверской области С.Е.А.№ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №); актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №); актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №); приказом администрации Кашинского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении Мурашовой И.А. директором МБОУ СОШ № 1» (л.д. №); приказом МБОУ СОШ № 1 № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационном начале 2020-2021 учебного года, режиме работы школы и соблюдении санитарно-эпидемиологических правил» (л.д. №); протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №); а также иными материалами дела.
Все представленные по делу доказательства оценены судьей межрайонного суда по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. Допустимость и достоверность принятых во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для определения значимых обстоятельств и рассмотрения настоящего дела по существу. Доказательств, полученных с нарушением требований закона, как и противоречий в представленных доказательствах, вопреки доводам жалобы не установлено.
Вопреки доводам жалобы постановление судьи межрайонного суда мотивированно, основано на материалах дела, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, является законным и обоснованным, правовых оснований для его отмены не установлено.
Доводы заявителя жалобы относительного не проведения вакцинации всех работников учреждения, суд считает обоснованными, поскольку материалы дела сведений об обстоятельствах и причинах не проведения вакцинации № работников МБОУ СОШ № 1 не содержат, а потому данное нарушение подлежит исключению из вмененных директору МБОУ СОШ № 1 Мурашовой И.А. нарушений.
Доводы жалобы о незаконности распоряжения о проведении санитарно-эпидемиологического расследования № от ДД.ММ.ГГГГ и его результатов подлежат отклонению, поскольку они основаны на неверном толковании норм санитарно-эпидемиологического законодательства.
В силу ст. 50 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в частности имеют право проводить санитарно-эпидемиологические расследования.
Из положений ст. 42 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ в частности следует, что санитарно-эпидемиологические расследования могут проводиться в целях установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Анализ указанных норм в их взаимосвязи свидетельствует о том, что санитарно-эпидемиологическое расследование может проводиться при отсутствии сведений о нарушениях обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, в частности не применяются при расследовании причин возникновения инфекционных заболевания людей.
Из анализа положений приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007года №224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» следует, что он устанавливает требования к организации и проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, видов деятельности (работ, услуг) на предмет их соответствия (несоответствия) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, техническим регламентам, при наличии оснований указанных в ст. 4 настоящего приказа. По результатам проведения указанных мероприятий выдаётся соответствующее заключение.
Таким образом, положениями приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007года №224 вопросы организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, в целях установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний, не регулируются.
Вопреки доводам жалобы, исключительных обстоятельств, дающих возможность считать совершенное административное правонарушение малозначительным, как и оснований для освобождения директора МБОУ СОШ № 1 Мурашовой И.А. от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Иные доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, обоснованно отвергнуты по мотивам, изложенным в постановлении судьи межрайонного суда, установленные обстоятельства и выводы о виновности директора МБОУ СОШ № 1 Мурашовой И.А. в совершении вмененного административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемого судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой установленных судьей межрайонного суда обстоятельств и имеющихся доказательств, не является правовым основанием к отмене состоявшегося по делу судебного постановления.
Порядок и срок давности привлечения директора МБОУ СОШ № 1 Мурашовой И.А. к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено директору МБОУ СОШ № 1 Мурашовой И.А. с учетом положений статей 3.1, 3.5, ч.ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и является справедливым.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену или изменение постановления судьи межрайонного суда, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении директора МБОУ СОШ № 1 Мурашовой И.А. допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Кашинского межрайонного суда Тверской области от 25 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении директора МБОУ СОШ № 1 Мурашовой И.А. изменить, исключив указание на нарушение п. 11.2 СП 3.1.2.3117, в части не проведения вакцинации против гриппа всех сотрудников МБОУ СОШ № 1, в остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобу директора МБОУ СОШ № 1 Мурашовой И.А. – без удовлетворения.
Судья Е.А. Каширская