Судья: Ляшенко Ю.С. Дело № 77-607(340)/2020
РЕШЕНИЕ
Судья Омского областного суда Старостина Г.Г., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «Сибградстрой Инвест» (далее – ООО «Сибградстрой Инвест», общество) по жалобе законного представителя общества Певнева А.Н. на решение судьи Советского районного суда г. Омска от 27 августа 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Омской области Г.М.Е. от 05 июня 2020 года ООО «Сибградстрой Инвест» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Данное решение было обжаловано обществом в районный суд.
Решением судьи Советского районного суда г. Омска от 27 августа 2020 года постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Омской области Г.М.Е. от 05 июня 2020 года оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Омский областной суд, законный представитель – генеральный директор общества Певнев А.Н. просит решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что проверка в отношении общества была проведена неправомерно, должна была быть приостановлена. Общество не имело возможности предоставить возражения и дополнительные доказательства, не было уведомлено о составлении акта проверки. Ссылается на нарушения процессуальных требований КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении. Кроме того, указывает, что отсутствие в договоре информации об условиях труда до проведения специальной оценки условий труда соответствующего рабочего места не является нарушением. Судьей районного суда подлежала применению ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, так как общество относится к субъектам малого предпринимательства, ранее к административной ответственности не привлекалось.
Изучив материалы дела, выслушав защитника общества Кацай О.А., поддержавшую жалобу по изложенным в ней доводам, государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Омской области Г.М.Е., выразившего согласие с постановленным судом решением, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Часть 4 статьи 5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
В соответствии со ст. 353 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 360 ТК РФ порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется помимо названного Кодекса иными федеральными законами.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Федеральный закон № 294-ФЗ) с отдельными особенностями при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (п. 12 ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ).
Как следует из материалов дела, распоряжением заместителя руководителя (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Омской области о проведении проверки от 13 марта 2020 года в отношении ООО «Сибградстрой Инвест» принято решение о проведении внеплановой выездной проверки с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением юридическим лицом обязательных требований трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права на основании приказа Федеральной службы по труду и занятости от 24 января 2020 года, изданного во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства РФ Голиковой Т.А. от 27 декабря 2019 года (л.д. 16-19).
Данное распоряжение направлено обществу электронной почтой (л.д. 106а).
Согласно акту проверки от 1 апреля 2020 года выявлено, что ООО «Сибградстрой Инвест» не включило в трудовые договоры менеджеров по реализации П.Т.С. (трудовой договор от 3 февраля 2020 года), П.А.О. (трудовой договор от 9 июля 2019 года) и инженера-сметчика М.С.Г. (трудовой договор от 1 октября 2019 года), сведения об условиях труда на рабочем месте.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы судьей районного суда отклонены доводы заявителя о том, что внеплановая выездная проверка, назначенная распоряжением от 13 марта 2020 года, подлежала приостановлению.
С такими выводами согласиться нельзя ввиду следующего.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2020 года федеральным органам исполнительной власти предписано приостановить до 1 мая 2020 года назначение проверок, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также выездных налоговых и плановых выездных таможенных проверок, за исключением проведения внеплановых проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проверок, результатом которых является выдача разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер. Срок – незамедлительно (пункт 1).
Также п. 3 названного поручения федеральным органом исполнительной власти в срок до 20 марта 2020 года надлежит рассмотреть вопрос о приостановлении назначенных проверок.
Приказом Роструда от 18 марта 2020 года № 66 определено приостановить проведение назначенных внеплановых проверок, в том числе в отношении которых применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ, за исключением проведения внеплановых проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни и здоровью граждан, при условии, что проверка фактически не началась по состоянию на 19 марта 2020 года (пункт 5 названного приказа).
В силу ч. 2, ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 294-ФЗ выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица или осуществления им деятельности. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Из материалов дела следует, что выездная проверка ООО «Сибградстрой Инвест» по состоянию на 19 марта 2020 года фактически не началась, выезд государственного инспектора труда осуществлен по месту нахождения общества 24 марта 2020 года.
Указание в распоряжении от 13 марта 2020 года срока проведения проверки – 20 рабочих дней и о том, что к проведению проверки следует приступить с 17 марта 2020 года (пункт 1), не свидетельствует о том, что проверка фактически началась. Направление 13 марта 2020 года обществу электронной почтой копии распоряжения от 13 марта 2020 года является организационным мероприятием, что также нельзя признать началом такой проверки, иное бы противоречило п. 1 данного распоряжения.
Из пояснений должностного лица административного органа, данных в судебном заседании, следует, что 17 марта 2020 года ему позвонил представитель общества, и они договорились о том, что инспектор приедет в организацию 24 марта 2020 года. До 24 марта 2020 года каких-либо действий по проведению проверки должностными лицами Государственной инспекции труда в Омской области не совершалось.
Таким образом, внеплановая выездная проверка, подлежала приостановлению. К числу проверок, проводимых по основаниям, на которые не распространяется поручение Правительства РФ от 18 марта 2020 года, приказ Роструда от 18 марта 2020 года № 66 в части приостановления, данная проверка не относится.
В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Применительно к изложенному нельзя признать доказательства, полученные в ходе внеплановой выездной проверки, допустимыми, а вину ООО «Сибградстрой Инвест» – доказанной.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица, решение судьи районного суда подлежат отмене, производство по делу – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
жалобу генерального директора ООО «Сибградстрой Инвест» Певнева А.Н. удовлетворить.
Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Омской области от 05 июня 2020 года, решение судьи Советского районного суда г. Омска от 27 августа 2020 года, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью «Сибградстрой Инвест» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Судья подпись Г.Г. Старостина
Копия верна
Судья Г.Г. Старостина