ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-283/2018 от 05.06.2018 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Жолобова Т.А. Дело № 77-283/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 05 июня 2018 года

Судья Кировского областного суда Стёксов В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ОАО «Кировский завод по обработке цветных металлов» Д.А.И. на постановление заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Кировской области С.Р.М. от 24 января 2018 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 04 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ОАО «Кировский завод по обработке цветных металлов» Д.А.И.,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Кировской области С.Р.М. от 24 января 2018 года директор ОАО «Кировский завод по обработке цветных металлов» (далее также – ОАО «КЗОЦМ») Д.А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 04.04.2018, принятым по жалобе директора ОАО «КЗОЦМ» Д.А.И., указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, директор ОАО «КЗОЦМ» Д.А.И. обратился в Кировский областной суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи отменить. В обоснование жалобы указывает на недоказанность события и состава административного правонарушения, выводы суда и должностного лица административного органа противоречат фактическим обстоятельствам дела. Кроме этого, в процессе проведения осмотров и экспертиз не проверялось наличие подключения ОАО «КЗОЦМ» к промливневому коллектору, что указывает на неполноту проведения экспертиз, а также не проводили замеров диаметров и толщины стенок, направления оси концов труб, описания назначения труб(-ы), если концы трубы являются элементами единого трубопровода. Считает, что отсутствие канализационной территории ОАО «КЗОЦМ», плотностей ливневой канализационной системы предприятия, аварийных сбросов ливневых стоков из-за переполнения ливневой канализации противоречит фактическим обстоятельствам дела. Свидетельств стока воды с земельного участка, предназначенного для размещения очистных сооружений ОАО «КЗОЦМ», разрушения очистных сооружений, колодцев, каналов ливневой канализации, на наличие ям в местах вымывания грунта через неплотности системы канализации в материалы дела не представлено. Считает, что экспертные исследования проведены необъективно, не всесторонне, и в не полном объеме, не основаны на научной и практической основе. Также, по мнению автора жалобы, должностное лицо административного органа основывает свои выводы на заключениях экспертов от 11.10.2017 , от 16.10.2017 , от 24.10.2017 , от 20.11.2017 , от 21.11.2017 , при этом указанные документы получены за пределами внеплановой проверки. Также при проведении проверки иные земельные участки с расположенными на них объектами капитального строительства, функциональное назначение которых свидетельствует о наличии на них источников отходов нефтепродуктов, не исследовались. Протоколы испытаний проб почв получены с нарушением закона и не могли быть приняты во внимание судом первой инстанции.

В судебное заседание директор ОАО «КЗОЦМ» Д.А.И. не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав защитников директора ОАО «КЗОЦМ» - Д.А.И. по доверенности З.О.С., Х.Е.Г., поддержавших требования и доводы жалобы, представителей Управления Росприроднадзора по Кировской области по доверенности Л.А.Г., Ш.А.А., полагавших постановление должностного лица и решение судьи районного суда законными и обоснованными, а жалобу – не подлежащей удовлетворению, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В силу статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия защите земель загрязнения химическими веществами, отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в период с 12.09.2017 по 23.11.2017 Управлением Росприроднадзора по Кировской области была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО «КЗОЦМ», находящегося по адресу: <адрес>, по соблюдению требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. По состоянию на 23.11.2017 установлено, что основное производство предприятия состоит из плавильного, прокатного и прокатно-прессового цехов. Вспомогательные производства предприятия включают в себя очистные сооружения ливневых стоков, очистные сооружения промышленных стоков, участков разложения отработанных эмульсий.

В ходе проведения проверки ОАО «КЗОЦМ» специалистами испытательной лаборатории филиала «ЦЛАТИ по Кировской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» взяты пробы воды и почвы для определения компонентного состава и установления концентраций загрязняющих веществ в воде и почве, о чем свидетельствуют протоколы результатов испытаний проб поверхностной воды и почвы, проб донных отложений от 14.09.2017, 18.09.2017 и от 26.09.2017.

Проверка показала, что при осуществлении хозяйственной деятельности ОАО «КЗОЦМ» было допущено загрязнение почвенного покрова с превышением предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ: цинк (рас творимая форма), медь (растворимая форма), нефтепродукты. Указанное нарушение было допущено вследствие не принятия должностным лицом – директором ОАО «КЗОЦМ» Д.А.И. мер по недопущению нарушений требований статей 13, 43 Земельного кодекса Российской Федерации.

По результатам проведенной проверки должностное лицо Управления Росприродзнадзора по Кировской области пришло к выводу о нарушении требований законодательства именно директором ОАО «КЗОЦМ» Д.А.И., что послужило основанием для составления 15.12.2017 административным органом в отношении Д.А.И. протокола об административном правонарушении.

Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 15.12.2017 , постановлением о назначении административного наказания от 24.01.2018 , актами отбора проб сточной воды и почвы, актами осмотра территории, протоколами отбора обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколами результатов испытаний проб сточной воды и почвы, протоколами взятия проб и образцов, актом проверки от 23.11.2017 , экспертными заключениями и иными материалами дела.

Вопреки доводам жалобы, оснований сомневаться в достоверности и объективности выводов экспертиз, проведенных филиалом ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по приволжскому федеральному округу» по Кировской области, не имеется, поскольку экспертизы были проведены компетентными экспертами, которые имеют соответствующую квалификацию, продолжительный стаж работы, и были предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Выводы экспертиз изложены полно, доступно, обоснованно и научно-аргументировано, на основании проведенных исследований.

Доводы жалобы о том, что заключения экспертов от 11.10.2017 , от 16.10.2017 , от 24.10.2017 , от 20.11.2017 , от 21.11.2017 не обоснованно положены в основу решения, так как экспертиза была проведена за пределами сроков проверки, нахожу не состоятельными, поскольку объектами исследования были пробы воды, полученные в ходе проверки.

Собранные по делу доказательства получены с соблюдением требований статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются вполне достаточными и допустимыми для вывода о виновности директора ОАО «КЗОЦМ» Д.А.И. в совершении административного правонарушения, получили правильную оценку судьи в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что нашло отражение в судебном решении.

Таким образом, доводы жалобы об отсутствии доказательств о причастности Д.А.И. к вменяемому правонарушению противоречат материалам дела.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом и судьей районного суда установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства совершения директором ОАО «КЗОЦМ» Д.А.И. административного правонарушения.

Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы суда о виновности директора ОАО «КЗОЦМ» Д.А.И. в совершении правонарушения, в жалобе не приведено.

Процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на законность привлечения директора ОАО «КЗОЦМ» Д.А.И. к административной ответственности, не допущено.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления должностного лица и решения судьи районного суда.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Кировской области С.Р.М. от 24 января 2018 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 04 апреля 2018 года оставить без изменения, жалобу директора ОАО «Кировский завод по обработке цветных металлов» Д.А.И. – без удовлетворения.

Судья

Кировского областного суда В.И. Стёксов