ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-225/2024 от 15.01.2024 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело №а-225/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н., при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации <адрес>, Департаменту городского хозяйства Администрации <адрес>, БУ <адрес> "УДХБ" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

Установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Департаменту городского хозяйства Администрации <адрес>, а с учетом уточнений к Администрации <адрес>, Департаменту городского хозяйства Администрации <адрес>, БУ <адрес> "УДХБ" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности (л.д. 59-62, 134, 142 заявление об отказе от части иска). В обосновании требований указал, что он является собственником помещения в многоквартирном доме по адресу <адрес>Б, расположенном на земельном участке кадастровый №. За фасадом многоквартирного дома между земельными участками кадастровый № и кадастровый № находится внутриквартальный проезд. Ремонт внутриквартального проезда не осуществляется, проезд имеет дефекты. Указывает, что его права на беспрепятственный проезд нарушено. Из ответа Департамента городского хозяйства Администрации <адрес> следует, что в 2023 указанный проезд не включен в перечень объектов, подлежащих ремонту. Поскольку внутриквартальный проезд в придомовую территорию не входит, не сформирован, то его ремонт должен быть осуществлен органом местного самоуправления. Просит признать незаконным бездействие Администрации <адрес>, Департамента городского хозяйства Администрации <адрес>, БУ <адрес> "УДХБ" в части неосуществления ремонта дорожного покрытия внутриквартального проезда по адресу <адрес>Б, обязать Администрацию <адрес>, Департамент городского хозяйства Администрации <адрес>, БУ <адрес> "УДХБ" произвести ремонтные работы: восстановить асфальто-бетонное покрытие и разрушенные поребрики внутриквартального проезда, расположенного между земельными участками кадастровый № и кадастровый № (по ширине), между земельными участками кадастровый № и кадастровый № (по длине).

В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО4, действующий по ордеру, требования административного иска поддержали с учетом уточнений. ФИО1 указал, что отказывается от части иска в части признания незаконным бездействия административных ответчиков по не внесению спорного внутриквартального проезда в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения. Дополнительно указали, что при определении надлежащего ответчика по делу они полагаются на усмотрение суда. Факт ненадлежащего содержания внутриквартального проезда, имеющего многочисленные выбоины, подтверждают актом от ДД.ММ.ГГГГ. Полагали, что осуществление ремонта внутриквартального проезда возможно в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного ответчика Администрации <адрес>, действующая по доверенности ФИО5, в судебном заседании иск не признала, полагала, что ответственность по содержанию внутриквартального проезда возложена на Департамент городского хозяйства Администрации <адрес>. Против осуществления ремонта внутриквартального проезда в срок до ДД.ММ.ГГГГ возражений не выразила, как и в отношении перечисленных в акте от ДД.ММ.ГГГГ дефектов внутриквартального проезда.

Представитель административного ответчика Департамента городского хозяйства Администрации <адрес>, действующая по доверенности ФИО6, в судебном заседании иск не признала, полагая, что поскольку земельный участок под внутриквартальным проездом не сформирован, в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения не включен, то у департамента отсутствует обязанность по содержанию указанного объекта. В случае удовлетворения иска полагала, что организация ремонта проезда возможна в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Против перечисленных в акте от ДД.ММ.ГГГГ дефектов внутриквартального проезда возражений не выразила, указав, что департамент не имеет возможности проверить наличие/отсутствие дефектов из-за снежного покрова.

Представитель БУ <адрес> "УДХБ", действующий по доверенности ФИО7, в судебном заседании указал, что управление осуществляет ремонт на основании муниципального задания. В отношении спорного проезда управлением ремонт не осуществлялся, проезд в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения не включен.

Представители заинтересованного лица, привлеченного к участию в дело, УК «Левобережье», Администрации САО <адрес>, Департамента имущественных отношений Администрации <адрес>, участия в судебном заседании не принимали, уведомлены о рассмотрении дела надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Основанием для удовлетворения таких требований является несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

Судебным разбирательством установлено, что ФИО1 является собственником нежилого помещения 3П (магазин), находящегося на 1 этаже жилого дома литера А, расположенного <адрес>Б (л.д. 49).

Согласно справке ООО «УК Левобережье» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является председателем Совета многоквартирного дома по адресу <адрес>Б (л.д. 50-52).

На обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о ремонте асфальто-бетонного покрытия проезда вблизи многоквартирного дома по <адрес>Б (между земельными участками кадастровый № и кадастровый №) Департамент городского хозяйства Администрации <адрес> сообщил, что перечень проездов ежегодно формируется с учетом бюджетных ассигнований, определенных на указанные цели и в соответствии с первоочередными задачами (исполнение судебных решений, предписаний контрольно-надзорных органов), а так же по приоритетам предложений администраций административных округов. Предложений о включении указанного объекта в перечень проездов в 2023 в департамент городского хозяйства от администрации САО <адрес> не поступало. Возможность выполнения работ по ремонту асфальто-бетонного покрытия проезда вблизи многоквартирного дома по <адрес>Б (между земельными участками кадастровый № и кадастровый №) будет рассмотрена при формировании перечня проездов в последующие годы при условии наличия достаточного объема бюджетных средств и поступления предложений в департамент городского хозяйства от администрации САО <адрес> (л.д. 9). Предложений о включении указанного объекта в перечень проездов в 2023 в департамент городского хозяйства от администрации САО <адрес> не поступало.

Земельный участок под многоквартирным домом по <адрес>Б сформирован, имеет кадастровый №, площадью 3504 кв.м., что следует из выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26).

Указанный земельный участок, в установленных границах, относится к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома по <адрес>Б, что следует из договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41-48). Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ЗАО «УК Левобережье».

Согласно ответу департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок внутриквартальный проезд, расположенный между земельными участками кадастровый № и кадастровый № в реестре муниципальной собственности не значится. Земельный участок не сформирован, относится к землям государственная собственность на которые не разграничена.

В материалы дела представлены схема внутриквартального проезда по адресу <адрес>Б, расположенного со стороны многоквартирного <адрес>Б по <адрес> (л.д. 63), фотоматериал и акт обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64,10-18).

Согласно схеме данный проезд является внутриквартальным, через него возможен проезд к образовательному учреждению, выезд на <адрес> в <адрес>.

Согласно указанному акту проезд за домом по <адрес>Б имеет разрушения асфальто-бетонного покрытия по всей длине от северного до южного торца дома в виде выбоин, место положение которых зафиксировано в акте (10м.,15м., 17м.,18м. от северного торца дома, 20м. от южного торца дома, разрушены поребрики (4м. от южного торца дома, 15.м. от северного торца дома, от середины дома до южного торца).

Представителями ответчиков указанные в акте от ДД.ММ.ГГГГ дефекты внутриквартального проезда по существу не оспорены и доказательство иного суду не предоставлено.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ департамент городского хозяйства Администрации <адрес> сообщил ФИО8, что ремонт проездов осуществляется БУ <адрес> "УДХБ" в соответствии с перечнем проездов, подлежащих ремонту, сформированных с учетом ассигнований, выделенных на указанные цели и предложений администраций округов. В настоящее время спорный проезд вблизи многоквартирного дома по <адрес>Б включен в перечень объектов, подлежащих ремонту в 2024.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одной из задач данного закона является обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ).

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в п. 4 ст. 6 установил, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ).

Согласно ч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 11.4 "Сеть улиц и дорог" Свода правил 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" улично-дорожная сеть населенных пунктов проектируется в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспорта, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки; в составе улично-дорожной сети выделяются улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы.

Категории улиц и дорог городов назначаются в соответствии с классификацией, согласно которой внутриквартальный проезд отнесен к категории "улицы и дороги местного значения", основное назначение дороги - подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ФИО9 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", принятым Постановлением Росстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1245-ст.

Указанные требования (ФИО9 50597-2017) устанавливают перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Требования Стандарта обязательны и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В соответствии с ч. 3 ст. 8, п. 5 ч. 1 ст. 9, ст. 22 Устава <адрес>, утвержденного решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, Администрация <адрес> является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления <адрес>, осуществляющим реализацию Решений Омского городского Совета и правовых актов Администрации <адрес>. К вопросам местного значения муниципального образования <адрес> относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес> и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении структуры Администрации <адрес>» в структуру администрации <адрес> входят соответствующие департаменты, в том числе департамент городского хозяйства Администрации <адрес>, департамент транспорта Администрации <адрес>.

Согласно п. 1 Положения о департаменте городского хозяйства Администрации <адрес>, утвержденного решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № департамент городского хозяйства Администрации <адрес> является структурным подразделением Администрации <адрес>.

Основными целями деятельности департамента являются в том числе организация ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения и искусственных дорожных сооружений автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>; контроль за ремонтом и содержанием автомобильных дорог местного значения в пределах компетенции департамента.

Из устава БУ <адрес> «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» следует, что учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ <адрес>. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет департамент городского хозяйства Администрации <адрес>. Целью деятельности учреждения является выполнение муниципальной работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения и элементов обустройства автомобильных дорог в границах городского округа. Указанная муниципальная работа осуществляется на основании муниципального задания учредителя, формируемое и утверждаемое учредителем. Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания (п. 1.3, 2.1, 5.16, 5.18).

Из ответа БУ <адрес> «УДХБ» следует, что работы по ремонту проезжей части спорного внутриквартального проезда не предусмотрены муниципальным заданием (л.д. 115).

Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N 45 "О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории <адрес>" предусмотрено, что содержание территории - комплекс мер, проводимых с целью обеспечения надлежащего состояния территории, элементов благоустройства, расположенных на ней, включая удаление отходов, выкос травы, содержание зеленых насаждений, иные меры, направленные на поддержание санитарного состояния территории в соответствии с государственными санитарно-эпидемиологическими правилами (п. 34 ст. 1).

В силу ч. 4 ст. 104 указанных Правил обязанности по уборке и содержанию межквартальных, внутриквартальных проездов возлагаются на лиц, осуществляющих уборку и содержание проезжей части дорог.

В судебном заседании сторонами не оспаривалось, что вышеназванный проезд является внутриквартальным проездом, обеспечивает подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов, в соответствии с СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. В частности, спорный участок дороги, являясь объектом транспортной инфраструктуры, предназначен для движения транспортных средств и пешеходов, по нему осуществляется дополнительный доступ к образовательному учреждению, находящемуся внутри квартала, а также к объектам обслуживания населения, расположенных на первых этажах жилых домов. Соответственно, относится к дорогам общего пользования местного значения, поскольку используется участниками дорожного движения для подъезда к разным объектам инфраструктуры города, следовательно, является элементом улично-дорожной сети автомобильных дорог местного значения. Поскольку земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Сам по себе факт того, что спорный участок дороги проходит во дворе многоквартирных домов, является не разграниченным, не включен в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения не может служить основанием для возложения обязанности по ремонту этого участка дороги на Администрацию <адрес>.

Несоответствие участков автомобильных дорог установленным требованиям нарушает права и законные интересы граждан, а поскольку обязанность по содержанию дорожного покрытия в границах городского округа лежит на органе местного самоуправления в лице его структурного подразделения, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является департамент городского хозяйства Администрации <адрес>, которое возложенную на него законом обязанность не исполняет.

В приведенной связи, обязанность по обеспечению контроля за ремонтом и содержанием автомобильных дорог местного значения, содержание автомобильных дорог местного значения и искусственных дорожных сооружений автомобильных дорог местного значения в границах <адрес> является обязанностью департамента городского хозяйства Администрации <адрес>, а не Администрации <адрес>, БУ <адрес> УДХБ».

Суд полагает заслуживающими внимание указание представителя департамента городского хозяйства Администрации <адрес> в обоснование ходатайства о необходимости установления срока исполнения решения с учетом видов работ, учитывая требования к сезонности проведения работ до ДД.ММ.ГГГГ.

Применительно к изложенному, суд полагает необходимым разъяснить, что в силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ департамент городского хозяйства Администрации <адрес> обязан устранить допущенные нарушения в установленный судом срок, а также сообщить в течение одного месяца после истечения указанного срока в суд об исполнении решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие Департамента городского хозяйства Администрации <адрес>, выразившееся в ненадлежащем содержании внутриквартального проезда, расположенного по <адрес> (со стороны многоквартирного <адрес>Б по <адрес>) в городе Омске.

Обязать Департамент городского хозяйства Администрации <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение работ по ремонту внутриквартального проезда, расположенного по <адрес> (со стороны многоквартирного <адрес>Б по <адрес>) в городе Омске.

Обязать департамент городского хозяйства Администрации <адрес> сообщить в течение одного месяца после истечения установленного судом срока в суд об исполнении решения суда.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.Н Ретуева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.