Судья Лузянин А.В. Дело № 7-54/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Киров 18 февраля 2021 года
Судья Кировского областного суда Зяблицев С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя школа пгт. Свеча» (далее - КОГОБУ СШ пгт. Свеча) Шабанова С.А. на постановление судьи Шабалинского районного суда Кировской области от 19 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении директора КОГОБУ СШ пгт. Свеча Шабанова С.А.,
установил:
Постановлением судьи Шабалинского районного суда Кировской области от 19.01.2021 г. директор КОГОБУ СШ пгт. Свеча Шабанов С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и ему с применением положений ч.ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25.000 рублей.
Директор КОГОБУ СШ пгт. Свеча Шабанов С.А. обратился в Кировский областной суд с жалобой, в которой выражает несогласие с постановлением судьи, считая чрезмерно строгим назначенное ему наказание. В обоснование жалобы ссылается на то, что судом в качестве доказательства его вины учтен протокол лабораторных испытаний № от 01.10.2020 г. (л.д. 65), согласно которому в результате исследования смывов, взятых в школе, РНК коронавируса не обнаружено. При этом санитарно-эпидемиологические нарушения, установленные в ходе проверки, носят единичный, а не системный характер и были устранены, что отражено в акте. Утверждает, что санитарно-эпидемиологические мероприятия выполняются в школе согласно СП 3.1.3597-20. Кроме того, обращает внимание, что протокол по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ составлен в отношении него за шесть так называемых «ковидных» нарушений, а по другим четырем нарушениям составлен отдельный протокол по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, и штраф за данное нарушение оплачен (л.д. 66). Сообщает, что им в территориальный отдел Роспотребнадзора направлялось заявление от 08.12.2020 г. о переквалификации правонарушения на ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ (л.д. 68), однако ответ на данное заявление не поступил.
На основании изложенного просит изменить постановление судьи.
В письменном отзыве на жалобу начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе Федяева И.Н. указывает на несостоятельность доводов жалобы, полагая, что вынесенное постановление полностью отражает фактические обстоятельства дела, является справедливым и обоснованным, соответствует нормам материального и процессуального права. Просит оставить жалобу Шабанова С.А. без удовлетворения.
Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, - директор КОГОБУ СШ пгт. Свеча Шабанов С.А. и специалист-эксперт ТО Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе Александрова С.А., составившая протокол об административном правонарушении, извещены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, заявлений об отложении судебного заседания не представили. Согласно письменному заявлению Шабанов С.А. просил рассмотреть дело по жалобе без его участия (л.д. 69). При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области - ведущего специалиста-эксперта территориального отдела в Котельничском районе Соколову Н.В., которая в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут для должностных лиц наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ) под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, а под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (п. 1). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 данного Федерального закона (п. 3).
Положениями ст. 31 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ установлено, что ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний (п. 1). Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (п. 2). Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3).
Как следует из содержания п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 г. № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 715.
В соответствии с указом Губернатора Кировской области от 17.03.2020 г. № 44 на территории Кировской области введен режим повышенной готовности.
В силу п. 1 постановления Правительства Кировской области от 25.03.2020 г. № 122-П «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Кировской области» (в редакции, действовавшей на момент вменяемого Шабанову С.А. административного правонарушения) на территории Кировской области введены ограничительные мероприятия (карантин).
Согласно пп. 1.6-1.1 указанного постановления деятельность образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, по реализации образовательных программ всех видов, уровней и (или) направленности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами в любых формах обучения, а также деятельность организаций, осуществляющих обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования, организаций и индивидуальных предпринимателей по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста осуществляется при условии соблюдения, в том числе: требований действующих санитарно-эпидемиологических правил; рекомендаций по организации работы образовательных организаций; требований, предусмотренных подпунктами 1.3, 1.8, 1.11 настоящего постановления.
В соответствии с пп. 1.3 указанного постановления организации и индивидуальные предприниматели, деятельность которых не приостановлена в соответствии с подпунктами 1.1 и 1.2 данного постановления, осуществляющие торговлю, а также оказание услуг, связанных с очным присутствием граждан (потребителей), обязаны при осуществлении указанной деятельности: неукоснительно исполнять требования Порядка соблюдения режима санитарно-эпидемиологической безопасности на предприятиях реального сектора экономики, утвержденного распоряжением министерства здравоохранения Кировской области и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области от 06.04.2020 № 200/040-ОД, действующих санитарно-эпидемиологических правил, а также рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по организации работы в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.
Постановлением вр.и.о. Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 г. № 65 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» (далее - СП 3.1/3.2.3146-13).
В соответствии с п. 1.2 СП 3.1/3.2.3146-13 они устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней (далее - инфекционных болезней) среди населения Российской Федерации.
В силу п. 1.3 СП 3.1/3.2.3146-13 их соблюдение является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 1.4 СП 3.1/3.2.3146-13 контроль за их выполнением обеспечивают органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с п. 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Как следует из п. 2.2 СП 3.1/3.2.3146-13, организацию санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций с ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки или при угрозе ее возникновения обеспечивают органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Пункт 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 предусматривает, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Пунктом 2.7 СП 3.1/3.2.3146-13 установлено, что в случае опасности распространения инфекционных болезней в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации на территории Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации, в городских и сельских населенных пунктах, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности вводятся меры, предусматривающие особые условия и режимы хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных (карантин).
Согласно п. 2.8 СП 3.1/3.2.3146-13 решение о введении (снятии) карантина принимается Правительством Российской Федерации по предложению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предписанию главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации. Контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на территориях (объектах) с введенным режимом карантина проводят органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п. 6.1 СП 3.1/3.2.3146-13 в образовательных и оздоровительных организациях, осуществляющих воспитание и обучение детей и подростков, должны обеспечиваться условия, предупреждающие возникновение и распространение инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 07.06.2003 г. № 131 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности» (далее - СП 3.5.1378-03), согласно п. 3.2 которых для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции и дератизации используют химические и биологические средства, оборудование, аппаратуру и материалы, допущенные к применению в установленном порядке, не оказывающие неблагоприятного воздействия на человека.
В соответствии с п. 3.6.1 СП 3.5.1378-03 дезинфекция включает работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий.
Пункт 3.6.2 СП 3.5.1378-03 определяет, что обеззараживание объектов проводят орошением, протиранием, обработкой аэрозолями, погружением и другими способами, а в соответствии с требованиями п. 3.6.3 СП 3.5.1378-03 выбор дезинфицирующего средства, а также способа его применения определяются особенностями обеззараживаемого объекта, биологическими свойствами микроорганизма, что в совокупности должно обеспечить достижение дезинфекции.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 утверждены и с 01.09.2011 г. введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10) (действовавшие на момент вменяемого Шабанову С.А. административного правонарушения), согласно п. 6.6 которых учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные во время уроков; до начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений.
Пункт 12.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 предусматривает, что все помещения общеобразовательной организации подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств. Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены. Уборку учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков, в отсутствие обучающихся, при открытых окнах или фрамугах. Если общеобразовательная организация работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены: моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.). Для проведения уборки и дезинфекции в общеобразовательной организации и интернате при общеобразовательной организации используют моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные в установленном порядке к применению в детских учреждениях, соблюдая инструкции по их применению. Дезинфицирующие растворы для мытья полов готовят перед непосредственным применением в туалетных комнатах в отсутствие обучающихся.
В силу п. 12.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 с целью предупреждения распространения инфекции при неблагополучной эпидемиологической ситуации в общеобразовательном учреждении проводят
дополнительные противоэпидемические мероприятия по предписаниям органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Пункт 13.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливает, что руководитель общеобразовательной организации является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в том числе обеспечивает: выполнение требований санитарных правил всеми работниками учреждения; необходимые условия для соблюдения санитарных правил; организацию мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
В соответствии с п. 5.19.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 содержание и организация работы столовой, в том числе в части требований к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, санитарному состоянию и содержанию помещений, мытью посуды, соблюдению правил личной гигиены персоналом, должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 г. № 45 утверждены СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (далее - СанПиН 2.4.5.2409-08) (действовавшие на момент вменяемого Шабанову С.А. административного правонарушения), согласно п. 5.10 которых при мытье столовой посуды ручным способом в трехсекционных ваннах должен соблюдаться следующий порядок: механическое удаление остатков пищи; мытье в воде с добавлением моющих средств в первой секции ванны при температуре не ниже 45 °C; мытье во второй секции ванны в воде с температурой не ниже 45 °C и добавлением моющих средств в количестве в 2 раза меньше, чем в первой секции ванны; ополаскивание посуды в третьей секции ванны горячей проточной водой с температурой не ниже 65 °C с использованием металлической сетки с ручками и гибкого шланга с душевой насадкой; просушивание посуды на решетках, полках, стеллажах (на ребре).
В соответствии с п. 5.17 СанПиН 2.4.5.2409-08 дезинфекцию посуды и инвентаря проводят по эпидемиологическим показаниям в соответствии с инструкцией по применению дезинфицирующих средств.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 г. № 16 утверждены и введены в действие санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее - СП 3.1/2.4.3598-20), которые направлены, в том числе, на обеспечение безопасных условий деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ (за исключением образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования) (п. 1.1), и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к особому режиму работы таких организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции и применяются в дополнение к обязательным требованиям, установленным для этих организаций государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (п.п. 1.2, 1.3).
В соответствии с п. 2.3 СП 3.1/2.4.3598-20 в Организации должны проводиться противоэпидемические мероприятия, включающие:
- уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решеток (далее - генеральная уборка) непосредственно перед началом функционирования Организации;
- обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в Организацию, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты;
- ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей;
- генеральную уборку не реже одного раза в неделю;
- обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук;
- регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы Организаций;
- организацию работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток. При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров - в соответствии с инструкцией по их применению;
- мытье посуды и столовых приборов в посудомоечных машинах при максимальных температурных режимах. При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим должны быть организованы с использованием одноразовой посуды.
Пункт 2.5 СП 3.1/2.4.3598-20 предусматривает, что для проведения дезинфекции должны использоваться дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, в соответствии с инструкцией по их применению.
Согласно п. 3.2 СП 3.1/2.4.3598-20 проветривание рекреаций и коридоров помещений общеобразовательных организаций должно проводиться во время уроков, а учебных кабинетов - во время перемен.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 г. № 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее - СП 3.1.3597-20), устанавливающие требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации (п. 1.1).
В силу п. 4.4 СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются, в том числе:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств;
- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.
Согласно п.п. 6.1, 6.2 СП 3.1.3597-20 с целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях. Профилактическая дезинфекция осуществляется при возникновении угрозы заноса инфекции с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя заболевания в коллективы людей, в организациях, на территориях, где это заболевание отсутствует, но имеется угроза его заноса извне.
В силу п. 6.3 СП 3.1.3597-20 для текущей дезинфекции следует применять дезинфицирующие средства, разрешенные к использованию в присутствии людей. Столовую посуду, белье больного, предметы ухода обрабатывают способом погружения в растворы дезинфицирующих средств.
21.04.2020 г. руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом РФ утверждены методические рекомендации «МР 3.1.0173-20 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Организация противоэпидемических мероприятий в период пандемии COVID-19» (далее - МР 3.1.0173-20), согласно п. 2.2 которых эпидемиологическая тактика при COVID-19, независимо от фазы эпидемического процесса, включает, в том числе, уничтожение возбудителя в окружающей среде, на различных поверхностях, в помещениях путем системной дезинфекции и применения средств обеззараживания воздуха.
Пунктом 2.3 МР 3.1.0173-20 предусмотрено, что решение о проведении необходимых противоэпидемических мероприятий на уровне субъекта Российской Федерации принимают органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, по предложению Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации.
В п. 3 методических рекомендаций приведены основные противоэпидемические мероприятия по фазам эпидемического процесса, в том числе в п.п. 3.3.3 - мероприятия в организациях города (населенного пункта) при 3 фазе «Ограниченное местное распространение COVID-19 (контролируемое)», включающие, помимо прочего: в помещениях организаций обязательный режим текущей дезинфекции, проветривание, максимальное разобщение людей в кабинетах (2 м друг от друга); в операционных залах (банки, налоговая, миграционная и другие службы), у касс в магазинах разметка по расстоянию посетителей не менее 1,5 м друг от друга, контроль нахождения числа лиц, регулирование рабочего графика с целью не допустить формирование очередей, пропуск лиц в зал только в масках, дезинфекция, проветривание, установка оборудования для обеззараживания воздуха, установка дозаторов с дезинфицирующими средствами для рук на входе.
30.03.2020 г. руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации утверждены методические рекомендации «МР 3.1.0170-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика COVID-19. Методические рекомендации» (далее - МР 3.1.0170-20), согласно п. 4.1 которых противоэпидемические мероприятия представляют собой комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространения инфекции.
В соответствии с п. 4.4 МР 3.1.0170-20 к мероприятиям, направленным на «разрыв» механизма передачи инфекции, относятся, в том числе: соблюдение всеми гражданами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции; усиление дезинфекционного режима в предприятиях общественного питания, объектах торговли, на транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение всеми учреждениями, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях организаций, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств; соблюдение противоэпидемического режима в медицинских организациях, в организациях социальной сферы, пенитенциарной системы, в образовательных организациях.
Как следует из материалов дела, 09.12.2020 г. ведущим специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе Александровой С.А. при рассмотрении материалов расследования причин возникновения заболевания COVID-19 в КОГОБУ СШ пгт. Свеча, расположенном по адресу: <адрес>, установлено, что в период с 11 по 22 сентября 2020 г. (по датам регистрации случаев) из филиала ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Кировской области» в Котельничском районе поступила информация о регистрации в КОГОБУ СШ пгт. Свеча 5 случаев заболевания коронавирусной инфекцией в один инкубационный период. На основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области Белоусовой Е.А. от 23.09.2020 г. № и предписания начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе Федяевой И.Н. от 23.09.2020 г. №, с целью установления причин и условий возникновения инфекционного заболевания, зарегистрированного среди учащихся, в период с 9 до 12 часов 24.09.2020 г. должностными лицами ТО Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе, с участием помощника врача-эпидемиолога ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Кировской области» в Котельничском районе ФИО8 и директора школы Шабанова С.А., проведена проверка КОГОБУ СШ пгт. Свеча, в ходе которой установлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима повышенной готовности при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), допущенное должностным лицом - директором КОГОБУ СШ пгт. Свеча Шабановым С.А., а именно, в нарушение ст.ст. 11, 17, 29, 31 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ; п.п. 1.2, 1.3, 2.1, 2.6, 2.7, 2.8, 6.1 СП 3.1/3.2.3146-13; п.п. 3.2, 3.6.1, 3.6.2, 3.6.3 СП 3.5.1378-03; п.п. 12.3, 12.5, 13.1, 5.19.4, 6.6 СанПиН 2.4.2.2821-10; п.п. 5.10, 5.17 СанПиН 2.4.5.2409-08; п.п. 1.1, 2.3, 2.5, 3.2 СП 3.1/2.4.3598-20; п.п. 1.1, 4.4, 6.3 СП 3.1.3597-20; п.п. 2.2, 2.3, 3.3.3 МР 3.1.0173-20; п.п. 4.1, 4.4 МР 3.1.0170-20:
1) в части учебных кабинетов проветривание после уроков не проводилось;
2) на момент обследования отсутствует контроль за проведением ежедневной влажной уборки помещений КОГОБУ СШ пгт. Свеча, а именно: пол спортивного зала, расположенного на первом этаже, не вымыт (скопление пыли, грязи), подоконники не протираются от пыли; во № и № классах некачественная влажная уборка, не проводится влажная уборка после перемен в вестибюле, рекреации на первом, втором и третьем этажах;
3) на момент проверки в женских санузлах 2 и 3 этажей не работает диспенсер с антисептиком;
4) в моечном цехе пищеблока отсутствует контроль за дезинфекцией посуды и инвентаря по эпидемиологическим показаниям, дезинфекция производится не в соответствии с инструкцией по применению дезинфицирующих средств, а именно: согласно инструкции по применению дезинфицирующего средства «<данные изъяты>», таблица № 6 «Режимы дезинфекции различных объектов растворами средства «<данные изъяты>», при вирусных инфекциях», представленной директором Шабановым С.А., посуда без остатков пищи должна погружаться на 15 минут в 0,015 % рабочий раствор, а не в 0,1 % рабочего раствора дезинфицирующего средства «<данные изъяты>»;
5) в моечном цехе пищеблока отсутствует контроль за мытьем столовой посуды ручным способом;
6) в моечном цехе пищеблока мойщица посуды работает без средств индивидуальной защиты (перчаток).
