ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-492/20 от 25.11.2020 Амурского областного суда (Амурская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Амурского областного суда Михайленко В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Амурской области Козуб Е.В. на решение судьи Благовещенского городского суда от 31 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – генерального директора ООО Управляющая компания «Квартал 28» Регент Татьяны Викторовны,

У С Т А Н О В И Л :

постановлением заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Амурской области Козуб Е.В. № 110-к от 14 июля 2020 года генеральный директор ООО Управляющая компания «Квартал 28» Регент Т.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Решением судьи Благовещенского городского суда от 31 августа 2020 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Амурской области Козуб Е.В. обратился в Амурский областной суд с жалобой, в обоснование которой указывает, что судьей Благовещенского городского суда неправильно установлены фактические обстоятельства дела, представленным в материалах дела доказательствам не дана надлежащая правовая оценка, в результате чего сделан ошибочный вывод о наличии правовых оснований для отмены постановления № 110-к от 14 июля 2020 года и прекращения производства по делу. Во исполнение поручения заместителя председателя Правительства РФ от 16.01.2019 г. № ВМ-П9-148 сотрудниками Государственной жилищной инспекцией Амурской области проведены проверки на предмет соблюдения требований по содержанию внутридомового газового оборудования при управлении многоквартирными жилыми домами в отношении 44 управляющих организаций, в том числе ООО Управляющая компания «Квартал 28». По результатам проверки, проведенной в отношении ООО Управляющая компания «Квартал 28», управляющей организации выдано предписание с требованием в срок до 15 марта 2019 года заключить договор о техническом диагностировании газового оборудования в многоквартирных домах, находящихся на ее управлении. Данное предписание исполнено управляющей компанией путем заключения с ООО «<данные изъяты>» (Республика Чувашия, г. Чебоксары) договора от 13.03.2020 г. № 7556-ТД на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования сроком до 31 декабря 2019 года. На основании п. 5 протокола Всероссийского селекторного совещания по вопросам реализации действующего законодательства, а также по обсуждению вопросов деятельности органов государственного жилищного надзора, формирования комфортной городской среды и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах под председательством заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации М.Б. Егорова от 15.01.2020 г. № 41-ПРМ-МЕ, предписывающего органам государственного жилищного надзора субъектов РФ продолжить проведение проверок по безопасности использования содержания внутридомового газового оборудования, а также организации технического обслуживания дымовых и вентиляционных шахт. Инспекцией в адрес ООО Управляющая компания «Квартал 28» направлены запросы от 12.05.2020 г. № 04-3466 и от 15.05.2020 г. № 04-3623 о предоставлении заключений по результатам диагностирования внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах <номер> по <адрес> и <номер> по <адрес>. 20 мая 2020 года по результатам рассмотрения ответов управляющей компании от 20.05.2020 г. № 2020/184 и от 20.05.2020 г. № 2020/185 государственным жилищным инспектором выявлено нарушение лицензионных требований, поскольку работы по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования в указанных многоквартирных жилых домах ООО Управляющая компания «Квартал 28» не проводились. Непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, послужило основанием для возбуждения производства по настоящему делу. Проверка в отношении данной организации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не проводилась, поскольку в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года проведение проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства приостановлено. При этом невыполнение работ по диагностированию внутридомового газового оборудования представляет повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества граждан, создает реальную угрозу возникновения аварийной ситуации, сопряженной с риском наступления тяжких последствий, то есть существенно нарушает охраняемые общественные отношения.

На основании изложенного просит решение судьи Благовещенского городского суда от 31 августа 2020 года отменить, материалы дела возвратить на новое рассмотрение.

В судебном заседании представитель Государственной жилищной инспекции Амурской области Борзых Т.Г. доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила решение судьи Благовещенского городского суда от 31 августа 2020 года отменить, материалы дела возвратить на новое рассмотрение.

В судебном заседании защитник Регент Т.В. – Иванова Е.В. доводы жалобы не поддержала, просила решение судьи Благовещенского городского суда от 31 августа 2020 года оставить без изменения.

Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела в полном объеме, выслушав участников процесса, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее Положение).

Как установлено пп. «а», «б» п. 3 указанного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса РФ, являются следующие требования: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного РФ.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290 определен минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее Перечень), п. 21 которого предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме: организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению.

Согласно пп. «в» п. 4 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются в том числе путем осуществления техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении оборудования, отработавшего сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов (п. 8 вышеуказанных Правил).

Приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 г. № 613 утверждены Правила проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования проводится в целях определения фактического технического состояния внутридомового и внутриквартирного газового оборудования либо их составных частей; поиска и определения неисправностей указанного оборудования; определения возможности дальнейшего использования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (п. 4 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования).

Заказчиком по договору о техническом диагностировании внутридомового газового оборудования многоквартирного дома является управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, приобретающие газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений (пп. «а» п. 7 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования).

Частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа, в том числе на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Из протокола об административном правонарушении № 145 от 10.06.2020 г. и иных материалов дела следует, что 12 и 15 мая 2020 года заместителем начальника Государственной жилищной инспекции Амурской области Тюменцевым С.В. в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, в ООО Управляющая компания «Квартал 28» была запрошена информация о проведении технического диагностирования внутридомового газового оборудования, в том числе в многоквартирных домах <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес> и <номер><адрес>, а также сведения о сроках эксплуатации газового оборудования. 20 мая 2020 года по результатам исследования представленной информации (письма ООО Управляющая компания «Квартал 28» от 20.05.2020 г. № 220/184 (вх. № 04-04-2779 от 20.05.2020 г.) и от 20.05.2020 г. № 220/185 (вх. № 04-04-2778 от 20.05.2020 г.) государственным жилищным инспектором Борзых Т.Г. установлено, что работы по техническому диагностированию газового оборудования в многоквартирных домах <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес> и <номер> по <адрес> ООО Управляющая компания «Квартал 28» не проводились, что свидетельствует об осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении генерального директора ООО Управляющая компания «Квартал 28» Регент Т.В. производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и ее привлечения к административной ответственности постановлением № 110-к от 14 июля 2020 года.

По результатам проверки законности данного постановления судья Благовещенского городского суда пришел к выводу о том, лицензионный контроль в отношении управляющей организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, проведен должностными лицами Государственной жилищной инспекции Амурской области с нарушением установленного законом порядка, а доказательства, собранные по его результатам, не являются допустимыми, в связи с чем не могут свидетельствовать о виновности генерального директора ООО Управляющая компания «Квартал 28» Регент Т.В. в совершении вменяемого административного правонарушения. Указав на недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление № 110-к от 14 июля 2020 года, судья городского суда принял решение о его отмене с прекращением производства по делу.

Оснований для переоценки мотивированных выводов судьи Благовещенского городского суда, в том числе и по доводам рассматриваемой жалобы, не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В силу п. 1 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований.

Между тем, в соответствии с ч. 7 ст. 20 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.

Как следует из ч. 3 ст. 192 Жилищного кодекса РФ лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.

Исходя из выше приведенных норм государственный жилищный надзор и лицензионный контроль являются самостоятельными видами деятельности уполномоченных органов.

Порядок организации и осуществления лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами регламентирован ст. 196 Жилищного кодекса РФ, ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».

К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ч. 1 ст. 196 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 13 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).

Государственная жилищная инспекция Амурской области является исполнительным органом государственной власти Амурской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора. Основными задачами инспекции являются обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществление регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля (Положение о государственной жилищной инспекции Амурской области, утвержденное постановлением Губернатора Амурской области от 03.08.2007 г. № 455).

Приказом государственной жилищной инспекции Амурской области от 01 марта 2017 г. № 04-ОД утвержден Административный регламент исполнения государственной жилищной инспекцией Амурской области государственной функции по осуществлению лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее Административный регламент).

В силу п. 5, 23 указанного Административного регламента предметом лицензионного контроля являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований. Исполнение государственной функции включает в себя административные процедуры по проведению плановых и внеплановых проверок.

Установив, что проверка в отношении управляющей организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии № 028 000179 от 14.11.2016 г., сотрудниками Государственной жилищной инспекции Амурской области в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», фактически не проводилась, а информация о соблюдении лицензионных требований была запрошена из ООО Управляющая компания «Квартал 28» в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, судья Благовещенского городского суда пришел к правильному выводу о том, что документы административного материала получены с нарушением закона, в связи с чем не могут быть признаны допустимыми доказательствами виновности Регент Т.В. в совершении вменяемого административного правонарушения.

Доводы жалобы о невозможности проведения проверки в отношении управляющей организации, относящейся к числу субъектов малого и среднего предпринимательства, в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года не могут быть признаны состоятельными, поскольку положения ч. 1.1 ст. 26.2 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривают возможность проведения проверок в отношении рассматриваемой категории субъектов в случае, если основаниями для их проведения являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Иные доводы жалобы вышеизложенных выводов не опровергают и по существу сводятся к установленным по делу фактическим обстоятельствам, при этом они не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судьей Благовещенского городского суда при пересмотре постановления, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы судьи, в связи с чем приведенные доводы не могут служить основанием для удовлетворения жалобы, а само по себе несогласие заявителя с оценкой, данной судьей представленным в материалах дела доказательствам, не свидетельствует о незаконности принятого по делу судебного акта и не влечет его отмену либо изменение.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права по результатам рассмотрения дела судьей Благовещенского городского суда не допущено, обжалуемое решение от 31 августа 2020 года подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

решение судьи Благовещенского городского суда от 31 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО Управляющая компания «Квартал 28» Регент Татьяны Викторовны оставить без изменения, а жалобу заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Амурской области Козуб Е.В. – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 54).

Судья Амурского

областного суда В.Г. Михайленко

1версия для печатиДело № 7-492/2020 (Решение)