Дело №а-760/2020;
УИД 75RS0031-01-2020-0001192-53
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 ноября 2020 года п. Ясногорск
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Н.В Набережневой,
при секретаре К.А Черемисиновой,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Читинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Золотореченское» об обязании ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов, разработать проект рекультивации земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Читинский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Оловяннинский районный суд с требованиями к ответчику – администрации городского поселения «Золотореченское» об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 75:14:440201:451 в 2,5 км на юг от п. Золотореченск, на территории городского поселения «Золотореченское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края. Обязать администрацию городского поселения «Золотореченское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края в срок до 31.12.2021 разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером 75:14:440201:451, расположенного в 2,5 км на юг от п. Золотореченск, на территории городского поселения «Золотореченское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края, и приступить к рекультивации указанного земельного участка в соответствии с разработанным проектом рекультивации.
В обоснование иска указал, что Читинской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзорной деятельности в сфере законодательства об обращении с отходами производства и потребления установлено следующее. На территории городского поселения «Золотореченское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края на земельном участке с кадастровым номером 75:14:440201:451, расположенном в 2,5 км на юг от п. Золотореченск, находится свалка отходов производства и потребления (так называемая «исторически сложившаяся свалка»). Категория земель- земли промышленности.
Согласно выписке из реестра муниципального перечня городского поселения указанная свалка является собственностью городского поселения «Золотореченское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края.
По информации администрации городского поселения «Золотореченское» на земельном участке, на котором расположена свалка, отсутствует ограждение, свалка не эксплуатируется с ДД.ММ.ГГГГ. В бюджете городского поселения денежные средства на ликвидацию данной свалки и рекультивацию земельного участка не предусмотрены.
То есть фактически на данной свалке производится размещение отходов производства и потребления.
Свалка, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 74:14:440201:451 в 2,5 км на юг от п. Золотореченск, не является объектом размещения отходов, включенным в государственный реестр размещения отходов, находится на землях населенных пунктов.
На территории Забайкальского края приказом Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 20.12.2019 №3392 утвержден Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Забайкальского края.
Свалка, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 74:14:440201:451 в 2,5 км на юг от п. Золотореченск, не является объектом размещения отходов, включенным в государственный реестр размещения отходов, находится на землях населенных пунктов, в указанный перечень не включена.
Таким образом, данная свалка является несанкционированным объектом размещения отходов и подлежит ликвидации.
Администрация городского поселения «Золотореченское использует земельный участок с кадастровым номером 75:14:440201:451, расположенный в 2,5 км на юг от п. Золотореченск, для размещения объекта собственности муниципального образования- свалки отходов производства и потребления.
При данных обстоятельствах земельный участок с кадастровым номером 75:14:440201:451, расположенный в 2,5 км на юг от <адрес>, после ликвидации расположенной на ней свалки отходов подлежит рекультивации.
Не законное размещение отходов на земельном участке, не предназначенном для этих целей и специально не оборудованном для размещения отходов, негативно сказывается на состоянии окружающей среды и представляет угрозу жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании Читинский межрайонный природоохранный прокурор Александрова Е.В. участия не принимала, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель администрации ГП «Золотореченское»- и.о. главы городского поселения Дорофеева Е.В. в судебном заседании участия не принимала, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, с требованиями согласна.
Суд, исследовав представленные доказательства, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц или интересов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено право обращения в суд прокурора.
В соответствии со ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст.42 Земельного кодекс Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 136-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно п.5 ст.13 Земельного кодекс Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекс Российской Федерации названного кодекса в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Понятие отходов содержится в статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с данной статьей отходы производства и потребления - вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на указанном выше земельном участке.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом (абзац третий); органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных упомянутым пунктом (абзац четвертый).
В соответствии со ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Статьей 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно ч.2 ст.78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
В соответствии с п.3 правил рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 800 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О проведении рекультивации и консервации земель" (вместе с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель") разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В соответствии с п.4 Правил в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются: органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.
Согласно п.8 Правил рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
В соответствии с п.13 Правил, разработка проекта рекультивации земель, проекта консервации земель осуществляется с учетом: площади нарушенных земель, степени и характера их деградации, выявленных в результате проведенного обследования земель; требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов, а также региональных природно-климатических условий и местоположения земельного участка; целевого назначения и разрешенного использования нарушенных земель.
В соответствии с п.15 Правил, проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с:
а) собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является собственником земельного участка;
б) арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, консервацию такого земельного участка в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является таким арендатором, землепользователем, землевладельцем;
в) исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил.
Согласно п. 16 Правил, заявление о согласовании проекта рекультивации земель или проекта консервации земель с приложением соответствующего проекта подается или направляется лицом, обеспечившим его подготовку в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящих Правил (далее - заявитель), лицам, указанным в пункте 15 настоящих Правил, лично на бумажном носителе или посредством почтовой связи либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом заявлении указывается способ направления заявителю уведомления о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель или об отказе в таком согласовании.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности ч. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются в том числе земли, недра, почвы.
Согласно ч.1,2 ст.51 Федерального Закона №ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещен.
В соответствии с Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 800 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О проведении рекультивации и консервации земель" (вместе с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель") в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются: гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков; арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством); исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.
Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на основании запроса Читинского межрайонного природоохранного прокурора о предоставлении сведений о наличии свалок, главой администрации ГП «Золотореченское» Димовым Е.Д. дан ответ, что на территории городского поселения «Золотореченское» имеется одна свалка, собственником которой является администрация городского поселения «Золотореченское». Кадастровый номер земельного участка <данные изъяты>, категория – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. До ДД.ММ.ГГГГ эксплуатировало свалку МУП «Компания заказчика», в данный момент предприятие ликвидировано по банкротству. Документы на эксплуатацию земельного участка для свалки отсутствуют, земельный участок не огорожен, мероприятия по ликвидации имеющейся свалки на данный момент не запланированы, проект по рекультивации земельного участка не разрабатывался, возгораний отходов не зарегистрировано, предписаний от контролирующих органов о нарушениях законодательства на данном земельном участке в адрес администрации не выдавались. В бюджете городского поселения на 2020 года, средства на ликвидацию и рекультивацию свалок не предусмотрены. Запреты на складирование и размещение отходов обозначены знаками, аншлагами.
Согласно выписке из реестра муниципального перечня городского поселения «Золотореченское» свалка по адресу: Оловяннинский район п. Золотореченск в 2,5 км на юг от п. Золотореченск передана администрации ГП «Золотореченское» по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованны, учитывая, что нарушение экологического и земельного законодательства в виде не проведения рекультивации земель после их использования влечет нарушение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии п. ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
С учетом заявленных требований административным истцом, отсутствия заложенных в бюджете поселения на 2020г. денежных средств, суд находит возможным установить административному ответчику срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая в соответствии со ст. 114 КАС РФ вопрос о взыскании государственной пошлины, суд исходит из положений подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, в соответствии с которым органы местного самоуправления, выступающие в судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 179 -180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Читинского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения «Золотореченское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <адрес> в 2,5 км на юг от п. Золотореченск, на территории городского поселения «Золотореченское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края.
Обязать администрацию городского поселения «Золотореченское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером <адрес>, расположенного в 2,5 км на юг от п. Золотореченск, на территории городского поселения «Золотореченское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края, и приступить к рекультивации указанного земельного участка в соответствии с разработанным проектом рекультивации.
На решение может быть подана апелляционная жалоба либо принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Оловяннинский районный суд.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 02.11. 2020 года.
Судья: Набережнева Н.В.