ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-499/2022 от 01.06.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Иванова Е.В. 7-499/2022

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь

Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Фитьмовой Н.В. на решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 15.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Кавминкурортресурсы»,

установил:

Постановлением № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-99/5 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее – инспектор Росприроднадзора) Фитьмовой Н.В. от 28.06.2021 АО «Кавминкурортресурсы» (далее – АО «КМКР», общество, привлекаемое лицо») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей (далее – постановление от 28.06.2021).

В этот же день в адрес АО «КМКР» внесено представление № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-99/6 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (далее – представление от 28.06.2021).

Решением судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 15.03.2022 указанные постановление и представление от 28.06.2021 изменены, АО «КМКР» назначено административное наказание в виде предупреждения.

Из постановления и представления от 28.06.2021 исключены выводы о том, что АО «КМКР» допущены следующие нарушения:

- не обеспечено проведение мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по рациональному использованию природных ресурсов, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду: не организовано проведение ремонтных работ (текущий, средний, капитальный) в целях поддержания в работоспособном состоянии скважин, скважинного оборудования и надкаптажных сооружений, что является нарушением ч. 2 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ;

- не проведена инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ (газоотводных трубок, сбросных клапанов и патрубков) на Ессентукском месторождении (скважины №№ 17-бис, 24-бис-1, 33-бис, 34-бис, 36-бис, 39-бис, 41- бис. 56,57-РЭ-бис, 418-бис, 2-Э, 1-Э, 1-КМВ-бис), Пятигорском месторождении (скважины №№ 29, 16, 19, 24, «7-Теплый нарзан», «4-Теплый нарзан», «1-Холодный нарзан», «Красноармейская новая», «Варвациевская»), Железноводском месторождении (скважины №№ 70, 69-бис, 69-бис-1, 59,64, Южная 1, 56,61, Славяновский, Семашко, Владимирский), Кисловодском месторождении (скважины №№ 5/0, 7, 12, 8-бис, 23, ПОП, 114-Э, 115-Э, 2- ПЭ-бис), Бештаугорском месторождениях минеральных вод (скважина №66), Тамбуканском месторождении лечебных грязей (стоянка для автотранспорта, причал погрузочно-разгрузочных работ, в том числе швартовки плав средств, заправки плав средств, сварочные, окрасочные участки), что является нарушением пункта 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01249 МЭ от 29.05.2018, СТВ 01242 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01246 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01243 МЭ от18.11.2017, СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», ч. 1 ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ;

- отсутствуют программы производственного экологического контроля для объектов 3 категории НВОС 07-0126-001159-П, НВОС 07-0126-001257-П, НВОС 07-0126-001260-П, НВОС 07-0126-001257-П, НВОС (Бештаугорское месторождение полезных ископаемых), НВОС № 07-0126-001258-П (Тамбуканское месторождение лечебных грязей), что является нарушением пункта 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01249 МЭ от 29.05.2018, СТВ 01242 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01246 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01243 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах»; ч. 2, ч. 3, ч. 4 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; п. 1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от 28.02.2018 №74;

- не осуществляется достоверный производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха по участкам водозаборных скважин, с учетом исследований проб выбросов вредных (загрязняющих) веществ из газоотводных трубок, дыхательных клапанов и патрубков, обустроенных на устьевых площадках скважин, в том числе прискважинных резервуаров, что является нарушением пункта 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01249 МЭ от 29.05.2018 г., СТВ 01242 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01246 МЭ от 08.11.2017, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах»; ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

- не обеспечена охрана окружающей среды водного объекта оз. Тамбукан: отсутствует ливневая канализации, что является нарушением пункта 4.1.8 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018 (пункт 84-86 фототаблицы), п. 2, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах»; п. 7, ч. 15, ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 г. № 74 ФЗ, ч.1 ст. 34 ч. 1, ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ.

Жалоба должностного лица - исполнительного директора АО «Кавминкурортресурсы» Левицкого Е.С. удовлетворена частично (далее – решение судьи от 15.03.2022).

