ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 58-АПА19-9 от 07.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 58-АПА19-9

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

город Москва 7 августа 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Кириллова ВС.
при секретаре Виноградовой Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по апелляционной жалобе товарищества собственников жилья «Большая,  103» на решение Хабаровского краевого суда от 27 марта 2019 года об отказе  в удовлетворении его административного искового заявления о признании  недействующими отдельных положений Правил благоустройства территории  городского округа «Город Хабаровск», утвержденных решением  Хабаровской городской Думы от 17 октября 2017 года № 677. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не  подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

товарищество собственников жилья «Большая, 103» обратилось в суд с  административным исковым заявлением о признании недействующими со  дня официального опубликования Правил благоустройства территории  городского округа «Город Хабаровск», утверждённых решением  Хабаровской городской Думы от 17 октября 2017 года № 677 в редакции  решения Хабаровской городской Думы от 28 августа 2018 года № 888, а  именно: подпункта 4.1.1.5 пункта 4.1 Правил благоустройства в части  возложения на субъектов, осуществляющих управление жилищным фондом, 


обязанности по оборудованию выкатных контейнеров крышками; подпункта  4.1.1.11 пункта 4.1 Правил благоустройства в части возложения на субъектов,  осуществляющих управление жилищным фондом, обязанности по  оборудованию контейнеров, бункеров для сбора ТКО, размещённых на  контейнерных площадках, крышками для защиты от осадков, ветра,  животных с возможностью автоматической выгрузки при подъёме и  раскрытии сборной конструкции спецтехникой; подпункта 4.1.1.15 пункта  4.1 Правил благоустройства в части возложения на субъектов,  осуществляющих управление жилищным фондом, обязанности по установке  и санитарному содержанию урн у подъездов жилых домов. 

В обоснование заявленных требований указано, что ТСЖ «Большая,  103» осуществляет управление жилищным фондом - многоквартирным  жилым домом, расположенным по адресу: г. Хабаровск, ул. Большая, 103,  оспариваемое правовое регулирование не учитывает требований пункта 3.7.1  Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых  постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, которые не  содержат требований по оборудованию мусорных контейнеров крышками.  Такая обязанность возлагает на ТСЖ дополнительные затраты в отсутствие  необходимых для этого средств, собственники помещений в  многоквартирном доме самостоятельно определяют состав общего  имущества в доме и несут бремя его содержания, урны относятся к общему  имуществу собственников помещений в доме и могут быть включены в  состав этого имущества только на основании решения общего собрания. 

Определением суда от 27 марта 2019 года производство по делу в части  требований о признании недействующим подпункта 4.1.1.5 пункта 4.1  Правил благоустройства и подпункта 4.1.1.11 пункта 4.1 Правил  благоустройства в части возложения на субъектов, осуществляющих  управление жилищным фондом, обязанности по оборудованию крышками  бункеров для сбора ТКО, размещённых на контейнерных площадках,  прекращено. 

Решением Хабаровского краевого суда от 27 марта 2019 года отказано  в удовлетворении административных исковых требований ТСЖ «Большая,  103» о признании недействующими подпункта 4.1.1.11 пункта 4.1 Правил  благоустройства территории городского округа «Город Хабаровск»,  утверждённых решением Хабаровской городской Думы от 17 октября  2017 года № 677 в части возложения на субъектов, осуществляющих  управление жилищным фондом, обязанности по оборудованию контейнеров  для сбора твёрдых коммунальных отходов, размещаемых на контейнерных  площадках, крышками для защиты от осадков, ветра, животных и подпункта  4.1.1.15 пункта 4.1 этих же Правил в части возложения на субъектов,  осуществляющих управление жилищным фондом, обязанности по установке  и санитарному содержанию урн у подъездов жилых домов. В этой части на  решение суда первой инстанции ТСЖ «Большая, 103» подана апелляционная  жалоба, в которой административный истец просит решение суда первой  инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального 


и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении  заявленных требований. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражения относительно приведённых в ней доводов, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает  решение не подлежащим отмене. 

В силу предписаний статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября  2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации» и пункта 6.5.2 Методических  рекомендаций для подготовки правил благоустройства территории  поселений, городских округов, внутригородских районов, утверждённых  приказом Минстроя от 13 апреля 2017 года № 711/пр, в правила по  благоустройству необходимо включать разделы (подразделы), касающиеся  порядка содержания и эксплуатации объектов благоустройства, в том числе,  площадок для сбора твёрдых коммунальных отходов, различных видов  мусоросборников-контейнеров и урн. При выборе того или иного вида  коммунально-бытового оборудования необходимо исходить из целей  обеспечения безопасности, экономической целесообразности, эстетической  привлекательности, сочетания с механизмами, обеспечивающими удаление  накопленных отходов. 

В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта  1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии  населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором  отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и  обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1);  отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению,  транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению,  условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья  населения и среды обитания и которые должны осуществляться в  соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22). 

Из этого исходит Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ  «Об отходах производства и потребления», устанавливая, что накопление  отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов,  соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства  Российской Федерации; при этом места (площадки) накопления твёрдых  коммунальных отходов должны соответствовать требованиям  законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства  муниципальных образований; накопление твёрдых коммунальных отходов  должно осуществляться в соответствии с правилами обращения с твёрдыми  коммунальными отходами, утверждёнными Правительством Российской  Федерации, и порядком накопления (в том числе разделительного  накопления) твёрдых коммунальных отходов, утверждённым органом 


исполнительной власти субъекта Российской Федерации (статья 13.4); что к  отношениям, возникающим между собственниками и пользователями жилых  помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями,  товариществами собственников жилья, жилищно-строительными  кооперативами, иными специализированными потребительскими  кооперативами, между собственниками жилых помещений, пользователями  жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов  и региональными операторами, между собственниками жилых домов и  организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от  своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры  на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с  соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением  предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной  услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, применяются  Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённые  постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября  2016 года № 1156; что для сбора твёрдых бытовых отходов, в соответствии с  Санитарными правилами содержания территорий населённых мест (СанПин  42-128-4690-88) следует применять в благоустроенном жилищном фонде  стандартные, металлические контейнеры (пункт 2.2.2), ответственность за  содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории,  прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несёт организация, в  ведении которой находится дом (2.2.10); пищевые отходы разрешается  собирать только в специально предназначенные для этого сборники,  окрашенные изнутри и снаружи краской, закрывающиеся крышками  (применять оцинкованные емкости без окраски запрещается) (2.4.4.); на  территории каждого домовладения должны быть установлены урны,  соответствующие утверждённому местным органом самоуправления образцу  (пункт 3.7.17 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда,  утверждённых постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 года № 170). 

При таких данных суд, отказывая в удовлетворении заявленных  требований, обоснованно посчитал, что оспариваемое правовое  регулирование, предусматривающее использовать окрашенные, опрятные,  исправные контейнеры, оборудованные крышкой для защиты от осадков  ветра, животных с возможностью автоматической выгрузки при подъёме и  раскрытии сборной конструкции спецтехникой, размещать у подъездов  жилых домов урны, не является произвольным, принято с учётом  требованием федерального законодательства в сфере обращения с отходами  потребления и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия  населения, и права административных истцов в сфере жилищного  законодательства не нарушает, и не возлагает дополнительных обязанностей  на граждан по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, на  чём настаивает административный истец. 

С учётом изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих  безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, 


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, 

определила:

решение Хабаровского краевого суда от 27 марта 2019 года оставить  без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья  «Большая, 103» - без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи