ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 9-АПА19-3 от 03.04.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 9-АПА19-3

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 3 апреля 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой ИД. и Нефедова ОН.
при секретаре Гроховской В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному  исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «КРАФТ»  о признании не действующим в части постановления городской Думы города  Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 г. № 22 «О генеральном плане города  Нижнего Новгорода» 

по апелляционной жалобе городской Думы города Нижнего Новгорода  на решение Нижегородского областного суда от 12 декабря 2018 г., которым  административное исковое заявление удовлетворено. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Абакумовой И.Д., объяснения представителя городской Думы города  Нижнего Новгорода по доверенности Гузиковой ИВ., заключение прокурора  Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е.,  полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия  по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 


установила:

постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 марта  2010 г. № 22 (далее - Постановление № 22) утвержден Генеральный план  города Нижнего Новгорода (далее также - Генеральный план). 

Из фрагмента схемы комплексной оценки состояния окружающей среды  (прогноз) с границами зон с особыми условиями использования территорий  (далее - Схема), утвержденной в составе Генерального плана города  Нижнего Новгорода, следует, что земельный участок с кадастровым номером  52:18:0050004:50, расположенный по адресу: Нижегородская обл., г. Нижний  Новгород, Ленинский район, ул. Фабричная, д. 2, входит в зону санитарной  охраны источника водоснабжения река Ока (II пояс). 

Общество с ограниченной ответственностью «КРАФТ» (далее - Общество, ООО «КРАФТ»), которое является арендатором данного  земельного участка обратилось в Нижегородский областной суд с  административным исковым заявлением о признании не действующим  Генерального плана в части установления зоны санитарной охраны в  отношении земельного участка с кадастровым номером 52:18:0050004:50. 

В обоснование заявленных требований административный истец указал,  что Министерством инвестиций, земельных и имущественных отношений  Нижегородской области Обществу отказано в предоставлении в  собственность указанного земельного участка по причине его нахождения  в названной зоне. Общество полагает, что зона санитарной охраны  источников водоснабжения (II пояс) отображена в картографическом  материале оспариваемого акта с нарушением части 5 статьи 18 Федерального  закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ). 

Решением Нижегородского областного суда от 12 декабря 2018 г.  административное исковое заявление удовлетворено. 

В апелляционной жалобе городская Дума города Нижнего Новгорода,  ссылаясь на неверное применение судом норм материального права,  несоответствие выводов суда, изложенных в решении, материалам дела,  просит отменить оспариваемый судебный акт и принять новое решение об  отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы  указывает, что вопреки выводам суда в документе территориального  планирования зона санитарной охраны источников водоснабжения не  установлена, а отображена как существующая. Кроме того, 


административный ответчик полагает, что права административного истца  оспариваемым актом не нарушаются. 

Правительство Нижегородской области представило в дело отзыв,  в котором поддержало доводы апелляционной жалобы. 

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе,  прокуратурой Нижегородской области и ООО «КРАФТ» представлены  возражения. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы  в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. 

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в  соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ). 

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального  закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон   № 131-ФЗ), пункту 3 части 1 статьи 18 и части 1 статьи 24  Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)  утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам  местного значения городского округа, по которым принимаются  муниципальные правовые акты. Генеральный план городского округа  утверждается представительным органом местного самоуправления  городского округа. 

Суд первой инстанции, принимая во внимание названные нормы,  правомерно признал, что Постановление № 22 принято уполномоченным  органом в пределах его компетенции, надлежащим образом доведено до  всеобщего сведения и по этим основаниям не оспаривается. 

Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о  градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других  федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской  Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов  Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности  принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны  противоречить ГрК РФ. 

К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное,  водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных  территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного  наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, 


иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не  урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (пункт  3 статьи 4 ГрК РФ). 

Генеральный план городского округа является одним из документов  территориального планирования муниципального образования (пункт 2  части 1 статьи 18 ГрК РФ). 

Территориальное планирование направлено на определение в  документах территориального планирования назначения территорий исходя  из совокупности социальных, экономических, экологических и иных  факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития  инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета  интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9  ГрК РФ). 