По результатам проверки помощником врача-эпидемиолога филиала ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Кировской области» в Котельничском района ФИО8 30.09.2020 г. составлен акт санитарно-эпидемиологического обследования №, а ведущим специалистом-экспертом Александровой С.А. и специалистом-экспертом территориального отдела Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе Спировой А.Н. 09.10.2020 г. составлен акт санитарно-эпидемиологического расследования очага заболевания COVID-19 №.
23.12.2020 г. ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе Александровой С.А. по факту выявленных нарушений в отношении должностного лица - директора КОГОБУ СШ пгт. Свеча Шабанова С.А. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
19.01.2021 г. судьей Шабалинского районного суда Кировской области вынесено постановление, которым директор КОГОБУ СШ пгт. Свеча Шабанов С.А. признан виновным по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа.
Согласно постановлению судья первой инстанции пришел к выводу, что директором КОГОБУ СШ пгт. Свеча Шабановым С.А. не соблюдаются санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной вирусом CОVID-19, что может привести к возникновению и распространению новых случаев коронавирусной инфекции, как среди сотрудников и детей, обучающихся в учреждении, так и среди жителей пгт. Свеча и Свечинского района.
Обстоятельства административного правонарушения и виновность Шабанова С.А. в его совершении подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами, в том числе сведениями, содержащимися в: протоколе об административном правонарушении от 23.12.2020 г. № (л.д. 5 - 10); распоряжении руководителя Управления Роспотребнадзора по <адрес>ФИО7 о проведении расследования причин возникновения инфекционных заболеваний от 23.09.2020 г. №, полученного Шабановым С.А. 24.09.2020 г. (л.д. 15 - 16); предписании начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе ФИО4 о проведении расследований, обследований, исследований, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок от 23.09.2020 г. № (л.д. 26 - 27); акте № санитарно-эпидемиологического обследования от 30.09.2020 г. (л.д. 28 - 30); акте санитарно-эпидемиологического расследования очага заболевания COVID-19 № от 09.10.2020 г. (л.д. 18 - 22); приказе министра образования Кировской области от 10.01.2019 г. № о назначении Шабанова С.А. на должность директора КОГОБУ СШ пгт. Свеча и заключении с ним срочного трудового договора сроком на 3 года с 10.01.2019 г. по 09.01.2022 г. (л.д. 32); выписке из ЕГРЮЛ от 09.10.2020 г. в отношении КОГОБУ СШ пгт. Свеча.
Оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии Шабанова С.А. состава административного правонарушения и правильно квалифицировал его бездействие по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Напротив, объективных доказательств того, что директором КОГОБУ СШ пгт. Свеча Шабановым С.А. были приняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения административного правонарушения, а также наличия каких-либо непреодолимых препятствий для соблюдения им требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в материалах дела не содержится и при рассмотрении жалобы не представлено.
Отмена постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 г. № 1631 с 01.01.2021 г. наряду с другими нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и от 23.07.2008 г. № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08», действовавших на момент вменяемого Шабанову С.А. административного правонарушения, не исключает факта указанных в постановлении по делу нарушений, так как обязательные требования, несоблюдение которых допущено последним, сохранили свое действие, поскольку содержатся в других нормативных документах, в том числе приведенных в обжалуемом постановлении.
В судебном заседании при рассмотрении дела в районном судье Шабанов С.А. факт допущенных нарушений не отрицал, пояснил, что с составленным по итогам проверки актом согласен, в связи с чем его не обжаловал. Сообщил, что на момент проверки выявленные нарушения имели место быть, но после проверки были устранены. Согласился с наличием у него возможности не допустить данные нарушения. Также указал на несогласие с квалификацией его деяния по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ (л.д. 43).
Доводы Шабанова С.А. о переквалификации совершенного им административного правонарушения с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ на ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, аналогичные его доводам, приведенным в поданной жалобе, получили оценку судьи районного суда, который обоснованно счел их несостоятельными.
Выводы судьи нахожу правильными, так как основания для такой переквалификации отсутствуют, поскольку нарушения, вмененные Шабанову С.А., связанные с неисполнением действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершены в период осуществления на территории Кировской области ограничительных мероприятий (карантина), а, следовательно, правильно квалифицированы по специальной норме закона - ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Устранение нарушений законодательства после их выявления административным органом и до рассмотрения дела судьей первой инстанции не исключает вины должностного лица в совершении вменяемого административного правонарушения.
Не исключает наличия в деянии Шабанова С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и отсутствие согласно протоколу лабораторных испытаний № от 01.10.2020 г. (л.д. 40, 65) РНК коронавируса в пробах, отобранных в КОГОБУ СШ пгт. Свеча с различных предметов и поверхностей внутри здания, так как сами по себе нарушения санитарно-эпидемиологических требований, в том числе: несоблюдение режима проветривания помещений, некачественное проведение текущей дезинфекции, несоблюдение условий обработки посуды на пищеблоке, являются факторами, способствующими распространению инфекционных заболеваний среди учащихся и персонала школы, в частности, возникновению угрозы формирования очага и распространения новой коронавирусной инфекции. При этом фактическое наступление негативных последствий в результате нарушения установленных законодательством требований не является обязательным элементом состава данного административного правонарушения.
Ссылка Шабанова С.А. на то, что за часть выявленных в ходе проверки нарушений он привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, выводы судьи первой инстанции не опровергает, поскольку постановлением № начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе Федяевой И.Н. от 19.11.2020 г., копия которого приобщена к материалам дела при рассмотрении жалобы, Шабанов С.А. признан виновным по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ за другие конкретные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выявленные в ходе проверки. Оценка же законности и обоснованности постановления № от 19.11.2020 г. не входит в предмет настоящего судебного разбирательства, поскольку КоАП РФ не предусматривает возможность такой оценки при рассмотрении жалобы на другое постановление по делу об административном правонарушении.
Постановление о привлечении Шабанова С.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
В силу ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
Определение вида и размера наказания в рамках санкции соответствующей статьи, части статьи КоАП РФ, предусматривающей ответственность за совершенное административное правонарушение, с учетом общих положений КоАП РФ, относится к компетенции судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении.
Размер административного наказания в виде штрафа определен судьей районного суда с применением положений ч.ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 25 тысяч рублей, составляющем половину минимального размера административного штрафа, предусмотренного для должностных лиц ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и соответствует характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам дела.
При назначении наказания судьей учтены обстоятельства совершенного Шабановым С.А.административного правонарушения, его личность, имущественное положение, а также наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства, в качестве которого учтено признание последним своей вины.
Обоснованным и не противоречащим правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ, приведенной в п. 21 постановления от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», является также вывод судьи районного суда об отсутствии оснований для признания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ совершенного Шабановым С.А. правонарушения малозначительным.
Следует учитывать, что применение положений ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью судьи, уполномоченного рассматривать дело. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Вместе с тем, исключительных обстоятельств, дающих возможность считать совершенное Шабановым С.А. административное правонарушение малозначительным, не усматривается.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в отношении директора КОГОБУ СШ пгт. Свеча Шабанова С.А., допущено не было.
Доводы, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность оспариваемого постановления, жалоба Шабанова С.А. не содержит.
Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление судьи Шабалинского районного суда Кировской области от 19 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора КОГОБУ СШ пгт. Свеча Шабанова С.А. оставить без изменения, а жалобу Шабанова С.А. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Кировского областного суда С.В. Зяблицев