ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-167/19 от 24.06.2019 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Сабирьянов Р.Я. 7р-167/2019

РЕШЕНИЕ

город Йошкар-Ола 24 июня 2019 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,

при секретаре Кулагиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу Гараевой А.Т. на постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу № 04-18/294/2 от 16 января 2019 года, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 22 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

директора общества с ограниченной ответственностью «Янтарь» Гараевой А. Т., <дата> года рождения, уроженки
<адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <...>, <адрес>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

у с т а н о в и л а:

постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу Колбасова В.А. № 04-18/294/2 от 16 января 2019 года директор общества с ограниченной ответственностью «Янтарь» (далее – ООО «Янтарь»)
Гараева А.Т. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере <...> рублей.

Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 22 апреля 2019 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба Гараевой А.Т. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
Гараева А.Т. просит решение судьи отменить, изменить постановление должностного лица административного органа в части вида назначенного наказания, назначить наказание в виде предупреждения. В обоснование доводов жалобы, не оспаривая состав вмененного административного правонарушения, указывает на наличие оснований для замены наказания на предупреждение. Также указывает, что причинение вреда в результате совершенного правонарушения отсутствует, позиция административного органа о восприятии угрозы государственной безопасности как тяжелых последствий деяния делает невозможным применение статьи 4.1.1 КоАП РФ к указанному составу правонарушения, что противоречит положениям части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

В письменном отзыве на жалобу представитель должностного лица Межрегионального управления Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу Носко Ю.А. приводит доводы в поддержку принятых по делу решений, просит оставить жалобу без удовлетворения.

Выслушав объяснения защитника Гараевой А.Т.Калинова Е.М., изучив жалобу, письменный отзыв, исследовав материалы жалобного производства, дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, предусмотрена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.

Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 названной статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 названной статьи, влекут ответственность по части 2 статьи 15.27 указанного Кодекса в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Субъектами административной ответственности по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, поименованные в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ), и должностные лица этих организаций.

Объективная сторона рассматриваемого в данном случае правонарушения выражается в непредставлении в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Согласно статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании.

В соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, относятся, в том числе, обязательный контроль, а также организация и осуществление внутреннего контроля.

Согласно статье 3 Федерального закона № 115-ФЗ, внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 указанного Федерального закона, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а также лица, указанные в статье 7.1 настоящего Федерального закона, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, а в случаях, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи, также целевые правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Требования к правилам внутреннего контроля утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Требования к правилам внутреннего контроля).

В соответствии с пунктом 32 Требований к правилам внутреннего контроля в программе проверки осуществления внутреннего контроля предусматриваются проведение на регулярной основе, но не реже одного раза в полугодие, внутренних проверок выполнения в организации и у индивидуального предпринимателя правил внутреннего контроля, требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов; представление руководителю организации, индивидуальному предпринимателю по результатам проверок письменных отчетов, содержащих сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации, индивидуального предпринимателя, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля; принятие мер, направленных на устранение выявленных по результатам проверок нарушений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая
2014 года № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 492) установлено, что требования к подготовке и обучению кадров организаций устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Приказом Федеральной службой по финансовому мониторингу от
3 августа 2010 года № 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов (далее – Положение о требованиях к подготовке и обучению).

В соответствии с пунктом 2 Положения о требованиях к подготовке и обучению, руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение), в который включаются сотрудники по должностям, предусмотренным пунктом 3 Положения о требованиях к подготовке и обучению.

В силу пунктов 6-7 Положения о требованиях к подготовке и обучению, в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обучение проводится специальным должностным лицом, в том числе: в форме вводного инструктажа при приеме на работу на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в пунктах 3, 4 настоящего Положения, и при переводе (временном переводе) на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в пунктах 3, 4 настоящего Положения; в форме дополнительного инструктажа, при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления.

Согласно пункту 19 Положения о требованиях к подготовке и обучению факт проведения с сотрудником организации инструктажа (за исключением целевого инструктажа) и ознакомления с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и внутренними документами организации, принятыми в целях организации внутреннего контроля, должен быть подтвержден его собственноручной подписью в документе, форму и содержание которого организация устанавливает самостоятельно.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта.

Идентификация бенефициарных владельцев клиентов не проводится, в том числе, в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями, находящимися в их ведении, государственными внебюджетными фондами, государственными корпорациями или организациями, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 указанного закона, требования к идентификации клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, представителей клиента определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации
№ 492 установлено, что требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Во исполнение указанных норм Федеральной службой по финансовому мониторингу издан приказ от 17 февраля 2011 года № 59 «Об утверждении положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (далее - приказ Росфинмониторинга № 59).

В соответствии с пунктом 2.8 вышеуказанного приказа сведения о клиенте, а также представителе клиента и (или) выгодоприобретателе целесообразно фиксировать в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным организацией в правилах внутреннего контроля.

Согласно пункту 2.1 приказа Росфинмониторинга № 59 идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя, в том числе, следующие мероприятия: установление определенных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона
№ 115-ФЗ сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя; проверка наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ; оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от
6 августа 2015 года № 804 доведение информации о включении в перечень/об исключении из перечня, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах осуществляется путем обеспечения доступа этих организаций к такой информации через их личные кабинеты на официальном сайте Росфинмониторинга.

Доступ к личному кабинету для поднадзорных организаций предоставляется Росфинмониторингом автоматически при осуществлении постановки на учет, поскольку учетный номер, присваиваемый при постановке на учет, является паролем к Личному кабинету. Таким образом, процедура постановки на учет неразрывно связана с получением доступа к личному кабинету на портале Росфинмониторинга для поднадзорных организаций.

В силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 2014 года № 58 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы», лизинговые компании осуществляют постановку на учет в территориальном органе Росфинмониторинга в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.

По смыслу пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемые их клиентами.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 115-ФЗ сделка по получению или предоставлению движимого имущества по договору финансовой аренды (лизинга), подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее.

Как усматривается из материалов дела, на основании приказа от
<дата><№> Межрегиональным управлением Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу проведена камеральная проверка соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ООО «Янтарь» за период с <дата> по <дата>, в ходе которой установлено, что ООО «Янтарь» в рамках проверяемого периода осуществляло функции лизингодателя, и, следовательно, относилось к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.

В ООО «Янтарь» в период с <дата> по <...> отсутствовали утвержденные правила внутреннего контроля и назначенное специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, в то время как уже <дата> был заключен контракт на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу).

ООО «Янтарь» в течение длительного периода времени с <...> по <дата> осуществлялась деятельность в отсутствии внутренних проверок выполнения правил внутреннего контроля, требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов, утвержденного перечня сотрудников, обязанных проходить обучение в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Отсутствие в ООО «Янтарь» в течение длительного периода времени с <дата> по <дата> назначенного специального должностного лица повлекло осуществление обществом в указанный период деятельности лизинговой компании в рамках контрактов от <...><...>), от <дата><...>), от <дата><№>-<...>, от 20 <...>, от <дата><...>, от <дата><...> в отсутствие прохождения директором Гараевой А.Т. вводного инструктажа <дата>, а также в отсутствие ее ознакомления с нормативными правовыми актами в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Проверкой также установлено, что ООО «Янтарь» в отсутствие в проверяемом периоде организованной системы внутреннего контроля не приняло мер по идентификации бенефициарного владельца своего клиента, а именно: <дата> ООО «<...>» (счет фактура от 26 <...> на поставку <...>»).

В ООО «Янтарь» в отсутствие в течение вышеуказанного периода организации и осуществления внутреннего контроля анкеты клиентов не ведутся (в частности таких клиентов как Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «<...>» (контракты на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) от <дата><...>); от <дата><...>); Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «<...>» (контракты на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) от <дата><...> от <дата><...>, от <дата><...>, от <дата><...>, ООО «<...>» (счет фактура от <дата><...>

Отсутствие в течение указанного выше длительного периода действий со стороны ООО «Янтарь», направленных на своевременную постановку на учет в территориальном органе Росфинмониторинга, повлекло отсутствие осуществления в обществе внутреннего контроля на предмет сверки своих клиентов с Перечнем (в частности, ООО «<...>» (счет фактура от <дата><...>»), что свидетельствует о непринятии со стороны ООО «Янтарь» действий, направленных на создание целостной и функционирующей в полном объеме системы внутреннего контроля в своей деятельности.

ООО «Янтарь» в отсутствие организованной системы внутреннего контроля степень (уровень) риска своим клиентам не присваивало, что свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля в
ООО «Янтарь».

Проверкой также установлено, что в проверяемом периоде
ООО «Янтарь» заключен рад контрактов, в рамках которых данным обществом оказываются услуги финансовой аренды (лизинга) движимого имущества, сведения по которым в Росфинмониторинг не представлены:

- Контракт от <дата><...>) между Государственным бюджетным учреждением Республики Марий Эл «<...>» (лизингополучатель) и
ООО «Янтарь» (лизингодатель) на оказание последним услуг по финансовой аренде (лизингу) маммографа на сумму <...> рублей. Имущество по данному контракту (оборудование стоимостью <...> рублей) передано лизингополучателю <дата>. Сведения должны были быть представлены в Росфинмониторинг в срок не позднее <дата>;

- Контракт от <дата><...>) между Государственным бюджетным учреждением Республики Марий Эл «<...>» (лизингополучатель) и
ООО «Янтарь» (лизингодатель) на оказание последним услуг по финансовой аренде (лизингу) медицинского оборудования (регистраторов) для «<...>» на сумму <...>. Имущество по данному контракту (оборудование стоимостью <...>) передано лизингополучателю <дата>. Сведения должны были быть представлены в Росфинмониторинг в срок не позднее <дата>;

- Контракт от <дата><...> между Государственным бюджетным учреждением Республики Марий Эл Республики Марий Эл «<...>» (лизингополучатель) и
ООО «Янтарь» (лизингодатель) на оказание последним услуг по финансовой аренде (лизингу) медицинского оборудования (<...>») на сумму <...>. Имущество по данному контракту передано лизингополучателю <дата>. Сведения должны были быть представлены в Росфинмониторинг в срок не позднее <дата>;

- Контракт от <дата><...> между Государственным бюджетным учреждением Республики Марий Эл Республики Марий Эл «<...>» (лизингополучатель) и
ООО «Янтарь» (лизингодатель) на оказание последним услуг по финансовой аренде (лизингу) <...>») на сумму <...>. Имущество по данному контракту передано лизингополучателю <дата>. Сведения должны были быть представлены в Росфинмониторинг в срок не позднее
<дата>;

- Контракт от <дата><...> между Государственным бюджетным учреждением Республики Марий Эл Республики Марий Эл «<...>» (лизингополучатель) и
ООО «Янтарь» (лизингодатель) на оказание последним услуг по финансовой аренде (лизингу) <...> на сумму <...>. Имущество по данному контракту передано лизингополучателю <дата>. Сведения должны были быть представлены в Росфинмониторинг в срок не позднее <дата>.

Вместе с тем в отсутствие в ООО «Янтарь» надлежащей организации и осуществления внутреннего контроля вышеуказанные операции, подлежащие обязательному контролю, обществом не выявлены, надлежащим образом не зафиксированы, сведения о них в уполномоченный орган не направлены.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, совершившее административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, руководители несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно решению единственного учредителя ООО «Янтарь» <№> от <дата> на новый срок – 5 лет продлены полномочия директора Гараевой А.Т., которая в соответствии с Уставом выполняет функции единоличного исполнительного органа и осуществляет текущее руководство деятельностью ООО «Янтарь».

В соответствии с приказом <№> от <дата> обязанности в ООО «Янтарь» по организации и ведению бухгалтерского учета, составлению отчетности и своевременному и полному представлению её в государственные органы возложены на Гараеву А.Т.

Должностное лицо административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Гараевой А.Т. пришло к выводу о наличии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, не усмотрев при этом оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и замены административного наказания на предупреждение.

Проверяя законность и обоснованность привлечения Гараевой А.Т. к административной ответственности, судья городского суда счел выводы, изложенные в постановлении, правильными, не установив при этом оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения.

Оснований не соглашаться с этими выводами, в том числе по доводам жалобы, не усматривается.

Оспаривая постановление должностного лица административного органа в части вида назначенного наказания, Гараева А.Т. указывает, что ООО «Янтарь» является субъектом малого предпринимательства, ранее она к административной ответственности за совершение однородного правонарушения не привлекалась, причинение вреда или угроза причинения вреда отсутствуют. Данные обстоятельства, по мнению заявителя, являются основанием для назначения наказания в виде предупреждения.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Виды административных наказаний установлены в статье 3.2 КоАП РФ.

Санкция части 2 статьи 15.27 КоАП РФ не предусматривает для должностных лиц альтернативное наказание в виде предупреждения.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу статьи 3.4 КоАП РФ предупреждением признается мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, применение административного наказания в виде предупреждения невозможно при возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также причинении имущественного ущерба.

Из материалов дела следует, что ООО «Янтарь» состоит в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, Гараева А.Т. ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекалась, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено. Вместе с тем выявленное нарушение требований действующего законодательства не позволяет сделать вывод об отсутствии угрозы публичным интересам государства, связанным с его экономической безопасностью, о чем обоснованно указано в оспариваемом судебном акте.

В силу статьи 1 Федерального закона от № 115-ФЗ настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Таким образом, невыполнение Гараевой А.Т. требований указанного нормативного акта создает потенциальную опасность возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также безопасности государства.

Анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на Гараеву А.Т. административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также безопасности государства.

В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании Гараевой А.Т. требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

При отсутствии совокупности всех обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.

На основании изложенного не усматривается оснований для замены административного наказания в виде штрафа предупреждением.

Назначенное административное наказание по своему виду и размеру соответствует характеру совершенного правонарушения, согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, определено в пределах санкции части 2 статьи 15.27
КоАП РФ, административный штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.

При этом доказательств, свидетельствующих об избыточности назначенного должностным лицом административного наказания в виде штрафа, невозможности его исполнения, доказательств того, что наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей не отвечает принципам соразмерности и справедливости, материалы дела не содержат.

Малозначительность правонарушения по настоящему делу также не установлена.

Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств, рассматривались судьей городского суда и обоснованно, по мотивам, изложенным в судебном постановлении, были отклонены как несостоятельные.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены. Неустранимые сомнения в виновности Гараевой А.Т. отсутствуют.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица административного органа и решение судьи городского суда являются законными и обоснованными, а жалоба не подлежит удовлетворению.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л а:

постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу Колбасова В.А. № 04-18/294/2 от 16 января 2019 года, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 22 апреля
2019 года оставить без изменения, жалобу Гараевой А. Т. – без удовлетворения.

Судья Э.И. Салихова