ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 11-КА20-1-К6
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 10 июня 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Николаевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шукурова Хусаина Юсуповича на решение Советского районного суда г. Казани от 22 апреля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 30 июля 2019 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12 ноября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Шукурова Х.Ю. о признании незаконным распоряжения главы администрации Советского района исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 12 февраля 2019 года об исключении Шукурова Х.Ю. и членов его семьи из списка граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения Шукурова Х.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
с 17 октября 2008 года Шукуров Х.Ю. (он, супруга и пять детей) состоит на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно списку получателей жилищных сертификатов многодетных семей, имеющих 5 и более детей, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, в Республике Татарстан на 2019 год, утверждённому 29 ноября 2018 года министром строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Республики Татарстан (далее - Список получателей жилищных сертификатов), семья Шукурова Х.Ю. указана под номером 18.
Распоряжением глава администрации Советского района исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 12 февраля 2019 года № 260р «О внесении изменений в учётные дела и перерегистрации малоимущих граждан» (далее - Распоряжение от 12 февраля 2019 года) на основании пункта 4 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильём многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утверждённых постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года № 326 (далее - Правила от 16 мая 2008 года), Шукуров Х.Ю. и члены его семьи исключены из указанного выше списка, поскольку его дочери Шукурова Т.Х и Шукурова М.Х. образовали свои семьи (имеют своих детей).
Шукуров Х.Ю. обратился в суд о признании данного распоряжения незаконным, считая, что оно нарушает право его семьи, длительное время состоящей на учёте как многодетная, являющейся малоимущей, нуждающейся в улучшении жилищных условий, на получение жилищного сертификата, противоречит принципам Конституции и требованиям федерального законодательства в области жилищных правоотношений.
Решением Советского районного суда г. Казани от 22 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 30 июля 2019 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12 ноября 2019 года состоявшиеся по делу судебные акты оставлены без изменения.
В связи с поступлением в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобы Шукурова Х.Ю. об отмене принятых по делу судебных актов по запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2020 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 26 мая 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а
также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на неё, Судебная коллегия считает, что судами допущены такого рода нарушения норм материального права.
Разрешая вопрос о законности оспариваемого распоряжения в части, касающейся Шукурова Х.Ю. и членов его семьи, суды, формально сославшись на положения подпункта 24 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Указа Президента Республики Татарстан от 17 марта 2001 года № УП-216 «О дополнительных мерах по улучшению жилищных условий многодетных семей», подпункта «а» пункта 4 Правил от 16 мая 2008 года, исходили из того, что предоставление на безвозмездной основе субсидии для приобретения жилья за счёт средств Республики Татарстан является дополнительной мерой социальной поддержки семей, имеющих 5 и более детей, следовательно, исключение семьи Шукурова Х.Ю. из Списка получателей жилищных сертификатов, как не отвечающей критериям региональной социальной программы, принятой на основании Указа Президента Республики Татарстан от 17 марта 2001 года № УП-219 «О дополнительных мерах по улучшению жилищных условий многодетных семей», не свидетельствует о нарушении жилищных прав административного истца.
Такая позиция является ошибочной исходя из следующего.
Законность и справедливость при рассмотрении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также с получением гражданами и организациями судебной защиты путём восстановления их нарушенных прав и свобод (статьи 6, 8, 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее - КАС РФ).
При разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное (части 2 и 5 статьи 15 КАС РФедерации).
Обязанность доказывания законности управленческого решения возлагается на орган, организацию, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (статьи 210, 226 поименованного кодекса).
Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья и нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат и субсидий за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъекта Российской Федерации отвечает провозглашённым статьёй 7 Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Конституции Российской Федерации корреспондируют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которых органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2).
Правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием субсидий, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту прав граждан, которой надлежит быть полной и эффективной.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьёзно ущемлённым. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учёта всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от 12 июля 2007 года № 10-П, от 13 декабря 2016 года № 28-П, от 10 марта 2017 года № 6-П, от 11 февраля 2019 года № 9-П).
В целях усиления социальной поддержки многодетных семей в Республике Татарстан, создания им благоприятных жилищных условий, способствующих полноценному развитию и воспитанию детей, а также привлечения дополнительных государственных средств для обеспечения жилой площадью многодетных семей Указом Президента Республики Татарстан от 17 марта 2001 года № УП-219 установлено, что многодетные семьи, имеющие пять и более детей, проживающих с родителями и не образовавших свои семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, относятся к категориям граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений. При этом учитываются также дети, находящиеся на
срочной военной службе, на учебе в высших, средних, профессионально - технических и иных учебных заведениях (пункт 1).
В целях реализации названного указа распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 марта 2005 года было утверждено Положение о временном порядке выплаты средств на приобретение жилья для многодетных семей в Республике Татарстан, утратившее силу в связи с утверждением постановлением названного органа власти от 18 декабря 2017 года № 732 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения.
На момент включения административного истца в Список получателей жилищных сертификатов действовали Правила от 16 мая 2008 года, определяющие сертификат как именное свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение за счёт средств бюджета Республики Татарстан субсидии, финансовой поддержки государства, для приобретения жилого помещения (пункт 2).
Согласно названному нормативному правовому акту в редакции, действующей до внесение изменений 20 декабря 2011 года, право на получение сертификата имеют состоящие в органах местного самоуправления на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий многодетные семьи, имеющие пять и более детей, зарегистрированных и проживающих с родителями и не образовавших свои семьи (подпункт «а» пункта 4), основанием для отказа в признании гражданина имеющим право на получение сертификата является непредставление или неполное представление документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи, копии свидетельства о браке, выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счёта, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также реализация ранее права на улучшение жилищных условий (получение жилого помещения) с использованием субсидии за счёт средств бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов (пункт 13).
Как следует из материалов административного дела, семья Шукурова Х.Ю. поставлена на жилищный учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях ввиду проживания в квартире общей площадью 57, 8 кв.м, то есть на каждого члена семью приходилось 8, 27 кв.м, длительное время состояла в Списке получателей жилищных сертификатов как многодетная семья, так и не реализовав своё право, предоставленное ей законодательством субъекта Российской Федерации; на момент принятия Распоряжения от 12 февраля 2019 года состав семьи увеличился до 9 человек в связи с рождением двух внуков административного истца, на каждого члена семьи приходится 6,4 кв.м; каких-либо иных бюджетных средств и по иным основаниям на приобретение или строительство жилого помещения семья также не получала, то есть жилищные условия не улучшились.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Шукуров Х.Ю. на момент включения его в Список получателей жилищных сертификатов представил не соответствующие действительности сведения, либо он или члены его семьи совершили намеренно действия, повлёкшие уменьшение размера занимаемого жилого помещения, что могло бы повлиять на определение размера предоставляемой субсидии, в материалах административного дела не имеется.
Административным ответчиком не оспаривается, что две дочери Шукурова Х.Ю., ставшие совершеннолетними в период длительного ожидания получения сертификата, после рождения и вселения своих детей (3 октября 2016 года рождения и 10 марта 2018 года рождения) по месту своего жительства продолжают проживать с родителями.
При таких обстоятельствах вывод судов о необоснованности заявленных требований и законности исключения семьи Шукурова Х.Ю из Списка получателей жилищных сертификатов является неправомерным.
То обстоятельство, что по состоянию на 12 февраля 2019 года подпункт «а» пункта 4 Правил от 16 мая 2008 года действовал в иной редакции, дополнившей названную норму указанием о том, что к детям многодетной семьи, образовавшим свои семьи, относятся совершеннолетние дети, состоящие в браке или имеющие своего ребёнка (детей), не свидетельствует о законности оспариваемого распоряжения.
Изменение состава законно включённой в Список получателей жилищного сертификата многодетной семьи в связи с появлением внуков, проживающих вместе с матерью, продолжающей быть членом этой семьи, региональным законодательством не предусмотрено в качестве основания для исключения такой семьи из названного списка, следовательно, судебные инстанции неправомерно применили по настоящему административному делу к возникшим правоотношениям подпункт «а» пункта 4 Правил от 16 мая 2008 года в редакции постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 20 декабря 2011 года № 1021.
Согласно сформулированной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции в законодательном регулировании в социальной сфере должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определённость, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 24 мая
2001 года № 8-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, определения от 4 декабря 2003 года № 415-0, от 4 апреля 2006 года № 89-0 и другие).
Иное не только противоречило бы природе социального государства, но и расходилось бы с вытекающими из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации и обращенными к органам публичной власти требованиями обеспечения признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2018 года № 13-П).
С учётом изложенного вывод судебных инстанций о законности обжалуемого решения органа местного самоуправления является неправильным, основан на неверном истолковании норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
Судебная коллегия считает, что допущенные судами первой, апелляционной и кассационной инстанций нарушения норм материального права являются существенными, без устранения которых невозможны восстановление и защита интересов административного истца, следовательно, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Советского районного суда г. Казани от 22 апреля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 30 июля 2019 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12 ноября 2019 года отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований Шукурова Хусаина Юсуповича.
Признать незаконным распоряжение главы администрации Советского района исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 12 февраля 2019 года № 260р «О внесении изменений в учётные дела и перерегистрации малоимущих граждан» в части исключения Шукурова Хусаина Юсуповича и членов его семьи в составе семи человек из списка граждан, имеющих право на поучение жилищного сертификата.
Председательствующий
Судьи