В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Фитьмова Н.В. считает решение судьи от 15.03.2022 незаконным и необоснованным, вынесенным с существенными нарушениями административного законодательства и приводит доводы, аналогичные сведениям, изложенным в постановлении от 28.06.2021.

Просит решение судьи от 15.03.2022 отменить, постановление от 28.06.2021 оставить без изменения.

В письменных возражениях на жалобу представитель АО «Кавминкурортресурсы» Зубрева Л.Н. просит отказать в удовлетворении жалобы, решение судьи от 15.03.2022 оставить без изменения.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения судьи от 15.03.2022 в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав представителя Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора Слюсареву С.В., поддержавшую и просившую удовлетворить жалобу, выслушав мнение представителя АО «Кавминкурортресурсы» Зубревой Л.Н., возражавшей против удовлетворения жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Обязанность доказывания вины лежит на административном органе, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Согласно положениям ст. 11 Федерального закона № 2395-1 от 21.02.1992 «О недрах» (далее – Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

Лицензия включает установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (ч. 1).

Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (ч. 3).

Согласно ст. 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в частности, данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии), указание собственника добытого полезного ископаемого, а также попутных полезных ископаемых (при наличии).

В силу п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ):

загрязняющее вещество - химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека;

источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества;

стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.

Согласно положениям ст. 25 Закона № 96-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату привлечения должностного лица к административной ответственности):

производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы (п. 1);

юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (п. 2);

сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор (п. 3).

В силу положений п. 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:

обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух (абз. 1);

осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (абз. 7).

Частью 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее - Закон № 7-ФЗ) предусмотрено, что хозяйственная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с положениями ст. 67 Закона № 7-ФЗ:

производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (п. 1);

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (п. 2);

программа производственного экологического контроля содержит сведения, в том числе: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля (п. 3).

Согласно Требованиям к содержанию программы производственного экологического контроля, утв. приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 (далее - Требования № 74):

программа производственного экологического контроля (далее – ППЭК) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду (абз. 1 п. 1);

раздел "Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников" ППЭК должен содержать сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), ее последней корректировке; показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее - маркерные вещества); сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных (п. 4);

раздел "Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения" ППЭК должен содержать сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (абз. 1 подп. 1 п. 6).

Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден Приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352 (далее - Порядок N 352).

Так, инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов (п. 2 Порядка N 352).

При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные источники выбросов, загрязняющих атмосферный воздух, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду систематизируются и документируются полученные результаты (п. 3 Порядка № 352).

При проведении инвентаризации выбросов определяются: показатели выбросов, в том числе устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух (перечень загрязняющих веществ и их концентрации), а также определяются показатели отходящих газов (скорость, температура, давление, влажность, плотность, объемный расход и мощность выброса) (п. 5 Порядка № 352).

Статьёй 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.48 настоящего Кодекса, что влечёт предупреждение или наложение административного штрафа, в том числе, на юридических лиц от 20000 рублей до 100000 рублей.

Согласно материалам дела, во исполнение поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации Трутнева Ю.П. от 02.03.2021 № ЮТ-П47-147с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «КМКР», осуществляющего деятельность в регионе Кавказских Минеральных Вод.

Согласно Уставу АО «КМКР» (новая редакция), утверждённому решением общего собрания акционеров АО «КМКР» от 29.03.2017 (протокол № 137 от 29.03.2017), зарегистрированного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 11 по Ставропольскому краю 26.04.2017, высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. Совет директоров общества осуществляет общее руководство деятельностью. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества.

По решению общего собрания акционеров, полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации). В соответствии с договором от 25.12.2020 о передаче полномочий единоличного исполнительного органа АО «КМКР», реализация всех полномочий единоличного исполнительного органа АО «КМКР» осуществляется Управляющей компанией АО «Корпорация развития Северного Кавказа».

АО «КМКР» на территории Ставропольского края осуществляет добычу минеральных вод по 5-ти месторождениям, расположенным в г. Ессентуки, г. Пятигорске, г. Кисловодске, г. Железноводске, а также добычу лечебной грязи на месторождении озера Тамбукан, расположенных в регионе Кавказских Минеральных Вод.

Лицензии на пользование недрами представлены АО «КМКР» на основании приказов Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу, в связи с изменением наименования юридического лица - пользователя недр ОАО «КМКР» на АО «КМКР» и с сохранением условий звания недрами, установленных первоначальному пользователю недр. Согласно сведениям, указанным в лицензионных соглашениях, до 1997 года пользователем недр являлось: режимно-эксплуатационное объединение «Кавминкурортресурсы».

По результатам проверки установлено, что юридическим лицом - АО «КМКР» допущено несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов (8 эпизодов), а именно:

1) не обеспечено проведение мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по рациональному использованию природных ресурсов, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду: не организовано проведение ремонтных работ (текущий, средний, капитальный) в целях поддержания в работоспособном состоянии скважин, скважинного оборудования и надкаптажных сужений, что является нарушением ч. 2, ст. 34 Закона № 7-ФЗ;

2) не проведена инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ (газоотводных трубок, сбросных клапанов и патрубков) на Ессентукском месторождении (скважины №№ 17-бис, 24-бис-1, 33-бис, 34-бис, 36-бис, 39-бис, 41-бис, 56, 57-РЭ-бис, 418-бис, 2-Э, 1-Э, 1-КМВ-бис), Пятигорском месторождении скважины №№ 29, 16, 19, 24, «7-Теплый нарзан», «4-Теплый нарзан», «1-Холодный нарзан», «Красноармейская новая», «Варвациевская»), Железноводском месторождении (скважины №№ 70, 69-бис, 69-бис-1, 59, 64, Южная 1, 56, 61, Славяновский, Семашко, Владимирский), Кисловодском месторождении (скважины № 5/0, 7, 12, 8-бис, 23, 1-ОП, 114-Э, 115-Э, 2-ПЭ-бис), Бештаугорском месторождениях минеральных вод (скважина № 66), Тамбуканском месторождении лечебных грязей (стоянка для автотранспорта, причал погрузочно-разгрузочных работ, в том числе швартовки плав средств, заправки плав средств, сварочные, окрасочные участки), что является нарушением п. 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01249 МЭ от 29.05.2018, СТВ 01242 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01246 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01243 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017, что является нарушением п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах, ч. 1 ст. 22 Закона № 96-ФЗ.

3) отсутствуют программы производственного экологического контроля для объектов 3 категории НВОС 07-0126-001159-П, НВОС 07-0126-001257-П, НВОС 07-0126-001260-П, НВОС 07-0126-001257-П, НВОС (Бештаугорское месторождение полезных ископаемых), НВОС № 07-0126-001258-П (Тамбуканское месторождение лечебных грязей), что является нарушением пункта 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01249 МЭ от 29.05.2018, СТВ 01242 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01246 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01243 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017, что является нарушением п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах, ч. 2, ч. 3, ч. 4 статьи 67 Закона № 7-ФЗ; п. 1 Требований № 74;

4) не осуществляется достоверный производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха по участкам водозаборных скважин, с учётом исследований проб выбросов вредных (загрязняющих) веществ из отводных трубок, дыхательных клапанов и патрубков, обустроенных на устьевых площадках скважин, в том числе прискважинных резервуаров, что является нарушением пункта 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01249 МЭ от 29.05.2018, СТВ 01242 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01246 МЭ от 08.11.2017, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах, ч. 1 ст. 67 Закона № 7-ФЗ; ч. 2 ст. 25 Закона № 96-ФЗ.

5) не обеспечена охрана окружающей среды водного объекта оз. Тамбукан: отсутствует ливневая канализации, что является нарушением пункта 4.1.8 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018 (п. 84-86 фототаблицы), п. 2, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах; п. 7, ч. 15, ч. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 №74 ФЗ (далее – ВК РФ); 4.1 ст. 34 ч. 1, ст. 39 Закона № 7-ФЗ;

6) не обеспечена охрана окружающей среды водного объекта оз. Тамбукан: имеются протечки горюче-смазочных материалов с механизмов и оборудования на причале, что является нарушением пункта 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018, п. 2, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах; ст. 34, ч. 1 ст. 39 Закона № 7-ФЗ;

7) не обеспечены исчерпывающие меры по содержанию 1 зоны округа горно-санитарной охраны в соответствии с правилами: в пределах прибрежно-защитной полосы, в том числе водоохранной зоны допущено размещение объекта капитального строительства, обустроенного ливневым отведением с организованным сбросом ливневых вод в водный объект озеро Тамбукан, что является нарушением пункта 4.1.8 условий пользования недрами к лицензии СТВ 248 МЭ от 29.05.2018 (пункт 87 фототаблицы) п. 2, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах; Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения», ч. 16 ст. 65 ВК РФ, ст. 34, ч. 1 ст. 39 Закона № 7-ФЗ;

8) в нарушение запрета осуществляется сброс минеральных вод на рельеф местности (земельный участок в границах первого пояса зоны санитарной охраны) со скважин № 64 (Железноводское месторождение), № 66 (Центрально-Бештаугорский участок Бештаугорского месторождения), скважина № 1-КМВ-бис (Ессентукское месторождение). Отсутствует водонепроницаемый приемник для сбора и вывоза сбросных вод, что является нарушением пунктом 4.1.1 и 4.1.8 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01243 МЭ от 08.11.2017 (п. 83 фототаблицы), пунктов 4.1.8, 4.1.9, 4.1.10 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01242 МЭ от 08.11.2017 (п. 63 фототаблицы), пункта 4.1.3, 4.1.8 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017 (п. 16 фототаблицы) п. 7, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах; подп. «з» п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.02.2016 № 94 «Об утверждении правил охраны подземных водных объектов», ст. 34, ч. 1 ст. 39 Закона № 7-ФЗ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 24.05.2021 старшим госинспектором Росприроднадзора Фитьмовой Н.В. протокола № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-99/1 об административном правонарушении (т. 1 л.д. 36-42), а впоследствии - вынесения 28.06.2021 указанным должностным лицом постановления № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-99/5 о привлечении АО «КМКР» к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ (т. 1 л.д. 48-54) и внесения в адрес названного юридического лица представления № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-99/6 от 28.06.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (т. 1 л.д. 55-58).

Согласно представлению от 28.06.2021 на АО «КМКР» возложены обязанности принять меры по устранению причин и условий нарушения, а именно:

принять все необходимые меры со стороны руководства с целью недопущения совершения вышеизложенных правонарушений;

усилить контроль за исполнением требований природоохранного законодательства;

представить в Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора план мероприятий по устранению выявленных административных правонарушений.

Информацию о принятых мерах представить в Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора в течение одного месяца со дня получения представления.

Изменяя состоявшееся по делу постановление, судья городского суда согласился с доводами жалобы исполнительного директора АО «КМКР» Левицкого Е.С. об исключении из постановления следующих нарушений, вменённых в вину указанного юридического лица:

- не обеспечено проведение мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по рациональному использованию природных ресурсов, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду: не организовано проведение ремонтных работ (текущий, средний, капитальный) в целях поддержания в работоспособном состоянии скважин, скважинного оборудования и надкаптажных сооружений, что является нарушением ч. 2 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ;

- не проведена инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ (газоотводных трубок, сбросных клапанов и патрубков) на Ессентукском месторождении (скважины №№ 17-бис, 24-бис-1, 33-бис, 34-бис, 36-бис, 39-бис, 41- бис. 56,57-РЭ-бис, 418-бис, 2-Э, 1-Э, 1-КМВ-бис), Пятигорском месторождении (скважины №№ 29, 16, 19, 24, «7-Теплый нарзан», «4-Теплый нарзан», «1-Холодный нарзан», «Красноармейская новая», «Варвациевская»), Железноводском месторождении (скважины №№ 70, 69-бис, 69-бис-1, 59,64, Южная 1, 56,61, Славяновский, Семашко, Владимирский), Кисловодском месторождении (скважины №№ 5/0, 7, 12, 8-бис, 23, ПОП, 114-Э, 115-Э, 2- ПЭ-бис), Бештаугорском месторождениях минеральных вод (скважина №66), Тамбуканском месторождении лечебных грязей (стоянка для автотранспорта, причал погрузочно-разгрузочных работ, в том числе швартовки плав средств, заправки плав средств, сварочные, окрасочные участки), что является нарушением пункта 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01249 МЭ от 29.05.2018, СТВ 01242 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01246 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01243 МЭ от18.11.2017, СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», ч. 1 ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ;

- отсутствуют программы производственного экологического контроля для объектов 3 категории НВОС 07-0126-001159-П, НВОС 07-0126-001257-П, НВОС 07-0126-001260-П, НВОС 07-0126-001257-П, НВОС (Бештаугорское месторождение полезных ископаемых), НВОС № 07-0126-001258-П (Тамбуканское месторождение лечебных грязей), что является нарушением пункта 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01249 МЭ от 29.05.2018, СТВ 01242 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01246 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01243 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах»; ч. 2, ч. 3, ч. 4 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; п. 1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от 28.02.2018 №74;

- не осуществляется достоверный производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха по участкам водозаборных скважин, с учетом исследований проб выбросов вредных (загрязняющих) веществ из газоотводных трубок, дыхательных клапанов и патрубков, обустроенных на устьевых площадках скважин, в том числе прискважинных резервуаров, что является нарушением пункта 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01249 МЭ от 29.05.2018 г., СТВ 01242 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01246 МЭ от 08.11.2017, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах»; ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

- не обеспечена охрана окружающей среды водного объекта оз. Тамбукан: отсутствует ливневая канализации, что является нарушением пункта 4.1.8 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018 (пункт 84-86 фототаблицы), п. 2, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах»; п. 7, ч. 15, ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 г. № 74 ФЗ, ч.1 ст. 34 ч. 1, ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ.

В остальной части постановление № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-99/5 от 28.06.2021 и представление № 26в-21-011-2021-в/А/Ф-99/6 от 28.06.2021 оставлены без изменения.

Указанные выводы судьи городского суда в части исключения пяти эпизодов из объема вменяемого обществу административного правонарушения, нахожу преждевременными, основанными на неверном применении и толковании норм материального права, неверной оценке представленных доказательств, не основанными на полном, всестороннем и объективном рассмотрении дела.

Так, не согласившись с решением судьи от 15.03.2022, в жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Фитьмова Н.В. приводит следующие доводы.

1. Ссылаясь на положения ч. 3 ст. 4, ч. 6 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), ч. 1 ст. 39, ч. 2 ст. 34 Закона об охране окружающей среды, указывает, что АО «Кавминкурортресурсы» не обеспечено проведение мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по рациональному использованию природных ресурсов, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду: не организовано проведение ремонтных работ (текущий, средний, капитальный) в целях поддержания в работоспособном состоянии скважин, скважинного оборудования и надкаптажных сооружений, что является нарушением ч. 2 ст. 34 Закона об охране окружающей среды. В связи с чем данный эпизод необоснованно исключен судьей городского суда из постановления и представления от 28.06.2021.

2. Ссылаясь на положения частей 1 и 2 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон об охране атмосферного воздуха), указывает, что пункт нарушения «не проведена инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ.. .» необоснованно исключен судьей городского суда из постановления и представления от 28.06.2021.

Так, в ходе проверки установлено, что обществом не проведена инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ (газоотводных трубок, сбросных клапанов и патрубков) на Ессентукском, Пятигорском, Железноводском, Бештаугорском месторождениях, что является также нарушением п. 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01249 от 29.05.2018, СТВ 01242 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01246 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01243 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017.

Также, общество в своей жалобе указало, а судом не принято во внимание, что только в настоящий момент запланированы мероприятия по определению качественного и количественного состава выбросов в рамках проведения корректировки инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ на объектах, что является подтверждением того, что ранее обществом не предпринимались меры по установлению данного факта.

3. Ссылаясь на положения п. 10 ч. 2 ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», ч. 2 ст. 25, ч. 1 ст. 67 Закона об охране атмосферного воздуха, указывает, что пункт нарушения «не осуществляется достоверный производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха по участкам водозаборных скважин...» необоснованно исключен судьей городского суда из постановления и представления от 28.06.2021.

При этом, на законодательном уровне не закреплено, что при добыче природной минеральной воды не могут выделяться вредные (загрязняющие) вещества, которые в последующем могут оказывать воздействие на атмосферный воздух.

По результатам проведенной Управлением проверки установлено, что обществом не проведена инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ (газоотводных трубок, сбросных клапанов и патрубков) на Ессентукском, Пятигорском, Железноводском, Бештаугорском месторождениях, что, в соответствии с действующим законодательством, должно проводиться в обязательном порядке.

Так, Управлением вменяется факт осуществления недостоверного производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха по участкам водозаборных скважин с учетом исследований проб выбросов вредных (загрязняющих) веществ из имеющихся газоотводных трубок, дыхательных клапанов и патрубков, обустроенных на устьевых площадках скважин, в том числе, просквоженных резервуаров.

4. Ссылаясь на положения п. 7 ч. 15 ст. 65, ч. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, указывает, что пункт нарушения «не обеспечена охрана окружающей среды водного объекта оз. Тамбукан: отсутствует ливневая канализация...» необоснованно исключен судьей городского суда из постановления и представления от 28.06.2021.

Суд счел достаточным наличие проектной документации, разработанной в целях выполнения предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № 17-1427/П/2 от 13.10.2017. Однако, Управлением установлено, что строительно-монтажные работы по организации ливневой канализации выполнены не на всей территории водного объекта. Принятые по указанному предписанию меры не являются достаточными для соблюдения норм законодательства и не обеспечивают в полной мере охрану окружающей среды озера Тамбукан.

Соответственно, принимая решение о признании незаконными ряда нарушений, отраженных в постановлении № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-99/5 от 28.06.2021, а также в представлении об устранении причин и условий, способствовавших совершения административного правонарушения № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-99/6 от 28.06.2021, Ессентукским городским судом нарушены нормы процессуального и материального права.

Кроме того, решением Ессентукского городского суда от 14.12.2021, оставленным без изменения решением Ставропольского краевого суда 09.02.2022, постановление о назначении административного наказания от 28.06.2021 № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-108/5, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Фитьмовой Н.В. в отношении должностного лица АО «Кавминкурортресурсы» - исполнительного директора Левицкого Е.С. по ст. 8.1 КоАП РФ, оставлено без изменения.

Указанные доводы представителя административного органа, безусловно, заслуживали внимания и нуждались в дополнительной проверке. Однако судом первой инстанции не дано должной правовой оценки вышеуказанным обстоятельствам.

Изложенное свидетельствует о том, что безусловный вывод судьи городского суда об изменении состоявшегося по делу постановления и исключении из него выводов о допущенных АО «КМКР» вышеуказанных нарушений, преждевременен, сделан в нарушение требований ст. 24.1 КоАП РФ, предусматривающей всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, поэтому не может быть признан законным и обоснованным.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений указанной нормы и статьи 4.5 названного Кодекса по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.

Поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения АО «КМКР» к административной ответственности истёк, а обсуждение вопроса о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, за пределами данного срока возобновлено быть не может, при этом возможность вынесения решения об отмене решения судьи от 15.03.2022 и возвращении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции на основании ч. 4 ст. 30.7 КоАП РФ так же утрачена, состоявшиеся по делу акты подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Фитьмовой Н.В. удовлетворить частично.

Постановление № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-99/5, представление № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-99/6, вынесенные 28.06.2021 старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Фитьмовой Н.В. и решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 15.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Кавминкурортресурсы» отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья

Ставропольского краевого суда О.В. Загорская