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения, устанавливаемые в соответствии с  законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми  условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и  отображаются на картах генерального плана муниципального образования в  составе материалов по его обоснованию (пункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ). 

Кроме того, характеристики зон с особыми условиями использования  территорий включаются в положение о территориальном планировании  генерального плана в случае, если установление таких зон требуется в связи  с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4  статьи 23 ГрК РФ), а также в материалы по обоснованию генерального плана  в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с  размещением объектов федерального, регионального или местного значения  (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 ГрК РФ). 

Вопросы установления границ зон санитарной охраны регулируются  в том числе нормами водного законодательства и законодательства в сфере  санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 

Согласно части 1 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации  (далее - ВК РФ) для целей питьевого и хозяйственно-бытового  водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и  засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты,  пригодность которых для указанных целей определяется на основании  санитарно-эпидемиологических заключений. 


Для водных объектов, используемых для целей питьевого и  хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной  охраны в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43 ВК РФ). 

В силу абзаца второго пункта 5 статьи 18 Закона № 52-ФЗ проекты  округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для  питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, а  также границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и  хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами  исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии  санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным  правилам. 

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и  эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и  водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02  «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов  питьевого назначения», утвержденными постановлением Главного  государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта  2002 г. № 10 (далее - Санитарные правила, СанПиН 2.1.4.1110-02). 

Согласно абзацу первому пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны  санитарной охраны (далее также - ЗСО) организуются в составе трех поясов:  I пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов,  площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала;  II и III пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную  для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом  из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы  соответственно их назначению устанавливается специальный режим и  определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение  ухудшения качества воды (абзац второй названного пункта). 

Границы зон II пояса зоны санитарной охраны источников  водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяются в  соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 (абзац третий этого же пункта). 

Границы II пояса зон санитарной охраны водоемов (водохранилища,  озера) определяются в зависимости от природных, климатических и  гидрологических условий. 

Пункт 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации ЗСО  должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: 


определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий  по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению  загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования  территорий трех поясов ЗСО. 

В соответствии с пунктом 1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02 в состав проекта  ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень  предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями,  сроками их исполнения и исполнителями. 

Определение границ зоны и составляющих ее поясов содержится  в текстовой части проекта зон санитарной охраны (пункты 1.6, 1.12 СанПиН  2.1.4.1110-02). 

Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект ЗСО  с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного  санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных  организаций, после чего утверждается в установленном порядке. 

Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением  Правительства Нижегородской области от 9 марта 2011 г. № 157  «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской  области» Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской  области является уполномоченным органом по утверждению проектов  округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для  питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях,  а также по установлению границ и режима зон санитарной охраны  источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. 

Однако, как установлено судом в ходе рассмотрения дела, на момент  принятия Постановления № 22 такой орган исполнительной власти  Нижегородской области определен не был; сведения об утверждении  границы зоны санитарной охраны для источника водоснабжения река Ока  (II пояс) до настоящего времени отсутствуют. Правительство Нижегородской  области как постоянно действующий высший орган исполнительной власти  Нижегородской области правового акта об установлении границ зоны  санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового  водоснабжения река Ока, на территории которой находится земельный  участок с кадастровым номером 52:18:0050004:50, не принимало. 

С учетом приведенного законодательства и изложенных обстоятельств  следует согласиться с выводом суда о том, что отображение в Генеральном  плане города Нижнего Новгорода зоны санитарной охраны источников 


водоснабжения (II пояс), не утвержденной в установленном порядке,  противоречит актам большей юридической силы. 

Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению,  как недоказанные и обусловленные ошибочным толкованием приведенных  норм. 

Решение суда основано на анализе исследованных доказательств,  мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям  законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы  материального права правильно применены и истолкованы. 

Оснований для отмены решения суда первой инстанции,  предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации, не имеется. 

Руководствуясь статьями 308, 309 и 311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Нижегородского областного суда от 12 декабря 2018 г. оставить без  изменения, апелляционную жалобу городской Думы города Нижнего  Новгорода без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи